Как научиться играть на гармошке?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Без хорошего гармониста на селе ещё полвека назад не обходилось ни одно праздничное мероприятие: свадьбы, именины, крестины, новогодние праздники, «Масленица» и другие большие и малые торжества. В некоторых местах и поныне живёт традиция звать гармониста на значимый для семьи праздник. Разные мотивы на гармошке — песни, плясовые мелодии, хороводные — передаются в основном «на слух» из поколения в поколение, от опытного умельца к новоявленному музыканту. Однако на этом народном музыкальном инструменте можно научиться и самостоятельно — без наставника-самоучки или образованного педагога.
Как держать гармонь?
Само собой, обучение игре на любом музыкальном инструменте начинается с правил посадки с ним, его удержания, расположения рук и пальцев. С этого и начнём учиться играть на гармошке.
В основном гармонь — инструмент довольно компактный, вес его невелик, поэтому играть на нём удобно как в сидячем положении, так и стоя.
Далее в статье рассматриваются вопросы обучения на обычной гармошке, имеющей две клавиатуры:
- правую — мелодическую, предназначенную для пальцев правой руки;
- левую — басовую, на которой играют пальцы левой руки.
Разновидностей этого инструмента не счесть: в одних местах играют на больших инструментах, у которых в левой клавиатуре три ряда кнопок, в других — на маленьких, однорядных, в третьих предпочитают иметь двухрядную гармонь. Кроме этого, среди тех же однорядных либо двухрядных встречается немало отличий. Некоторые модели и вовсе имеют в левой или правой клавиатуре не кнопки, а клавиши. И у всех найдутся свои особенности как в посадке и расположении рук, так и в технике игры.
Поэтому будем учиться играть на самой популярной, наверное, из всех моделей инструмента – «двухрядке». Она обладает в правой клавиатуре 25 кнопками, расположенными в 2 ряда, а в левой — тремя рядами с таким же количеством кнопок.
Современные гармошки имеют два наплечных ремня, прикреплённых к инструменту со стороны правой клавиатуры, и один торцевой ремень для фиксации левой руки со стороны басовых кнопок.
Наплечные ремни надеваются в любом случае, то есть не имеет значения, сидит или стоит гармонист.
Ремни нужно отрегулировать по своей фигуре: инструмент должен удобно расположиться на груди. Нижняя его часть при сидячем положении музыканта опирается на бедро правой ноги правой стороной корпуса, а внутренняя часть своим верхом касается груди. Размещаться удобнее всего на табуретке либо жёстком стуле, но не очень глубоко – ближе к краю. С левой стороны от гармониста должно быть свободное пространство – туда он будет растягивать меха при игре. Сидеть нужно прямо (ни сутулиться, ни наклоняться вперёд не следует). Откидываться назад, например, на спинку стула также не рекомендуется. Левая рука продевается в торцевой ремень, который должен плотно удерживать её, но не ограничивать любое её перемещение вверх, вниз, вперёд (в глубину клавиатуры) и назад.
В правой руке в основном уделяют внимание размещению большого пальца. Он может иметь несколько положений, что зависит от того, какую функцию на него возлагает музыкант.
- Большой палец не участвует в игре на клавиатуре, а служит лишь для дополнительной фиксации музыкального инструмента и компенсации усилий играющих пальцев. В этом случае он находится с обратной стороны грифа.
- Он не играет, но и не поддерживает инструмент, а лишь слегка разряжает напряжение других пальцев и служит, скорее, в качестве опоры и направляющего средства для кисти и предплечья правой руки. При этом он находится на ребре грифа, касаясь его второй фалангой и скользя по нему вслед за пальцами. Пальцы в таком случае собраны все вместе.
- Большой палец участвует в игре, как и все остальные. Такое решение повышает технические возможности гармониста.
Нужно отметить, что некоторые модели «двухрядок» имеют в басах не три, а два ряда кнопок. Однако это обстоятельство не должно смущать настоящего гармониста: он всегда найдёт нужный бас или аккорд.
Движение меха
Звуки на гармошке получаются за счёт нажатия на кнопки и одновременного движения меха. Если кнопки не нажимать, то и меха не получится ни раздвинуть, ни сдвинуть, так как войти или выйти воздуху некуда. Кнопки — это своего рода воздушные клапаны, которые при нажатии на них открывают звуковые отверстия, а при отпускании — закрывают их.
И наоборот, если меха неподвижны, то нажимать на кнопки инструмента смысла нет — воздушного потока нет, звуковые язычки остаются «глухими».
Важно научиться раздвигать и сдвигать меха гармони таким образом, чтобы всегда оставался запас в ту или иную сторону.
Движением мехов управляет левая рука музыканта, так как правая сторона инструмента остаётся неподвижной.
Длинные ноты нужно стараться воспроизводить непрерывно — при движении меха в какую-то одну сторону (любую). А также нужно понимать, какие изменения звука происходят при тех или иных движениях меха. Перечислим основные, которые полезно узнать начинающим:
- при медленном движении меха звук тише;
- при увеличении скорости движения звук усиливается;
- особенно громкий звук возникает при резком движении меха;
- равномерно и плавно ускоряя или замедляя движение меха, можно получить не только звуки с меняющейся динамикой, но и с различным тембром.
С опытом, конечно, придёт умение правильно рассчитывать длительности нот и фраз, своевременно менять направление движения меха, чтобы не прерывать раньше времени звуки, грамотно управлять динамикой и тембром музыкального инструмента.
Как выбрать обучающий курс?
На гармошке можно научиться играть практически в любом сознательном возрасте. Дети могут начинать постигать азы искусства игры уже с дошкольного возраста. Правда, и инструмент им нужно подобрать соответствующий, возможно, пока неполную модель двухрядной гармони типа «Чайки». Но им нужен наставник из числа самодеятельных музыкантов либо образованный преподаватель игры на гармошке. Подойдут музыканты, преподающие баян или аккордеон, знакомые с основами игры на гармони. Этими специалистами обеспечена практически любая музыкальная школа в нашей стране, а также Дома детского творчества и досуговые центры.
Для взрослых же новичков имеются несколько вариантов обучения игре на гармони.
- Можно перенять технику игры, как часто говорят, «с рук», причём ни о какой нотной грамоте в большинстве случаев речь не идёт. Такая учёба возможна при условии живущего поблизости человека или родственника, умеющего играть на этом инструменте и согласившегося помочь с практическими уроками игры. Но здесь есть один нюанс: если у начинающего обучение нет музыкального слуха и таланта, а только желание, то потенциальному «учителю» это станет понятно с первого раза. Уроки вряд ли продолжатся дальше, так как вариант передачи умений «из рук в руки» успешен только там, где есть одинаковые понятия у людей относительно одного и того же дела. А в музыке этим равноценным «понятием» является как раз хороший музыкальный слух.
- Обратиться к профессиональным педагогам, как и в случае с совсем юными любителями гармошки. Профессионалы отсутствие слуха не считают критерием для отказа от занятий с желающими, так как понимают, что музыкальный слух на самом деле имеется у всех людей, но у одних он от природы хороший или даже уникальный (абсолютный), а у других с ним нужно поработать, развить.
- Обучение в домашних условиях без посторонней помощи или с помощью средств современности (интернет, видеоуроки, онлайн-курсы). Взрослые вполне успешно могут освоить гармошку самостоятельно, изучая уроки с нуля по самоучителям, школам, а также просматривая уроки и игру состоявшихся музыкантов по видеороликам. Виртуозная игра, скорее всего, для них станет недостижимой мечтой, но получить удовольствие и порадовать своей игрой родных и близких знакомых они сумеют наверняка, если будут усидчивыми и внимательными. Нетрудные старые и современные мелодии научиться правильно сыграть можно довольно быстро при большом желании.
Правильней всего учиться играть по нотам, но для этого нужно освоить музыкальную грамоту, почему-то необоснованно являющуюся для многих новичков «камнем преткновения».
Имеются самоучители, в которых обучение производится не по нотам, а по цифрам. Каждая кнопка как в правой, так и левой клавиатуре наделяется своей «персональной» цифрой (1, 2, 3 и так далее), а в учебном пособии приводится порядок нажатия клавиатуры при исполнении того или иного упражнения, мелодии или песни.
Вот два примера цифрового метода, который взят со страниц разных учебных пособий по игре на «хромке»:
В примере песни «Старый клён» использован комбинированный способ записи партии гармошки – и нотный, и цифровой.
Какой курс обучения подойдёт новичку, будет решать он сам.
Техника игры
Программа занятий по технике игры на гармошке в домашних условиях должна придерживаться определённого плана, цель которого — непрерывное развитие начинающего гармониста. Рекомендуется следующая схема занятий.
Изучение упражнений на правой клавиатуре
Нужно научиться правильно двигаться по кнопкам пальцами правой руки, при этом нажатие кнопок производится до конца мягкими движениями кончиков пальцев. Не следует по ним стучать, так как от энергии нажатия на кнопку звук не становится ярче и громче. На силу звука влияет только движение мехов.
Количество играющих пальцев — минимум четыре (если есть возможность, лучше использовать все 5 пальцев).
Начинать следует с изучения гаммы До мажор — сначала в одну октаву, а затем задействовать все три.
При выполнении упражнений необходимо постоянно контролировать:
- посадку и положение как тела, так и инструмента;
- локоть правой руки не должен быть прижатым к телу музыканта;
- пальцы не прогибаются в суставах, а имеют полусогнутое положение;
- нельзя поднимать пальцы над клавиатурой слишком высоко;
- ступни ног всей площадью опираются на пол, а стоят друг от друга примерно на расстоянии ширины плеч.
Все свои упражнения нужно обязательно сопровождать подходящим счётом: если песня в вальсовом тактовом размере 3/4, то нужно считать «раз-два-три» на каждую четвертную долю, в размере 4/4 счёт ведётся до четырёх.
Левая рука
Поначалу левая рука осваивается только в действиях с управлением мехов, а играют пока что только пальцы правой руки. Левое запястье располагается под коротким ремнём, большой палец и ладонь опираются в районе ребра между крышкой правого полукорпуса инструмента и басовой клавиатурой.
После успешного освоения правой клавиатуры можно приступать к изучению клавиатуры и упражнениям на басовой стороне гармошки.
Что касается пальцев, то в игре участвуют четыре пальца.
Будет серьёзной ошибкой играть тремя или двумя пальцами левой руки: звук баса может воспроизводиться и не очень чисто, и, возможно, с опозданиями из-за ограничений в возможных средствах звукоизвлечения.
Всё остальное — аналогично правилам действия пальцев правой руки на кнопках.
Игра двумя руками
Выполнив рекомендуемые в учебном пособии упражнения для развития пальцев левой руки, следует соединить руки в единый ансамбль, разучив, например, простенький мотив из самоучителя, в котором присутствуют и мелодический, и аккомпанирующий голоса. Вот пример небольшой композиции для начинающих:
Полезные советы
При обучении нужно следовать следующим советам от опытных гармонистов:
- заниматься музыкой следует в хорошем настроении;
- следует стараться не пропускать ежедневных уроков: пусть это будет всего 15 минут, но — каждый день;
- не отработав предыдущее упражнение на «пять», не стоит приступать к следующему;
- каждое практическое упражнение или песню нужно учить наизусть, а также играть «слепым» способом (не глядя на клавиатуру);
- полезно играть при зрителях — нужно уметь не обращать внимания на аудиторию, углубившись при игре только в музыку.
Гармошка — удивительный музыкальный инструмент, обладающий большими возможностями и сильным звуком. И хотя она не так популярна, как, например, гитара, но её звучание всегда волнует сердца слушателей.
Источник
Путеводитель по музыкальным инструментам мира: часть 1
Представляем вашему вниманию очередную серию статей, в которых мы расскажем об особенностях тех или иных музыкальных инструментов и дадим примеры их звучания.
Духовой музыкальный инструмент. Был популярен в Древней Греции, однако в настоящее время его используют только народные коллективы и фолк-музыканты.
Авлос представляет собой конструкцию из двух спаренных инструментов.
Адырна – щипковый инструмент несколько похож на арфу, но в звучании передает колорит Ближнего Востока. Традиционно инструмент изготавливался из старых луков и костей животных.
Аккордеон – гармонический инструмент с клавиатурой фортепьянного типа. Один из самых популярных инструментов в СССР.
Особенностью аккордеона является способность использовать довольно большое число регистров, что позволяет исполнять очень объемные по диапазону партии. Наличие мехов и клавиш позволяет играть в самых разных стилях – от народных песен и фолка до рок-н-ролла и поп-музыки.
Представьте бас-гитару. Теперь представьте обыкновенную акустическую гитару. Представили?
Теперь соедините их воедино, и получится акустическая бас-гитара. По звучанию напоминает контрабас, но звучит немного более мощно и резко.
Альт (он же альтгорн) – духовой музыкальный инструмент, сделанный из меди. Практически всегда применяется в духовых оркестрах и нигде более. В оркестре занимает место среднего регистра.
Альт представляет собой увеличенную скрипку, от чего ее звучание располагается в довольно низком регистре, но выше, чем регистр виолончели.
Альт – очень популярный инструмент, который можно встретить буквально в каждом оркестре или даже в небольшой музыкальной группе.
Английский рожок – альтовый (более низкий) вариант гобоя. Гобой – духовой деревянный инструмент. Часто применялся как сольный инструмент.
Инструмент со сложным названием родом из Южного Кавказа удивительно похож на скрипку, однако отличается размером и количеством струн – их всего две. Играют на инструменте сидя, немного наклонив «гриф» в сторону, противоположную от смычка.
Арпеджионе в шутку можно назвать внебрачным сыном скрипки и гитары – шесть струн, но можно играть как смычком, так и щипком.
Из-за наличия шести струн, обладает более плотным звучанием и широким регистром, что позволяет использовать арпеджионе в качестве виолончели и альта одновременно.
Арфа по праву может считаться одним из самых (если не самым) древнейших музыкальных инструментов. Первые ее упоминания датируются 2400 годом до нашей эры.
Инструмент появился благодаря луку с натянутой тетивой, которая издавала звук в момент выстрела. Немногим позже звук выстрела лука стали использовать как один из способов связи, а в один прекрасный момент человек, чье имя до нас не дошло, натянул на лук сразу несколько струн. Из-за того, что длины этих струн были разные – была разной и высота звука.
Именно поэтому арфа так похожа на лук.
Современные арфы выполнены в форме треугольника с резонаторным отверстием в довольно массивном корпусе.
Арфа почти всегда была аккомпанирующим, немного реже – сольным инструментом.
Багламазаки и бузуки
Струнные щипковые музыкальные инструменты родом из Греции. Багламазаки представляет собой мини-копию бузуки. Обладает своеобразным восточным звучанием. На инструмент устанавливают по 3 или 4 пары струн.
Очередной струнный щипковый инструмент, который очень любим кантри и джаз-музыкантами. Относится к резонаторным инструментам.
На банджо устанавливают от 4 до 9 струн.
Инструмент, который слышал каждый, но видели единицы. Звучание его обладает испанским колоритом и чаще всего использовался при написании танцевальной музыки – танго.
Один из древнейших музыкальных инструментов, который по некоторым сведениям стал прародителем лютни и ряда восточных инструментов.
В настоящий момент бандура считается одним из украинских народных инструментов.
Духовой музыкальный инструмент, сделанный из бамбука. Распространен в Индии. Считается народным инструментов Индии, Пакистана, Вьетнама и Непала. Чаще всего используется пастухами.
Смычковый музыкальный инструмент, китайская разновидность скрипки. Звучит своеобразно, очень по-китайски.
На инструмент устанавливается всего лишь 2 струны, сам инструмент довольно миниатюрен – 70 см в длину.
Промежуточное звено между бас-гитарой и электрогитарой (акустической гитарой).
Главное отличие – мензура свыше 27 дюймов, что позволяет сильно понизить строй гитары без существенного увеличения толщины струн. Баритон гитара вобрала в себя «низастость» бас-гитары с ее обертонами, но сохранила электрогитарные принципы звукоизвлечения и построения мелодий.
Духовой музыкальный инструмент, регистр – бас и тенор. Чаще всего используется в оркестрах, чуть реже в качестве сольного инструмента.
Прообразом валторны послужил охотничий сигнальный рог. Инструмент идеально подходит для взятия долгоиграющих нот.
Один из самых древних и при этом самый распространенный этнический музыкальный инструмент. Звучание варгана довольно у многих ассоциируется с шаманами, в частности, с северными или индейскими.
Относительно небольшой музыкальный струнно-клавишный инструмент. Свое распространение получил в Англии 16-17 века.
Довольно молодой инструмент – создан в 1910 году в США. Инструмент оказался настолько удачным, что его используют в джазе, в поп-музыке и даже в симфонических оркестрах.
Устройство довольно простое и представляет из себя набор пластин, к которым снизу присоединены резонаторы.
В переводе на русский – «свисток» или, в качестве глагола, «свистеть». Наибольшую популярность получил в Ирландии (где и появился), а позже и в континентальной Европе. Один из самых простых музыкальных инструментов – для освоения потребуется буквально пара недель.
Электронный прибор, который изначально не был задуман как музыкальный инструмент. Вокодер служил для экономии частотных ресурсов при передаче радиосообщений.
Чаще всего вокодер применяют в электронной музыке, в частности его использует коллектив Daft Punk.
Известнейший музыкальный инструмент. Возможно, самый распространенный народный музыкальный инструмент в мире.
Конструкция выполнена из плотно зашитой шкуры животного, сверху в который вставлено несколько трубок. В одну трубку подается воздух, а остальные предназначены для создания басового звучания (бурдоны) и формирования мелодии (чантер).
Очень необычный музыкальный инструмент. Обладает довольно большим количеством струн, а на инструменте играют как на контрабасе, но при этом используют теппинг и слэп.
Гитара Арфа или Харп-гитара
Как только не издевались над гитарой… Совмещали бас-гитару с электрогитарой, ставили огромное количество струн, скалопировали и т.д.
Именно поэтому совмещение гитары и арфы было лишь вопросом времени. Из названия понятно устройство и примерное звучание.
Все привыкли, что гонг – огромная барабанная тарелка, которая предназначена только для того, чтобы в нее как можно сильнее бить. Однако, профессиональные гонг-музыканты могут заставить звучать инструмент поистине волшебно.
Духовой инструмент, который изначально использовали в качестве сигнального. Изготавливали его, как правило, из рогов животных. В настоящее время горн изготавливают из меди, а его звучание можно услышать в некоторых исторических фильмах.
Губная гармошка (харп)
Инструмент не нуждается в представлении, но стоит сказать, что его возможности явно недооцениваются, ибо научиться играть на губной гармошке можно буквально за пару дней – а обогащает звучание группы она очень сильно.
Гармошка устроена из медных пластин, которые колеблются под воздействием воздуха.
Народный инструмент народов России, Украины и Беларуси. Представляет из себя некую уменьшенную разновидность арфы. Чаще всего использовались церковными музыкантами.
Выглядит как гитара, однако не относится к классу гитар. Немного похож на резонаторную гитару, но это не резонаторная гитара.
Добро отличается иным по конструкции резонатором и способом звукоизвлечения – на гитаре играют, положив ее тыльной стороной на колени. Играют, как правило, медиаторами-когтями и слайдом, от чего данный инструмент чаще всего используют кантри и блюз-исполнители.
Инструменты похожи как две капли воды, но на домру устанавливают по три струны, а на домбру по две струны. Первая распространена в Узбекистане, Казахстане, в то время как вторая – исконно русский инструмент. Домра является прародителем балалайки и домбры.
Отличия можно легко посмотреть на изображении – слева домра, справа домбра.
Один из немногих народных инструментов, который пришел к нам из Америки. Применяется в блюзе и в шафле.
Можно сказать, что казу – некое подобие вокодера, т.к. задача сего инструмента заключается как раз в изменении голоса. Для того, чтобы использовать казу – необходимо для начала научиться петь. А специальная мембрана изменяет голос исполнителя.
Источник