Учитель и ученик (ансамбль)
Франц Йозеф Гайдн (1732 — 1809) — австрийский композитор, создатель классической 4-частной симфонии, сокровище венской классической школы, веселые блики которого до сих пор играют на партитурах современных музыкантов.
В творческом наследии Гайдна представлено множество музыкальных жанров, но особое место принадлежит струнным квартетам и симфониям. В XVIII веке Гайдна нередко упрекали в излишней живости и находили его сочинения «скандально веселыми». Сам композитор не раз говорил: «Воображение играет на мне, как если бы я был клавиром».
Музыкальные способности, так же, как и чувство юмора у маленького Франца Йозефа проявились рано. Официальную карьеру музыканта он начал в венском хоре мальчиков, куда попал благодаря своему серебряному голосу. Голос пропал, а золотая голова Йозефа, позволявшая ему сочинять одну мелодию за другой, осталась при нем.
Но прежде чем стать признанным композитором, сыну каретника и кухарки предстояло пройти путь уличного музыканта. Впоследствии интонации и ритмы большого европейского города зазвучат в произведениях маэстро — в пространстве его творчества найдут себе место не только немецкий и австрийский песенный фольклор, но и венгерский, хорватский, словацкий, чешский.
После восьми лет случайных заработков композитор-беспризорник находит себе первого покровителя, а за ним второго — и Гайдн попадает в почетный плен на должность капельмейстера к венгерскому князю Эстергази почти на 30 лет.
В Эйзенштадт с ним прибывает его супруга, женщина ограниченная и безразличная к талантам мужа. Мария-Анна имела привычку использовать нотные рукописи гения на папильотки и для кулинарных надобностей. Самим венгерским магнатом способности к сочинению музыки Гайдном были оценены высоко — и требования были предъявлены к композитору фантастические.
Нередко ему предлагалось создать за ночь к завтраку новое музыкальное блюдо своему господину. Отчасти подчиненное положение искупалось возможностью немедленно проверить звучание придуманных произведений — в капелле Эстергази были хор и оркестр. Симфонии, оперы, сонаты, пьесы сочинялись одна за другой. За свою жизнь Гайдн создал 104 симфонии — это мировой рекорд среди композиторов. Австрийским композитором написаны 3 оратории, 24 оперы, 83 струнных квартета, и множество других произведений для оркестра и разных инструментов.
Полную свободу Франц Йозеф Гайдн обрел после смерти венгерского князя, когда ему исполнилось 59 лет. Впереди у него были спокойные годы в Вене в окружении почитателей и учеников (один из них – Бетховен!) и триумфальные гастрольные выступления. Он был приглашен в Лондон, где его ждали признание и награды. Именно там он сыграл знаменитую шутку с английскими ценителями музыки — в медленной части симфонии усыпил их плавной музыкой-грезой, а когда они впали в сладкую дрему — по забывшимся англичанам оркестр неожиданно ударил литаврами. Испуганные меломаны еще долго не могли прийти в себя, и симфония получила название «Сюрприз».
Смотрите также ноты произведений композитора Франц Йозеф Гайдн:
Источник
Гайдн учитель ученик ноты
Шутки папаши Гайдна
( На сцене инструментальный ансамбль, исполняет музыку Й.Гайдна)
– Друзья, давайте мысленно перенесёмся в Австрию XVIII века и побываем в имении князя Николая Эстергази «Великолепного». Его роскошный дворец не уступал в своём величии дворцу французских королей. Гордостью князя был обширный парк с беседками и статуями, фонтанами и павильонами. Для занятий искусствами были построены два театра и два концертных зала. Здесь протекала жизнь, служба и творчество великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Как капельмейстер он не только занимался с музыкантами и дирижировал оркестром, в его обязанности входил надзор за внешним видом оркестрантов: парики должны быть напудрены и расчёсаны, бельё чистым, а чулки сверкать белизной. Гайдн должен следить за поведением музыкантов и улаживать между ними конфликты и споры, кроме того – отвечать за сохранность нот и инструментов. Так что он в одном лице – капельмейстер, капельдинер и мировой судья. Но Гайдн ещё, своего рода, «музыкальный повар». Трапеза князя всегда сопровождалась музыкой, и в обязанности Гайдна входил подбор специального репертуара, так сказать, «музыкальных приправ» к каждому блюду. Среди всей этой массы дел есть ещё одна незначительная обязанность – он ведь ещё и композитор. Но на этот счёт Гайдн, с присущим ему чувством юмора говорил: «Теперь я, Слава Богу, не отягощён мучительными раздумьями о том, что мне сочинять. Обо всём этом думает за меня мой князь». Да вот и сам князь!
( На сцену выходит князь Эстергази с дамой)
– Графиня, вам нравится музыка Гайдна?
– Она прекрасна! Такая весёлая и радостная!
– Да, папаша Гайдн, несмотря на возраст, сохранил в своём характере весёлость и остроумие! Но более всего меня приводят в восхищение его оригинальные музыкальные шутки.
– С некоторыми из них я знакома! Позвольте мне рассказать …
Однажды на празднестве в присутствии императрицы Марии Терезии играл ваш оркестр, князь. Дирижировал, как всегда, Гайдн со скрипкой в руках, но в концерте принимали участие четыре любителя высокого происхождения. Императрица заметила, что хотела бы, шутки ради, посмотреть что будет, если именитые дилетанты останутся играть без поддержки музыкантов? Гайдн уловил слова императрицы и договорился со скрипачом Томазини, чтобы тот оборвал струну на своей скрипке.
Симфония началась. В экспозиции Гайдн прижал к носу платок и со словами: «Носовое кровотечение!» – быстро удалился. Томазини тоже хорошо сыграл свою роль, порвав в нужный момент струну. Музыка стала хромать, запинаться и, спустя несколько тактов, остановилась. Эта шутка вызвала смех императрицы и всех присутствующих.
– Браво! Браво! Маэстро, менуэт!
Исполняется Менуэт для флейты и фортепиано , танцует группа хореографического отделения
– Графиня, вы большая поклонница музыки Гайдна! Я закажу ему написать для вас серенаду!
– О! С серенадой у Гайдна связан ещё один забавный случай!
– Вы расскажете о нём?
– С удовольствием! В молодости Гайдн часто с друзьями-музыкантами играл на вечеринках, свадьбах, а то и просто на улице. Жители Вены привыкли к вечерним и ночным уличным концертам, часто награждали их участников аплодисментами и монетами. Прислушайтесь к этим нежным изящным мелодиям!
Правда, однажды музыкантам не повезло: вместо благодарности на их головы обрушили ведро холодной воды. Гайдн решил проучить оскорбителей, и на следующую ночь компания музыкантов собралась на прежнем месте. По знаку Йозефа весь оркестр грянул что есть мочи, причём каждый играл, что хотел ( воспроизвести за кулисами). Что тут началось! Вся округа была разбужена этим «кошачьим» концертом. Озорные музыканты вынуждены были спасаться бегством от блюстителей порядка, и главный нарушитель спокойствия Й.Гайдн был спасён.
– Графиня, вы восхитительны! Не со слов ли самого маэстро вы узнали об этой истории? Старый папаша Гайдн умеет быть галантным кавалером и любит общество хорошеньких женщин, которые, в свою очередь, тоже не остаются к нему равнодушными.
– Князь, обо всём говорит его музыка!
– Тогда слушаем музыку Гайдна!
– Вена рубежа XVIII –XIX веков – европейская музыкальная столица. Музыка звучала на улицах и площадях, на ярмарках и в кофейнях, во дворцах аристократов и в домах простых горожан. И везде, где собирались музицировать, были произведения Й.Гайдна. У графа Фюрнберга по четвергам встречались друзья, большие любители музыки. Библиотекарь г-н Рейер играет на скрипке, аптекарь г-н Мюллер – на альте, чиновник городской ратуши г-н Моль – на виолончели, торговец игрушками г-н Бенекер – на флейте, а его жена – на клавесине. Сегодня они принесли новые ноты замечательного композитора, их любимца Й.Гайдна – трио G-dur. Давайте послушаем эту чудесную музыку!
Исполняется Трио для скрипки, виолончели и фортепиано
– А знаете ли вы, князь, что маэстро Гайдн пишет не только инструментальную музыку, но и песни?
– Конечно. Я знаю даже то, что мой капельмейстер считает свои песни превосходящими по своей красоте и лёгкости все, существовавшие до него! Среди них есть и забавные названия: «Похвала лени», «Хитрый пудель»…
– Но самым изобретательным, мне к ажется, канон «Искусство». Его следует исполнять вперёд – назад, затем лист перевёртывается вверх ногами и канон опять исполняется вперёд – назад. Непостижимое мастерство композитора, не правда ли! Желаете послушать этот шедевр?
– С большим интересом!
– Интересно, возможно ли научиться такому мастерству? Есть ли у маэстро Гайдна ученики?
– У Гайдна много учеников, но самый любимый – Моцарт. Гайдн не завидует, а радуется успехам, таланту и обаянию Моцарта, считает его «величайшим композитором из ныне живущих». Ему дороги весёлый нрав, каламбуры, а главное, музыка Моцарта.
– Но ведь Гайдн не дал ни одного урока Моцарту!
– Это так. Однако Моцарт считает его своим учителем и в шутку называл его «папашей». «Папа – отговаривал он Гайдна от поездки в Англию – ведь у Вас нет воспитания для большого света, и Вы плохо знаете языки!» На что Гайдн возразил: «О! Мой язык понимают во всём мире!»
– Не Моцарту ли посвятил Гайдн свой фортепианный дуэт «Учитель и ученик»?
– Я заметил, что почти за каждым названием пьесы нашего любимого маэстро скрывается какая-либо история!
– А какая история скрывается за пьесой с таким грубым названием «Менуэт быка»?
– Извольте. Однажды к Гайдну пожаловал мясник с просьбой написать «новенький красивый менуэт» к свадьбе своей дочери. Композитор выполнил заказ, и через несколько дней мясник явился с благодарностью: великолепным быком с позолоченными рогами. «Подарок» прибыл в сопровождении счастливого мясника с дочерью, зятем и целым оркестром странствующих музыкантов, издающих оглушительные звуки. С тех пор этот до-мажорный менуэт стал называться «Менуэтом быка». Музыка полна юмора! В ней мы услышим и рёв быка, и его нежные танцевальные па, и его грациозное помахивание хвостом.
– Действительно, очаровательная музыка! Позвольте и мне рассказать забавную историю, рассказанную мне госпожой Тун. Как-то она пригласила Гайдна (ещё молодого) для починки клавесина. Закончив работу, Йозеф не удержался от искушения поиграть на прекрасном инструменте. В это момент в комнату вошла хозяйка дома и спросила:
— Йозеф Гайдн. Тогда сыграйте мне это наизусть! – и она подала ему ноты. Это была собственная соната Гайдна, написанная давно для своей ученицы! Конечно, он помнит каждую ноту! Исполнение было принято с восхищением и щедро вознаграждено.
– С сонатой связана ещё одна смешная история. В Лондоне Й.Гайдн познакомился с одним любителем музыки, неплохо игравшим на скрипке, но страдавшим дурной привычкой завышать интонацию на верхних звуках. Гайдн задумал отучить его от этой дурной привычки. Он написал сонату для скрипки и фортепиано под названием «Сон Иакова» и передал её (без подписи) мадемуазель Янзен, партнёрше скрипача. Музыканты с жаром взялись играть новую музыку, и тут произошло именно то, что задумал Гайдн. На высоких нотах, где встречались сложные пассажи, скрипач постоянно запинался, злился и проклинал композитора. «Небесная лестница Иакова» на своей верхушке оказалась не по силам дилетанту и заставила его основательно поработать над своим недостатком!
К сожалению, ноты сонаты «Сон Иакова» утеряны, но для мадемуазель Терезы Янзен Гайдн написал немало других сонат. Одну из них мы сейчас услышим.
– За всю свою жизнь Гайдн сочинил 118 симфоний. Некоторые их них имеют названия, связанные с определёнными событиями. Например, после исполнения 96-й симфонии, когда вся публика устремилась к сцене, в опустевшем зале рухнула огромная люстра. Чудо спасло людей! Так симфонию и назвали «Чудо».
А «Прощальная симфония» получила название из-за своего оригинального окончания: музыканты по одному уходили со сцены, гася свечи и унося с собой инструменты. Так Гайдн изобретательно намекнул князю Эстергази о желании музыкантов отдохнуть от затянувшихся гастролей и вернуться домой.
Сейчас мы услышим самую весёлую – «Детскую симфонию». Она написана для камерного состава с участием детей. Гайдн остроумно подобрал для них игрушечные музыкальные инструменты, которые продаются на любой ярмарке и в любой лавочке. Эти свистульки, трещотки, треугольники, барабанчики будут звучать по руке дирижёра и украшать музыку щебетом птиц и звуками природы.
( Исполняется «Детская симфония»)
– 1809 год. Гайдн стар и болен. Пушечный выстрел наступавших французских войск так напугал его, что старец задрожал и чуть не упал. Но, собрав все свои силы, крикнул слугам: «Дети, не бойтесь! Там где Гайдн, с вами ничего не может случиться!» Даже перед смертью он ощущал себя «папашей», опекающим своих близких. Он говорил: «В этом мире так мало радостных и довольных людей. Везде их преследует горе и заботы. Быть может, мой труд послужит подчас источником, из которого человек будет черпать спокойствие и отдых». Действительно, спустя два столетия мы радуемся, слушая его музыку, получаем заряд оптимизма и доброты.
Источник
Хрестоматия фортепианного ансамбля
Педагогический репертуар
хрестоматия ансамблей фортепиано в дмш
Хрестоматия фортепианного ансамбля
младшие классы детской музыкальной школы
выпуск 1
“Музыка”, 1981г.
номер 11525
ОТ РЕДАКЦИИ
Настоящим выпуском открывается новая серия педагогического репертуара для детских музыкальных школ — хрестоматия фортепианного ансамбля. Для младших (1—3), средних (4—5) и старших (6—7) классов будет выпущено по три выпуска четырехручных пьес западноевропейских, русских и советских композиторов, прочно вошедших в репертуар фортепианного ансамбля. В дальнейшем предлагаемая серия из девяти выпусков будет регулярно переиздаваться.
- Вивальди А. Финал маленькой симфонии № 1.
- Гайдн И. Учитель и ученик. Вариации
- Моцарт В. А. Игра детей
- Бетховен Л. Немецкий танец
- Шуберт Ф. Отрывок из балетной музыки к драме «Розамунда»
- Векерлем Ж. Песня барабанщика
- Вексрлси Ж. Деревенское рондо
- Балакирев М. На Волге
- Балакирев М. Две русские народные песни
- Хороводная
- Протяжная
- Мусоргский М. По грибы
- Чайковский П. «Фея искренности» из балета «Спящая красавица»
- Гедике А. Соч. 12, № 1. Вальс
- Стравинский И. Два танца из балета «Пульчинелла»
- Гавот
- Серенада
- Прокофьев С. Болтунья
- Пуленк Ф. Вальс
- Шостакович Д. Колыбельная
- Свиридов Г. Честная бедность
Скачать ноты
Хрестоматия фортепианного ансамбля
младшие классы детской музыкальной школы
выпуск 2
“Музыка”, 1984г.
номер 12654
- Госсек Ф. Гавот
- Гайдн Й. Менуэт
- Моцарт В. Колыбельная
- Шуберт Ф. Музыкальный момент.
- Брамс И. Колыбельная
- Шуман Р. Листок из альбома
- Бизе Ж. Дуэт из сюиты «Детские игры»
- Григ Э. Лесная песня
- Барток Б. Вечер в дерелте
- Чайковский П. Первая тема и.ч 2-й части IV симфонии
- Рахманинов С. Итальянская полька
- Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии».
- Шебалин В. Танец девушек из балетной сюиты «Жаворонок»
- Шостакович Д. Родина слышит
- Кабалевский Д. Песня сборщиц винограда из оперы «Кола Брюньон»
- Агафонников В. Вальс
Скачать ноты
Хрестоматия фортепианного ансамбля
младшие классы детской музыкальной школы
выпуск 3
“Музыка”, 1987г.
номер 13738
- И. С. Бах. Песня.
- Л. Боккерини. Менуэт.
- Й. Гайдн. Менуэт
- Неизвестный автор XVIII в. Сонатина
- В. А. Моцарт. Четыре танца
- Л. Бертини. Этюд. Соч. 149, № 3
- Л. Бертини. Этюд. Соч. 149, № 4
- Ф. Мендельсон. Песня без слов № 9
- М. Глинка. Рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин»
- А. Аренский. Сказка. Соч. 34, № 1
- Я вечор, млада, во пиру была. Русская народная песня. Обработка П. Чайковского
- Ан. Александров. Сшила мама дочке
- П. Хиндемит. Интермеццо из детской игры «Мы строим город»
- И. Стравинский. Балалайка
- С. Прокофьев. Русский танец из балета «Сказ о каменном цветке»
- А. Хачатурян. О чем мечтают дети
- Д. Кабалевский. Песня из сюиты «Народные мстители».
- Р. Щедрин. Девичий хоровод из балета «Конек-горбунок».
Скачать ноты
Хрестоматия фортепианного ансамбля
средние классы детской музыкальной школы
выпуск 1
“Музыка”, 1982г.
номер 11920
- Шуман Р. Соч. 85. Игра в прятки
- Бизе Ж. Кукла
- Григ Э. Соч. 35, № 2. Норвежский танец.
- Чайковский П. Соч. 11. Andante
- Аренский А. Соч. 34, № 4. Вальс
- Кабалевский Д. Соч. 26. Марш
- Гавот
- Хачатурян К. Шествие Лимона (отрывок из балета «Чиполлино»)
Скачать ноты
Хрестоматия фортепианного ансамбля
средние классы детской музыкальной школы
выпуск 3
“Музыка”, 1988г.
номер 13979
- Ж.Ф. Рамо. Ария из кантаты «Аквилон и Орифия»
- К. М. Вебер. Анданте с вариациями. Соч. 3
- К. М. Вебер. Рондо
- Ф. Шуберт. Лендлер
- Р. Шуман. Восточные картины (№4)
- Э. Григ. Норвежский танец. Соч. 35, № 2
- М. Глинка. Полонез
- А. Бородин. Мазурка
- С. Прокофьев. Мертвое поле. Отрывок из кантаты «Александр Невский»
- Д. Шостакович. Прелюдия. Соч. 34, № 2
- В. Гаврилин. Марш
Скачать ноты
Источник