Гармония соловьева упражнения для фортепиано

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРТЕПИАНО В КУРСЕ ГАРМОНИИ

Автор: Наталья Александровна Соловьева
Пособие для учащихся музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ
Редактор А. Вустин.
Лит.редактор Е. Гульянц.
Художник М. Шлосберг.
Худож.редактор Г. Христиани.
Техн.редактор Е. Ставицкая.
Корректоры М. Бфименко, К. Петрова.

Четырехголосное изложение главных трезвучий. Перемещение трезвучий
Соединение главных трезвучий
Скачки терцовых тонов
Важнейшие кадансовые средства — кадансовый квартсекстаккорд и доминант-септаккорд
Секстаккорды главных ступеней
Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды
Трезвучие VI ступени в прерванном кадансе
Секстаккорд II ступени
Скачки при соединении изученных аккордов
Секстаккорд VII ступени
Доминантсептаккорд и его обращения
Септаккорд VII ступени и его обращения
Септаккорд II ступени и его обращения
Доминантсептаккорд, доминантсептаккорд с секстой, терцквартаккорд VII ступени с квартой
Фригийские обороты
Диатонические секвенции

Двойная доминанта
а) Септаккорд двойной доминанты
б) Вводный септаккорд двойной доминанты
в) Альтерация в аккордах двойной доминанты

Отклонения в тональности I степени родства
Модуляции в тональности I степени родства
а) Модуляции в тональности доминанты
б) Модуляции в тональности субдоминанты

Неаккордовые звуки
а) Задержания
б) Проходящие звуки
в) Вспомогательные неаккордовые звуки и предъем

Альтерация
а) Альтерация аккордов доминанты
б) Альтерация аккордов субдоминанты

Органный пункт
Мажоро-минор
Постепенная модуляция
а) Модуляция на два знака
б) Постепенная модуляция на 3-6 знаков в сторону диезов
в) Постепенная модуляция на 3-6 знаков в сторону бемолей

Эллипсис
Энгармоническая модуляция
а) Энгармонизм уменьшенного септаккорда
б) Энгармонизм малого мажорного септаккорда
в) Энгармонизм увеличенного трезвучия

Источник

Н. Соловьева — Упражнения на фортепиано в курсе гармонии

Учебники, пособия, задачники по курсу гармонии в музыкальных заведениях pdf

Н. Соловьева
Упражнения на фортепиано в курсе гармонии

Пособие для учащихся музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ
“Советский композитор”, 1989г.
для информации

Среди различных форм работы в курсе гармонии упражнения на фортепиано занимают особенно важное место. Общеизвестно, что, являясь эффективным фактором воспитания музыкального слуха и музыкального мышления, эта форма работы способствует также приобретению целого ряда практических навыков, необходимых музыканту любого профиля. Однако пособий, специально посвященных этому важному разделу курса, мало. Известные пособия С. Максимова, Л. Рудольфа не дают достаточного материала для решения многообразных задач, выдвинутых современными методами преподавания теоретических дисциплин.
В последнее время наметилась тенденция к созданию такого рода пособий. В издательстве „Музыка» вышло „Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии» Н. Мясоедовой и А.Мясоедова, отвечающее современным методическим требованиям. Однако в учебных заведениях нашей страны существуют разные подходы к преподаванию гармонии. Так, пособие Мясоедовых в своей методике опирается на традиции школы П.И. Чайковского. Предлагаемое пособие основывается на методических принципах, идущих от школы Н.А. Римского-Корсакова, так как именно этой методике следуют наиболее распространенные в наших учебных заведениях „Учебник гармонии» И. Дубовского, С.Евсеева, И.Способина, В.Соколова, задачники по гармонии Б.Алексеева, А.Мутли, В.Зелинского.
Настоящее пособие адресовано широкому кругу учащихся музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ. Его основная часть (темы 1-19) предназначена для изучающих общий курс гармонии. Диапазон трудностей внутри большинства разделов достаточно широкий — от таких доступных форм, как игра по крайнему двухголосию, до более сложных, импровизационных форм. Это дает возможность использовать пособие в работе с учащимися не только различных специальностей, но и различной степени подвинутости. Темы 20 — 26, разработанные менее детально, представляют собой своего рода приложение и могут быть использованы в работе с более одаренными и подвинутыми учащимися.
В значительной степени пособие содержит вполне традиционные формы упражнений на фортепиано, как, например, игра по так называемым цифровкам, гармонизация сопрано и баса. Однако „удельный вес» подобных упражнений в пособии уменьшен в пользу других видов заданий, связанных с развитием творческих навыков. Кроме того, выполнение традиционных упражнений предполагается на качественно ином уровне. Речь идет о том, что обязательным условием является стремление к игре музыкально осмысленных построений — будь то период, предложение или даже гармонический оборот. Это стремление должно быть отражено не только в метроритмической определенности, но и в других жанровых и стилевых предметах, штрихах и, возможно, нюансировке. В этом отношении автор пытается продолжить важную методическую линию учебника гармонии В.Зелинского, известного музыкальной выразительностью своего материала.
Принятая в пособии система обозначений в целом традиционна. Для обозначения главных ступеней применяются латинские буквы Т, S, D (минорная тоника обозначается t ). Побочные ступени обозначаются римскими цифрами. Слева от обозначения ступени буква т или ш означает тесное или широкое расположение; справа от них вверху располагаются цифры и буквы, обозначающие мелодическое положение, разновидность мажора или минора, а также побочные тоны.
Порядок расположения материала в пособии в основном ориентируется на „Учебник гармонии» И.Дубовского, С Евсеева, И. Способина, В. Соколова.
Необходимо обратить внимание на предоставление учащимся значительной самостоятельности в трактовке многих упражнений. Речь идет, в частности, о самостоятельном выборе направления и интервала некоторых секвенций, о произвольном метроритмическом решении ряда построений, о возможности использования предлагаемых построений как для секвенцирования, так и для досочинения. Заметим также, что в ряде упражнений возможно и желательно расширение указанного крута тональностей.
По усмотрению педагога возможны также некоторые перестановки материала. Так, например, игра незаконченных построений в начальных темах может быть перенесена на более поздний этап.
Автор выражает надежду, что данное пособие будет полезным материалом для изучающих курс гармонии, а также благодарит преподавателей теоретического отдела Государственного музыкального училища имени Гнесиных В.А.Кириллову и Р.М.Саркисову и преподавателя музыкального училища при Московской государственной консерватории Д. А. Блюма, принимавших участие в обсуждении работы и высказавших ряд ценных практических замечаний.

Предисловие.
Тема 1. Четырехголосное изложение главных трезвучий. Перемещение трезвучий
Тема 2. Соединение главных трезвучий.
Тема 3. Скачки терцовых тонов.
Тема 4. Важнейшие кадансовые средства — кадансовый квартсекстаккорд и доминант-септаккорд
Тема 5. Секстаккорды главных ступеней,
Тема 6. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды
Тема 7. Трезвучие VI ступени в прерванном кадансе.
Тема 8. Секстаккорд II ступени
Тема 9. Скачки при соединении изученных аккордов
Тема 10. Секстаккорд VII ступени
Тема 11. Доминантсептаккорд и его обращения.
Тема 12. Септаккорд VII ступени и его обращения
Тема 13. Септаккорд II ступени и его обращения
Тема 14. Доминантсептаккорд, доминантсептаккорд с секстой, терцквартаккорд VII ступени с квартой
Тема 15. Фригийские обороты
Тема 16. Диатонические секвенции
Тема 17. Двойная доминанта
а) Септаккорд двойной доминанты.
б) Вводный септаккорд двойной доминанты
в) Альтерация в аккордах двойной доминанты
Тема 18. Отклонения в тональности I степени родства
Тема 19. Модуляции в тональности I степени родства
а) Модуляции в тональности доминанты
б) Модуляции в тональности субдоминанты
Тема 20. Неаккордовые звуки
а) Задержания.
б) Проходящие звуки
в) Вспомогательные неаккордовые звуки и предъем
Тема 21. Альтерация
а) Альтерация аккордов доминанты.
б) Альтерация аккордов субдоминанты
Тема 22. Органный пункт
Тема 23. Мажоро-минор
Тема 24. Постепенная модуляция
а) Модуляция на два знака
б) Постепенная модуляция на 3-6 знаков в сторону диезов.
в) Постепенная модуляция на 3-6 знаков в сторону бемолей
Тема 25. Эллипсис
Тема 26. Энгармоническая модуляция
а) Энгармонизм уменьшенного септаккорда
б) Энгармонизм малого мажорного септаккорда
в) Энгармонизм увеличенного трезвучия

Источник

Учебники гармонии — для вуза, училища, консерватории

Учебные пособия по гармонии для консерваторий, училищ, заочного обучения


Учебник гармонии

«Музыка», 1965г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Тема 1. Большие и малые трезвучия. Четырехголосный склад
Тема 2. Функциональная система главных трезвучий
Тема 3. Соединение основных трезвучий
Тема 4. Гармонизация мелодии главными трезвучиями
Тема 5. Перемещение аккорда
Тема 6. Гармонизация баса
Тема 7. Скачки терций
Тема 8. Каденции. Период. Предложение
Тема 9. Кадансовый квартсекстаккорд
Тема 10. Секстаккорды главных трезвучий
Тема 11. Скачки при соединении трезвучия с секстаккордом
Тема 12. Соединение двух секстаккордов
Тема 13. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.
Тема 14. Основной доминантсептаккорд (D7)
Тема 15. Обращения доминантсептаккорда
Тема 16. Скачки при разрешении доминантсептаккорда в тонику.
Тема 17. Полная функциональная система мажора и гармонического мннора. Диатоническая система
Тема 18. Секстаккорд и трезвучие II ступени (Slle и SII).
Тема 19. Гармонический мажор
Тема 20. Трезвучие VI ступени (TSVI). Прерванная каденция. Приемы расширения периода
Тема 21. Субдоминантсептаккорд (Sib)
Тема 22. Вводные септаккорды (DVIb)
Тема 23. Доминантнонаккорд (D9)
Тема 24. Менее потребительные аккорды доминантовой группы.
Тема 25. Натуральный минор во фригийских оборотах
Тема 26. Диатонические (тональные) секвенции. Побочные септаккорды (секвенцаккорды)
Тема 27. Диатонические лады в русской музыке

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Тема 28. Двойная доминанта в каденции
Тема 29. Двойная доминанта внутри построения
Тема 30. Альтерация в двойной доминанте
Тема 31. Типы тональных соотношений
Тема 32. Отклонения. Хроматическая система
Тема 33. Хроматические секвенции. Отклонения
Тема 34. Модуляция
Тема 35. Модуляция в тональности первой степени родства.
Тема 36. Приготов1енное задержание в одном голосе
Тема 37. Приготовленное задержание в двух и трех голосах.
Тема 38. Диатонические проходящие звуки в одном голосе
Тема 39. Диатонические проходящие звуки во всех голосах
Тема 40. Диатонические и хроматические вспомогательные звуки
Тема 41. Хроматические проходящие звуки
Тема 42. Предъем
Тема 43. Скачковые вспомогательные звуки (неприготовленные и неразрешаемые)
Тема 44. Различные виды задержаний
Тема 45. Запаздывающее разрешение неаккордовых звуков.
Тема 46. Альтерация аккордов доминантовой группы
Тема 47. Альтерация аккордов субдоминантовой группы
Тема 48. Органный пункт
Тема 49. Мажоро-минорные системы
Тема 50. Трезвучие VI низкой ступени (tsVI) мажоро-минора.
Тема 51. Степени родства тональностей. Модуляция на два знака
Тема 52. Модуляция на 3—6 знаков
Тема 53. Модуляция через трезвучие VI низкой ступени (tsVI) мажоро-минора и через неаполитанский аккорд
Тема 54.Модуляция через одноименную тонику
Тема 55. Модулирующие секвенции
Тема 56. Эллипсис
Тема 57. Энгармоническая модуляция. Модуляция через уменьшенный септаккорд
Тема 58. Модуляция через энгармонизм доминантсептаккорда
Тема 59. Основные принципы построения тонального плана произведения
Тема 60. Некоторые вопросы гармонического анализа 41

Учебник гармонии
издание третье, дополненное
«Музыка», 1986г.

Предисловие ко второму изданию
Настоящий учебник гармонии предназначается для учащихся специальных курсов музыкальных училищ, общих курсов консерваторий, а также для заочного обучения. Для композиторов и музыковедов консерваторий требуется более расширенный и углубленный специальный курс повышенного типа, Однако этот учебник, как показывает педагогическая практика, может быть частично (во второй своей части) использован и для этих специальностей.
Дополнением к учебнику служит отдельно изданный задачник, в котором разнообразные практические упражнения (письменные и по игре на фортепиано) даются в систематическом порядке применительно к каждой главе (уроку). К задачнику, в свою очередь, прилагаются в отдельном издании образцы решений письменных задач, особенно необходимые для самостоятельного и заочного изучения гармонии.

ЧАСТЬ I

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Основные понятия
Глава 2. Строение аккордов
Глава 3. Ладовая основа гармонии
Глава 4. Основные функции аккордов
Глава б. Переменные функции аккордов
Глава 6. Голосоведение
Глава 7. Музыкальная фактура
Глава 8. Построение гармонических задач

ОТДЕЛ I
Глава 1. Главные трезвучия
Глава 2. Гармонизация мелодии
Глава 4. Гармонизация баса
Глава 5. Голосоведение со скачками

ОТДЕЛ II
Глава 6. Медианта
Глава 7. Медианта (продолжение)
Глава 8. Секстаккорд II ступени
Глава 9. Трезвучие II ступени
Глава 10. Свободное голосоведение
Глава 11. Секвенции

ОТДЕЛ III
Глава 12. Секстаккорды главных ступеней
Глава 13. Секстаккорды главных ступеней (продолжение)
Глава 14. Секстаккорды (продолжение)
Глава 15. Свободное голосоведение
Глава 16. Квартсекстаккорды

ОТДЕЛ IV
Глава 17. Домннантсептаккорд
Глава 18. Обращения доминантсептаккорда
Глава 19. Свободное голосоведение
Глава 20, Септаккорд II ступени
Глава 21. Септаккорд II ступени (продолжение)
Глава 22. Свободное голосоведение

ОТДЕЛ V
Глава 23. Доминанта с секстой
Глава 24. Секстаккорды VII и VI ступеней
Глава 25. Вводный септаккорд
Глава 26. Вводный септаккорд (продолжение)
Глава 27. Нонаккорд
Глава 28. Гармонический мажор

ОТДЕЛ VI
Глава 29. Верхняя медианта
Глава 30. Трезвучия натурального минора
Глава 31. Органный пункт
Глава 32. Второстепенные септаккорды
Глава 33. Секвенции

ЧАСТЬ II

ОТДЕЛ I
Глава 1. Ладовая альтерация в мажоре
Глава 2. Ладовая альтерация в миноре
Глава 3. Ладовая альтерация (продолжение)

ОТДЕЛ II
Глава 4. Общая теория модуляций
Глава 5. Модуляции в тональности I -й степени родства
Глава 6. Модуляции п тональности 1-й степени родства (продолжение)
Глава 7. Модуляции и тональности 1-й степени родства (продолжение)

ОТДЕЛ III
Глава 8. Модуляции через доминанту
Глава 9. Модуляции через доминанту (продолжение)
Глава 10. Побочные доминанты в мажоре
Глава 11. Побочные доминанты в миноре
Глава 12. Побочные доминанты (продолжение)
Глава 13. Модуляционное развитие

ОТДЕЛ IV
Глава 14. Мелодическая фигурация
Глава 15. Задержание
Глава 16. Приемы мелодической фигурации (продолжение)
Глава 17. Орнаментальное изложение

ОТДЕЛ V
Глава 18. Ладовая модуляция
Глава 19. Мажоро-минор
Глава 20. Модуляции в тональности 2-й степени родства нэ мажора
Глава 21. Модуляции в тональности 2-й степени родства (продолжение)
Глава 22. Модуляции в тональности 2-й степени родства из минора
Глава 23. Модуляции в тональности 2-й степени родства (продолжение)

ОТДЕЛ VI
Глава 24. Мелодико-гармоническая модуляция
Глава 25. Энгармоническая модуляция
Глава 26. Энгармоническая модуляция (продолжение)
Глава 27. Модуляции о отдаленные тональности

ОТДЕЛ VII Дополнение
Глава 28. Модуляции
Глава 29. Усложненная гармония
Глава 30. Натурально-ладовая гармония

Источник

Читайте также:  Ж ферре этюд для гитары
Оцените статью