Гайдн концерт для фортепиано с оркестром ре мажор анализ

Гайдн концерт для фортепиано с оркестром ре мажор анализ

В основной части каталога произведений Гайдна, в старом добром Хобокене, дан список из 11 клавирных концертов. Ещё несколько концертов сомнительного авторства даются в приложении. Между тем, и по поводу сочинений из основной части очень мало ясности.
Во-первых, сама атрибуция эти концертов Гайдну вызывает сомнения и споры как минимум в 6 случаях из 11-ти. Автограф Гайдна сохранился вообще лишь для одного концерта (№4).
Во-вторых, не очень ясно, какому именно инструменту композитор предназначал главную партию. Лишь в отдельных случаях исследователи сходятся по этому вопросу (например, что концерт №1 всё-таки органный). Впрочем, и это не исключает исполнения данных концертов на других инструментах.
Наконец, многие концерты дошли до нас в разных версиях оркестровки. В каких-то источниках партию солиста сопровождают лишь две скрипки и бас, в каких-то — тот же самый концерт вдруг расцвечивается партиями гобоев и валторн, а то и трубами в компании с литаврами. И установить, какая именно оркестровка является авторской, а какая пестрит более поздними добавлениями со стороны третьих лиц, почти невозможно — опять же, из-за отсутствия авторских манускриптов. А сами понимаете, музыка, исполненная на клавесине в сопровождении струнного трио, производит са-авсем другое впечатление, чем та же музыка, сыгранная на органе с большим оркестром, духовыми и литаврами.

Читайте также:  Как петь мощно высокие ноты

Так или иначе, представляю вашему вниманию все 11 концертов из основной части каталога Хобокена + концертино фа мажор, которое из всех произведений, данных Хобокеном в приложении, считается гайдновским с наибольшей степенью вероятности.

Концерт №1. Хотя солирующий инструмент в данном случае ясен, относительно оркестра ясности нет. Поэтому даю две разные исполнительские версии:
1) для органа, струнных и 2 гобоев (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнных, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.).

Концерт №2. В одном из манускриптов приписывается Бальдассаре Галуппи, однако считается гайдновским. Обычно сольная партия поручается органу, хотя возможны варианты, как свидетельствуют следующие исполнительские версии:
1) для органа и струнного оркестра (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
2)
для пианофорте, струнных, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.
3) для современного фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .
* Исполнение на клавесине представлено здесь и здесь.

Концерт №3. Редкий случай, но в авторстве Гайдна никто не сомневается 🙂 Концерт был написан около 1765 г. и опубликован в Париже в 1784 г. Берлинский манускрипт 18 века содержит партии двух валторн, которые, вполне вероятно, написаны не Гайдном. Поэтому представляю следующие версии:
1) для клавесина и струнных (солист Тон Копман, 1982 г.);
2) для фортепиано, струнных и 2 валторн (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.).
3) для пианофорте, струнных и клавесина континуо
(солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт №4. Единственный концерт, для которого сохранился авторский манускрипт. Однако и здесь есть сомнения в оркестровке. В 1784 г. этот концерт был опубликован вместе с партиями гобоев и валторн, авторство которых оспаривается. Отсюда несколько версий:
1) для пианофорте и струнного оркестра (солист Андреас Штайер, 2004 г.);
2) для клавесина, струнных, 2 гобоев и 2 валторн (солистка Ясуко Мицуи, 1987 г.).

3) для пианофорте, струнных, 2 гобоев, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Читайте также:  Ноты для баяна настоящий индеец

Концерт №5. Возможно, написан Гайдном, но также присывается Вагензайлю. Из обилия вариантов исполнения предлагаю три:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.
* Исполнения на клавесине представлены здесь и здесь .

Концерт №6. Единственный двойной концерт Гайдна (за возможным исключением концертов для 2 валторн и 2 кларнетов крайне сомнительного авторства). Обычно обозначается как концерт «для скрипки и чембало», но может исполняться и на другом клавишном инструменте, о чём свидетельствуют три исполнительских версии:
1) для скрипки и клавесина со струнным оркестром (солисты Михаил Вайман и Алла Жохова; точный год записи не указан, но это застойные советские времена);
2) для скрипки, органа и струнного оркестра (солисты Зузанна Шольц и Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для скрипки и пианофорте со струнными (солисты Готфрид фон дер Гольтц и Андреас Штайер, 2004 г.).

Концерт №7. Содержит гайдновскую музыку, но композитором, вполне возможно, был не Гайдн. Такой вот парадокс. Этот концерт представляет собой переработку одного из фортепианных трио Гайдна (Hob. XV:40), но кто её сделал — неясно. В оригинальном манускрипте в качестве автора указан Вагензайль. Здесь духовых инструментов в оркестре нет, только струнные. Но вот сколько их должно быть. Исполнительские версии таковы:
1) орган в сопровождении лишь струнного трио (солист Мартин Хазельбёк, 1982 г.);
2) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
3) фортепиано со струнным оркестром (солист Михаил Плетнёв, 1996 г.).
* Исполнение на клавесине представлено здесь .

Концерт №8. Несомненно, написан для органа (поэтому его иногда назвают органным концертом №2). Автор, вероятно, Гайдн, хотя в оригинальном манускрипте композитором назван Леопольд Гофман (Хоффман). Партии двух валторн или труб, как и партия литавр, сохранились в берлинском манускрипте, но отсутствуют в других источниках. Плюс к этому, сохраняется неопределённость количества струнных инструментов. Отсюда три варианта:
1) для органа со струнными (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнного трио, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для органа с большим оркестром (солист Фердинанд Клинда, 1975 г.).

Концерт №9. По поводу аутентичности концерта споры идут до сих пор. Кто-то считает его гайдновским, кто-то — нет. Концерт почему-то исполняется крайне редко, поэтому даю два разных исполнения с одинаковым составом инструментов:
1) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.)
2)
современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .

Концерт №10. Вероятно, написан Гайдном. В единственном сохранившемся манускрипте автор обозначен как ‘Heyden’ . Партий духовых в оркестре нет. Исполнительские версии:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.

Концерт №11. Самый популярный клавирный концерт Гайдна. Авторство несомненно, как и то, что партии двух гобоев и двух валторн в оркестре написаны самим Гайдном. Варианты возникают лишь в связи с солирующим инструментом:
1) клавесин (солистка Эльжбета Стефаньска-Лукович);
2) пианофорте (солист Йорг Демус, 1969 г.);
3) современное фортепиано (солистка Марта Аргерих, 1994 г.).
Интересна также исполнительская версия, где солирует пианофорте, но в оркестре присутствует и клавесин континуо:
4) (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт Hob. XVIII:F2. Это небольшое произведение (его нередко называют концертино) написано для камерного состава. Варианты исполнений:
1) клавесин и струнное трио (солист Тон Копман, 1980 г.);
2) орган и струнное трио (солист Оливье Верне, 2008 г.);
3) фортепиано и струнное трио (солист Харальд Козик, 2008 г.);
4) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.

1.04.2010
В качестве бонуса добавлены:

Источник

Концерт для клавишных № 11 (Гайдн) — Keyboard Concerto No. 11 (Haydn)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Йозефа Гайдна Клавиатура Концерт № 11 ре мажор (Hob. XVIII / 11) была написана между 1780 и 1783, и опубликована в 1784 г. Первоначально она была написана для клавесина или фортепиано и набрала для оркестра в относительно неразвитом Galant проявляется в стиле его ранние произведения, и есть живой финал венгерского рондо. С другой стороны, будучи несколько более поздней композицией, она также больше похожа на фортепианные концерты Моцарта, чем на другие клавишные концерты Гайдна. Гайдн и Моцарт, вероятно, познакомились к 1784 году, что может объяснить моцартовские влияния, заметные в произведении. Он состоит из трех частей:

Первая и вторая части содержат каденции . Сохранились оригинальные каденции, написанные самим Гайдном.

Произведение озвучено для сольного клавишного инструмента (в настоящее время в основном играемого на фортепиано) и оркестра, состоящего из двух гобоев , двух валторн в D и струнных .

Смотрите также

использованная литература

внешние ссылки

Эта статья о концерте — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Скульптор: Йоганн Филипп Фердинанд Прайсс Vladimir Cosma

К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Michael Hoppe — The Dream

Frank Pourcel — Morir de Amor

George Dyson — Melody

Ссылки

Всегда под рукой

Рубрики

  • Uncle_Sasha (14)
  • культшпаргалка (4)
  • актёры и актрисы (3)
  • Балет (102)
  • Джаз (33)
  • Дирижёры (39)
  • документальные и художественные фильмы (21)
  • Живопись, изобразительное искусство (177)
  • Играют и поют дети (79)
  • Интересно (302)
  • История (49)
  • Композиторы (1936)
  • Концерты,фестивали, конкурсы (285)
  • Краски и звуки. Смольянинов А. (3)
  • культшпаргалка (9)
  • Музеи (2)
  • Музыка классическая (2016)
  • Музыка народов мира (16)
  • Музыканты (603)
  • Музыканты шутят. (17)
  • Нужное для блога (191)
  • Опера (139)
  • Оперетта (9)
  • ОРНИ (5)
  • П.Чайковский (61)
  • Память (49)
  • Певцы (80)
  • Передачи, программы (71)
  • Пианисты (58)
  • писатели, поэты (2)
  • Победа (11)
  • Полезное для компьютера (157)
  • Понемногу обо всём . (69)
  • Поэзия (232)
  • Просто хорошая музыка (308)
  • Религия (13)
  • Романсы (5)
  • Симфоническая музыка (154)
  • Современная классическая музыка. (50)
  • Танец (8)
  • Танцоры (67)
  • Танцы народов мира. (2)
  • Театр (53)
  • хоровое искусство (10)
  • художники (27)
  • Юбилеи (46)

Метки

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Музыкальный плеер
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Йозеф Гайдн. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор Hob XVIII: 11

Йозеф Гайдн —
Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор Hob XVIII: 11
3. Rondo all`ungarese: Allegro assai

За роялем — Канон Мацуда
(Такамацу, Япония) — лауреат I премии, обладатель «Золотого Щелкунчика» 2006 года.

Источник

Работа над первой частью фортепианного концерта Соль мажор Йозефа Гайдна

Грузинская Татьяна Григорьевна, преподаватель фортепиано, высшая квалификационная категория, БОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» города Омска

Исторические предпосылки развития творчества Йозефа Гайдна

О чём, прежде всего, необходимо знать, помнить, приступая к изучению и истолкованию клавирной музыки Й. Гайдна?

1. Как человек и художник Й. Гайдн формировался в ту пору, когда складывались новые эстетические воззрения, теоретические правила, музыкальное чувство, основанное на живом человеческом чувстве, а не на сухих догматах. Глашатаем этого эстетического чувства явилось творчество Карла Филиппа Эммануэля Баха, у которого Й. Гайдн многому научился.

2. Й. Гайдн как человек и художник формировался в окружении музыки Вены. Его концерты относятся к жанру симфонической музыки: сонатное аллегро с двумя экспозициями (у оркестра и солирующего инструмента), медленная часть (обычно написана в духе галантной беседы или плавного менуэта), третья часть (рондо) и быстрый финал. Композитор широко использовал виртуозные и выразительные качества солирующего инструмента. творчество Й. Гайдна явилось началом классического европейского симфонизма, в этом его историческое значение.

Работа над произведением

Первая часть Концерта Соль мажор написана в сонатной форме. Начинается оркестровым вступлением (своего рода первой экспозицией).

Главная партия у фортепиано проходит трижды. Остановка на доминанте подводит к связующей партии в Ре мажоре. Интенсивное развитие подводит к побочной партии в ре миноре. Заключительная партия звучит в Ре мажоре. Далее идет оркестровое изложение разработки в Ре мажоре, проходят главная партия, заключительная и связующая. Фортепиано вступает главной партией и далее происходит развитие: нисходящие пассажи чередуются с восходящими звуками по уменьшенным и доминантовым септаккордам. Внезапно появляется второй элемент главной партии в ми миноре, развитие продолжается и осуществляется переход к репризе. Оркестровое изложение главной партии в Соль мажоре буквально подводит к её фортепианному изложению, в котором она звучит один раз и вновь продолжается развитие, состоящее из ломаных пассажей, приводящих к связующей партии. Октавы в обеих руках (утвердительные обороты) подводят к побочной партии в соль миноре. Заключительная партия в Соль мажоре приводит к каденции.

Этапы работы над произведением

1. Разбор текста со счётом, точное выполнение штрихов, аппликатуры
2. Осознание формы произведения: определение разделов, основных тем и тонального плана.
3. Представление образа и подтекстовка основных партий, техническая проработка (выявление технически трудных мест), заучивание наизусть.
4. Попытки увеличивать темп и возвращение снова в медленный. Техническая проработка различными штрихами, группировка пассажей в каденции.
5. Звуковой образ, ощущение темпа, стиля, чередование медленной и быстрой игры.

Человек середины XVIII века чувствовал себя частичкой Божественного распорядка, коему он добровольно и беспрекословно подчинился. Гармония, являющаяся результатом такого порядка, и радостная, жизнеутверждающая вера в Бога, нашедшая проявление в музыке того времени, привлекают сегодня все больше и больше слушателей к красотам гайдновской музыки. Гайдн предполагал, что его современник хорошо знаком не только с правилами исполнения, но и с композиторским стилем своего времени, и что он так же верит в мировой порядок и «высшее мироустройство». В этом отношении музыка Й. Гайдна очень близка музыке : оба непоколебимо верили в Бога, оба творили «во славу Божию».

Характерной чертой гайдновского стиля является «оркестральность» его фортепианных сочинений. В медленных частях сонат, концертов, как бы слышится то виолончельная кантилена, то мелодия, исполняемая скрипкой или гобоем, встречаются такие оркестровые эффекты, как пиццикато басового голоса, противопоставление звучности тутти звучанию отдельных групп инструментов.

Сегодняшний интерпретатор музыки Й. Гайдна и других композиторов его эпохи сталкивается с тремя видами трудностей, обусловленных способом нотации, инструментом и осмысленным осознанием духовной стороны музыки.

Способ нотации, мелизмы

Способ нотации с XVIII века значительно изменился, особенно в отношении артикуляции, а также однозначного понимания нотных длительностей и орнаментики. Старинная музыка усыпана украшениями. Все украшения XVIII века должны звучать всегда быстро и легко, а не быть безразличным бренчанием. Украшения имеют двойную функцию: вертикальную (в отношении к гармонии) и горизонтальную (как ритмическое и мелодическое обогащение, которое они приносят музыкальной линии). Главное, что определяет природу украшения, это ритм. Для интерпретации сочинений Гайдна особое значение имеет ритмически точная игра. Такт для Гайдна не просто формообразующая единица, а подлинная душа музыки. Точное соблюдение его, равномерность, устойчивость, твёрдость темпа — основные условия хорошего исполнения. Ванда Ландовская о Й.Гайдне сказала: «Он дает мелизму жизнь». Какие же украшения встречаются в его концерте Соль мажор? Это — трель, группетто, мордент, форшлаг.

Инструмент

«Я не был чародеем инструмента, но хорошо знал специфику многих». Й.Гайдн не был пианистом, поэтому исполнительские приёмы в его сонатах проще, чем у Моцарта, который был концертирующим виртуозом. Ясно, что к концу XVIII века фортепиано лишило чембало его ведущей роли. В отличие от чембало, фортепиано позволяло пользоваться постепенными динамическими изменениями звучности, ее нарастаниями и спадами, усилениями и ослаблениями. Ранние сонаты Гайдна написаны, скорее всего, для клавесина (или клавикорда), более поздние — в основном для пианофорте.

Динамика

В отношении динамики следует помнить о двух обстоятельствах, существенных в эпоху Гайдна. , форте Гайдна отнюдь не соответствует нашему представлению о нём. Поэтому, играя сочинения Гайдна, не надо преувеличивать силу форте. , согласно традиции, Гайдн довольствовался лишь намеками на динамику, нежели точными и ясными указаниями.

Интонационые (фразировочные) акценты весьма свойственны Гайдну, и без правильного ощущения их, хорошее исполнение клавирных сочинений Гайдна не возможно. К обозначению fp на одной ноте (в значении сфорцандо) Гайдн, как правило, не прибегал (в отличие от Моцарта, который этот знак любил). Крайне редко прибегал Й. Гайдн к так называемой .

Музыку Й. Гайдна, как и. С. Баха и , совсем не обязательно играть на старинных инструментах, для которых она была написана. Универсальность этой музыки позволяет переносить ее на современное фортепиано, но желательно, чтобы у исполнителя было представление об оригинальном звучании. Это означает избегать крайне громкого звучания, играть более активными пальцами, уметь осознанно фразировать, экономно педализировать, не делать неправильных акцентов.

Осознание духовной стороны музыки

Новизна музыки Й. Гайдна и его современников заключается в том, что в противоположность старому стилю (барокко), внутри одной части преобладает не один аффект, а в пределах одной части или пьесы закладываются основы для «психологического развития» и контрастности. Й. Гайдну для этого потребовалось пройти долгий путь развития «классической сонатной формы» с её диалектикой тем. Одной из важнейших составных частей преподавания музыки второй половины XVIII века — было учение о выразительности. «Принцип речи», освоение истинной декламации были, в противоположность нашему времени, одной из главных целей любого обучения музыке. Музыка должна говорить: «говорящая музыка», «говорящее исполнение» на инструментах считаются идеалом, причём не в иносказательном смысле, а в самом прямом, как настоящая речь. Это основной принцип, который с середины XVIII века, как в Германии, так и во Франции становился фундаментальным положением музыкальной эстетики. Как же реализовать это «говорящее пение» на клавире? Испытанное средство — подтекстовка (хотя бы основных тем).

Внимательно следует относиться к длительностям нот. Педаль не должная затемнять музыкальную ткань, ни один звук мелодии не должен длиться дольше, чем написано. Характер снятия аккорда или отдельной ноты не должен быть случайным. Движения исполнителя должны соответствовать звуковому образу, его руки не должны болтаться по воздуху, когда он играет длинный звук. Очень важно воспитать в себе ощущение снятия «к себе», при игре коротких звуков. Гайдновское стаккато также подчиняется принципу речи. Он почти всегда пользовался знаком стаккато в виде «капельки». Этот знак обозначает деление на слоги, но не их «отрубание».

Исторические свидетельства подтверждают необходимость выразительного оттенения мелких лиг (двузвучных). Штрихи по две ноты делают мотивы более энергичными. Этот маленький акцент достигается тонким выделением первой ноты.

Педаль Гайдн не выставлял, применять ее нужно осмотрительно.

Заключение

Оркестр Гайдна до сих пор привлекает к себе внимание: инструменты — живые фигуры с характерными жестами, тембрами голосов и отличительной «походкой». Ведущую роль в оркестре играют первые скрипки, которым поручается изложение основного тематического материала. Темы — подвижные, рельефные, гибкие, красиво очерченные. Но и флейты с гобоями активно участвуют в этом: то удваивая скрипки, то чередуясь с ними в проведении темы или её отрывков. Виолончели и контрабасы играют одну и ту же басовую партию, контрабасы лишь октавой ниже виолончелей.

Список используемой литературы

1. П. К вопросу об орнаментике Гайдна. Интерпретация Гайдна. М., 2000.
2. Кремлев Ю. Краткие заметки о гайдновских клавирных сонатах. М., 1975.
3. Мильштейн Я. Стилистические особенности исполнения сочинений Гайдна. М., 1974.
4. Меркулов А. Проблемы стиля интерпретации Гайдна. СК, 2001.
5. Ройзман Л. Фортепианное творчество Гайдна. М., 2000.

Источник

Оцените статью