Гармонизация гаммы до мажор ноты для фортепиано

Гармонизация гаммы до мажор ноты для фортепиано

Подбор аккордов к песне на слух – часто встречающаяся проблема у начинающих музыкантов. Большинство из них слышат басовую ноту, а другие надстройки – нет. Для того, чтобы «высчитать» остальные ступени аккордов, нужно знать, как гармонизируется гамма. Это знание пригодится также тем, кто пишет собственную музыку, без него невозможно создать качественную аранжировку. Импровизация – один из самых важных навыков, овладение которым возможно только в том случае, если музыкант знает, какие гаммы можно использовать для обыгрывания аккордовых последовательностей.

Для того, чтобы определить, какие аккорды можно использовать в той или иной тональности, нужно гармонизировать гамму, то есть построить аккорды от каждой ее ступени. Возьмём для примера гамму соль-мажор, последовательность нот в которой – G, A, B, C, D, E, F#.

Первая ступень – нота соль (G). Добавляем к ней две терции и получаем трезвучие G/B/D, первая терция в котором – большая, а вторая – малая. Таким образом получаем аккорд соль-мажор.

Вторая ступень – A. Добавляя к ней C и E, получаем ля-минор.

Третья ступень – B. Терции, добавленные к ней будут, соответственно, малой и большой, и выйдет си-минорное трезвучие.

Четвёртая ступень – С. Гармонизируя ее, получаем C/E/G – до-мажор.

Читайте также:  Таблица гитарных аккордов для фортепиано

Пятая ступень – D. Снова получается мажорное трезвучие, состоящее из нот D/F#/A.

Шестая ступень – E. Добавляя Gи B, получим ми-минор – аккорд, параллельный соль-мажору.

Седьмая ступень – F#. Здесь дело обстоит немного иначе, чем в предыдущих случаях, поскольку обе терции получаются малыми и пятая ступень аккорда оказывается пониженной.

Таким образом получаются семь аккордов, которые можно использовать в пределах тональности соль-мажор: G, Am, Bm, C, D, Em, F#dim, три мажорных, три минорных и один уменьшенный.

Если продолжить гармонизацию и добавить к каждому трезвучию еще одну ступень, получаем септаккорды: Gmaj7, Am7, Bm7, Cmaj7, D7, Em7, F#m7b5. Теперь становится видно, что один из трёх мажорных аккордов – это доминантсептаккорд. Аккорды, употребляемые в других тональностях, можно построить при помощи транспонирования. Для большей наглядности можно записать их в виде цифрованного баса:

Иногда аккордовая последовательность не содержит первой ступени, и становится затруднительно понять, какой гаммой ее обыгрывать. Для примера попробуем разобраться с последовательностью Dm7 — G7. Мы знаем, что доминантовый аккорд всегда стоит на пятой ступени гаммы, тогда первая ступень – это C, следовательно, обыгрывать эту последовательность можно нотами до-мажорной гаммы.

Другой пример: Dm7 – D#maj7. Такая последовательность строится только на третьей и четвёртой ступенях, а первая ступень – это си-бемоль.

Источник

Гамма до мажор на пианино ноты

Поговорим о C-dur, самой популярной тональности у всех начинающих. Обычно не возникает трудностей понять, как играть До мажор на пианино. Воспроизвести ее просто, поскольку в натуральном виде она не имеет знаков при ключе. Черными клавишами не пользуемся, нужны только белые. C-dur звучит бодро, оживленно, в ней написано много маршей, позитивных, современных или детских песен.

Тональность До-мажор

Всем известная последовательность от До к До — это и есть ноты тональности C-dur. Устойчивые ступени тонического трезвучия C: До, Ми, Соль. От субдоминанты: Фа, Ля, До. От доминанты: Соль-Си-Ре. Вы можете обращать (переворачивать) трезвучия и послушать, как меняется характер звучания. Это не другой аккорд — ноты те же. Смотрим первую строку:

Попробуйте взять на клавиатуре обращенное трезвучие и любую ноту из аккорда на октаву ниже, например, Соль-Ми-Соль-До. Привычное сочетание звуков стало насыщеннее. Со временем, разучивая разные классические и современные композиции, вы заметите, что обращения довольно часто используются в музыке.

Как играть До-мажор на пианино

Как мы уже говорили, весь звуковой ряд играем белыми клавишами. Не забывайте повторять последнюю До, а не заканчивать на Си. Вы не просто перечисляете ноты, а играете полноценную гамму, где первая и последняя ноты — это тоники, которые находятся друг от друга на расстоянии в октаву. Вы и сами заметите, как незавершенно звучит последовательность только из семи нот звукоряда.

Это натуральный C-dur:

Погодите, что значит «натуральный»? У мажора тоже есть три вида?

Верно. Вот гармонический, с пониженной Ля. Как в миноре, несколько по-восточному звучит гармоническая гамма До мажор на пианино. Ноты:

Мелодический при восхождении играют, как обычный, а при нисхождении понижается Си и Ля. Звучание приобретает печальную окраску. Что неспроста: нисходящий мелодический До-мажор — почти то же самое, что и До-минор, не считая обычной Ми.

Музыка в тональности C-dur

В 2012 году американские музыканты-любители проанализировали почти полторы тысячи популярных песен и выяснили, что самая популярная тональность аккордов в современной музыке — До-мажор. Что неудивительно, поскольку До мажор на пианино легок в исполнении, и новички в музыке с удовольствием играют любимые песни, вступая на путь обучения игре на инструменте. К тому же, любую песню можно транспонировать и свести к привычным и простым аккордам.

Кроме того, немало детских песен написано в этой гамме, таких как «Вместе весело шагать» и «Улыбка». Можно играть и ностальгировать одновременно. Вспомним детство?

Несмотря на то, что До-мажор принято считать веселой гаммой, есть в ней и невеселые произведения. Казалось бы, быть того не может! Но послушайте шумановскую «Ich grolle nicht». Аккорды явно мажорные, но в песне слышится печаль, даже если мы не знаем перевод слов.

Немного о пользе гамм

Гаммы — прекрасные упражнения для начинающих пианистов. Не думайте, что они скучны и однообразны. Послушайте, как продвинутые музыканты играют гаммы двумя руками или в четыре руки с басовой партией. Хотите уметь так же? Начинайте свои занятия на пианино с гамм для разогрева рук.

Как раз вам для начала подойдет Ля-минорная или До мажорная гамма. На пианино со временем станет легче играть, координация улучшится, а пальцы станут беглыми. Но если это занятие все еще кажется вам угнетающей рутиной, может быть, вы новый Рихтер?

Материалы по теме

Как быстро научиться играть на пианино

Овладеть пользующимися популярностью инструментами за считанные недели – это какая-то вещь из области фантастики? Конечно нет! Эта статья поможет разобраться, как быстро начать играть на пианино и синтезаторе.

Обучение пианино для взрослых

Где и как научиться играть на пианино взрослому и можно ли это сделать? Читайте в нашем материале.

Октавы фортепиано

В этой статье мы рассказываем о том как устроено фортепиано, сколько октав в пианино и рояле и как они называются.

Источник

Гармонизация мажорного лада

Любую гамму можно гармонизовать самыми разными аккордами.

Самым простым способом гармонизации гаммы является построение трезвучий на всех ступенях лада. Эти трезвучия можжно успешно использовать для создания гармонического сопровождения.

При гармонизации натурального мажора получаем следующие аккорды I ступень мажорное трезвучие II минорное III минорное IV мажорное V мажорное VI минорное VII уменьшенное

Важно T S D мажорные трезвучия уменьшенное трезвучие используется редко( чаще септаккорд или в секвенциях) Гармонический мажор I мажор II уменьшенное III минор IV минор V мажор VI увеличенное VII уменьшенное

Таким образом, в гармоническом мажоре есть все 4 вида трезвучия.

Аккорд минорной субдоминанты является отличительной чертой этой разновидности мажора.

Очень диссонирующий лад, потому используется в гармонии редко. Кроме того может применяться смешанный вид лада, при котором нижний голос движется по гармоническому мажору, а верхний по мелодическому( особенно актуально для септаккордовой гармонизации) ]]>

Источник

11 способов гармонизации гаммы

Иллюстрация гармонизации гаммы До мажор с добавленной пониженной ступенью

Гармоническая последовательность может завершаться не в исходной ступени, а раньше. Это приведет к модуляции , так что новый музыкальный эпизод начнется в новой тональности.

Так можно осуществлять секвенционное развитие гармонического сопровождения. Возможны буквальные повторения отдельных отрезков отдельных отрезков гармонической цепи, особенно, если мелодия тоже повторяется. Необязательно гармонизовать каждый звук мелодии — один и тот же аккорд может сопровождать отрезки мелодии длительностью в такт и более.

Разумеется, необходимо всегда помнить — ступенная последовательность и аккорды, размещенные на ее ступенях, должны быть подобраны таким образом , чтобы звуки мелодии являлись разрешенными в семействе сопровождающего аккорда. Для иллюстрации произведем гармонизацию гаммы С-dur(До мажор) с добавленной пониженной седьмой ступенью одиннадцатью возможными способами:

Источник

Гармонизация минорной гаммы

Гармонизация минорной гаммы

Вопрос о гармонизации минорной гаммы поставил меня немного в затруднительное положение. С одной стороны, я спросил себя «кто вообще гармонизует гаммы и зачем?», а с другой стороны я порылся в интернете, и информация о гармонизации гамм была, но была какая-то… «никакая» информация была.

Я знаю одну важную и не очень очевидную причину гармонизации гаммы или её фрагмента. Это когда требуется ускорить гармонический ритм (частота смены гармоний) до тех длительностей, которыми играется сама гамма.

Но, честно говоря, таких вариантов может быть очень много, и я даже не смогу передать логику гармонизаций этих гамм в этой статье или даже серии статей. Потому что, по сути, гармонизация гаммы не отличается от гармонизации чего-либо вообще. Отсюда вопрос: может под гармонизацией гаммы подразумевается просто диатонический состав аккордов минора?

Еще одно мнение которое бытует в интернете касается аккорда второй ступени – II-7b5 (и в нашем примере еще и VI-7b5). Их структура – минор с уменьшенной квинтой и говорят, что если после него сыграть аккорд III ступени, то получится модуляция! Потому что это малый вводный из параллельной тональности.

Во-первых, так просто модуляция не получится, не было подготовки и не было закрепления новой тональности.

Во-вторых, мы гармонизуем гамму в движении вверх/вниз и слушатель не сможет уловить тонкие ладотональные взаимосвязи и почувствовать какую-то ерунду в гармонии. Скорее будет сконцентрирован на крайних голосах (мелодии и басу).

Почувствовали какой-нибудь дискомфорт между 2 и 3 аккордами? Я нет.

Если мелодия не очень быстро движется (например целыми нотами) или вы хотите достичь некоторого другого эффекта, то можно поработать с этим аккордом и, например, поменять ему структуру, потому как, длинными нотами направление движения улавливается сложнее. Можно использовать II-7, а не II-7b5 (аналогично преобразовать и VI ступень как квинту II-7). А это кстати приводит нас к дорийской гармонизации минора. Но раз мы рассматриваем с тяготениями (хроматическими нотами), то для примера я еще добавил параллелизма в конце гаммы.

Источник

Оцените статью