Гармония это последовательность аккордов

Уроки гармонии. Золотая библиотека последовательностей. Часть1

Как и обещал в предыдущей статье делаю подробнейший обзор на самые популярные аккордовые последовательности. Эти последовательности обязан знать каждый музыкант, независимо от того в каком стиле он играет. Каждая из этих последовательностей встречается в сотнях различных песен и после их освоения, Вы сможете идентифицировать эти последования в любой песне.

1. Последовательность 50 или doo-wop

Формула последовательности I-VI-IV-V или C-Am-F-G для С мажора. Обычно каждый аккорд длится такт или два в зависимости от темпа песни. Это мажорная последовательность была широко распространена во времена раннего рок-н-ролла. Первая песня, которая приходит на ум это несомненно Pretty Women.

Как видите, эта последовательность основана на простом принципе расширения тонической функции в полном функциональном обороте.

Вариации этой последовательности встречаются в нескольких разновидностях. Кроме различных повторений, очень часто меняют местами аккорд IV и VI ступени и тогда последовательность приобретает вид I- IV- VI -V. Такого рода последование нарушает логику движения функции и звучит более диатонично. Классический пример использования такого оборота песня More Than a Feeling группы Boston.

Кроме того очень часто аккорд S заменяют на его минорный аналог и получается: I — VI — II — V

Такая последовательность используется в песне Radiohead No Surprises

2. Андалузская каденция
Очень популярная последовательность, используемая для создания испанского звучания. В классической музыке также носит название фригийский оборот по названию тетрахорда, на ступенях которого эта последовательность построена. В рамках тонального мышления, данный оборот содержит противоречащий правилам оборот D — S.

Поскольку в основе фламенко лежит модальность, то очень сложно идентифицировать ступеневую направленность данной последовательности (либо мажор либо минор). В зависимости от мелодики, гармония может тяготеть как последнему трезвучию, так и к первому минорному аккорду. Хотя есть случаи применения этой последовательности в мажоре, все же это минорная последовательность.

Основные вариации, которые встречаются здесь, это замена на минорные аккорды и смена порядка следования аккорда. Также для усиления тонального начала последний аккорд можно заменить на септаккорд, а также добавить надстройки к основным аккордам.

Hit the road Jack Ray Jarles

God Bless the Children of the Beast Motley Crue

Innuendo Queen

Stray Cat Strut Stray Cat

Видоизмененные варианты с перестановкой аккордов:

Don’t Speak No Doubt

Big in Japan Alphavill

3. Backdoor каденция

Так в джазовой гармонии называется оборот II — bVII,как противопоставление стандартной джазовой каденции II-V-I.

За счет появления аккорда bVII данный вид последовательности имеет плагальное звучание и может использоваться как для завершения построения,так и для отклонения в тональность одноименного минора (кроме того, весь оборот можно трактовать как дорийский).

Beatles In My Life и If I Fell.

Чаще всего используется как оборот, а не как основа для целой песни.

4. Bird Progression или последовательность Чарли Паркера

Это последовательность выкристализовалась в блюзах Паркера и представляет собой джазовый вариант блюзового квадрата с внедрением в него секвенции оборота II-V

Один из вариантов

| I | viiø / III7 | vi / II7 | v / I7 |
| IV7 | iv / ♭VII7 | iii / VI7 | ♭iii / ♭VI7 |
| ii | V | I / VI7 | ii / V ||

BbMaj7 | Amin7♭5 / D7 | Gmin7 / C7 | Fmin7 / Bb7 |
| Eb7 | Ebmin7 / Ab7 | Dmin7 / G7 | C#min7 / F#7 |
| Cmin7 | F7 | BbMaj7 / G7 | Cmin7 / F7 ||

Как видите от блюза сохранилось 12 тактовость и доминанта в 9-10 тактах

Применение: любой блюз Чарли Паркера

5. Квадрат или круг (в Америке) аккордов

Движение аккордов по квинтовому кругу (последовательность квинт), простейший пример VI — II — V — I. Если выписать нотами в нисходящем движении, то получим

Полный круг в рамках диатоники

Такое движение гармонии можно найти в сотнях джазовых стандартах и доклассической музыке (например,у Баха и Вивальди). Вариации касаются изменения качества аккордов (например, все могут быть септаккордами), либо повтором звена со смещением на полутон вверх или вниз.

6. Последовательность Колтрейна или Giant Steps Changes

Эта уникальная аккордовая последовательность повлияла на многие джазовые пьесы второй половины XX века. Ей свойственны как черты джазовой гармонии,так и тональная неопределённость авангарда. В рамках данной статьи я лишь дам краткий обзор,а позже сделаю подробный разбор этой «магической» последовательности.

Выглядит она так

BM7* D7 | GM7* Bb7 | EbM7* | Am7 D7 | GM7* Bb7 | EbM7* F#7 | BM7*

Основная идея этой последовательности перемещение стандартного звена II-V-I, по звукам увеличенного трезвучия вниз, что Вы и можете наблюдать в приведенном примере.

Источник

Самые распространенные последовательности аккордов

Быть исполнителем или создателем музыки достаточно сложно. Важно не только знать нотную грамоту, но и понимать механизм действия скрытых процессов. Последовательности аккордов часто используются в эстрадной музыке. Они являются универсальным инструментом для создания мелодий, так как могут использоваться в разных стилях.

Теория

Если звучание стремится к определенному тональному центру или центральному аккорду, то такой фрагмент называют последовательностью. Иногда она представляет собой кратную синтаксической структуре гармоническую ячейку, в этом случае последовательность становятся основой для написания классической пьесы. Использование последовательностей четко связано с формой и ритмом.
В зависимости от частоты повторения отрезка и его длины, можно разделить последовательности на 2, 4 или 8-тактовые. Аккордовые последовательности даже помогают определить принадлежность мелодии к одному из музыкальных стилей. Человек, только начинающий изучать музыку, может отличить таким образом классику от эстрадных композиций. Если вы хотите писать собственные песни, то важно уметь строить последовательности аккордов, которые будут повторяться и легко запоминаться.

Отличия от гармонии в классической музыке

Для написания эстрадной музыки характерно простота и повторяемость аккордной последовательности. Она базируется на повторении музыкального отрезка, в отличие от классической музыки, где гармония движется непрерывно. Этот же принцип используется при написании коротких музыкальных фрагментов, используемых для рекламы.

Истоками последовательности аккордов, применяемых для эстрадных композиций, являются народные песни. Там была очень важна простота исполнения, поскольку на инструментах играли люди, не изучавшие нотную грамоту, а лишь овладевшие некоторыми приемами.

Настоящим элементом стиля стала последовательность в джазовой музыке. Изначально она была близка к классической гармонии, но вскоре регтайм стал стремиться к более простым повторениям – это характерно для поздних композиций.

Типы движения гармонии

Гармония может двигаться по одному из трех типов:

  • кварто-квинтовому;
  • хроматическому;
  • диатоническому.

Именно на этих трех типах строятся другие подвиды последовательности аккордов. Основой для построения является гамма, именно поэтому аккорды нумеруются в соответствии со ступенью, на которой находится их тоника.

Последовательность можно сыграть в любой тональности. При сохранении диатонической структуры в написании аккордов используют только римские цифры. При необходимости использования септаккорда указывают смену класса – 7 или х.

Функциональные последовательности

В их основе лежат магические круги функций:

  • для мажора T-D-S-T;
  • для минора T-MD-S-T (или большой T-MD-S-D-T).

В приведенных выше кругах использованы обозначения: T – тоника, D – доминанта, S – субдоминанта. Эти круги соответствуют любой функциональной последовательности. Например, I-IV-V-I, I-VI-IV-V-I или II-V-I-II. Создать такие последовательности можно для любой гаммы.

Нефункциональные последовательности

Модальные и тонально-секвенционные последовательности являются нефункциональными. В них нет четкого разрешения в тонику доминанты и субдоминанты. Также отсутствуют тональные тяготения. В этих последовательностях может быть задействовано от двух вариантов тональности. Примером тому является Am7 – Hm7, которая является самой распространенной последовательностью. Например, ее можно интерпретировать в дорийский минор, тогда формула будет I-IIm7. Эта же последовательность аккордов в тональности мажор может быть представлена как II-III по G.

Нефункциональную последовательность можно построить на основе натуральных ладов. Примером тому может стать последовательность в миксолидийском G мажоре или эолийском C. Формула может быть такая: G-Dm-Em-F. При этом нефункциональные последовательности чаще всего имеют в составе всего 2 аккорда. Мелодии строятся на их чередовании, и таких композиций немало. Но чаще всего используются все же последовательности с большим количеством аккордов, которые чередуются между собой.

Где используются аккордные последовательности

Аккорды являются основой множества стилей: джаз, хэви-металл, блюз и подобные им. Заимствование аккордной последовательности стало основой для множества классических пьес. Вся современная эстрада построена на использовании последовательностей.

С эстрадой связан интересный факт. Если плагиатом является заимствование 7 нот подряд, то последовательности под эту норму не попадают. Ведь иначе многим композиторам пришлось бы делиться гонорарами с давно умершим Бахом, которому принадлежат многие красивые последовательности аккордов, а точнее с его потомками. Использование последовательностей не облагается авторским правом. Именно поэтому многие считают, что эстрадные песни похожи между собой и имеют одну мелодию.

Наиболее часто используемые последовательности в джазе

Джазовые последовательности аккордов осваивать интереснее всего, так как они являются самыми необычными, сложными и красивыми. Одной их самых распространенных прогрессий является нисходящая ii V I.

  • | Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7.

Как видите, это мажорная последовательность, в которой фрагмент начинается с тональности С, а заканчивается в мажорной Ab. На всем протяжении отрезка тональность не меняется. Эту прогрессию рекомендуется изучить тем гитаристам, которые только начали знакомиться с джазовыми последовательностями. У этой последовательности есть родственный минорный вариант:

Она поможет даже опытным музыкантам расширить свой багаж знаний. Минорные последовательности аккордов освоить будет сложнее, чем мажорные из-за присутствия 7alt.

Еще один популярный джазовый и блюзовый гитарный ход – это движение от I к IV. В миноре с ней знакомы многие исполнители, а вот построить последовательность в мажорной тональности будет достаточно интересно. Примеры, которые вы можете сразу попробовать:

  • Cmaj7-Gm7-C7-F-maj7 или Cmaj7-Gm9-C13-Fmaj9-F6/9.

Попробуйте их в разных тональностях. Это станет отличным упражнением для слуха и пальцев.

Приемы работы с аккордами

Создать последовательность аккордов можно разными способами. Одним из самых распространенных случаев является использование собственного слуха. Этот прием заключается в том, что композитор напевает мелодию, которая пришла на ум или легла на текст, а потом уже подбирает к ней последовательности аккордов.

Гармоническая последовательность аккордов характерна для классической музыки. В других же стилях используется ограниченное количество последовательностей, где гармония существенного значения не имеет. Существует масса приемов, которые помогут вам создать свою последовательность. Аккорды можно заменить на противоположные по тональности или сделать к ним надстройки. Часто аккорды просто меняют местами. Чтобы найти для себя более приемлемый прием, попробуйте изменить тональность и сделать другие манипуляции со схемой T-S-D-T. Это еще одно полезное упражнение для будущих композиторов и просто музыкантов.

Пример создания последовательности

Итак, вы уже знаете около 20 аккордов, которые можно сыграть на гитаре и жаждете создать авторскую песню? Для таких случаев подойдет именно метод подбора, с помощью которого можно создать простую и запоминающуюся композицию.

Создание последовательности аккордов на гитаре начинается с поиска гаммы для песни. Для этого вам необходимо иметь уже готовый текст или хотя бы мотив. Напойте его несколько раз, чтобы правильно выбрать гамму, которая ляжет в основе новой последовательности. Определите ноту, которая предопределила мелодию.

  1. Определитесь с тональностью гаммы. Для этого возьмите ноту, которую вы нашли, снова напойте песню. Рекомендуем сначала всегда брать мажор, а если он не подошел, то пробовать минор.
  2. Исходя из ноты и гаммы, применяя правила семейственности аккордов, вы легко найдете правильное сочетание.
  3. Если вы недостаточно профессионально играете на гитаре, то используйте трюк «три аккорда». Разберем его на основе мажорной гаммы и основной ноты «до». В этом случае последовательность будет выглядеть следующим образом: до-мажор – фа-мажор – соль-септаккорд.

Для того чтобы научиться создавать более сложные мелодии, необходимо постоянно практиковаться. Разучивайте последовательности, которые используются в мелодиях, относящихся к разным стилям. Пробуйте писать свои первые последовательности, которые могут лечь в основу песен. Обязательно во время работы с последовательностями делайте большое количество повторений. Если у вас не получилось написать свою мелодию с первого раза, то обязательно получится со 101-го, поэтому не бросайте попыток. Для этого вам придется запастись терпением.

Источник

Читайте также:  Big gun табы для гитары
Оцените статью