Гайдн. Соната Ре мажор, №50 или №7 или Соната для фортепиано Hob XVI:37 Ре мажор (разбор). Музыкальная литература.
Соната предположительно создана в 1779 или 1780 году. Она, как и предыдущая ей соната До мажор, посвящена сестрам фон Ауэнбруггер.
В сонате 3 части. Первая и третья части быстрые, действенные, радостные. Вторая часть медленная, глубоко сосредоточенная, скорбная.
I часть в Ре мажоре, Allegro con brio, в размере C. Сонатная форма.
В основе I части лежит следующий «сюжет». В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит — и игра начинается снова.
Экспозиция. Тема главной партии брызжет весельем, смехом и игрой. Теплая и светлая тональность Ре мажор, смешные нисходящие октавные скачки, форшлаги и морденты в мелодии, форте, быстрый темп, особые штрихи — вот ее выразительные средства (1 — 8 такты).
Тема связующей партии изложена ровными шестнадцатыми — она ассоциируется с постоянным движением, бегом (9 -16 такты).
Тема побочной партии — в Ля мажоре, в ритме быстрого шага (в аккомпанементе — восьмые). Мелодия ее — из одного мотива (форшлаг и опевание, круг — ля-соль#-ля-си-ля), повторяемого от разных нот. Тема грациозна и капризна.
Возвращаются октавные интонации главной партии, сопровождаемые шестнадцатыми, в них — продолжение смеха, игры и бега. Картина меняется в 26 такте, когда шестнадцатые в обеих руках «изображают» дуновение ветра. В 29 такте появляется «холодный» ля минор, в 30, 31 и 32 тактах аккорды в левой руке и ломаные нисходящие арпеджио в правой «рисуют» гром и молнии. Гром и молнии выделены разными гармоническими красками — сначала секстаккордом второй низкой ступени (он имеет мажорную окраску и поэтому звучит очень ярко), потом — вводным септаккордом двойной доминанты (звучность уменьшенного септаккорда — уже другая краска).
Неожиданно картина грозы прерывается — кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд Ля мажора «проясняют» колорит. Трель в верхнем голосе может ассоциироваться с трелью соловья. Звучат кадансовые формулы заключительной партии. Так заканчивается экспозиция.
Разработка. Тема главной партии проходит в мажорных и минорных тональностях — веселье возобновляется, но потом утихает. Со второй половины 6-го такта разработки продолжается «сцена грозы». Полифоническое движение голосов, приготовленные разрешающиеся диссонансы в нисходящем движении «затемняют» колорит — как будто небо заволакивается тучами. В 12 такте «начинается дождь» — шестнадцатые в правой руке и восьмые — в левой. Такты с 13 по 18 — гром и молнии. Гроза снова «прерывается» трелью (соловья). 20 и 21 такты разработки «поворачивают» к Ре мажору Репризы.
В репризе главная и побочная партии проходят в Ре мажоре. Игра продолжается. С12 по 14 такт в главную партию включается «музыка ветра», которая в экспозиции была в побочной. После нее следуют связующая и побочная — возобновление игры. Такты 29-30 репризы продолжают «музыку ветра». Такты 31-32 — Ре мажор сменяется ре минором. С 33 по 35 такт -гром и молнии. 36 такт — окончательное прояснение колорита — кадансовый и доминантсептаккорд с трелью в Ре мажоре. Кадансовые формулы заканчивают репризу (и всю I часть) в радостном Ре мажоре.
II часть в ре миноре, Largo e sostenuto, в размере 3/4. Она резко контрастирует I части. Ее настроение скорбно-задумчивое. Она написана в ритме траурной сарабанды. Тяжелая мерная поступь в трехдольном движении, динамика форте, аккордово-полифонический склад, пунктирный ритм, декламационные триольные обороты в разных голосах, цепочки септаккордов и нонаккордов напоминают образцы Баха и Генделя. Драматическая кульминация части — на секстакккорде второй низкой ступени, гармония которого уже встречалась в I части для «изображения» грома и молний. II часть останавливается на доминанте.
Переход к III части осуществляется без перерыва.
III часть — в Ре мажоре, Presto, ma non troppo, размер 2/4.Форма рондо.
Схема ее такая: рефрен — I эпизод — рефрен — II эпизод — рефрен.
Рефрен III части — пиано- возвращает атмосферу I части — радость, смех, игра, но эта тема более легкая, чем тема I части.
Первый эпизод — в ре миноре- как отголосок скорбной II части. Здесь 2 элемента. Первый — «мнимо»-сердитый, второй — лирический.
Второй эпизод — в Соль мажоре — снова игра. Синкопы, ритмические смещения, перегруппировки мотивов внутри такта.
Последнее проведение рефрена варьированное. Тема звучит на форте приподнято, помпезно, празднично.
Так празднично заканчивается соната Ре мажор.
Послушать достойное исполнение сонаты можно здесь:
Источник
Гайдн. Соната Ре мажор, №50 или №7 или Соната для фортепиано Hob XVI:37 Ре мажор (разбор). Музыкальная литература.
Соната предположительно создана в 1779 или 1780 году. Она, как и предыдущая ей соната До мажор, посвящена сестрам фон Ауэнбруггер.
В сонате 3 части. Первая и третья части быстрые, действенные, радостные. Вторая часть медленная, глубоко сосредоточенная, скорбная.
I часть в Ре мажоре, Allegro con brio, в размере C. Сонатная форма.
В основе I части лежит следующий «сюжет». В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит — и игра начинается снова.
Экспозиция. Тема главной партии брызжет весельем, смехом и игрой. Теплая и светлая тональность Ре мажор, смешные нисходящие октавные скачки, форшлаги и морденты в мелодии, форте, быстрый темп, особые штрихи — вот ее выразительные средства (1 — 8 такты).
Тема связующей партии изложена ровными шестнадцатыми — она ассоциируется с постоянным движением, бегом (9 -16 такты).
Тема побочной партии — в Ля мажоре, в ритме быстрого шага (в аккомпанементе — восьмые). Мелодия ее — из одного мотива (форшлаг и опевание, круг — ля-соль#-ля-си-ля), повторяемого от разных нот. Тема грациозна и капризна.
Возвращаются октавные интонации главной партии, сопровождаемые шестнадцатыми, в них — продолжение смеха, игры и бега. Картина меняется в 26 такте, когда шестнадцатые в обеих руках «изображают» дуновение ветра. В 29 такте появляется «холодный» ля минор, в 30, 31 и 32 тактах аккорды в левой руке и ломаные нисходящие арпеджио в правой «рисуют» гром и молнии. Гром и молнии выделены разными гармоническими красками — сначала секстаккордом второй низкой ступени (он имеет мажорную окраску и поэтому звучит очень ярко), потом — вводным септаккордом двойной доминанты (звучность уменьшенного септаккорда — уже другая краска).
Неожиданно картина грозы прерывается — кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд Ля мажора «проясняют» колорит. Трель в верхнем голосе может ассоциироваться с трелью соловья. Звучат кадансовые формулы заключительной партии. Так заканчивается экспозиция.
Разработка. Тема главной партии проходит в мажорных и минорных тональностях — веселье возобновляется, но потом утихает. Со второй половины 6-го такта разработки продолжается «сцена грозы». Полифоническое движение голосов, приготовленные разрешающиеся диссонансы в нисходящем движении «затемняют» колорит — как будто небо заволакивается тучами. В 12 такте «начинается дождь» — шестнадцатые в правой руке и восьмые — в левой. Такты с 13 по 18 — гром и молнии. Гроза снова «прерывается» трелью (соловья). 20 и 21 такты разработки «поворачивают» к Ре мажору Репризы.
В репризе главная и побочная партии проходят в Ре мажоре. Игра продолжается. С12 по 14 такт в главную партию включается «музыка ветра», которая в экспозиции была в побочной. После нее следуют связующая и побочная — возобновление игры. Такты 29-30 репризы продолжают «музыку ветра». Такты 31-32 — Ре мажор сменяется ре минором. С 33 по 35 такт -гром и молнии. 36 такт — окончательное прояснение колорита — кадансовый и доминантсептаккорд с трелью в Ре мажоре. Кадансовые формулы заканчивают репризу (и всю I часть) в радостном Ре мажоре.
II часть в ре миноре, Largo e sostenuto, в размере 3/4. Она резко контрастирует I части. Ее настроение скорбно-задумчивое. Она написана в ритме траурной сарабанды. Тяжелая мерная поступь в трехдольном движении, динамика форте, аккордово-полифонический склад, пунктирный ритм, декламационные триольные обороты в разных голосах, цепочки септаккордов и нонаккордов напоминают образцы Баха и Генделя. Драматическая кульминация части — на секстакккорде второй низкой ступени, гармония которого уже встречалась в I части для «изображения» грома и молний. II часть останавливается на доминанте.
Переход к III части осуществляется без перерыва.
III часть — в Ре мажоре, Presto, ma non troppo, размер 2/4.Форма рондо.
Схема ее такая: рефрен — I эпизод — рефрен — II эпизод — рефрен.
Рефрен III части — пиано- возвращает атмосферу I части — радость, смех, игра, но эта тема более легкая, чем тема I части.
Первый эпизод — в ре миноре- как отголосок скорбной II части. Здесь 2 элемента. Первый — «мнимо»-сердитый, второй — лирический.
Второй эпизод — в Соль мажоре — снова игра. Синкопы, ритмические смещения, перегруппировки мотивов внутри такта.
Последнее проведение рефрена варьированное. Тема звучит на форте приподнято, помпезно, празднично.
Так празднично заканчивается соната Ре мажор.
Послушать достойное исполнение сонаты можно здесь:
Источник