Гармония аккордов для пианино

Аккорды. Мелодия и гармония

Сыграть несложную мелодию по нотам или подобрать на слух одной рукой вы уже научились на предыдущем уроке , теперь хотелось бы научиться играть двумя руками и к тому же подбирать к мелодии аккомпанемент. Об этом пойдет речь в новом уроке.

Для того, чтобы легче начать играть двумя руками, можно правой рукой научиться играть несложную мелодию (например, русскую народную песню «Я на горку шла»), а левой – повторяющуюся тоническую квинту. Квинта достаточно ясно характеризует тональность и для простоты может заменять аккорд. Кроме того, квинта дает устойчивую основу для руки еще неопытного музыканта.

Для начала игры двумя руками есть еще несколько простых детских упражнений, приведенных в «Музыкальных картинках» Л. Хереско. Например, поставив два больших пальца двух рук на фа и соль, юный музыкант последовательно ударяет по соседним клавишам вторыми, третьими, четвертыми и пятыми, постоянно возвращаясь к первым пальцам. Это упражнение напоминает поезд, колеса которого медленно раскачиваются, и предполагает постепенное ускорение темпа. Упражнение полезно и для выработки пальцевого удара, и для правильного положения рук на клавиатуре.

Заинтересовавшимся можно посмотреть пьески «Кот-лакомка», «Квартет» и другие из этого сборника.

Классическая гармония основана на аккордах – это созвучия их трех и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Сочетание двух терций – большой и малой – образует мажорное трезвучие, сочетание малой и большой – минорное. Существуют также трезвучия из двух малых терций (уменьшенное) и двух больших (увеличенное), но они встречаются намного реже.

Читайте также:  Выучить ноты для клавиатуры

В тональности трезвучия бывают главными и побочными. Определить просто: главные трезвучия в мажоре — мажорные, а в миноре (натуральном) – минорные. И наоборот, побочные трезвучия имеют противоположную ладовую окраску: в мажоре – минорные (одно даже будет уменьшенным), а в миноре – мажорные.

Итак, главные трезвучия тональности строятся на I, IV и V ступенях. В до мажоре это – до-мажорное (тоническое), соль-мажорное (доминантовое) и фа-мажорное (субдоминантовое) трезвучия.

Научитесь их играть левой рукой. Повторите несколько раз, чтобы запомнить и названия аккордов, и их звучание.

Вернемся к подбору аккомпанемента к песенкам. Найдите левой рукой квинты на I, IV и V ступенях. В до мажоре это будет «до-соль», «фа-до» и «соль-ре». Попробуйте правой рукой сыграть песенку «маленькой елочке». Всю первую фразу в левой руке можно повторять тоническую квинту («до-соль») В начале второй фразы (из лесу елочку. ) нужно взять субдоминантовую квинту – «фа-до», перед концом (взяли мы. ) – доминантовую «соль-ре», потом снова тоническую. Если получилось хорошо, замените квинты трезвучиями.

Сочетание минора и мажора встречается в песенке «Чунга-чанга». Начать нужно с до-минорного трезвучия, по ходу мелодического движения использовать доминанту, а в припеве (здесь будет преобладать доминанта) перейти на мажорные трезвучия.

Запомните: в классической музыке доминанта в миноре всегда мажорная!

Для удобства аккомпанемента можно применять не только трезвучия, но и их обращения.

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего – на октаву вниз. Процесс обращений может напомнить о детских конструкторах.

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом. На тяжеловесность этих названий сетуют даже музыканты-профессионалы . но все же, быстро привыкают. Поиграйте трезвучия и их обращения, подряд:

Итак, к тоническому трезвучию можно присоединить доминантовый секстаккорд и субдоминантовый квартсекстаккорд. Удобство в том, что общие для этих аккордов звуки останутся на месте, пальцы могут заранее нащупать клавишу, и глазами можно уже не искать нужные аккорды в другом регистре.

Эти последовательности можно выучить левой рукой в низком регистре, и применять для подбора аккомпанемента.

Для того, чтобы свободнее ориентироваться на клавиатуре, попробуйте уже подобранную песню поиграть в разных тональностях. Выберите для этого совсем несложную мелодию, пусть это будет, к примеру, «Едет, едет паровоз». Перенос музыкального произведения или его фрагмента в другую тональность называется транспонированием. Можно делать это по родственным тональностям, постепенно прибавляя количество бемолей или диезов (до – соль- ре –ля и т.д.). Самые смелые могут попытаться сыграть песенку и во всех тональностях, двигаясь по хроматизму (до – до# — ре – ре# и т.д.). Немного тренировки – и диезы и бемоли будут вашими лучшими друзьями!

Кроме трезвучий, в гармонии встречаются септаккорды (это сочетание четырех звуков, расположенных по терциям) и даже нонаккорды (сочетание пяти звуков, расположенных по терциям). Нонаккорд применяется, как правило, от V ступени (доминантовый), используется только в основном виде – обращения нонаккорда не применяются.

Еще больше звуков в аккорде иногда применяли композиторы XX века, например, Скрябин. Вместе с тем, чаще всего звуки многозвучных аккордов сливаются, напоминая об уже известных структурах, а многозвучные «гроздья», например, из секунд, будут называться уже не аккордами, а кластерами – красочным сочетанием множества звуков, которые сливаются в трудно различимое на слух сочетание.

Что касается септаккордов, они очень популярны в классической музыке и еще больше – в джазовой, поэтому им стоит уделить внимание.

Самый популярный септаккорд строится на V ступени и называется доминантсептаккорд. Он разрешается в тонику по строгим правилам, разрешение образует тоническую терцию (неполное трезвучие). Доминантсептаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

Квинтсекстаккорд разрешается в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд переходит при разрешении в тонический секстаккорд.

Без учителя эту тему освоить непросто, но можно попробовать выполнить задания из «Рабочих тетрадей по сольфеджио» Калининой, можно посмотреть учебник Г. Фридкина «Практическое руководство по музыкальной грамоте». Есть и другие учебники и пособия по теории музыки.

Еще один популярный в классике септаккорд строится на VII, преимущественно в гармоническом миноре, и состоит из трех малых терций. С самых ранних времен зарождения оперы и первых образцов инструментальной музыки этот аккорд получил инфернальную окраску – он символизировал силы, связанных с роком, страхом, ужасом, смертью. Явление статуи Командора, тема судьбы, образы призраков, состояние ужаса – все это область выразительности, связанная с уменьшенным септаккордом. Во всех обращениях уменьшенный септаккорд звучит одинаково.

Еще один септаккорд, применяемый в классике, имеет субдоминантовую функцию и строится от II ступени. Если к субдоминантовому трезвучию добавить сверху секунду, получится первое обращение этого септаккорда. Такой аккорд часто применяется как красочное дополнение субдоминантовой функции.

Итак, если вы уже свободно играете песенку «Маленькой елочке» с трезвучиями, попробуйте субдоминантовое трезвучие дополнить красочной секундой сверху (этот аккорд будет выглядеть как «фа-ля-до-ре» и называться «квинтсексаккорд второй ступени»), а вместо доминантового трезвучия нажать доминансепаккорд («соль-си-ре-фа», 4 звука по терциям).

Таким образом, ваш гармонический арсенал станет богаче и разнообразнее. Такие аккорды можно применять и при подборе других песен.

В XX веке септаккорды стали строить от всех ступеней, и широко применять их своеобразные краски.

Септаккорды подразделяются по трезвучию, входящему в их состав, и терции, дополняющей его сверху. Например: малый мажорный: мажорное трезвучие в основе + малая терция сверху. Это доминансепаккорд. Или: малый минорный: минорное трезвучие + малая терция. Это структура септаккорда II ступени, построенного в мажоре.

А вот большие мажорные септаккорды и септаккорды, имеющие в своем составе увеличенное трезвучие (увеличенный и большой минорный) могут придать звучанию джазовый оттенок – для классической музыки XVIII-XIX веков они мало характерны.

Подражая джазовым виртуозам-импровизаторам, все трезвучия можно заменить септаккордами.

Вслушайтесь в необычный саунд редко применяемых септаккордов, попробуйте импровизировать. Возможно, вы захотите применить не аккорды, как одновременное сочетание звуков, а арпеджио – их последовательное, поочередное звучание. Вслушиваясь в переливы звуков, в их красочные сочетания, комбинируя аккорды — можно представить себя начинающим композитором.

На следующем уроке мы продолжим наше знакомство с аккордами.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Мероприятия

20 апреля — Отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина

20 апреля 2021 года традиционный отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина!

13 апреля концерт/мастер-класс Юрия Нугманова

13го апреля приглашаем вас на концерт/мастер-класс Юрия Нугманова. Нас снова посетит легенда! Ведь Юрий — первый российский гитарист, которому стоя рукоплескал знаменитый Карнеги холл.

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности»

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности». Квартет под управлением Александра Лаврова исполняет произведения Александра Лаврова

18 февраля концерт учеников Анны Акоповой

18го февраля в клубе «Вермель» состоится концерт учеников Анны Акоповой, преподавателя вокала нашей Рок-Академии.

Источник

Красивые аккорды и гармонии.

Если у тебя возникают проблемы при подборе красивых сочетаний аккордов, плохо владеешь нотной грамотой, или вообще не знаешь музыкальную теорию — это статья для тебя. Сейчас узнаешь метод, который сэкономит кучу времени при подборе аккордов.

Оказывается, расстояния, из которых состоит аккорд, определяют его звучание. Если знать состав аккорда, то можно заранее предугадать, какое настроение он создаст. Ведь иногда достаточно всего одного аккорда для создания нужного настроения. А вот какой именно, вы сможете узнать из этой статьи.

Раскрываю секреты и фишки как писать красивые мелодии в треках и композициях. Метод идеально подойдет тем, кто не знает музыкальной теории, но кому очень хочется писать красивую музыку. Существуют готовые алгоритмы, которые сильно облегчают процесс подбора красивых лидов, риффов, секвенций.

Простое объяснение про тональности. Что это такое, как их отличать, их особенности, и в чём заключается их различие. Что такое диезы и бемоли в тональностях, как правильно их высчитывать.

Если хочешь начать делать более интересные гармонии для своих треков, то ты просто обязан знать про музыкальные лады. Каждый лад даст твоему треку свой персональный характер и эмоцию.

Хотите обманывать аккордами? Играйте неожиданные аккордовые сочетания. Рассказываю как это сделать проще.

Не знаете какие аккорды лучше использовать в конкретных народных ладах? Предлагаю способ нахождения максимально подходящих сочетаний аккордов в разных ладах.

Хочешь узнать, как затемнить звучание? Как сделать страшное и тревожное сочетание? Качай чек-лист по тому, как можно затемнить гармонию Темное звучание для твоих треков

Источник

Как подобрать аккорды к мелодии

Данная статья является текстовой расшифровкой видеоурока https://youtu.be/FD62ldMHV24

В этой статье рассмотрим принципы того. как подобрать аккорды к мелодии на примере простой мелодии с использованием системы TSD.

Гармонизация мелодии — это процесс подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой.
Существуют две базовые системы: тональная и модальная.
Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом.
В этой статье мы возьмём известную мелодию «Jingle Bells» (как очень простую и показательную) и подберём к ней простые аккорды в рамках системы T-S-D.
Этот урок прежде всего для тех, кто делает первые шаги в гармонизации и желает понять логику подбора аккордов для мелодии. Здесь будет рассматриваться не совсем привычный для классической гармонии подход, но этот подход, как мне кажется, лучше всего работает именно в современной музыке и он более практичен.
Итак, вначале послушаем мелодию, увидим как она выглядит в нотах и как она звучит.

Разберём первый небольшой фрагмент.

С чего стоит начать гармонизацию? Самый первый и банальный шаг состоит в определении тональности, в которой мы будем использовать аккорды.
Существует несколько способов определения тональности, но самый простой это подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и которой стремятся все ноты мелодии.
Так же можно посмотреть и на ключевые знаки. Послушайте этот отрывок.

Слышно, что последняя нота неустойчивая и она стремится к ноте соль (тоника)
Также, если вы посмотрите на окончание мелодии, то чаще всего в конце будет тоника лада.

Она звучит устойчиво и это и есть та нота, по которой мы определяем тональность.
Звучание здесь явно радостное, светлое, возвышенное и соответственно лад мажорный (G).
Следующий шаг, который вы должны сделать это выбрать аккорды, с помощью которых будем гармонизовывать мелодию. Поскольку мы будем использовать гармонизацию в пределах основных функций, то выберем только три аккорда. Это аккорд тоники G, это C и D. Пока возьмём три аккорда и будем использовать их.

Итак, с чего стоит начать? Здесь существует несколько подходов:
1. Можно посмотреть на ноты из которых состоит мелодия. Например, здесь ноты ре, си, ля, соль, ре

Посмотрим, в какие аккорды могут входить эти ноты.
Нота ре входит в аккорды G и D, то есть в тонику и доминанту.

Нота си входит только в аккорд G

Нота ля входит в аккорд D

И нота соль входит в аккорды C и G
Так же можно увидеть, что интервал отчерчивает здесь трезвучие G

Соответственно, первым можно попробовать аккорд G.
На первых этапах, когда вы ещё не совсем понимаете, как аккорды сочетаются с мелодией, вы можете действовать методом подбора. Затем вы уже будете слышать аккорды и понимать закономерность их взаимодействия.
Итак, пробуем аккорд тоники.

Как видите, он звучит достаточно хорошо.
Здесь мы опираемся на ноту ре, соответственно, можно предположить, что здесь прозвучит аккорд D.

Давайте попробуем сделать такую последовательность: G и D. Сразу оговорюсь, что я показываю сейчас метод гармонизации, при котором вы не знакомы с оригинальным аккомпанементом и подбираете гармонию именно на основе закономерностей движения ступеней.

Как видите, звучит не очень хорошо. Хочется, чтобы мелодия осталась на том же аккорде.

Одним из правил, которое применяется в гармонизации мелодии это организация одинаковых фраз или мотивов одинаковой гармонии. Это не строгое правило, но чаще всего если вы видите похожее движение, то закономерно использовать в начале тот же аккорд. Затем вы уже можете попробовать поэкспериментировать.
Дальше мы видим, что нота ми меняется.

Соответственно, аккорд G не подойдёт. Послушайте.

Не звучит.
Нота ми входит у нас в состав только аккорда C из трёх выбранных нами, поэтому здесь выбор очевиден — мы используем аккорд субдоминанты C. Послушаем.

Мы видим здесь, что нота ми выпадает на сильную долю. Небольшая подсказка: ноты, которые выпадают на сильные или относительно сильные доли очень часто определяют звучание гармонии и по ним можно ориентироваться, какой аккорд здесь более предпочтителен.
Попробуем поставить здесь аккорд C.

Нота фа-диез входит в состав только аккорда D, поэтому мы выберем аккорд доминанты. Получаем то движение, с которым мы работаем: базовая тоника, субдоминанта и доминанта.

Послушаем, что у нас получилось.

Здесь мы видим ноты ре, до и ля.

После доминанты единственный аккорд (отличный от доминанты), который мы можем использовать это аккорд тоники. Попробуем аккорд тоники, поскольку нота ре входит в состав тонического трезвучия.

Как слышите, звучание абсолютно не подходит. Поэтому единственный очевидный выбор здесь доминанта.

Для тех, кто хорошо разбирается в аккордах, обращу ваше внимание, что здесь есть нота до, которая является септимой. Поэтому, здесь можно использовать септаккорд.

И здесь очевидно будет аккорд G, потому что нота B входит в состав только аккорда G, это первая закономерность. Вторая: после доминанты в тональной системе мы можем использовать только аккорд тоники.

Ещё раз повторю, что сейчас мы не обращаем внимание на голосоведение, чтобы не усложнять вашу задачу.
Итак, куплет мы гармонизовали. Послушаем припев.

Нота си. Она входит в состав только G, поэтому мы используем здесь именно его. Как видите, здесь 4 такта будет один аккорд.

Дальше нота до. Очевидно, что это аккорд субдоминанты.

Здесь обратите внимание на следующую особенность: нота до попадает на первую долю.

И логичным, казалось бы использовать аккорд C. Но затем здесь повторяются три ноты си и они оттягивают на себя всё внимание. Всё мелодическое движение сосредоточенно здесь именно на подчёркивании ноты си, поэтому нота до здесь это так называемое задержание. Соответственно, здесь аккорд соль. Послушаем.

Здесь два выбора: аккорд G, либо D. Попробуем G.

Как видите, здесь внимание так же оттягивается на ноту ля, подобно предыдущему такту. Нота ля у нас может быть гармонизована только ре-мажорным трезвучием.

И здесь логично повторить трезвучие пятой ступени.

И здесь, как вы видите я выписал, так называемую, вторую вольту.

При повторении мелодия оканчивается вот этими двумя тактами.

Здесь будет очевидно аккорд D7, который разрешается в тонику.
Мы получили гармонизацию припева. Давайте послушаем.

Итак, мы гармонизовали мелодию «Jingle Bells», используя систему тоника-субдоминта-доминанта. В оригинале мелодия гармонизуется чаще всего по-другому, но тем не менее, данное звучание можно назвать корректным и оно не нарушает закономерности движения гармонии именно в тональной системе.
Давайте сделаем некоторые простые выводы, которые помогут вам гармонизовать мелодию.
Итак, первое что вы делаете это определяете тональность.

Затем выписываете в этой тональности три базовых аккорда: тонику (аккорд I ступени), субдоминанту (аккорд IV ступени) и доминанту. Затем подбираете аккорды к мелодии на основе следующих фактов:
1. Преобладающие тона в мелодии. Это, как правило, ноты, которые попадают на сильную и относительно сильную долю.
2. Движение функций. Вы не должны нарушать движения субдоминанта-доминанта, то есть у вас всегда должно быть движение по формуле T-S-D или её производных D-S-T, T-D-T и так далее. Но ни в коем случае не D-S. Это другая система.
3. Экспериментируйте. Пробуйте разные аккорды даже в, казалось бы, неподходящих ситуациях. Тренируй ваш слух и постепенно вы начнёте слышать нужное движение гармонии

Тренинг по гармонизации мелодии

Пошаговая система гармонизации мелодии в любом стиле

Кратко о тренинге

Тренинг «Гармонизация мелодии» — новый формат обучения в StudyMusic. По сути, это …

Источник

Оцените статью