Гайдн концерт для фортепиано с оркестром ре мажор история создания

Концерт для клавишных № 11 (Гайдн) — Keyboard Concerto No. 11 (Haydn)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Йозефа Гайдна Клавиатура Концерт № 11 ре мажор (Hob. XVIII / 11) была написана между 1780 и 1783, и опубликована в 1784 г. Первоначально она была написана для клавесина или фортепиано и набрала для оркестра в относительно неразвитом Galant проявляется в стиле его ранние произведения, и есть живой финал венгерского рондо. С другой стороны, будучи несколько более поздней композицией, она также больше похожа на фортепианные концерты Моцарта, чем на другие клавишные концерты Гайдна. Гайдн и Моцарт, вероятно, познакомились к 1784 году, что может объяснить моцартовские влияния, заметные в произведении. Он состоит из трех частей:

Первая и вторая части содержат каденции . Сохранились оригинальные каденции, написанные самим Гайдном.

Произведение озвучено для сольного клавишного инструмента (в настоящее время в основном играемого на фортепиано) и оркестра, состоящего из двух гобоев , двух валторн в D и струнных .

Смотрите также

использованная литература

внешние ссылки

Эта статья о концерте — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .

Источник

Список концертов Йозефа Гайдна — List of concertos by Joseph Haydn

Ниже приводится частичный список концертов по Гайдн (1732-1809). В каталоге произведений Гайдна Хобокена концерты для большинства инструментов относятся к категории VII с разной буквой для каждого сольного инструмента (VIIa — для скрипичных концертов, VIIb — для виолончельных концертов и т. Д.). Исключение составляют концерты для клавишных и для баритона, которые относятся к категориям XVIII и XIII соответственно.

Читайте также:  Какие бои для гитары существуют

Содержание

Для скрипки

  • Концерт для скрипки № 1 до мажор , Hob. VIIa: 1 (ок. 1765 г.)
  • Концерт для скрипки № 2 ре мажор, Hob. VIIa: 2 (1765, потеряно)
  • Концерт для скрипки № 3 ля мажор , Hob. VIIa: 3 «Мелкер Концерт» (ок. 1770 г.)
  • Концерт № 4 для скрипки соло соль мажор , Hob. VIIa: 4 (1769)

Другие концерты (Hob. VIIa: A1 / B1 / B2 / D1 / G1) не являются подлинными, то есть не написаны Йозефом Гайдном.

— D1 — Концерт en ré majeur, для виолончели и оркестра (2 гаутбуа, 2 корса, 2 виолончели, альт и басс) (произведение Карла Стамица?) — G1 — Концерт, en sol majeur, для виолончели и кордов (2 альта и баса) (произведение Майкла Гайдна?) — А1 — Концерт en la majeur для скрипки и т. Д. (Произведение Джованни Мане Джорновичи?) — B1 — Концерт, en si bémol majeur, pour violon et cordes (2 альт и басс) (Майкл Гайдн) — B2 — Концерт en si bémol majeur, pour violon et cordes (2 альта и баса) (Кристиан Каннабич)

Для виолончели

  • Концерт для виолончели № 1 до мажор , Hob. VIIb: 1 (1761-5)
  • Концерт для виолончели № 2 ре мажор, Hob. VIIb: 2 (соч.101) (1783)
  • Концерт для виолончели № 3 до мажор, Hob. VIIb: 3 (проиграно)
  • Концерт для виолончели № 4 ре мажор, Hob. VIIb: 4 (подделка, написана Джованни Баттистой Констанци в 1772 году?)
  • Концерт для виолончели № 5 до мажор, Hob. VIIb: 5 (ложный, написанный Дэвидом Поппером в 1899 году)

Для виолончели (контрабас)

  • Концерт для альта с оркестром D, Hob. VIIc: 1 (потеряна; возможно, была сожжена и разрушена?)

Для рожка

  • Концерт для валторны ре мажор, Hob. VIId: 1 (проиграно)
  • Концерт для двух валторн ми-бемоль, Hob. VIId: 2 (проиграно)
  • Концерт для валторны № 1 ре мажор, Hob. VIId: 3, 1762 г.
  • Концерт для валторны № 2 ре мажор, Hob. VIId: 4 (сомнительно; возможно, Майкл Гайдн), 1781 г.
  • Концерт для двух валторн ми-бемоль, Hob. VIId: 6 (атрибут; возможно, Майкл Гайдн или также Антон Розетти; возможно, Hob. VIId: 2?)

Для трубы

Для флейты

  • Концерт для флейты D, Hob. VIIf: 1, (потеряно, 1780?)
  • Концерт для флейты D, Hob. VIIf: D1 (ложный, Леопольд Хоффман )

Гайдн написал еще несколько концертов, но все они утеряны.

Для гобоя

  • Концерт для гобоя до мажор , Hob. VIIg: C1 (1790?) (Сомнительно, возможно, Игнац Мальзат)

За 2 лиры организовать

Эти концерты были написаны для Фердинанда IV, короля Неаполя , любимым инструментом которого была lira organzata — инструмент, похожий на шарманку . В современных постановках в качестве солистов используются флейта и гобой (или две флейты).

  • Концерт № 1 до мажор, Hob. VIIh: 1, (1786)
  • Концерт № 2 соль мажор, Hob. VIIh: 2, (1786)
  • Концерт № 3 соль мажор, Hob. VIIh: 3, (1786) «Романтическое» движение, позже адаптированное к «Военному» движению Симфонии № 100.
  • Концерт № 4 фа мажор, Hob. VIIh: 4, (1786)
  • Концерт № 5 фа мажор, Hob. VIIh: 5, (1786) вторая и третья части, позже адаптированные как часть симфонии № 89

Для баритона

Известны 3 концерта для баритона, которые были утеряны или имеют сомнительную подлинность.

  • Концерт для баритона ре мажор, Hob. XIII: 1 (до 1770 г.)
  • Концерт для баритона ре мажор, Hob. XIII: 2 (до 1770 г.)
  • Концерт для 2-х баритонов D, Hob. XIII: 3 (до 1770 г.)

Для клавесина, органа или фортепиано

  • Концерт для клавишных № 1 до мажор, Hob. XVIII: 1 (1756)
  • Концерт для клавишных № 2 реже, Hob. XVIII: 2 (1767)
  • Концерт для клавишных № 3 фа с духами и струнными, Hob. XVIII: 3 (1771)
  • Концерт для клавишных № 4 соль мажор, Hob. XVIII: 4 (1770)
  • Концерт для клавишных № 5 до мажор со струнами, Hob. XVIII: 5 (1763)
  • Клавиатурный концерт № 6 фа для скрипки и струнных (Двойной концерт), Hob. XVIII: 6 (1766)
  • Концерт для клавишных № 7 фа, Hob. XVIII: 7 (существует с другой медленной частью, как фортепианное трио Hob. XV: 40)
  • Концерт для клавишных № 8 до мажор, Hob. XVIII: 8 (1766)
  • Концерт для клавишных № 9 соль мажор, Hob. XVIII: 9 (сомнительная подлинность, 1767 г.)
  • Концерт для клавишных № 10 до мажор, Hob. XVIII: 10 (1771)
  • Концерт для клавишных фа, Hob. XVIII: F1
  • Концерт для клавишных фа, Hob. XVIII: F2
  • Концерт для клавишных № 11 ре мажор, Hob. XVIII: 11 (1779–80) 1-й мвмнт (помощь ·информация )

В приведенном выше списке, где, как отмечалось, № 9 является сомнительным, только №№ 3, 4 и 11 считаются подтвержденными как подлинные.

Два произведения, которые Гайдн часто называет и даже публикуются как фортепианные концерты и которые обычно преподают младшим ученикам, на самом деле являются Divertimenti, сгруппированными в Hob. XIV. Конкретно они Hob. XIV: 3 («Маленький концерт» до мажор) и Hob. XIV: 4 (еще один «концерт» до мажор). Однако еще одно произведение аналогичной технической сложности, которое также идентифицировано и опубликовано как концерт, — это Концерт фа, Hob. XVIII: F1.

Источник

Гайдн концерт для фортепиано с оркестром ре мажор история создания

В основной части каталога произведений Гайдна, в старом добром Хобокене, дан список из 11 клавирных концертов. Ещё несколько концертов сомнительного авторства даются в приложении. Между тем, и по поводу сочинений из основной части очень мало ясности.
Во-первых, сама атрибуция эти концертов Гайдну вызывает сомнения и споры как минимум в 6 случаях из 11-ти. Автограф Гайдна сохранился вообще лишь для одного концерта (№4).
Во-вторых, не очень ясно, какому именно инструменту композитор предназначал главную партию. Лишь в отдельных случаях исследователи сходятся по этому вопросу (например, что концерт №1 всё-таки органный). Впрочем, и это не исключает исполнения данных концертов на других инструментах.
Наконец, многие концерты дошли до нас в разных версиях оркестровки. В каких-то источниках партию солиста сопровождают лишь две скрипки и бас, в каких-то — тот же самый концерт вдруг расцвечивается партиями гобоев и валторн, а то и трубами в компании с литаврами. И установить, какая именно оркестровка является авторской, а какая пестрит более поздними добавлениями со стороны третьих лиц, почти невозможно — опять же, из-за отсутствия авторских манускриптов. А сами понимаете, музыка, исполненная на клавесине в сопровождении струнного трио, производит са-авсем другое впечатление, чем та же музыка, сыгранная на органе с большим оркестром, духовыми и литаврами.

Так или иначе, представляю вашему вниманию все 11 концертов из основной части каталога Хобокена + концертино фа мажор, которое из всех произведений, данных Хобокеном в приложении, считается гайдновским с наибольшей степенью вероятности.

Концерт №1. Хотя солирующий инструмент в данном случае ясен, относительно оркестра ясности нет. Поэтому даю две разные исполнительские версии:
1) для органа, струнных и 2 гобоев (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнных, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.).

Концерт №2. В одном из манускриптов приписывается Бальдассаре Галуппи, однако считается гайдновским. Обычно сольная партия поручается органу, хотя возможны варианты, как свидетельствуют следующие исполнительские версии:
1) для органа и струнного оркестра (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
2)
для пианофорте, струнных, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.
3) для современного фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .
* Исполнение на клавесине представлено здесь и здесь.

Концерт №3. Редкий случай, но в авторстве Гайдна никто не сомневается 🙂 Концерт был написан около 1765 г. и опубликован в Париже в 1784 г. Берлинский манускрипт 18 века содержит партии двух валторн, которые, вполне вероятно, написаны не Гайдном. Поэтому представляю следующие версии:
1) для клавесина и струнных (солист Тон Копман, 1982 г.);
2) для фортепиано, струнных и 2 валторн (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.).
3) для пианофорте, струнных и клавесина континуо
(солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт №4. Единственный концерт, для которого сохранился авторский манускрипт. Однако и здесь есть сомнения в оркестровке. В 1784 г. этот концерт был опубликован вместе с партиями гобоев и валторн, авторство которых оспаривается. Отсюда несколько версий:
1) для пианофорте и струнного оркестра (солист Андреас Штайер, 2004 г.);
2) для клавесина, струнных, 2 гобоев и 2 валторн (солистка Ясуко Мицуи, 1987 г.).

3) для пианофорте, струнных, 2 гобоев, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт №5. Возможно, написан Гайдном, но также присывается Вагензайлю. Из обилия вариантов исполнения предлагаю три:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.
* Исполнения на клавесине представлены здесь и здесь .

Концерт №6. Единственный двойной концерт Гайдна (за возможным исключением концертов для 2 валторн и 2 кларнетов крайне сомнительного авторства). Обычно обозначается как концерт «для скрипки и чембало», но может исполняться и на другом клавишном инструменте, о чём свидетельствуют три исполнительских версии:
1) для скрипки и клавесина со струнным оркестром (солисты Михаил Вайман и Алла Жохова; точный год записи не указан, но это застойные советские времена);
2) для скрипки, органа и струнного оркестра (солисты Зузанна Шольц и Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для скрипки и пианофорте со струнными (солисты Готфрид фон дер Гольтц и Андреас Штайер, 2004 г.).

Концерт №7. Содержит гайдновскую музыку, но композитором, вполне возможно, был не Гайдн. Такой вот парадокс. Этот концерт представляет собой переработку одного из фортепианных трио Гайдна (Hob. XV:40), но кто её сделал — неясно. В оригинальном манускрипте в качестве автора указан Вагензайль. Здесь духовых инструментов в оркестре нет, только струнные. Но вот сколько их должно быть. Исполнительские версии таковы:
1) орган в сопровождении лишь струнного трио (солист Мартин Хазельбёк, 1982 г.);
2) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
3) фортепиано со струнным оркестром (солист Михаил Плетнёв, 1996 г.).
* Исполнение на клавесине представлено здесь .

Концерт №8. Несомненно, написан для органа (поэтому его иногда назвают органным концертом №2). Автор, вероятно, Гайдн, хотя в оригинальном манускрипте композитором назван Леопольд Гофман (Хоффман). Партии двух валторн или труб, как и партия литавр, сохранились в берлинском манускрипте, но отсутствуют в других источниках. Плюс к этому, сохраняется неопределённость количества струнных инструментов. Отсюда три варианта:
1) для органа со струнными (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнного трио, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для органа с большим оркестром (солист Фердинанд Клинда, 1975 г.).

Концерт №9. По поводу аутентичности концерта споры идут до сих пор. Кто-то считает его гайдновским, кто-то — нет. Концерт почему-то исполняется крайне редко, поэтому даю два разных исполнения с одинаковым составом инструментов:
1) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.)
2)
современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .

Концерт №10. Вероятно, написан Гайдном. В единственном сохранившемся манускрипте автор обозначен как ‘Heyden’ . Партий духовых в оркестре нет. Исполнительские версии:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.

Концерт №11. Самый популярный клавирный концерт Гайдна. Авторство несомненно, как и то, что партии двух гобоев и двух валторн в оркестре написаны самим Гайдном. Варианты возникают лишь в связи с солирующим инструментом:
1) клавесин (солистка Эльжбета Стефаньска-Лукович);
2) пианофорте (солист Йорг Демус, 1969 г.);
3) современное фортепиано (солистка Марта Аргерих, 1994 г.).
Интересна также исполнительская версия, где солирует пианофорте, но в оркестре присутствует и клавесин континуо:
4) (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт Hob. XVIII:F2. Это небольшое произведение (его нередко называют концертино) написано для камерного состава. Варианты исполнений:
1) клавесин и струнное трио (солист Тон Копман, 1980 г.);
2) орган и струнное трио (солист Оливье Верне, 2008 г.);
3) фортепиано и струнное трио (солист Харальд Козик, 2008 г.);
4) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.

1.04.2010
В качестве бонуса добавлены:

Источник

Оцените статью