Гаврилин лисичка поранила лапу ноты

Тема: Слушание музыки

Опции темы
Отображение

Слушание музыки

Девочки, выложила сегодня на другом форуме диски из серии «Слушаем музыку», помните, были такие кассеты раньше?
Вот думаю, и на своем любимом форуме тоже надо поделиться:
Слушаем музыку. Выпуск 1: Ах, вы, сени!
http://narod.ru/disk/2806514001/%D0%. 0%B8!.rar.html
Содержание:

1. Ладушки (прибаутка) (народная)
2. Петушок (прибаутка) (народная)
3. Дождик (автор музыки: Григорий Лобачев)
4. Жучка (автор музыки: Н. Кукловская)
5. Пастушок (фран. народная)
6. Белые гуси (автор музыки: М. Красев)
7. Курочка (автор музыки: Н. Любарский)
8. Лошадка (автор музыки: Николай Потоловский)
9. Кот Васька (автор музыки: Григорий Лобачев)
10. Грибок (автор музыки: Михаил Раухвергер)
11. Баю-баю (автор музыки: М. Красев)
12. Пастухи играют на рожках (народная)
13. Колыбельная (автор музыки: Б. Флис)
14. Зима (автор музыки: В. Карасева)
15. Медвежонок (автор музыки: Леонид Половинкин)
16. Кукла (автор музыки: Михаил Старокадомский)
17. Елочка
18. Елочка (автор музыки: Н. Бахутова)
19. Маленькая полька (автор музыки: Дмитрий Кабалевский)
20. Котик заболел (автор музыки: Александр Гречанинов)
21. Котик выздоровел (автор музыки: Александр Гречанинов)
22. Заинька (автор музыки: М. Красев)
23. Воробушки (автор музыки: М. Красев)
24. Медведь танцует под флейту (автор музыки: Ан. Александров)
25. Зима прошла (автор музыки: Н. Метлов)
26. Самолет (автор музыки: Михаил Раухвергер)
27. Танец (автор музыки: Александр Гречанинов)
28. Праздничная (автор музыки: Т. Попатенко)
29. Петя-барабанщик (автор музыки: М. Красев)
30. Весенняя праздничная (автор музыки: Н. Бахутова)
31. Зайчик (автор музыки: Михаил Старокадомский)
32. Коваль-ковалечек (народная)
33. По улице мостовой (народная)
34. Из-под дуба (народная)
35. Ах вы, сени (народная)

Читайте также:  Мой друг крутого под гитару с аккордами

1. Баю-баю (песня-прибаутка) (народная)
2. Вдоль по улице во конец (народная)
3. Ой, на горе-то (народная)
4. Верхом на лошадке (автор музыки: Александр Гречанинов)
5. Серенькая кошечка (автор музыки: В. Витлин)
6. Вечерняя песенка (автор музыки: В. Герчик)
7. Сказочка (автор музыки: Самуил Майкапар)
8. Осенняя песенка (автор музыки: Ан. Александров)
9. Самолет (автор музыки: М. Магиденко)
10. Конь (автор музыки: М. Красев)
11. Гусята (нем. народная)
12. Песенка зайчиков (автор музыки: М. Красев)
13. Клоуны (автор музыки: Дмитрий Кабалевский)
14. Елочка (автор музыки: М. Красев)
15. Как на тоненький ледок (народная)
16. Колыбельная (автор музыки: Александр Гречанинов)
17. Полька (автор музыки: Михаил Глинка)
18. Вальс (автор музыки: Самуил Майкапар)
19. Заинька (народная)
20. Медвежата (автор музыки: М. Красев)
21. Рыбка (автор музыки: М. Красев)
22. Заиньки и волк (автор музыки: В. Тиличеева)
23. Мотылек (автор музыки: Самуил Майкапар)
24. Курочка-рябушечка (автор музыки: Григорий Лобачев)
25. Козел (автор музыки: Ю. Некрасов)
26. Смелый наездник (автор музыки: Роберт Шуман)
27. Пастушок (автор музыки: Самуил Майкапар)
28. Ку-ку (автор музыки: М. Красев)
29. Синичка (автор музыки: М. Красев)
30. Веселый музыкант (автор музыки: Аркадий Филиппенко)
31. Тень-тень (автор музыки: В. Калинников)
32. Козлик (народная)
33. Ах, ты, береза (народная)

Источник

«Необычное путешествие с музыкой В.Гаврилина»

специалист в области арт-терапии

«Необычное путешествие с музыкой В. А. Гаврилина».

Продолжить знакомство детей с музыкой В. Гаврилина, дать возможность почувствовать колорит её звучания, специфику средств музыкальной выразительности. Расширить знания детей о творчестве композитора. Отразить своё отношение, понимание музыки в творческих двигательных этюдах и игре на музыкальных инструментах.

Читайте также:  Цифровое пианино с полновзвешенной клавиатурой

Рассказ о жизни и творчестве композитора. Прослушивание музыки: «Мальчик гуляет, мальчик зевает», «Лисичка поранила лапу», «Каппричио», «Поехал Тит по дрова». Работа над выразительностью мимики и жестов, передачей художественных образов в творческих этюдах. Обучение приёмам игры на детских музыкальных инструментах.

Портрет композитора В. Гаврилина, портрет мальчика, волшебная палочка, фонограммы музыки В. Гаврилина: «Часики», «Вальс» из балета «Анюта», «Тарантелла». Ритмические карточки П. Вейса, ударные музыкальные инструменты, шапочки зверей и дятла, часы, игрушка паук «тарантул», фото Вологодской областной филармонии им. В. Гаврилина, драматического театра в г. Вологда, подставка, указка.

Дети свободно заходят в зал под музыку В. Гаврилина «Вальс» из балета «Анюта».

Музыкальный руководитель. Дети, вам понравилась музыка, под которую вы вошли в зал? (Да.) Хотите узнать, кто написал такой прекрасный вальс? (Ответ детей.) Тогда проходите на свои места и садитесь. (Показывает портрет В. Гаврилина.) Посмотрите, я думаю, этот композитор всем вам знаком. Как его зовут? (Это портрет композитора Валерия Гаврилина.)

Правильно, ребята. Это композитор В. А. Гаврилин. Вам нравится его музыка? (Ответ.) Тогда вспомните, какие произведения этого композитора мы слушали. (Дети называют прослушанные ранее музыкальные произведения.)

В. А. Гаврилин написал очень много музыки для детей. Хотите я вас с ней познакомлю? (Ответ.) Тогда отправляемся в музыкальное путешествие с этой волшебной палочкой. Как только я ей взмахну и скажу волшебные слова, вы закрывайте глаза и начнутся чудеса.

Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой и говорит слова: «Раз, два, три, закрой глаза и не смотри!» В это время воспитатель ставит на стол часы.

Музыкальный руководитель . А теперь глаза можно открыть. Дети, что перед вами? (Ответ.) Давайте послушаем, как они звучат. (Слушают.) Вы недавно ходили в музей забытых вещей и видели разные часы очень большие и совсем маленькие. Как вы думаете, часы звучат все одинаково или нет? Конечно, маленькие часы ходят тихо и осторожно, а большие громко, тяжело. Еще есть часы «будильник», часы с боем. Часто бывает, что в квартире находится несколько часов. Если посидеть в тишине, то можно услышать, как они разговаривают. Такой разговор однажды услышал В. Гаврилин.

Сейчас прозвучит пьеса «Часики». Послушайте и скажите, какие часы здесь звучали? (Ответы детей.) Как они звучали, одинаково или по-разному? (Ответы детей.) Какие часы начали разговор? Какие часы его закончили? Вот какая необычная и интересная музыка «Часики». Хотите ещё волшебство? (Ответ.) Тогда будьте внимательны, и как я только скажу волшебные слова, снова закрывайте глаза.

Музыкальный руководитель взмахивает палочкой, дети закрывают глаза. В это время воспитатель кладет на стол большого паука .

Дети, кто это? (Ответ.) Да, это очень большой и ядовитый паук-тарантул. Такие пауки водились в провинции Италии вблизи города Торонто. Они очень опасны и ядовиты. Если люди встречали их на своём пути, то старались обойти и при этом очень быстро перебирали ногами и подпрыгивали. Из этих движений получился целый танец, который назвали «Тарантелла». Написал такую музыку и В. Гаврилин. Сейчас она прозвучит, а ваши пальцы попробуют её станцевать.

Воспитатель включает музыку «Тарантелла», дети «танцуют» её пальцами рук на коленях.

Музыкальный руководитель. Дети, понравилась вам музыка? Какая она по настроению? Музыка весёлая, очень быстрая, энергичная. Она, то передаёт замысловатый бег и переборы ногами, то становится лёгкой, отрывистой, прыгающей. Называется она «Тарантелла», а написал её наш земляк, композитор В. Гаврилин. Многие места в Вологде хранят память о нём. Это Вологодская областная филармония им. В. Гаврилина, (Фото) 1я музыкальная школа. Именно в ней начал учиться музыке Валерий, когда ему исполнилось уже 11 лет. Хотите узнать, чему там учат? Тогда я снова беру в руки волшебную палочку.

Музыкальный руководитель взмахивает палочкой, говорит волшебные слова. Дети закрывают глаза. В это время воспитатель ставит перед детьми карточки с нотами.

Дети, что это? (Ответ.) Конечно, это ноты. В музыкальной школе будущий композитор учился их читать. Давайте попробуем это сделать и мы.

Игра «Прочти ритм»

Музыкальный руководитель составляет из карточек разные ритмы. Дети читают их, используя вспомогательные слова: бегай, шаг, стой.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Из вас получились бы хорошие ученики. Но в музыкальной школе учат не только ритму. Ещё надо уметь слышать звуки и правильно их петь. Попробуем?

Импровизация с ручными знаками Г. Струве по показу педагога.

В творчестве В. Гаврилина много вокальной музыки, связанной с словом и человеческим голосом, который композитор считал самым совершенным инструментом. Его песня «Мама» наполнена теплотой и нежностью чувств. Любовь к пению ему привили на занятиях детского хора в музыкальной школе. Попробуем и мы быть такими же старательными учениками, как В. Гаврилин? Как называется эта песня? (Ответ.)

Работа над песней или исполнение знакомой песни по выбору музыкального руководителя.

Вот мы и побывали с вами на занятиях в музыкальной школе. Но есть ещё одно место, где очень любил бывать В. А. Гаврилин.

Музыкальный руководитель показывает фотографию Вологодского драматического театра.

Что это? (Ответ.) К театру у В. Гаврилина было особое, трепетное отношение. Именно поэтому в его творчестве много музыки, написанной к театральным спектаклям, сказкам. Сейчас я наиграю одну из них.

Музыкальный руководитель проигрывает фрагмент пьесы «Лисичка поранила лапу».

Как она называется? (Ответ.) Теперь и мы сможем отправиться в театр, но прежде моя волшебная палочка выберет артистов. До кого из ребят она дотронется, тат надевает шапочку любимого персонажа и садится в «норку». (Дети-артисты садятся на стульчики, расставленные по бокам зала, на них лежат шапочки зверей.) Ну вот, артисты все выбраны. Теперь, зрители могут спокойно пройти и занять места в зале. (Дети-зрители садятся на заранее приготовленные стулья напротив центральной стены.)

Музыкальный руководитель. И так, сказка начинается!

Пластический этюд «Лисичка поранила лапу».

В конце этюда зрители аплодируют.

Музыкальный руководитель. Молодцы дети. Снимите шапочки и оставайтесь пока на своих местах, потому, что наше путешествие продолжается, и я снова достаю волшебную палочку.

Музыкальный руководитель говорит волшебные слова, дети закрывают глаза. Когда глаза открывают, видят картину, портрет мальчика. (Картина подбирается по усмотрению педагога.)

Что это? (Картина, портрет мальчика.) Как вы думаете, может ли композитор нарисовать музыкальный портрет человека, передать его характер, настроение? (Ответы, размышления детей.) Конечно! И вы знаете эту музыку. Она называется «Мальчик гуляет, мальчик зевает».

Мальчики попробуют изобразить этого героя, а девочки, будут аккомпанировать им на музыкальных инструментах. Сейчас я отвернусь, а вы постарайтесь тихо и бесшумно занять свои места.

(Мальчики располагаются свободно по всему ковру, девочки с инструментами встают у центральной стены.)

Пластический этюд «Мальчик гуляет, мальчик зевает».

А теперь подойдите все ко мне. Сейчас будет самое главное волшебство, сюрприз. ( Музыкальный руководитель говорит волшебные слова, дети закрывают глаза, когда глаза вновь открывают, то видят в руках педагога диск.)

Ребята, на память о нашем музыкальном путешествии я хочу подарить вам диск с музыкой В. Гаврилина. На нем записаны знакомые уже вам произведения и песня «Мама», которую вы послушаете в группе вместе с воспитателем.

Дети выходят из зала под музыку В. Гаврилина «Вальс» из балета «Анюта».

Примечание. Вариант музыкально-двигательного этюда «Поможем лисе» (авторы К.В. Тарасова и Т.В. Нестеренко, программа «Гармония» для детей 6-го года жизни) можно найти в журнале «Музыкальный руководитель» март-апрель 2006 год.

Пчелинцева Елена Александровна

МДОУ №87 «Светлана» г. Вологда.

Развитие музыкально – художественной деятельности детей в условиях реализации Федеральных государственных требований.

В настоящее время, в условиях реализации Федеральных государственных требований большое внимание уделяется художественно-эстетическому направлению в развитии дошкольников.
Важно научить детей видеть, чувствовать и ценить гармонию в мире, использовать понимание её принципов в повседневной жизни. Решению этих задач способствует непосредственно образовательная художественная деятельность на основе синтеза искусств. В процессе творческой и познавательной активности формируется духовно-нравственное развитие детей, а принцип интеграции делает образовательную область «музыка» более интересной и увлекательной.

Значительную роль в формировании художественно-эстетического вкуса играет и внедрение в образовательную деятельность регионального компонента. Это приобщение детей к народной культуре, творчеству известных земляков: поэтов, художников, композиторов.

Имя Валерия Гаврилина наверняка знакомо каждому человеку, чья жизнь связана с музыкой. Родился Гаврилин 17 августа1939 года в Вологде. Несмотря на то, что Валерий начал заниматься музыкой поздно — в 11 лет, его блестящие музыкальные способности, невероятное трудолюбие позволили в короткий срок добиться удивительных успехов. Г. В. Свиридов высоко оценил творчество Гаврилина, сказав, что его музыка «зовет человека к добру и внутреннему совершенству». Творчество этого талантливого композитора неразрывно связано с родными русскими напевами. Его музыка отличается светом и теплотой, особой гармонией и театральностью. Наиболее доступной для детей является фортепьянная музыка. Валерием Гаврилиным созданы циклы «Детская сюита», «Танцевальная сюита», «Портреты», и др. Среди его фортепианных миниатюр есть и специфический «гаврилинский» жанр – литературно – музыкальная сказка для детей. Музыку и текст этих сказок сочинил сам композитор это: «Генерал идёт», «Поехал Тит по дрова», «А ну-ка, мальчики». Фортепьянные пьесы В. Гаврилина отличаются яркой театральностью, поэтому дети с удовольствием слушают их и обыгрывают в пластических этюдах. Яркая, выразительная, многогранная музыка В. Гаврилина способствует реализации основной цели образовательной области «Музыка» — развитию музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, даёт возможность расширить познания детей об окружающем мире.

Источник

Музыкальная гостиная «Валерий Гаврилин — детям»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Музыкальная гостиная для старших дошкольников «Музыка Валерия Гаврилина для детей»

Скачать:

Вложение Размер
muzyka_gavrilina.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная для старших дошкольников

«Музыка Валерия Гаврилина»

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ

«ДСОВ № 113» г.Череповца Захарчук Н.Б.

Цель: Знакомство с творчеством вологодского композитора В. Гаврилина.

  1. Продолжать учить слушать и анализировать музыку.
  2. Закреплять понятия: оркестр, хор, дирижер, инструментальная и вокальная музыка.
  3. Воспитывать любовь к малой родине, уважение к известным землякам
  • портрет В. Гаврилина,
  • иллюстрации: симфонический оркестр, дирижер, рояль, тарантелла,
  • фото череповецкого камерного хора «Воскресенье»,
  • кастаньеты и бубны (на всех),
  • аудиозаписи произведений В. Гаврилина.

Дети входят в зал под «Песню о России» Г.Струве, занимают места

  • О чем была песня, которая нас встретила? Да, о нашей Родине — России. В большой России живет очень много разных людей. Сегодня я хочу рассказать вам о нашем земляке. Знаете ли вы, кого называют земляками?

Да, так называют людей, которые родились на одной земле, в одной области. Я расскажу вам о вологодском композиторе –Валерии Гаврилине.

Композитор В. Гаврилин – наш земляк. Родился он 17 августа 1939 г. –

75 лет назад — на нашей Вологодской земле. Детство свое он провел на Вологодской земле, и всю жизнь бережно хранил память о славных русских людях, мастерах и умельцах, живущих в этом северном крае. Это они научили его видеть и красоту земли, и красоту людей. Он запомнил их сказки и побасенки, их говор и обычаи. И в своей музыке Гаврилин рассказывает нам о людях, которых узнал и полюбил, о том, что они чувствуют и думают, о чем печалятся, над чем смеются. И мы с вами сегодня послушаем его музыку.

Когда Валера был маленьким мальчиком, он жил в далекой маленькой деревеньке. В доме его бабушки висели старинные часы с кукушкой. Когда их бой раздавался поздно вечером, это значило, что пора идти спать.

Слушание: отрывок пьесы «Часы»

Как все ребята, Валера ужасно не любил спать. И чтобы он лучше засыпал, бабушка рассказывала ему сказки. Он их очень хорошо запомнил. А когда вырос и научился играть на фортепьяно, решил рассказать эти сказки с помощью музыки. Хотите послушать одну из них? Она называется «Лисичка поранила лапу».

Слушание: «Лисичка поранила лапу»

  • Что вы услышали в музыке?
  • Что и где произошло, и как об этом рассказала музыка?

Творческое задание : изобразить пантомимой, движениями лисичку, которая поранила лапу.

  • Вот такую историю рассказала нам музыка Гаврилина. Конечно, чтобы сочинять такую музыку, нужно было очень стараться. И Валера старался. Он был очень старательным и трудолюбивым. И у него многое стало получаться. Вообще-то здорово, когда что-то получается. Самому нравится. Иногда даже языком прищелкнешь от удовольствия. Вот так: цок-цок. Стойте-ка, ведь это на что-то похоже! Ну конечно: ведь так изображают цокот лошадиных копыт. А если заговорит рояль, то это может быть вот так (наиграть начало пьесы «Военная песня» — партию левой руки).
  • И вот представьте себе такую картину: едут кавалеристы, играет труба, бьет большой барабан. И звучит песня: «Ружье на месте, с пулями вместе, и штык наперевес…» Дальше я не буду рассказывать. Пусть расскажет рояль.

Слушание: «Военная песня»

  • Понравилась вам музыка? О чем она вам рассказала? Все ли время музыка была одинаковая по характеру или она менялась?

Повторное слушание (поднять руку, когда услышите, что музыка поменялась).

  • Эти 2 произведения – «Лисичка поранила лапу» и «Военная песня» — нам исполнил король музыкальных инструментов…(рояль)

(показ иллюстрации). Но В. Гаврилин писал музыку не только для фортепьяно, но и для целого оркестра. Что такое оркестр? (показ иллюстрации).

Сейчас в исполнении оркестра мы услышим очень известный и красивый танец «Вальс».

  • Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
  • Какие инструменты вы услышали в оркестре?
  • Вальс – это танец. Какие танцы вы знаете? Сейчас снова прозвучит оркестр. Он исполнит нам еще один испанский танец — тарантеллу.
  • Похожа ли «Тарантелла» на «Вальс»? Какая она по своему настроению?
  • Да, «Тарантелла» — очень бодрый испанский танец, в котором обязательно участвуют 2 инструмента. Узнайте их по звучанию (кастаньеты, бубен).

Мы с вами сейчас тоже организуем оркестр. Сидящие слева от меня будут играть на кастаньетах, а справа от меня – на бубнах.

Кто нужен оркестру, чтобы он играл слаженно?

Дирижером буду я. Когда показывает моя левая рука – играют кастаньеты, когда правая – играют бубны. А если обе сразу – то играют все вместе.

Сначала давайте попробуем – проведем репетицию.

А теперь – выступает оркестр: «Гаврилин. «Тарантелла».

(с ритмическим аккомпанементом)

  • Какие музыкальные произведения В. Гаврилина мы с вами сегодня слушали?

Все они написаны для музыкальных инструментов – это музыка инструментальная. Но больше всего Гаврилин любил музыку вокальную – музыку, написанную для человеческого голоса.

Все люди любят петь. Они могут петь по одному, а могут все вместе. тогда получается хор. В нашем городе есть прекрасный хор «Воскресенье» (показ фото ), дирижер – руководитель хора – Сергей Зуев. В исполнении этого хора мы послушаем с вами «Вечернюю песню» Гаврилина.

Слушание: «Вечерняя песня» (из цикла «Перезвоны»)

  • Вам понравилась музыка? Чем? Кто исполнял ее (только человеческие голоса – хор, которые были похожи на звучание колоколов).

Смолкли голоса. И все стало тихо. Уже поздно. Слышите: опять бьют бабушкины часы, кукует кукушка: раз, два, три… шесть, семь.

Слушание: отрывок пьесы «Часы»

И еще, и еще: «Пора, пора…» Пора, пора прощаться, говорит рояль, до свидания! До новых историй!

Дети покидают зал

По материалам сборника «Что услышал композитор»

Источник

Оцените статью