Й. Гайдн — ноты для фортепиано
Ноты для фортепиано к произведениям композитора Йозефа Гайдна
Классики — юношеству
Й. Гайдн
Избранные произведения
для фортепиано
5-7 классы детской музыкальной школы
составление и общая редакция
Э.Федорченко и Е. Эфруси
«Музыка», 1968г.
номер 3136
В настоящий сборник включен ряд клавирных произведений Гайдна дивертисменты (сонаты), вариации, аллегро и др., —по трудности рассчитанных на учащихся V—VII классов музыкальных школ.
При редактировании этих пьес мы пользовались, по возможности, уртекстом. В других случаях (при отсутствии оригинала) мы сопоставляли различные имеющиеся издания. Ввиду чрезвычайной скупости динамических обозначений и фразировочных лиг в оригинале, а иногда и полного отсутствия их, мы позволяли себе внести дополнительные указания, которые могут помочь в работе с учеником. Это оговорено в сносках там, где авторские ремарки отсутствуют. В тех случаях, когда они имеются в тексте, наши указания взяты в скобки, а добавочные лишь отмечены пунктиром.
При отсутствии уртекста мы старались избежать излишнего нагромождения и пестроты динамических обозначений, не свойственных стилю Гайдна.
В тексте указывается возможная дополнительная расшифровка украшений и аппликатура. Педаль в этих пьесах употребляется весьма скупо, и мы не сочли необходимым указывать ее, предоставляя это педагогу.
- Дивертисмент (соната-партита) до мажор
- Дивертисмент (соната) до мажор
- Дивертисмент (сонатина) ре мажор
- Соната соль мажор
- Адажио фа мажор.
- Ария с вариациями (La Roxelance) до минор
- Тема с вар нациями до мажор.
- Ариетта с вариациями ля мажор
- Аллегро фа мажор.
Скачать ноты
Sonaten von Joseph Haydn
herausgegeben von Louis Koehler und Adolf Ruthardt
Й. Гайдн
Сонаты
Leipzig C.F.Peters
номер 3136
JOSEPH HAYDN (born at Rohrau [lower Austria] in 1732, died at Vienna in 1809), of humble parentage, was chiefly his own teacher in composition. Having lost his voice at an early age, after filling the post of chorister for a short time in Stephan’s Cathedral, Vienna, he was thrown upon his own resources, when he met his first patron, Baron von Filrnberg, who invited him to his estate Weinzierl, with the commission to write a few quartets for his chamber-music-ensemble. He became composer of quartets, divertissements and symphonies in succession to the «Chapels» of Count Morzin (Lukavec 1759) and Prince Paul Anton Esterhazy (Eisenstadt, Castle Esterhazy, since 1761). Then, with the exception of two concert-tours to London (1791—92, 1794—95) he took up his permanent abode inVienna, and to him that City owes its reputation as the home of classical music. In 1755 he wrote the first quartet for Filrnberg, in 1759 the first symphony for Morzin, and as early as 1751 he even composed the first operetta: «The new hunchback Imp».
Marriage acquainted him rather with the salt, than with the bliss, of earth, for the barber’s daughter, Maria Anna, — from whom at last he became divorced after an issueless wedded life of forty years, — was an unmusical Xanthippe. His art, however, amply indemnified him for what he missed in married life, for he was loved and esteemed all the more by the Viennese, more especially, on his return from the London Concert-tours which were indeed crowned with success. He was loudly cheered and homage was done to the artist who at each of the Salomon-Concerts conducted six of his own newly composed symphonies, the final result being that in 1791 Oxford conferred upon him the title of Doctor of Music.
Haydn’s style, based upon the School of the Mannheim Symphonists (Stamitz) and upon that of Bach’s sons and Boc-cherini, shews a new feature in the development1) of the «motive» in the working-out of the movements in his larger works. Nor must we undervalue the influence exerted upon his contemporaries by the simplicity and popular tone of his themes, recalling the early «suite». These charms are further enhanced by a warmth of tone peculiarly Austrian, a delicious humour, child-like mirth, and a convincing truthfulness in the sharp cut outlines of his principal themes. The tradition which attributes to him the introduction of the Minuet into the symphony, lacks historical foundation.
His honorary title of to-day «Father Haydn» well expresses the heart-stirring, alluring simplicity and the natural bent of his imagination; it overlooks, however, his art of musically reproducing his thoughts, in which, even to this day, Haydn, in many respects, has not been surpassed, whose versatility of mind no musician has so far attained to. His oratorios, quartets and symphonies open out the paths to modern music; while, written as they chiefly were for the sweet-toned, delicate «clavichord», an elder sister to the pianoforte, his 34 sonatas for piano rather belong to the early school of composition, hence the predominance of the gracefully intertwining figural subjects. Twenty piano-concertoes and «divertissements» with piano, beautiful variations (f-minor, etc.) and fantasias, complete the garland of his piano-works.
Скачать ноты
Источник
Й. Гайдн — ноты для фортепиано
Ноты для фортепиано к произведениям композитора Йозефа Гайдна
Классики — юношеству
Й. Гайдн
Избранные произведения
для фортепиано
5-7 классы детской музыкальной школы
составление и общая редакция
Э.Федорченко и Е. Эфруси
«Музыка», 1968г.
номер 3136
В настоящий сборник включен ряд клавирных произведений Гайдна дивертисменты (сонаты), вариации, аллегро и др., —по трудности рассчитанных на учащихся V—VII классов музыкальных школ.
При редактировании этих пьес мы пользовались, по возможности, уртекстом. В других случаях (при отсутствии оригинала) мы сопоставляли различные имеющиеся издания. Ввиду чрезвычайной скупости динамических обозначений и фразировочных лиг в оригинале, а иногда и полного отсутствия их, мы позволяли себе внести дополнительные указания, которые могут помочь в работе с учеником. Это оговорено в сносках там, где авторские ремарки отсутствуют. В тех случаях, когда они имеются в тексте, наши указания взяты в скобки, а добавочные лишь отмечены пунктиром.
При отсутствии уртекста мы старались избежать излишнего нагромождения и пестроты динамических обозначений, не свойственных стилю Гайдна.
В тексте указывается возможная дополнительная расшифровка украшений и аппликатура. Педаль в этих пьесах употребляется весьма скупо, и мы не сочли необходимым указывать ее, предоставляя это педагогу.
- Дивертисмент (соната-партита) до мажор
- Дивертисмент (соната) до мажор
- Дивертисмент (сонатина) ре мажор
- Соната соль мажор
- Адажио фа мажор.
- Ария с вариациями (La Roxelance) до минор
- Тема с вар нациями до мажор.
- Ариетта с вариациями ля мажор
- Аллегро фа мажор.
Скачать ноты
Sonaten von Joseph Haydn
herausgegeben von Louis Koehler und Adolf Ruthardt
Й. Гайдн
Сонаты
Leipzig C.F.Peters
номер 3136
JOSEPH HAYDN (born at Rohrau [lower Austria] in 1732, died at Vienna in 1809), of humble parentage, was chiefly his own teacher in composition. Having lost his voice at an early age, after filling the post of chorister for a short time in Stephan’s Cathedral, Vienna, he was thrown upon his own resources, when he met his first patron, Baron von Filrnberg, who invited him to his estate Weinzierl, with the commission to write a few quartets for his chamber-music-ensemble. He became composer of quartets, divertissements and symphonies in succession to the «Chapels» of Count Morzin (Lukavec 1759) and Prince Paul Anton Esterhazy (Eisenstadt, Castle Esterhazy, since 1761). Then, with the exception of two concert-tours to London (1791—92, 1794—95) he took up his permanent abode inVienna, and to him that City owes its reputation as the home of classical music. In 1755 he wrote the first quartet for Filrnberg, in 1759 the first symphony for Morzin, and as early as 1751 he even composed the first operetta: «The new hunchback Imp».
Marriage acquainted him rather with the salt, than with the bliss, of earth, for the barber’s daughter, Maria Anna, — from whom at last he became divorced after an issueless wedded life of forty years, — was an unmusical Xanthippe. His art, however, amply indemnified him for what he missed in married life, for he was loved and esteemed all the more by the Viennese, more especially, on his return from the London Concert-tours which were indeed crowned with success. He was loudly cheered and homage was done to the artist who at each of the Salomon-Concerts conducted six of his own newly composed symphonies, the final result being that in 1791 Oxford conferred upon him the title of Doctor of Music.
Haydn’s style, based upon the School of the Mannheim Symphonists (Stamitz) and upon that of Bach’s sons and Boc-cherini, shews a new feature in the development1) of the «motive» in the working-out of the movements in his larger works. Nor must we undervalue the influence exerted upon his contemporaries by the simplicity and popular tone of his themes, recalling the early «suite». These charms are further enhanced by a warmth of tone peculiarly Austrian, a delicious humour, child-like mirth, and a convincing truthfulness in the sharp cut outlines of his principal themes. The tradition which attributes to him the introduction of the Minuet into the symphony, lacks historical foundation.
His honorary title of to-day «Father Haydn» well expresses the heart-stirring, alluring simplicity and the natural bent of his imagination; it overlooks, however, his art of musically reproducing his thoughts, in which, even to this day, Haydn, in many respects, has not been surpassed, whose versatility of mind no musician has so far attained to. His oratorios, quartets and symphonies open out the paths to modern music; while, written as they chiefly were for the sweet-toned, delicate «clavichord», an elder sister to the pianoforte, his 34 sonatas for piano rather belong to the early school of composition, hence the predominance of the gracefully intertwining figural subjects. Twenty piano-concertoes and «divertissements» with piano, beautiful variations (f-minor, etc.) and fantasias, complete the garland of his piano-works.
Скачать ноты
Источник
Гайдн концерты для фортепиано с оркестром ноты
В основной части каталога произведений Гайдна, в старом добром Хобокене, дан список из 11 клавирных концертов. Ещё несколько концертов сомнительного авторства даются в приложении. Между тем, и по поводу сочинений из основной части очень мало ясности.
Во-первых, сама атрибуция эти концертов Гайдну вызывает сомнения и споры как минимум в 6 случаях из 11-ти. Автограф Гайдна сохранился вообще лишь для одного концерта (№4).
Во-вторых, не очень ясно, какому именно инструменту композитор предназначал главную партию. Лишь в отдельных случаях исследователи сходятся по этому вопросу (например, что концерт №1 всё-таки органный). Впрочем, и это не исключает исполнения данных концертов на других инструментах.
Наконец, многие концерты дошли до нас в разных версиях оркестровки. В каких-то источниках партию солиста сопровождают лишь две скрипки и бас, в каких-то — тот же самый концерт вдруг расцвечивается партиями гобоев и валторн, а то и трубами в компании с литаврами. И установить, какая именно оркестровка является авторской, а какая пестрит более поздними добавлениями со стороны третьих лиц, почти невозможно — опять же, из-за отсутствия авторских манускриптов. А сами понимаете, музыка, исполненная на клавесине в сопровождении струнного трио, производит са-авсем другое впечатление, чем та же музыка, сыгранная на органе с большим оркестром, духовыми и литаврами.
Так или иначе, представляю вашему вниманию все 11 концертов из основной части каталога Хобокена + концертино фа мажор, которое из всех произведений, данных Хобокеном в приложении, считается гайдновским с наибольшей степенью вероятности.
Концерт №1. Хотя солирующий инструмент в данном случае ясен, относительно оркестра ясности нет. Поэтому даю две разные исполнительские версии:
1) для органа, струнных и 2 гобоев (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнных, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.).
Концерт №2. В одном из манускриптов приписывается Бальдассаре Галуппи, однако считается гайдновским. Обычно сольная партия поручается органу, хотя возможны варианты, как свидетельствуют следующие исполнительские версии:
1) для органа и струнного оркестра (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
2) для пианофорте, струнных, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.
3) для современного фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .
* Исполнение на клавесине представлено здесь и здесь.
Концерт №3. Редкий случай, но в авторстве Гайдна никто не сомневается 🙂 Концерт был написан около 1765 г. и опубликован в Париже в 1784 г. Берлинский манускрипт 18 века содержит партии двух валторн, которые, вполне вероятно, написаны не Гайдном. Поэтому представляю следующие версии:
1) для клавесина и струнных (солист Тон Копман, 1982 г.);
2) для фортепиано, струнных и 2 валторн (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.).
3) для пианофорте, струнных и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.
Концерт №4. Единственный концерт, для которого сохранился авторский манускрипт. Однако и здесь есть сомнения в оркестровке. В 1784 г. этот концерт был опубликован вместе с партиями гобоев и валторн, авторство которых оспаривается. Отсюда несколько версий:
1) для пианофорте и струнного оркестра (солист Андреас Штайер, 2004 г.);
2) для клавесина, струнных, 2 гобоев и 2 валторн (солистка Ясуко Мицуи, 1987 г.).
3) для пианофорте, струнных, 2 гобоев, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.
Концерт №5. Возможно, написан Гайдном, но также присывается Вагензайлю. Из обилия вариантов исполнения предлагаю три:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.
* Исполнения на клавесине представлены здесь и здесь .
Концерт №6. Единственный двойной концерт Гайдна (за возможным исключением концертов для 2 валторн и 2 кларнетов крайне сомнительного авторства). Обычно обозначается как концерт «для скрипки и чембало», но может исполняться и на другом клавишном инструменте, о чём свидетельствуют три исполнительских версии:
1) для скрипки и клавесина со струнным оркестром (солисты Михаил Вайман и Алла Жохова; точный год записи не указан, но это застойные советские времена);
2) для скрипки, органа и струнного оркестра (солисты Зузанна Шольц и Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для скрипки и пианофорте со струнными (солисты Готфрид фон дер Гольтц и Андреас Штайер, 2004 г.).
Концерт №7. Содержит гайдновскую музыку, но композитором, вполне возможно, был не Гайдн. Такой вот парадокс. Этот концерт представляет собой переработку одного из фортепианных трио Гайдна (Hob. XV:40), но кто её сделал — неясно. В оригинальном манускрипте в качестве автора указан Вагензайль. Здесь духовых инструментов в оркестре нет, только струнные. Но вот сколько их должно быть. Исполнительские версии таковы:
1) орган в сопровождении лишь струнного трио (солист Мартин Хазельбёк, 1982 г.);
2) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
3) фортепиано со струнным оркестром (солист Михаил Плетнёв, 1996 г.).
* Исполнение на клавесине представлено здесь .
Концерт №8. Несомненно, написан для органа (поэтому его иногда назвают органным концертом №2). Автор, вероятно, Гайдн, хотя в оригинальном манускрипте композитором назван Леопольд Гофман (Хоффман). Партии двух валторн или труб, как и партия литавр, сохранились в берлинском манускрипте, но отсутствуют в других источниках. Плюс к этому, сохраняется неопределённость количества струнных инструментов. Отсюда три варианта:
1) для органа со струнными (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнного трио, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для органа с большим оркестром (солист Фердинанд Клинда, 1975 г.).
Концерт №9. По поводу аутентичности концерта споры идут до сих пор. Кто-то считает его гайдновским, кто-то — нет. Концерт почему-то исполняется крайне редко, поэтому даю два разных исполнения с одинаковым составом инструментов:
1) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.)
2) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .
Концерт №10. Вероятно, написан Гайдном. В единственном сохранившемся манускрипте автор обозначен как ‘Heyden’ . Партий духовых в оркестре нет. Исполнительские версии:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.
Концерт №11. Самый популярный клавирный концерт Гайдна. Авторство несомненно, как и то, что партии двух гобоев и двух валторн в оркестре написаны самим Гайдном. Варианты возникают лишь в связи с солирующим инструментом:
1) клавесин (солистка Эльжбета Стефаньска-Лукович);
2) пианофорте (солист Йорг Демус, 1969 г.);
3) современное фортепиано (солистка Марта Аргерих, 1994 г.).
Интересна также исполнительская версия, где солирует пианофорте, но в оркестре присутствует и клавесин континуо:
4) (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.
Концерт Hob. XVIII:F2. Это небольшое произведение (его нередко называют концертино) написано для камерного состава. Варианты исполнений:
1) клавесин и струнное трио (солист Тон Копман, 1980 г.);
2) орган и струнное трио (солист Оливье Верне, 2008 г.);
3) фортепиано и струнное трио (солист Харальд Козик, 2008 г.);
4) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.
1.04.2010
В качестве бонуса добавлены:
Источник