Гайдн список произведений для фортепиано

Й. Гайдн — ноты для фортепиано

Ноты для фортепиано к произведениям композитора Йозефа Гайдна


Классики — юношеству
Й. Гайдн
Избранные произведения
для фортепиано
5-7 классы детской музыкальной школы
составление и общая редакция
Э.Федорченко и Е. Эфруси
«Музыка», 1968г.
номер 3136

В настоящий сборник включен ряд клавирных произведений Гайдна дивертисменты (сонаты), вариации, аллегро и др., —по трудности рассчитанных на учащихся V—VII классов музыкальных школ.
При редактировании этих пьес мы пользовались, по возможности, уртекстом. В других случаях (при отсутствии оригинала) мы сопоставляли различные имеющиеся издания. Ввиду чрезвычайной скупости динамических обозначений и фразировочных лиг в оригинале, а иногда и полного отсутствия их, мы позволяли себе внести дополнительные указания, которые могут помочь в работе с учеником. Это оговорено в сносках там, где авторские ремарки отсутствуют. В тех случаях, когда они имеются в тексте, наши указания взяты в скобки, а добавочные лишь отмечены пунктиром.
При отсутствии уртекста мы старались избежать излишнего нагромождения и пестроты динамических обозначений, не свойственных стилю Гайдна.

В тексте указывается возможная дополнительная расшифровка украшений и аппликатура. Педаль в этих пьесах употребляется весьма скупо, и мы не сочли необходимым указывать ее, предоставляя это педагогу.

  • Дивертисмент (соната-партита) до мажор
  • Дивертисмент (соната) до мажор
  • Дивертисмент (сонатина) ре мажор
  • Соната соль мажор
  • Адажио фа мажор.
  • Ария с вариациями (La Roxelance) до минор
  • Тема с вар нациями до мажор.
  • Ариетта с вариациями ля мажор
  • Аллегро фа мажор.
Читайте также:  Как олень жаждет ноты

Скачать ноты


Sonaten von Joseph Haydn
herausgegeben von Louis Koehler und Adolf Ruthardt
Й. Гайдн
Сонаты
Leipzig C.F.Peters
номер 3136

JOSEPH HAYDN (born at Rohrau [lower Austria] in 1732, died at Vienna in 1809), of humble parentage, was chiefly his own teacher in composition. Having lost his voice at an early age, after filling the post of chorister for a short time in Stephan’s Cathedral, Vienna, he was thrown upon his own resources, when he met his first patron, Baron von Filrnberg, who invited him to his estate Weinzierl, with the commission to write a few quartets for his chamber-music-ensemble. He became composer of quartets, divertissements and symphonies in succession to the «Chapels» of Count Morzin (Lukavec 1759) and Prince Paul Anton Esterhazy (Eisenstadt, Castle Esterhazy, since 1761). Then, with the exception of two concert-tours to London (1791—92, 1794—95) he took up his permanent abode inVienna, and to him that City owes its reputation as the home of classical music. In 1755 he wrote the first quartet for Filrnberg, in 1759 the first symphony for Morzin, and as early as 1751 he even composed the first operetta: «The new hunchback Imp».

Marriage acquainted him rather with the salt, than with the bliss, of earth, for the barber’s daughter, Maria Anna, — from whom at last he became divorced after an issueless wedded life of forty years, — was an unmusical Xanthippe. His art, however, amply indemnified him for what he missed in married life, for he was loved and esteemed all the more by the Viennese, more especially, on his return from the London Concert-tours which were indeed crowned with success. He was loudly cheered and homage was done to the artist who at each of the Salomon-Concerts conducted six of his own newly composed symphonies, the final result being that in 1791 Oxford conferred upon him the title of Doctor of Music.

Читайте также:  Гитара не могу иначе

Haydn’s style, based upon the School of the Mannheim Symphonists (Stamitz) and upon that of Bach’s sons and Boc-cherini, shews a new feature in the development1) of the «motive» in the working-out of the movements in his larger works. Nor must we undervalue the influence exerted upon his contemporaries by the simplicity and popular tone of his themes, recalling the early «suite». These charms are further enhanced by a warmth of tone peculiarly Austrian, a delicious humour, child-like mirth, and a convincing truthfulness in the sharp cut outlines of his principal themes. The tradition which attributes to him the introduction of the Minuet into the symphony, lacks historical foundation.

His honorary title of to-day «Father Haydn» well expresses the heart-stirring, alluring simplicity and the natural bent of his imagination; it overlooks, however, his art of musically reproducing his thoughts, in which, even to this day, Haydn, in many respects, has not been surpassed, whose versatility of mind no musician has so far attained to. His oratorios, quartets and symphonies open out the paths to modern music; while, written as they chiefly were for the sweet-toned, delicate «clavichord», an elder sister to the pianoforte, his 34 sonatas for piano rather belong to the early school of composition, hence the predominance of the gracefully intertwining figural subjects. Twenty piano-concertoes and «divertissements» with piano, beautiful variations (f-minor, etc.) and fantasias, complete the garland of his piano-works.

Скачать ноты

Источник

Все исполнители

Все музыканты // Гайдн, Йозеф — Список сочинений

Камерная музыка

  • 8 сонат для скрипки и фортепиано
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 6 дуэтов для скрипки и альта
  • 41 трио для фортепиано, скрипки и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона, альта и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • четыре концерта для скрипки с оркестром
  • два концерта для виолончели с оркестром
  • два концерта для валторны с оркестром
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двухколёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром
  • концерт для флейты с оркестром
  • концерт для трубы с оркестром
  • 13 дивертисментов с клавиром

Вокальные произведения

Всего 24 оперы, в том числе:

  • «Хромой бес», 1751 г.
  • «Истинное постоянство»
  • «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Аптекарь»
  • «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • «Необитаемый остров»
  • «Армида», 1783 г.
  • «Рыбачки», 1769 г.
  • «Обманутая неверность»
  • «Непредвиденная встреча», 1775 г.
  • «Лунный мир», 1777 г.
  • «Истинное постоянство», 1776 г.
  • «Вознагражденная верность»
  • героико-комическая опера «Роланд-паладин»

Оратории

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater

Мессы

14 месс, среди которых :

  • малая месса
  • большая органная месса Es-dur
  • месса в честь св. Николая
  • месса св. Цецилии
  • малая органная месса
  • Мариацелльская месса
  • месса с литаврами, или Месса времён войны
  • месса Heiligmesse
  • Нельсон-месса
  • месса Тереза
  • месса с темой из оратории «Сотворение мира»
  • месса с духовыми инструментами

Симфоническая музыка

Всего 107 симфонии, в том числе:

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • 6 Парижских симфоний
  • 12 Лондонских симфоний, в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано

  • Фантазии, вариации
  • 52 сонаты для фортепиано

Источник

Топ-10 самых известных произведений Йозефа Гайдна, которые стоит услышать

Творческая биография выдающегося австрийского композитора Йозефа Гайдна простиралась почти на полвека и охватила абсолютно все этапы развития венской классической школы музыки — от начала ее становления в 1760-х гг. и до расцвета творчества Бетховена в начале XIX столетия.

Австрийского композитора не зря зовут отцом симфонии. Именно благодаря вкладу Гайдна этот жанр наконец приобрел классическое совершенство и стал базой, на которой был взращён симфонизм великого Бетховена.

Кроме того, Гайдн первым написал завершенные образцы и других популярных жанров эпохи классицизма — струнного квартета и клавирной сонаты. Также именно он впервые создал светские оратории на немецком языке.

Невероятная плодотворность, широта фантазии, неиссякаемая свежесть восприятия, гармоничное ощущение бытия – вот основные признаки творческого наследия прославленного мастера.

Представляем вам 10 самых известных музыкальных произведений Йозефа Гайдна.

10. Опера «Аптекарь»

Премьера оперы состоялось в 1768 году в замке князя Эстерхази. Кстати, по словам самого автора, создание “Аптекаря” было приурочено к открытию дворцового театра “Эстерхаза”.

В 19-20 столетии опера пользовалась большой популярностью и с успехом шла на самых прославленных сценах мира: в Вене, Дрездене, Гамбурге, Амстердаме, Лондоне и др.

9. Симфония № 82 – «Медведь»

Название этого произведения «Медведь» связано с тем, что в то время под подобные мелодии водили медведей цыгане.

8. Симфония № 45 – «Прощальная симфония»

Симфонию № 45 часто называют “Прощальной”, и существует несколько теорий возникновения подобного названия.

Одна, основанная на словах самого автора, сохранилась в воспоминаниях его современников. Во время работы над этим произведением Гайдн служил в капелле князя Эстерхази, одного из венгерских вельмож, чье могущество и достаток превосходили королевские.

В 1772 году князь Эстерхази приказал, чтобы во время его пребывания в поместье семьи музыкантов капеллы не могли проживать там же. Только в отсутствие князя музыканты имели возможность поки­дать резиденцию и встречаться со своими женами и детьми.

В тот год князь довольно долго находился в поместье, и измученные разлукой с семьями музыканты обратились с просьбой о помощи к своему руководителю. Гайдн весьма остроумно подошел к решению этой проблемы и сумел передать прошение оркестрантов во время исполнения новой симфонии.

Согласно другой версии, просьба касалась жалованью, которое князь задерживал, и в названии содержался намек на то, что музыканты собираются покинуть место службы.

7. Сотворение мира

Ежедневно композитор молил Бога о даровании духовных сил и таланта для завершения своего труда. Масштабности замысла соответствовало не только длительность написания, но и перечень музыкальных инструментов, включенных в исполнительский состав: 3 тромбона, 3 флейты и контрфагот – для времени, в котором жил Гайдн, состав этот более чем приличный.

То благочестие, сопутствующие автору во время работы над произведением, в полной мере воплощается в завершенном варианте оратории в каком-то особенном ключе. “Сотворение мира” буквально пронизано восторгом и благоговейным преклонением перед красотой мира, радостью бытия.

6. Симфония № 94 – «Сюрприз»

Сцена фонтанирующего через край веселья простого люда, насыщение танцевальными мелодиями и юмористическими “мазками”, вариации на темы аутентичных народных мотивов.

На суд зрителей 94-я симфония “Сюрприз” была представлена 23 марта 1792 года в Лондоне в концерте Саломона. Дирижировал сам Гайдн. Премьера прошла с оглушительным успехом.

5. Орфей и Эвридика

Опера Гайдна “Орфей и Эвридика”, написанная в 1791 году, состоит из 4-х действий. Авторство либретто к произведению принадлежит К. Бадини.

Эта опера австрийского мастера, предназначавшаяся для исполнения в английской столице, так и осталась незавершенной. Также некоторой тайной является смысл ее названия. Некоторые эксперты утверждают, что философ олицетворяет Орфея, а душа его — Эвридика.

К сожалению, опера более 150 лет находилась в забвении. И только 1951 году во Флоренции она была исполнена. Кстати, в постановке приняла участие великая Мария Каллас. С тех пор произведение пользуется с тех пор огромным успехом у любителей оперного искусства.

4. Лунный мир

Произведение было написано для придворного театра князя Эстерхази, на службе у которого тогда состоял Гайдн.

“Лунный мир” создан на либретто прославленного итальянского комедиографа Карло Гольдони. Сюжет ее основывается на одной из самых знаменитых мистификаций Нового времени — открытием Лунного мира.

Это комедийная история повествует о том, как лжеастролог разыграл на Земле реальность жителей Луны под предводительством лунного императора.

3. Времена года

Речь идет о “Сотворении мира” и “Временах года”. Именно эти произведения дали возможность прославленному композитору так многогранно раскрыть его философские представления о смысле человеческого бытия и самых главных ценностях жизни.

Тема перемены времен года и вообще циклических изменений в природе в классической музыке использовалась не один раз. Однако Гайдн впервые связал ее с жизнью народа и сделал близкой и понятной.

Подобная концепция схожа с теорией великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, которая культивирует существование человека, живущего в гармонии с окружающим его миром.

В оратории собраны свойственные Гайдну признаки музыкального стиля: простота и ясность мелодии; применение тем, схожих с бытовыми, разнообразие номеров — в произведении есть хоры, речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и проч. 44 номера “разбиты” на четыре части, каждый из которых имеет название времени года.

2. Оксфордская симфония

По мнению многих экспертов, это произведение с протяжной медленной частью и великолепными музыкальными изысканиями является одним из лучших творений мастера.

Симфонию получила название “Оксфордская” из-за того, что Гайдн впервые провел ее в 1791 на церемонии присвоения ему почетной докторской степени знаменитого Оксфордского университета. Это произошло достаточно быстро после его первого прибытия в Великобританию, и так как композитор еще не завершил работу над двенадцатью “лондонскими” симфониями, он, в итоге, решил преподнести в знак благодарности за оказанную ему честь новую из своих законченных симфоний.

1. Соната для фортепиано Ре Мажор

Соната содержит 3 части. Первая и заключительная – быстрые, действенные, торжественные. Вторая часть размеренная, глубоко сосредоточенная и даже печальная.

Ведущая партия первой части — оживленная и энергичная. За счет легкой для восприятия мелодии и высокому регистру, она звучит мягко и изящно.

Источник

Оцените статью