Гармоническое соединение аккордов это

«Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.»
учебно-методический материал по теме

Лекция по гармонии «Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.» Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом курсе обучения гармонии.

Скачать:

Вложение Размер
soedinenie_glavnyh_trezvuchiy.docx 154.46 КБ

Предварительный просмотр:

Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение

Соотношение аккордов.
Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.

Художественная практика выработала определенные правила соединения аккордов. Основа соединения аккордов — голосоведение, которое образуется от различных видов совместного движения голосов.

Соединяя аккорды разных функций, нужно помнить правила удвоения в трезвучиях и секстаккордах.

Соединение аккордов, при котором общий звук для двух аккордов остается на месте, в том же голосе, называется гармоническим соединением.

Аккорды тоники и доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении. В трезвучиях кварто-квинтового соотношения всегда имеется общий для двух аккордов звук (пятая ступень лада — это квинтовый звук тоники, а для доминанты — основной тон). Общий звук остается на месте, бас идет скачком в бас нового аккорда в любом направлении, остальные два голоса идут плавно в звуки нового аккорда (плавным движением называется движение голоса на интервал не больше терции)

Аккорды тоники и субдоминанты находятся между собой также в кварто- квинтовом соотношении. Между ними тоже есть общий звук, это первая ступень лада, что делает возможным создавать гармоническое соединение.

Кроме гармонического, существует и мелодическое соединение аккордов. При мелодическом соединении все голоса имеют подвижную мелодическую линию, соответствующую нормам плавного голосоведения. Технология соединения таких аккордов такова: а) бас ведется на кварту, б) три верхних голоса движутся плавно противоположно басу на соседние звуки второй гармонии, например:

Гармоническое соединение применяется для связи 3х звуков кварто-квинтового соотношения, у которого есть всегда один общий звук (T-S, T-D).

Мелодическое соединение применяется для связи не имеющих общих звуков (S-D).

Для соблюдения правильного голосоведения необходимо следить за правильностью голосоведения каждой пары голосов. В гармонии запрещены параллелизмы (пример5)— движение пары голосов параллельными квинтами, примами или октавами, а так же движение всех четырех голосов в одном направлении(пример 6). Необходимо избегать перекрещевания — такого соединения при котором один из голосов оказывается выше соседнего голоса (пример 8). Нежелательная передача хроматического хода из одного голоса в другой, которая называется переченьем. (пример 9)

Источник

Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий

Расположение и мелодическое положение трезвучий. Удвоения в трезвучиях.

Расположение аккордов в 4-х-голосном изложении определяется интервалами между соседними верхними голосами (S., A., T.), расстояние между басом и тенором при этом не учитывается, (бас может быть удалён от тенора на расстояние от унисона до двух октав, иногда – больше).

В тесном расположении верхние голоса расположены подряд по ближайшим тонам аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы терции и кварты, а расстояние между S. и T. меньше октавы.

В широком расположении верхние голоса расположены с пропуском очередного тона аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы квинты и сексты, а расстояние между S. и T. больше октавы.

Мелодическое положение аккордов определяется тоном аккорда, который находится в верхнем голосе (в S., в мелодии). Трезвучие может быть изложено в 3-х мелодических положениях: основного тона (примы), терцового тона (терции) и квинтового тона (квинты). [В септаккордах возникает возможность мелодического положения септимы].

Удвоения в трезвучиях. В трезвучиях обычно удваивается основной тон. В некоторых аккордовых соединениях необходимо удвоение терцового тона трезвучия, например, при разрешении V53 и V7 в VI (прерванный оборот) и при разрешении VII7 в Т.

Иногда трезвучие используют в неполном виде. В неполных трезвучиях пропускается квинта или терция. Например, при разрешении полного V7 в неполное Т53 с утроенным основным тоном пропускается квинтовый тон.

[При ненормативных удвоениях и пропусках тонов в трезвучиях может получиться смешанное расположение– между соседними верхними голосами чередуются интервалы тесного и широкого расположений].

Интервальное соотношение трезвучий. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий. Типы голосоведения.

Типы голосоведения.

По характеру мелодического движения в одном голосе различают голосоведение:

плавноеи со скачками (скачковое)

При плавном голосоведении каждый голос движется плавно – остаётся на месте или движется на секунду или терцию (т.е., на интервал не шире терции).

При голосоведении со скачками голос совершает скачки, т.е. движется на кварту и шире (т.е. на интервал шире терции).

[Нужно избегать движения голоса на ув. интервал – ув. интервалы надо заменять на ум., например, ув.2 на ум.7, ув.4 на ум.5. Нельзя использовать в басу интервалы септимы и ноны, образованные движением по квартам или квинтам в одном направлении (2 кварты = септима, 2 квинты = нона). Скачки в верхних голосах желательно компенсировать противоположным плавным движением].

По соотношению направления движения в любой паре голосов 4-х-голосного сложения различают 4 типа голосоведения:

противоположное – 2 голоса движутся в противоположные стороны: ↑↓ или ↓↑;

косвенное – один голос остаётся на месте, а другой движется ↑ или ↓;

прямое – 2 голоса движутся в одну сторону: ↑↑ или ↓↓;

параллельное (разновидность прямого) – оба голоса движутся в одну сторону на один интервал, при этом образуется движение параллельными интервалами.

В строгом 4-х-голосии запрещается движение параллельными ч.1, ч.8 и ч.5.

[в 4-х-голосном сложении образуется 6 пар голосов:

– 3 пары соседних голосов – S и А, А и T, T и В;

– 2 пары через голос – S и T, А и В;

– 1 пара крайних голосов – S и В]

Интервальное соотношение трезвучий определяется интервалом (расстоянием) между основными тонами трезвучий. Различают 3 типа интервальных соотношений трезвучий:

1. кварто-квинтовое – между основными тонами интервал кварты или квинты, например, I–V, V–I, I–IV, IV–I, II–V; трезвучия в кварто-квинтовом соотношении имеют 1 общий тон;

2. секундовое – между основными тонами интервал секунды или септимы, например, IV–V, V–VI, VII–I; трезвучия в секундовом соотношении не имеют общих тонов;

3. терцовое – между основными тонами интервал терции или сексты, например, I–III, I–VI, II–IV; трезвучия в терцовом соотношении имеют 2 общих тона.

Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий.

Различают 2 типа соединений аккордов: гармоническоеи мелодическое.

Гармоническое соединение– это соединение аккордов, при котором общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах). Гармоническое соединение возможно при соединении трезвучий в терцовом соотношении (2 общих тона) и трезвучий в кварто-квинтовом соотношении (1 общий тон). Общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах), остальные голоса переходят плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, при этом расположение сохраняется.

Мелодическое соединение аккордов – это соединение аккордов без общего тона. Мелодическое соединение обязательно возникает при соединении трезвучий в секундовом соотношении (нет общих тонов), а также возможно при соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении. При соединении трезвучий в секундовом соотношении (например, IV→V) бас идёт на секунду ↑, остальные голоса плавно ↓ (противоположно басу) в ближайшие тоны следующего аккорда, (расположение сохраняется). При мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении, если бас движется на ч.4 – остальные голоса нужно вести противоположно басу плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, если бас движется на ч.5 – остальные голоса нужно вести в одну сторону с басом (расположение сохраняется). Предпочтительнее противоположное движение голосов, поэтому при мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении по возможности лучше вести бас на ч.4, а не на ч.5.

Общее правило мелодического соединения – если бас идёт на меньший интервал (из двух возможных, например, на ч.4 вместо ч.5), то остальные голоса движутся плавно противоположно движению баса.

Источник

Голосоведение

Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.

Голосоведение – ОСНОВА гармонии!

Существует два вида движения голосов:

  1. Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.
  2. Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.
  1. Наиболее естественным является плавное движение голосов.
  2. Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)
  3. Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.
  4. Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.

Виды совместного движения голосов:

    Прямое – движение голосов в одном направлении


Параллельное – движение голосов одинаковым интервалом в одну сторону


Противоположное – движение голосов в разные стороны

  • Косвенное – один голос остается на месте
  • Часто в четырехголосии бывает соединение одновременно нескольких видов движения голосов. Ведь каждая из шести пар голосов создает свой вид движения и все они сочетаются в одновременности.

    Правила движения голосов:

    1. Лучше всего использовать косвенное и противоположное движение.
    2. Запрещено полностью прямое и параллельное движение.
    3. Запрещено движение параллельными квинтами и октавами.
    4. Запрещено перекрещивание голосов.

    Источник

    Cоединение трезвучий.

    Существует два вида соединения трезвучий: гармоническое и мелодическое.

      Гармоническое соединение – это такое соединение, при котором общий тон (или общие тоны) при смене аккорда остаются на месте в том же голосе.

    Гармоническое соединение аккордов используется:

    · в трезвучиях кварто-квинтового соотношения T – D; D – T; T – S; S – T.

    · в трезвучиях терцового соотношения (I – VI – IV – II – VII).

    При гармоническом соединении в соседних аккордах всегда есть как минимум один общий звук.

    а) Бас идет с основного тона Т ( I) на основной тон трезвучия, при этом в басовом голосе делается ход на 4, 5 или 3.

    б) Общий тон остается на месте.

    · Мелодическое соединение – это такое соединение аккордов, при котором все четыре голоса совершают мелодический ход. Оно возможно в любом из трех соотношений трезвучий.

    Но при секундовом соотношении аккордов ( например: S – D) мелодическое соединение является обязательным.

    а) Бас идет на 2↑ или ↓ .

    б) Остальные голоса движутся противоположно басу.

    1. Бригадный учебник С.25-27 разделы 2 – 4 прочитать.

    2.От звуков «ля-бемоль» и «до-диез» построить тесное и широкое расположение аккордов в трёх мелодических положениях – примы, терции, квинты.

    3.Построить в Фа мажоре и Соль мажоре Т 5/3 в положении терции (тесное) и соединить их со всеми трезвучиями по схеме. Сверху цифрой (4-5, 2 или 3) подписать соотношение трезвучий и технику соединения (гарм. или мел.). Играть на фортепиано все три схемы.

    СХЕМА:

    T II 5/3 T T III 5/3 T T S T T D T T VI 5/3 T T VII 5/3 T

    Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник

    solfamusictheory

    This WordPress.com. site is about music theory and methodology

    гармоническое соединение аккордов

    Соединение трезвучий

    Виды взаимодействия голосов

    При соединении аккордов необходимо стремиться к предельной плавности мелодической линии каждого из средних голосов (альта и тенора), а также логично и естественно выстраивать линию баса: восходящий мелодический ход или скачок должен сменяться нисходящим мелодическим ходом или скачком и наоборот.

    При взаимодействии голосов образуется прямое, противоположное и косвенное движение их относительно друг друга.

    Прямым называется движение голосов в одном направлении. Например, в “золотом ходе”:

    Частным случаем прямого является параллельное движение голосов, при котором образуются параллельные гармонические интервалы:

    Движение голосов в разные стороны называется противоположным:

    Движение одного голоса на фоне тянущегося или повторяющегося звука в другом голосе называется косвенным:

    Типы соединения аккордов

    В ладу трезвучия находятся в определенных интервальных соотношениях, определяемых по интервалу между основными тонами. При интервале секунды или септимы (T-II, S-D, D-VI, VII-T) соотношение называется секундовым, при интервале терции или сексты (T-III, T-VI, VI- IV, II-VII) – терцовым. А при интервале кварты или квинты (T-S,T-D, III-VI) – кварто-квинтовым.

    Трезвучия, находящиеся в секундовом соотношении, не имеют в своем составе общих звуков, поэтому при их соединении невозможно косвенное движение голосов. Зато возможно прямое и даже параллельное движение голосов, что может привести к образованию параллельных квинт, октав и прим. Чтобы избежать этого, бас нужно вести противоположно верхнему голосу.

    Трезвучия, находящиеся в кварто-квинтовом соотношении, имеют в своем составе один общий звук, а в терцовом – два общих звука. При их соединении предпочтительнее использовать косвенное движение голосов, оставляя общие звуки на месте.

    Такое соединение называется гармоническим. Соединение аккордов, при котором нет выдержанных звуков, все голоса движутся относительно друг друга, называется мелодическим.
    Образцы гармонизации мелодии главными трезвучиями

    Играйте на ф-но во всех тональностях квинтового круга:

    1. Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980.

    2. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. – М.- Л., 1949.

    Источник

    Читайте также:  Библиотека нот для инструментов народного оркестра
    Оцените статью