Гармонические последовательности аккордов сольфеджио

Аккорды в сольфеджио

Создание и исполнение музыки — нелёгкий труд. Здесь нужно и хорошо владеть нотной грамотой, и осознавать механизм действия процессов скрытого характера.

Музыканты понимают и знают, что научиться качественно и ритмично играть невозможно без знания того языка, которым записаны ноты. И закономерно, что этому учат в различных школах музыки. Наша – не исключение. Ученик на занятиях сам выбирает программу, по которой он готов заниматься, и по желанию можно в нее включить также навыки чтения по нотам, изучение интервалов и иных обозначений.

В эстрадной музыке нередко применяются аккордовые последовательности по сольфеджио, которые для создания композиции признаны универсальными. Это связано с тем, что такие последовательности могут применяться в различных стилях.

Аккордовые цепочки по сольфеджио

Аккорды по сольфеджио представляют собой созвучие нескольких звуков (от трёх и больше). По отношению друг к другу звуки располагаются по каким-то интервалам, то есть на конкретном расстоянии. Существуют целые аккордовые цепочки по сольфеджио, так называемые последовательности, располагаемые особым образом. В таких цепочках соблюдены числа и правила соединения голосов в границах определённого жанра.

Аккорды от си по сольфеджио и другие сочетания имеют такую важную отличительную черту, как повторяемость. Также они характеризуются и определенного рода простотой. Существует несколько типов последовательностей:

  • диатоническое;
  • кварто-квинтовое;
  • хроматическое.
Читайте также:  Guitar hero 3 одна гитара

Все другие разновидности движения гармонии базируются на них.

Так как гамма — это база для построения последовательностей, то каждая последовательность именуется цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой. Поэтому в любой тональности может быть сыграна гармоническая последовательность. Здесь нужно учесть, что в случае диатонической структуры отображается лишь римская цифра.

Также важно помнить и о правилах голосоведения. Вот основные из них:

  • не стоит допускать того, чтобы в результате движения голосов бас оказывался выше тенора;
  • не рекомендуется использовать в басу два хода подряд на квинту либо кварту в одном направлении;
  • не стоит осуществлять движение всех голосов в одну сторону.

Аккорды в ми миноре по сольфеджио — это алгоритм для знакомства и композиций, относящихся к многоголосым. Аккорды в ре мажоре по сольфеджио и прочие сочетания — своеобразная отмычка к большинству музыкальных секретов. Обучение в данном случае основывается на отработке таких навыков:

  1. Понимание того, как строятся и играются аккорды в соль мажоре по сольфеджио и иные сочетания;
  2. Осознание того, как нужно анализировать аккорды от ми по сольфеджио и фрагменты произведений.

И тот, и другой навык опираются на изучение функциональных связей каждой последовательности внутри условного либо же безусловного лада. В базовом курсе все аккорды от фа диез для сольфеджио и другие сочетания относятся к таким функциям:

Изучая и играя аккорды от ре для сольфеджио, учащийся начинает осознано выделять базовую функциональную структуру той или иной композиции.

Аккордовые последовательности по сольфеджио

Аккорды в ладу по сольфеджио — основа огромного количества стилей. Это, прежде всего, блюз, хэви-металл, джаз. Для огромного количества классических пьес стало основой заимствование последовательности. На использовании аккордов построена вся нынешняя эстрада.

Здесь стоит отметить, что если композитор заимствует 7 нот подряд, то это будет признано плагиатом. А вот последовательности под такую норму не попадают. Если бы данный момент был актуален и в отношении последовательностей, то очень многие современные композиторы вынуждены были бы разделять полученные деньги с уже ушедшими из жизни творцами музыки и их последователями, которым принадлежат очень многие аккорды в ля мажоре по сольфеджио.

Таблица аккордов по сольфеджио в музыке является явным доказательством того, что количество последовательностей огромно. Авторским правом не облагается ни одна из них. По этой причине нередко можно отметить сходство многих эстрадных песен.

Существует довольно много приёмов работы с последовательностями. В качестве примера здесь можно привести такие моменты.

  • Аккорды си минор для сольфеджио и любое другое сочетание можно заменить на противоположное по звучанию;
  • Аккорды от фа для сольфеджио и иные сочетания можно изменять, добавляя надстройки;
  • Аккорды от звука ми по сольфеджио и другие сочетания можно заменять по правилу функции;
  • Аккорды от ноты ми по сольфеджио и прочие сочетания можно менять местами.

Примеры использования аккордов

В сети можно найти самые разные примеры аккордовых последовательностей по сольфеджио. Можете ознакомиться с ними или придумать личный пример.

Предположим, что вы уже знаете 20 аккордов и хотите создать авторскую композицию. Здесь разумнее всего воспользоваться методом подбора. Так вы сможете создать простую и запоминающуюся композицию. Обязательно учтите следующие рекомендации.

  • Начать стоит с поиска гаммы. Для этого нужно уже иметь текстовые наброски либо хотя бы мотив. Чтобы не ошибиться выбором гаммы, напойте песню несколько раз.
  • Определите ноту, которая предопределила композицию и тональную гамму. Исходя из гаммы и ноты, вы без труда найдёте требуемое сочетание.

Аккорды в музыке по сольфеджио — то, что помогает научиться создавать мелодии разного уровня сложности. Здесь главное – тренироваться систематически. Ещё следует запастись терпением и ни на секунду не сомневаться в том, то у вас всё получится.

Материалы по теме

Обращение интервалов

Музыкальный язык совершенно так же, как любой разговорный, и имеет свои правила грамотности.

Знаки в сольфеджио

Каждому музыканту нужно знать не только с помощью каких приемов играть на инструменте, но и важно знать азы всей музыки. Самое первое, с чем следует познакомиться — это знаки в сольфеджио.

Обозначения в сольфеджио

Обозначение нот буквами в сольфеджио. Как обозначаются аккорды, тональности, лады просто и понятно для всех.

Источник

Последовательности аккордов

В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или, как их по другому называют, гармонические последовательности.

Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии, что не всегда удобно для современного музыка, который играет или сочиняет поп, рок, джаз музыку.
Аккордовые последовательности — это универсальный инструмент для композитора, поскольку одни и те же последовательности используются в самых разных стилях. И хотя знание гармонии несомненно необходимо, все же выучить основные последовательности можно и без него.
Итак, попробую ликвидировать очередной пробел в русском отделе музыкальной теории.

Аккордовая последовательность — серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду (в тональной гармонии), либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка, являющаяся основой для построения пьесы. Таким образом, последовательность может быть 2, 4, 8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и формой.

Отличительной чертой последовательности является повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.

Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. Это главное отличие эстрадной музыки от академической. По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна.

Однако элементом стиля последовательности стали в джазе. При чем рэгтайм был основан на принципах классической гармонии, но стремился к простоте более поздних стилей. По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.

Немного о типах движения аккордов.

Существуют три базовых типа движения гармонии:

На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии. Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд последовательности именуют цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой.

Таким образом, гармоническая последовательность может быть сыграна в любой тональности. Нужно учитывать несколько правил, для чтения аккордовых последовательностей.

При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.

Например, цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7. Если же необходимо взять септаккорд, то указывается смена класса (7 или x), например III7.

Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:

1.Функциональные

Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора, другой для минора

Любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.

К таким последовательностям относятся:

I-VI-IV-V и другие.

2. Нефункциональные последовательности

К ним относятся и модальные, и тонально секвенционные последовательности.

Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженного разрешения доминанты или субдоминанты в тонику, в них отсутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.

Характерная особенность таких последовательностей это движение по секундам и терциям, а также квинтовые движения по часовой стрелке квинтового круга Например, последовательность аккордов Am7- Hm7. Очень распространенная последовательность.

Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Также ее можно представить, как последовательность II-III по G мажору.

Нередко нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.

Пример последовательности в миксолидийском G либо эолийский C:

G — Dm -Em -F

Аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов.

Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D. Существует немало известных мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов. Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов (о них в следующей статье).

Использование

Аккордовые последовательности основа многих стилей. Таких, как джаз, блюз, хэви-металл, так как гармония является основой этих стилей. Множество джазовых и рок композиций основаны на заимствовании аккордовой последовательности.

Это большой плюс последовательностей, как композиционного инструмента. Их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя. Это, пожалуй, единственная часть музыки, не облагающаяся авторским правом (иначе все были бы должны денег Баху :))

Музыканту часто гораздо легче наиграть, напеть мелодию на аккорды, а потом доработать ее. Многие известные songwriters сочиняют песни именно так. Это один из 4-х способов создания музыки. (Подробнее здесь https://study-music.ru/sochineni-muzyki-poshagovyj-algoritm/)

Хотите верьте, хотите нет, но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежат всего две-три последовательности. В такой музыке гармония не имеет существенного значения. Например, блюз, рок-н-ролл, панк, некоторые жанры EDM.

Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.

Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания, минор на мажор и т.д., к любому аккорду можно добавлять надстройки, аккорды можно менять местами и заменять по правилу функции. Предлагаю проделать такие пермутации с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.

В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.

Источник

Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения

Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.

Главные аккорды

Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.

Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.

Побочные аккорды

Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).

II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——

На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).

По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.

II IV VI I III V VII
Bm 7b5 Dm 7 Fmaj 7 Am 7 Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) Em 7 (E 7 ) G 7 (#Go)

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.

II IV VI I III V VII
Dm 7 (Dm 7b5 ) Fmaj 7 (Fm #7 ) Am 7 (bAmaj 7#5 ) Cmaj 7 Em 7 G 7 Bm 7b5

Правила голосоведения

В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:

  • Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
  • Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
  • Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
  • Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
  • Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
  • Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.

Обозначение аккордов

Тоника До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Мажор C D E F G A B
Минор Cm Dm Em Fm Gm Am Bm
Септа C7 D7 E7 F7 G7 A7 B7

Аккордовые последовательности

Простые универсальные последовательности:

Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C

C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

Em — F#7 — B7 — Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

Am — Bb — E7 — Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am

Источник

Оцените статью