Гайдн двойной концерт для фортепиано со скрипкой

Гайдн двойной концерт для фортепиано со скрипкой

Концерт для скрипки с оркестром си минор, соч. 61: I. Allegro
Игорь Ойстрах, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Валентин Жук (Эдвард Элгар) 17:43
2

Концерт для скрипки с оркестром си минор, соч. 61: II. Andante
Игорь Ойстрах, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Валентин Жук (Эдвард Элгар) 11:51
3

Концерт для скрипки с оркестром си минор, соч. 61: III. Allegro molto
Игорь Ойстрах, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Валентин Жук (Эдвард Элгар) 18:15
4

Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра Фа мажор, Hob. XVIII/6: I. Allegro moderato
Игорь Ойстрах, Наталия Зерцалова, Ансамбль солистов академического симфонического оркестра Московской филармонии, Валентин Жук (Йозеф Гайдн) 06:54
5

Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра Фа мажор, Hob. XVIII/6: II. Largo
Игорь Ойстрах, Наталия Зерцалова, Ансамбль солистов академического симфонического оркестра Московской филармонии, Валентин Жук (Йозеф Гайдн) 10:24
6

Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра Фа мажор, Hob. XVIII/6: III. Allegro
Игорь Ойстрах, Наталия Зерцалова, Ансамбль солистов академического симфонического оркестра Московской филармонии, Валентин Жук (Йозеф Гайдн) 03:19

Источник

Гайдн двойной концерт для фортепиано со скрипкой

Йозеф Гайдн написал множество концертов для разных солирующих инструментов, но их ждала довольно странная судьба. Многие произведения утеряны (в их числе концерты для баритона (виолы ди бардоне), для фагота, для контрабаса, для валторны и дуэта валторн, для скрипки, для флейты, для виолончели. ). Но при этом до наших дней дошло немалое число концертов, которые исполняются как гайдновские, хотя их авторство весьма сомнительно.

Предлагаю вашему вниманию наиболее полную подборку концертов, известных к настоящему моменту и считающихся гайдновскими с самой разной степенью достоверности.

В своём списке концертов Гайдна я буду следовать общеизвестному каталогу Хобокена. В этом каталоге концертам посвящены три раздела: концерты для разных инструментов (Hob. VII), концерты для баритона (Hob. XIII, все три концерта утеряны) и клавирные концерты (Hob. XVIII).

Итак, начнём с Hob. VII.

Hob VIIa — Скрипичные концерты.
Из четырёх концертов, перечисленных у Хобокена, сохранились три (№№1, 3, 4).
Предлагаю их послушать в исполнении Райнера Куссмауля и Амстердамских Баховских Солистов. Запись 1993 г.

Hob VIIb — Виолончельные концерты.
Сохранилось три концерта. Концерт №1, обнаруженный около полувека назад, несомненно принадлежит Гайдну. Концерт №2 раньше приписывался Антону Крафту, богемскому виолончелисту и композитору, соратнику Гайдна по работе у князя Эстерхази. Однако даже найденный в 1951 г. автограф Гайдна не расставил все точки над «i». Технические требования к солисту и стилистика второго концерта столь разительно отличаются от того, что мы находим в первом концерте, что современные специалисты не исключают: в концерте №2 мы имеем дело с совместным произведением Гайдна и Крафта. Наконец, третий сохранившийся концерт (Hob VIIb:4) приписывают как Йозефу Гайдну, так и его младшему брату Михаэлю, а также Джованни Баттиста Констанци (1704-1778). В трёх из четырёх известных манускриптов этого концерта автором назван Гайдн (неясно, какой), а в четвёртом — «синьор Констанци». Споры об авторстве этого произведения идут по сей день.
Концерты №1 и №2 звучат в исполнении Аннера Билсмы и оркестра «Tafelmusik» под управлением Жанны Ламон. 1989 г.
Концерт №4 исполняет Мария Клигель в сопровождении Кёльнского камерного оркестра. Дирижёр Хельмут Мюллер-Брюль. Запись 2000 г.


Hob VIId — Концерты для валторны (корно да качча).

В каталоге указаны четыре концерта. Концерт №1 утерян, как и концерт №2 (для двух валторн). Концерт №3 явно гайдновский, насчёт аутентичности концерта №4 однозначного мнения специалистов нет. Известен также концерт для двух валторн, который приписывают не только Йозефу, но и Михаэлю Гайдну, хотя чаще всего его автором считается Антонио Розетти (в каталоге его произведений этот концерт значится как Murray C56Q). Этот двойной концерт иногда некорректно обозначают под номером пять (Hob VIId:5), хотя Хобокен не включал его в своей каталог. А в других случаях он значится как Hob VIId:2, что тоже неверно, ибо музыка утерянного концерта №2 для двух валторн была совершенно иной (в каталоге Хобокена даны его начальные такты).
Как бы то ни было, концерт Гайдна-Розетти является несомненной жемчужиной в репертуаре концертирующих валторнистов.
Предлагаю вам послушать все три сохранившихся концерта в исполнении Германа Баумана и оркестра «Academy of St. Martin in the Fields». В двойном концерте партию первой валторны исполняет Тимоти Браун. Дирижирует его сестра, Айона Браун. Запись 1988 г.

Hob VIIe. Концерт для трубы
Это, пожалуй, самый популярный концерт Гайдна. Но интересно, что практически всегда данный концерт исполняется без каденций, хоть это и противоречит традициям исполнительства гайдновской эпохи. Поэтому предлагаю вашему вниманию редкую запись, где каденции-таки исполняются. Их автором выступил солист-трубач, Людвиг Гюттлер. В этой записи 1981 г. оркестром «Новый Баховский Коллегиум музикум» дирижирует Макс Поммер.

Hob VIIf. Флейтовые концерты
Концерт ре мажор (Hob. VIIf:1) на данный момент считается утерянным. В приложении к каталогу Хобокена приводится ещё один ре-мажорный флейтовый концерт (Hob. VIIf:D1), который, судя по всему, написан современником Гайдна Леопольдом Гофманом (Хоффманом). Впрочем, в некоторых источниках не исключается, что этот концерт — результат совместного труда Гоффмана и Гайдна.
В записи 1991 г. этот концерт исполняет Бартольд Кёйкен и оркестр «Tafelmusik» под управлением Жанны Ламон.

Источник

Гайдн двойной концерт для фортепиано со скрипкой

В основной части каталога произведений Гайдна, в старом добром Хобокене, дан список из 11 клавирных концертов. Ещё несколько концертов сомнительного авторства даются в приложении. Между тем, и по поводу сочинений из основной части очень мало ясности.
Во-первых, сама атрибуция эти концертов Гайдну вызывает сомнения и споры как минимум в 6 случаях из 11-ти. Автограф Гайдна сохранился вообще лишь для одного концерта (№4).
Во-вторых, не очень ясно, какому именно инструменту композитор предназначал главную партию. Лишь в отдельных случаях исследователи сходятся по этому вопросу (например, что концерт №1 всё-таки органный). Впрочем, и это не исключает исполнения данных концертов на других инструментах.
Наконец, многие концерты дошли до нас в разных версиях оркестровки. В каких-то источниках партию солиста сопровождают лишь две скрипки и бас, в каких-то — тот же самый концерт вдруг расцвечивается партиями гобоев и валторн, а то и трубами в компании с литаврами. И установить, какая именно оркестровка является авторской, а какая пестрит более поздними добавлениями со стороны третьих лиц, почти невозможно — опять же, из-за отсутствия авторских манускриптов. А сами понимаете, музыка, исполненная на клавесине в сопровождении струнного трио, производит са-авсем другое впечатление, чем та же музыка, сыгранная на органе с большим оркестром, духовыми и литаврами.

Так или иначе, представляю вашему вниманию все 11 концертов из основной части каталога Хобокена + концертино фа мажор, которое из всех произведений, данных Хобокеном в приложении, считается гайдновским с наибольшей степенью вероятности.

Концерт №1. Хотя солирующий инструмент в данном случае ясен, относительно оркестра ясности нет. Поэтому даю две разные исполнительские версии:
1) для органа, струнных и 2 гобоев (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнных, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.).

Концерт №2. В одном из манускриптов приписывается Бальдассаре Галуппи, однако считается гайдновским. Обычно сольная партия поручается органу, хотя возможны варианты, как свидетельствуют следующие исполнительские версии:
1) для органа и струнного оркестра (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
2)
для пианофорте, струнных, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.
3) для современного фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .
* Исполнение на клавесине представлено здесь и здесь.

Концерт №3. Редкий случай, но в авторстве Гайдна никто не сомневается 🙂 Концерт был написан около 1765 г. и опубликован в Париже в 1784 г. Берлинский манускрипт 18 века содержит партии двух валторн, которые, вполне вероятно, написаны не Гайдном. Поэтому представляю следующие версии:
1) для клавесина и струнных (солист Тон Копман, 1982 г.);
2) для фортепиано, струнных и 2 валторн (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.).
3) для пианофорте, струнных и клавесина континуо
(солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт №4. Единственный концерт, для которого сохранился авторский манускрипт. Однако и здесь есть сомнения в оркестровке. В 1784 г. этот концерт был опубликован вместе с партиями гобоев и валторн, авторство которых оспаривается. Отсюда несколько версий:
1) для пианофорте и струнного оркестра (солист Андреас Штайер, 2004 г.);
2) для клавесина, струнных, 2 гобоев и 2 валторн (солистка Ясуко Мицуи, 1987 г.).

3) для пианофорте, струнных, 2 гобоев, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт №5. Возможно, написан Гайдном, но также присывается Вагензайлю. Из обилия вариантов исполнения предлагаю три:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.
* Исполнения на клавесине представлены здесь и здесь .

Концерт №6. Единственный двойной концерт Гайдна (за возможным исключением концертов для 2 валторн и 2 кларнетов крайне сомнительного авторства). Обычно обозначается как концерт «для скрипки и чембало», но может исполняться и на другом клавишном инструменте, о чём свидетельствуют три исполнительских версии:
1) для скрипки и клавесина со струнным оркестром (солисты Михаил Вайман и Алла Жохова; точный год записи не указан, но это застойные советские времена);
2) для скрипки, органа и струнного оркестра (солисты Зузанна Шольц и Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для скрипки и пианофорте со струнными (солисты Готфрид фон дер Гольтц и Андреас Штайер, 2004 г.).

Концерт №7. Содержит гайдновскую музыку, но композитором, вполне возможно, был не Гайдн. Такой вот парадокс. Этот концерт представляет собой переработку одного из фортепианных трио Гайдна (Hob. XV:40), но кто её сделал — неясно. В оригинальном манускрипте в качестве автора указан Вагензайль. Здесь духовых инструментов в оркестре нет, только струнные. Но вот сколько их должно быть. Исполнительские версии таковы:
1) орган в сопровождении лишь струнного трио (солист Мартин Хазельбёк, 1982 г.);
2) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
3) фортепиано со струнным оркестром (солист Михаил Плетнёв, 1996 г.).
* Исполнение на клавесине представлено здесь .

Концерт №8. Несомненно, написан для органа (поэтому его иногда назвают органным концертом №2). Автор, вероятно, Гайдн, хотя в оригинальном манускрипте композитором назван Леопольд Гофман (Хоффман). Партии двух валторн или труб, как и партия литавр, сохранились в берлинском манускрипте, но отсутствуют в других источниках. Плюс к этому, сохраняется неопределённость количества струнных инструментов. Отсюда три варианта:
1) для органа со струнными (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнного трио, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для органа с большим оркестром (солист Фердинанд Клинда, 1975 г.).

Концерт №9. По поводу аутентичности концерта споры идут до сих пор. Кто-то считает его гайдновским, кто-то — нет. Концерт почему-то исполняется крайне редко, поэтому даю два разных исполнения с одинаковым составом инструментов:
1) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.)
2)
современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .

Концерт №10. Вероятно, написан Гайдном. В единственном сохранившемся манускрипте автор обозначен как ‘Heyden’ . Партий духовых в оркестре нет. Исполнительские версии:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.

Концерт №11. Самый популярный клавирный концерт Гайдна. Авторство несомненно, как и то, что партии двух гобоев и двух валторн в оркестре написаны самим Гайдном. Варианты возникают лишь в связи с солирующим инструментом:
1) клавесин (солистка Эльжбета Стефаньска-Лукович);
2) пианофорте (солист Йорг Демус, 1969 г.);
3) современное фортепиано (солистка Марта Аргерих, 1994 г.).
Интересна также исполнительская версия, где солирует пианофорте, но в оркестре присутствует и клавесин континуо:
4) (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт Hob. XVIII:F2. Это небольшое произведение (его нередко называют концертино) написано для камерного состава. Варианты исполнений:
1) клавесин и струнное трио (солист Тон Копман, 1980 г.);
2) орган и струнное трио (солист Оливье Верне, 2008 г.);
3) фортепиано и струнное трио (солист Харальд Козик, 2008 г.);
4) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.

1.04.2010
В качестве бонуса добавлены:

Источник

Читайте также:  Гайдн концерты для фортепиано с оркестром ноты
Оцените статью