- Блюз: Гармония и форма
- Блюзовый лад в гармонии
- Значение пауз солиста, заполняемые отыгрышами оркестра (музыканта). Пример простейшей схемы блюза в До мажоре. Негритянская манера пения. Блюзовая пентатоника и гармония. Повтор мелодической строки. Ритмическое оформление гармонии аккомпанемента.
- Гармонии для фортепиано блюз
- Урок 8 Блюзовая прогрессия и примеры исполнения аккомпанемента левой рукой.12-тактовый блюз.
Блюз: Гармония и форма
Блюз (англ. blues — грусть) является одной из важнейших форм джаза. Он берет свое начало от старинных негритянских трудовых песен. Существовала также старая песенная форма, основанная на постоянном повторении припева, состоящего из нескольких выразительных строк, которые подхватывались хором слушателей. Многие певцы блюза аккомпанировали себе на гитаре, губной гармонике, причем сопровождающий инструмент был для певца не просто аккомпанирующим инструментом, а, скорее, собеседником, который доигрывал строфу, создавая настроение тоски по утраченному счастью, одиночества. Вот несколько отрывков:
Река Миссисипи так глубока и широка,
А моя девушка живет на том берегу.
Никто не хочет знать тебя,
Когда ты одинок.
Меня так волнует блюз,
Что я с трудом удерживаю слезы.
Блюз, блюз, блюз, как ты печален.
Да, блюз, блюз, блюз, как ты печален.
О, смерть, прошу приди ко мне
И вызволи меня из нищеты.
Нет у меня ни одного друга в этом городе:
Мой товарищ из Нового Орлеана бросил меня.
Кроме вокального блюза существует инструментальный блюз.
Большое влияние на его развитие оказал известный саксофонист Ч. Паркер. Характерной чертой разработанной им гармонической сетки являются многочисленные гармонические секвенции.
В основе блюза лежит 12-тактовый период из трех фраз по 4 такта с чередованием аккордов I, IV, V ступеней.
Существует несколько видов блюза: архаический (сельский), классический (городской) и блюз современный.
Характерной особенностью классического блюза является употребление субдоминанты (IVх) после доминанты (см. 9-й и 10-й такты). В современном блюзе следует обратить внимание на два варианта 11-го и 12-го тактов.
Задание Выучить гармонические сетки блюза. Играть в 12 тональностях.
Блюз. Лад
Блюзовая мелодия представляет собой больший интерес, чем взятая в отдельности гармоническая сетка. Своеобразие мелодии блюза заключается прежде всего в блюзовых нотах, которые образуют минорную пентатонику.
Блюзовые ноты — это низкие III и VII ступени лада:
Позднее джазовые музыканты добавили к блюзовым нотам низкую V ступень:
Один из способов употребления блюзовых нот заключается в скольжении их к основным ступеням гаммы:
в двойных нотах (тот же пример), либо в выдерживании одного из звуков в интервале. Наибольший эффект скольжения наблюдается на гитаре или на любом духовом инструменте. На фортепиано можно добиться эффекта скольжения при помощи исполнения перечеркнутого форшлага:
Наиболее удобным является скольжение, при котором форшлаг начинается с черной клавиши. Принцип скольжения может быть применен для двух или нескольких тонов:
Задание
Играть гармонические сетки блюза с употреблением в правой руке блюзовых нот различных сочетаний в тональностях:
С, F, В . Е , A , D , G, D, А.
Источник
Блюзовый лад в гармонии
Значение пауз солиста, заполняемые отыгрышами оркестра (музыканта). Пример простейшей схемы блюза в До мажоре. Негритянская манера пения. Блюзовая пентатоника и гармония. Повтор мелодической строки. Ритмическое оформление гармонии аккомпанемента.
Рубрика | Музыка |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.12.2013 |
Блюзовый лад в гармонии
Квадрат разбивается не на два или четыре, а на три предложения. Поэтическая строка, как правило, короче музыкальной, и потому огромное значение имеют паузы солиста, заполняемые отыгрышами оркестра (музыканта).
Одной из самых оригинальных форм, имевшей огромное значение на всех этапах развития джаза, является блюз. Истоки блюза следует искать в народной негритянской музыке. Условно блюзы можно разделить на три группы: блюз архаический (или фольклорный), классический и современный. Традиционной, установившейся формой блюза является 12-тактовый блюз, но возможны и отклонения. Вот пример простейшей схемы блюза в До мажоре:
Из приведенной схемы видно, что первые четыре такта основаны на тонике, вторые начинаются с субдоминанты и последний четырехтакт с доминанты. Такое деление по четыре такта не случайно. Оно основано на том, что поэтический текст блюза всегда трехстрочен по схеме: ААВ.
Тоническая, субдоминантовая и доминантовая гармония подчеркивает начало каждой новой строчки.
Только один блюз имеет свой собственный лад, а также собственную гармоническую сетку. «Блюзовая гамма» была получена путем сведения «под одну крышу» важнейших ладовых и интонационных ингредиентов данного лада. вспомним известную схему блюзового лада, впервые теоретически сформулированную У. Сарджентом:
Квадратными нотами в ней обозначены блюзовые тона, т.е. наиболее заметные в блюзовом ладе зоны неустойчивого интонирования, расположенные в районе III низкой и VII низкой ступеней лада. Если записать нотами в виде звукоряда c-d-es-e-f-g-a-b-h — (c) получим следующее:
Блюзовый лад — родоначальник (прародитель) джаза. Его элементы можно встретить в 99% джазовых композиций вне зависимости от их характера и стиля произведения. В основе блюза лежит т.н. блюзовая пентатоника, сама по себе в мелодии (если пренебречь 12-и тактовой формой) нисколько не отличающаяся от самой обычной пентатоники. Вот пример простой мелодии на основе пентатоники на основе 12-и тактов:
Блюзовая пентатоника отличается от нее тем, что находится в гармонии, и конкретно отличается методами мышления исполнителей. Пентатоника является основой потому, что она звучит убедительно и нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S.
Далее, если подставить на эту мелодию традиционную гармоническую сетку блюза, вот что получается:
Первые (простонародные) блюзы редко выходили за рамки трех функций и почти полностью строились из расчета этой самой пентатоники и могли исполняться в минорных ладах,
Если заменить аккорды в партии левой руки на минорные-то снова получите блюз, и неважно, в каких ладах они исполнялись, т. к. функциональности баса было вполне достаточно.
(в данном примере партия баса движется только по основным и квинтовым тонам, что не совсем музыкально, но наглядно видно, что блюз состоялся).
3. Блюзовые ноты
Негритянская манера пения отразилась на образовании так называемых «блюзовых» или «голубых» (blue notes), что в свою очередь отразилось на мелодике и гармонии джаза и на его необычном оркестровом звучании. Инструменты, подражая человеческому голосу, также пользуются такими нефиксированными, детонирующими звуками, которые вносят особое очарование и характерность в джазовую музыку. Блюзовые ноты — это пониженные III, VII, а также и V ступени в мажорном звукоряде. Это придает одновременное звучание мажора и минора, т. к. солирующие инструменты и голоса исполняют блюзовые ноты на фоне мажорной гармонии ритмической группы. Такое одновременное звучание мажора и минора является одним из характернейших свойств джазовой музыки. На форме 12-тактового блюза с блюзовой гармонией и блюзовыми нотами основано огромное количество джазовых тем. Влияние блюза чувствуется на всех направлениях джаза всех периодов. Непосредственно на блюзовой форме основываются такие стили джаза и эстрадной музыки, как «буги-вуги», «рок-н-ролл», «ритм-энд-блюз». Размер блюза чаще 4/4, темп произвольный, в ранних блюзах — большей частью медленный.
4. Блюзовая пентатоника
Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим.
В пентатонике, как известно, содержится 5 нот. Блюзовой пентатонику называют потому, что над мажорным ладом (в гармонизации) исполняется именно минорная (на основе минорного лада) мелодия. Мажор внизу и минор вверху — два одноименных лада (пример: Ре мажор и Ре минор). Для До мажора блюзовая пентатоника — это, соответственно: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза.
Древнейший лад (пентатоника), использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько внутренне гармоничный и естественный, легко усвояемый в устной традиции и стереотипно отпечатывающийся в психике человека — в джазе оказался жизнестойким и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит над мажорной гармонической функцией). Т.е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии. Таковы внутренние свойства блюзовой пентатоники. Но такая всезвучность присуща только этим пяти нотам.
Помимо наличия блюзовой пентатноики вторым атрибутом блюза является рифф, или, вернее сказать, структурная предрасположенность к риффу.
Рифф — ритмически и интонационно устойчивая неоднократно повторяющаяся простая мелодическая структура.
В блюзе используется повтор мелодической строки, что только усиливает восприятие формы. Техника, основанная на использовании повторов и есть техника риффа. Она весьма развита, так как единичные повторы в группе повторов могут интересным образом сдвигаться по времени, изменяться интервально или по высоте. Для построения блюза действенным будет повторить первую фразу на новой гармонии:
Для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и более того, недостаточно даже семи нот. А блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для До мажора соответственно — F# и Ab. Чтобы использовать весь набор блюзовых нот — одной пентатоникой не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе. Пример для наглядности — в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E.
Из примера следует, что в гамме До минор (а именно она лежит в мелодии над До мажорными функциями) все три основные простые пентатоники уже содержатся.
5. Гармония в блюзе
Гармония блюза четко фиксирована: первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 — на субдоминанте и тонике и последние по 2 — на доминанте и тонике в размере 4/4. В джазе вообще существует также строго определенное понятие «квадрата» — это импровизация на данную тему, уложенная в количество тактов этой темы. Т.е. «квадрат» по продолжительности равен теме и основывается на ее гармонической схеме. Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность — переход в пятом такте в субдоминанту — остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии:
Но чаще мелодии блюзовых тем содержат хроматизмы:
Современная гармония блюза была разработана Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи в сороковых годах. Этот тип блюза содержит много вариантов гармонических секвенций, которых не было в традиционном блюзе. В приведенной ниже упрощенной гармонической схеме такого блюза (стили «би-боп») между вторым и третьим четырехтактом появляется второй характерный для блюза гармонический оборот (в импровизации активнее используется оборот I-VI 7-IIm (седьмой, восьмой и девятый такты)):
Источник
Гармонии для фортепиано блюз
Проанализируем приведенные примеры выше:
— пример 1а — хорошая основа для многих блюзов и стилей.
— пример 1b — является вариацией на пример 1а с добавлением, 7-ой ступени на третью долю.
— пример 1с — в этом примере происходит перемещение от 3-ей ступени к 3-ей ступени ( E к E в этом примере) во время счета на 2 и 4 долю. Этот тип примера используется в буги-вуги, а также при игре Чикагского блюза.
— пример 1d — является вариацией на пример 1c, с добавлением 6-о ступени на 4-ую долю.
— пример 1e — дна вариация на шаблон 1с, на этот раз c добавлением интервала 6 на вторую долю.
— пример 1f — является вариацией на пример 1а, добавлением на слабые доли сверху ноты.
— пример 1g b 1h — является вариациями на 1а и 1b,на этот раз только с помощью четвертных нот. Они могут хорошо работать, если в правой руке играть шестнадцатые.
Теперь мы будем применять некоторые из этих моделей на 12-тактовый блюз в тональности G dur.
Практикуйте исполнение ниже приведенного примера с метрономом или драм-машиной, пока не достигните автоматизма.
Также очень важно много играть эти примеры как можно в большем количестве тональностей. Дальше представлен пример аккомпанемента левой руки в Сdur.
Урок 8 Блюзовая прогрессия и примеры исполнения аккомпанемента левой рукой.12-тактовый блюз.
Мы можем сделать следующие наблюдения, рассмотрев приведенную выше последовательность:
— Используются чередование доминантсептаккордов, построенных от 1-ой, 4-ой и 5-ой ступени (До мажор) такие как I7, IV7 и V7.
Ниже рассмотрим 12 тактовую последовательность, разделенную на 3 фразы по четыре такта:
— в первых 4 тактах используется I7(С7 в этом примере), во втором такте часто используется IV7 (F7).
— следующие 4 (т.е. начиная с 5 такта) такта начинаются с IV7, после двух тактов обычно следует переход к I7 (С7) — т.е. в такте 7.
— последние 4 такта (9 такт) начинаются с V7 (G7 в этом примере), в следующем такте (10 такт ) берется IV7 (F7).
Есть много вариаций на представленную выше прогрессию блюза особенно в джазовом исполнении, где могут быть использованы другие сложные аккорды.
Очень важным является знать эту прогрессию во многих других тональностях. Вот для вашей справки ниже приведена блюзовая последовательность в наиболее часто используемых тональностях F, G, и D:
Источник