Гармония с собой ноты

Правила игры

Классический курс гармонии основан на строго четырехголосной фактуре, и это имеет глубокое обоснование. Дело в том, что вся музыка в целом — и фактура, и форма, и законы построения мелодии, и все мыслимые средства эмоциональной окраски — происходит от законов человеческой речи, ее интонаций. Все в музыке — от человеческого голоса. А человеческие голоса делятся — почти не условно — на четыре регистра по высоте. Это сопрано, альт (или «меццо» в вокальной терминологии), тенор и бас. Все бесчисленные разновидности человеческих тембров — лишь частные случаи этих четырех групп. Попросту есть мужские и женские тембры, и есть высокие и низкие среди тех и других — вот четыре группы. И, как это ни покажется странно, четыре голоса — разных голоса — это именно то оптимальное количество, необходимое для озвучивания всех существующих в гармонии созвучий. Совпадение? Бог знает. Так или иначе, примем, как данность: Четыре голоса — это основа.

Любая фактура, как бы сложно и громоздко Вы ее ни создали, по сути будет четырехголосием, все остальные голоса неизбежно будут дублировать роли основных четырех. Интересная справка: в четырехголосную схему прекрасно вписываются и тембры инструментов. Даже диапазоны нот, доступные им, практически совпадают с диапазонами человеческих голосов. А именно, в струнной группе: роль сопрано играет скрипка, меццо — альт, тенор — виолончель, бас — контрабас, естественно. В группе деревянных духовых, в том же порядке идут: флейта, гобой, кларнет, фагот. У медных: труба, валторна, тромбон, туба. Я неспроста все это перечисляю. Вы теперь можете спокойно заменять тембры одной группы на другую, не заботясь о высотном диапазоне, не переписывая мелодий. Можно запросто передать музыку для струнного квартета такому же квартету духовых, и при этом музыка не пострадает, так как роли голосов, структуры их мелодий, технические ограничения, эмоциональные окраски — соответствуют друг другу так же, как у человеческих голосов.

Итак, правило первое: мы будем все делать четырехголосно. Во-вторых, поскольку мы не преследуем целей аранжировки, а только изучаем взаимодействие созвучий (как математика не подразумевает под цифрами физические яблоки или ящики, а оперирует числами вообще), то нам не нужны никакие инструменты. Вернее, сойдет любой, способный издать четыре ноты одновременно, по умолчанию — фортепиано. Кроме того, ради чистоты и прозрачности нашего мышления примеры и упражнения будем писать в так называемой «гармонической» фактуре, то есть, вертикальными «столбами», аккордами. Ну разве что изредка можно будет привести более развитый фактурно пример, чтобы показать, что изучаемый закон имеет силу и в таких условиях. Правило третье: упражнения или иллюстрации по гармонии пишутся на фортепианном (т.е. двойном) нотном стане, причем голоса распределяются по строкам поровну: на верхней — сопрано и альт, на нижней — тенор и бас. Правописание штилей в данных условиях отличается от традиционного: независимо от положения головки ноты штиль направлен всегда вверх у сопрано и тенора, и всегда вниз — у остальных. Дабы голоса в Ваших глазах не перепутывались. Четвертое: если нам нужно назвать многоголосное созвучие словами, ноты перечисляются снизу вверх с указанием знака (даже если он есть в ключе), договорились? В-пятых — это ОЧЕНЬ важно — никогда в гармонии не подменяйте, скажем, до-диез ре-бемолем, хоть это и одна и та же клавиша. Во-первых, эти ноты имеют все-таки разные смыслы (относятся к разным тональностям, имеют разное тяготение и т.д.), а во-вторых, несмотря на общепринятое мнение, они в действительности имеют даже разную высоту! Если у нас зайдет речь о темперированном и натуральном строе (пока что я не знаю, случится ли это), то Вы убедитесь, что до-диез и ре-бемоль — ноты абсолютно разные, ничего нет общего. Так что договоримся пока: подобная подмена одного знака другим может случиться только «по причине», а не по желанию. Это называется «энгармонизм» — такая тема у нас еще будет впереди. Ну-с, приступим, помолясь.

Читайте также:  Как настроить гитару 6 струн вручную
СТУПЕНИ

Все закономерности, изучаемые гармонией, абсолютно точно повторяются в любой тональности, они просто не зависят от названия тоники. Поэтому, чтобы выразить то или иное соображение, годное для любой тональности, мы не можем пользоваться названиями нот. Для удобства звукоряд любой тональности снабжается номерами, которые заменяют названия нот, и вот эти условные номера и называются ступенями. То есть, самый первый, главный звук гаммы — безразлично, какая именно это нота, и какой это лад — становится первой ступенью, дальше счет идет вверх до седьмой ступени (в до-мажоре, например, это «си»), после чего следует снова первая. Номера ступеней будем изображать римскими цифрами «I — VII». И уж если мы обнаружим, что, например, между ре и фа (II и IV ступени до-мажора) интервал малой терции, то можете не сомневаться, что такой же интервал окажется между II и IV ступенями любого мажора, какие бы невозможные знаки там ни оказались при ключе. Удобно, не правда ли?

ТРЕЗВУЧИЯ

Мы уже знаем, что трезвучие — это сочетание из трех нот, расставленных по терциям. Чтобы Вы чувствовали себя вольготно среди трезвучий, советую потренироваться в построении трезвучий от произвольных нот и вверх, и вниз. Причем, хорошо бы уметь это делать просто мгновенно, сочетая три способа: нажимать их на клавишах (хотя бы и на воображаемых), петь их, чтобы наизусть запомнить их окраску, и петь их же молча, в воображении. Так воспитывается «внутренний слух», который поможет Вам иметь звучащую музыку прямо в голове, продолжать работу прямо на улице, и вдобавок подарит Вам мало кому доступную возможность «вести», «петь», отслеживать в уме сразу несколько мелодических линий одновременно (ведь голосом-то Вы не охватите больше одной мелодии за раз!).

Читайте также:  Ноты рюмка водки лепса

Вам уже рассказали, что трезвучия бывают четырех видов: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное. Но это только слова, имена. А вот ассоциируются ли эти слова в Вашем сознании с окраской? Какие эмоции вызывает у Вас слово «уменьшенное»? Вот тут внутренний слух к Вашим услугам, и Вы чувствуете относительную «минорность» (из-за обилия ма-а-а-леньких терций) и режущий «по живому» диссонанс (уменьшенная квинта). В итоге — печальная, щемящая, полная боли, и одновременно попахивающая восточной экзотикой окраска. Вам также рассказали, что такое лад. Мы уже знаем, что если «отобрать» для работы среди абсолютно одинаковых полутонов несколько, расположенных определенных образом на клавиатуре, то появляется понятие тоники, появляются тяготения, словом, неравнозначные взаимоотношения между выбранными нотами. Лад — это и есть весь набор тяготений, устойчивостей некоего конкретного набора звуков. Введем теперь новый термин — «диатоника». Это нечто вроде системы координат, внутри которой у нас происходят все события. То есть, мы имеем дело только с семью клавишами из двенадцати в каждой октаве, а остальные пять как бы не существуют для нас. Эти семь клавиш — это и есть диатоника, диатонический звукоряд, текущая система координат для данных тональности и лада, это понятно? Любой звук, не принадлежащий к этому звукоряду, считается уже не «диатоническим», а «хроматическим» (в данной тональности). И вот теперь вернемся к нашим трезвучиям. Из уроков по теории Вы знаете, что мажорное трезвучие состоит из большой и малой терций, верно? Но это — вне тональности. А вот в пределах диатоники того же до-мажора на первый план выходит уже сочетание ступеней лада и их тяготений, интервалы же между ними теряют всякий интерес. Например, мажорное трезвучие от ноты «фа» действительно состоит из большой (фа-ля) и малой (ля-до) терций, и это еще ни о чем не говорит, это безликое и неокрашенное определение. И если мы нажмем трезвучие «фа — до — ля», то оно окажется состоящим из квинты и сексты, и не подойдет под это определение! А вот в условиях тональности до-мажор, наше трезвучие обретает смысл: это субдоминантовое трезвучие, независимо от расположения нот внутри него. В нем становятся заметны характеры и желания каждой ноты.

Читайте также:  Ноты для оркестра дербенко карнавал

«Фа» — довольно твердо стоит на ногах, но не прочь пойти в «ми». Потому что «фа» — прима, основной звук аккорда, и если его разрешить в «ми» — оно станет всего лишь терцией нового аккорда — а любому ведь приятнее быть первым парнем на деревне, чем мелкой сошкой в городе! «Ля» — звук неустойчивый и нерешительный, хоть и улыбается. Судите сами: «ля» и тут не является лидером, и после разрешения ему не светит ничего лучше, чем быть от тоники дальше всех. Однако «ля» — все-таки мажорная, большая терция, поэтому излучает оптимизм. «До» — совсем другое дело. Она выше всех, она на верном пути, ей предстоит стать королевой (то бишь, тоникой) и при этом и пальцем шевелить не придется. «До» останется на своем месте, а почет и уважение придут к ней сами. Вот Вам событие «фа-ля-до . ми-соль-до», содержащее сразу множество эмоций и приключений. Вы можете догадаться, что в условиях другой тональности, когда фа-мажорное трезвучие окажется на другой ступени, каждая его нотка будет иметь совсем другие краски и эмоции, по-другому тяготеть. Сделаем такой вывод — узнать, как строится тот или иной аккорд еще мало! Самое интересное с этим аккордом будет происходить только в тональности. И с точки зрения гармонии любое трезвучие должно именоваться не мажорным или минорным — это теперь совсем не главное — а трезвучием той или иной ступени, или той или иной функциональной группы. Тем более, что построить его можно отнюдь не только по терциям, согласны?

Теперь просто проследим, какими трезвучиями мы располагаем в мажоре и миноре. Не думаю, что это следует заучивать, это запомнится постепенно само по себе; просто проследим. Для этого возьмем натуральный (то бишь, основной, неизмененный) мажорный звукоряд, и от каждой его ступени отмерим трезвучие. Нас не должно волновать, большие там или малые терции получаются, мы должны только отмерять ступени через одну, оставаясь в данной диатонике, о-кей?

. и так далее. Построив все, что можно, мы получим такой список для мажора: I ступень-мажорное; II — минорное; III — минорное; IV — мажорное; V — мажорное; VI — минорное; VII — уменьшенное. А для минора: I ступень — минорное; II — уменьшенное; III — мажорное; IV — минорное; V — минорное; VI — мажорное; VII — мажорное.

Обобщим: в обоих ладах трезвучия основных ступеней (I, IV, V) совпадают с основным ладом. Медианта и субмедианта (III, VI) имеют противоположный лад. Трезвучия же вводных ступеней (это II и VII, соседние с тоникой) нужно просто запомнить, они не вписываются в симметричную схему. Чтобы Вам не пришлось возвращаться к вопросу, где и какие трезвучия в тональности располагаются, потренируйтесь:

1. Отыскивать тонику от трезвучия (например, трезвучие «си-бемоль — ре — фа, мажорное: в каких тональностях может встретиться; какова тоника, если данное трезвучие является VI ступенью? Или III-й? Или IV-й?).
2. Строить трезвучия любых ступеней в любой тональности. На время! Советы: трезвучия стройте пока что в классическом виде, как учились на уроках теории музыки. Не измышляйте пока всяких обращений. Пока задача: узнавать, из каких нот состоит аккорд, а расположение нот, даже в какой октаве — пока неважно. Во-вторых, постарайтесь не привыкать слишком к до-мажору, пытайтесь работать в любых тональностях. От Вашей гибкости и независимости от количества ключевых знаков зависит вообще, сумеете ли Вы хоть что-то применить в жизни. Никакие сведения у Вас в голове не должны сохраняться в виде названий нот. Иначе, зная, что «до-ми-соль» — мажорное трезвучие, Вы не признаете такого же трезвучия в нотах «ля-бемоль — до — ми-бемоль», понимаете? Будьте универсальнее! На следующем занятии, когда Вы будете уже щелкать эти ступени и трезвучия, как орешки, мы поучимся их соединять между собой и попытаемся раскрасить ими какую-нибудь мелодию.

Источник

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОДНОЙ НОТЫ (ВАРИАНТЫ)

Информация о медиа

Поделиться медиа

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей. Если у вас возникли вопросы или есть претензии от правообладателей Ознакомьтесь с документацией

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.

Soundmain — Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

184230 Россия , Мурманская область , г. Полярные Зори , ул. Сивко 5

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения «продукт», который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.

Файлы защищены

Источник

Красивые аккорды и гармонии.

Если у тебя возникают проблемы при подборе красивых сочетаний аккордов, плохо владеешь нотной грамотой, или вообще не знаешь музыкальную теорию — это статья для тебя. Сейчас узнаешь метод, который сэкономит кучу времени при подборе аккордов.

Оказывается, расстояния, из которых состоит аккорд, определяют его звучание. Если знать состав аккорда, то можно заранее предугадать, какое настроение он создаст. Ведь иногда достаточно всего одного аккорда для создания нужного настроения. А вот какой именно, вы сможете узнать из этой статьи.

Раскрываю секреты и фишки как писать красивые мелодии в треках и композициях. Метод идеально подойдет тем, кто не знает музыкальной теории, но кому очень хочется писать красивую музыку. Существуют готовые алгоритмы, которые сильно облегчают процесс подбора красивых лидов, риффов, секвенций.

Простое объяснение про тональности. Что это такое, как их отличать, их особенности, и в чём заключается их различие. Что такое диезы и бемоли в тональностях, как правильно их высчитывать.

Если хочешь начать делать более интересные гармонии для своих треков, то ты просто обязан знать про музыкальные лады. Каждый лад даст твоему треку свой персональный характер и эмоцию.

Хотите обманывать аккордами? Играйте неожиданные аккордовые сочетания. Рассказываю как это сделать проще.

Не знаете какие аккорды лучше использовать в конкретных народных ладах? Предлагаю способ нахождения максимально подходящих сочетаний аккордов в разных ладах.

Хочешь узнать, как затемнить звучание? Как сделать страшное и тревожное сочетание? Качай чек-лист по тому, как можно затемнить гармонию Темное звучание для твоих треков

Источник

Оцените статью