Где изобрели гармонь баян аккордеон

История баяна

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Читайте также:  Аветисян амалия арменовна фортепиано

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.
Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

Источник

История аккордеона

В большой и дружной семье музыкальных инструментов каждый имеет свою историю, свое уникальное звучание, свои особенности. Об одном из них — инструменте с изысканным и благозвучным именем – аккордеон, и пойдет речь.

История аккордеона берет начало с Древнего Востока, где впервые в музыкальном инструменте шэн был использован принцип язычкового звукоизвлечения. У истоков создания аккордеона в привычном нам виде, стояли два талантливых мастера: немецкий часовщик Христиан Бушман и чешский умелец Франтишек Киршнер. Стоит отметить, что они не были знакомы между собой и работали совершенно независимо друг от друга.

17-летний Христиан Бушман, стремясь упростить работу по настройке органа, изобрел нехитрое приспособление — камертон в виде небольшой коробочки, в которую поместил металлический язычок. Когда Бушман ртом вдувал воздух в эту коробочку, язычок начинал звучать, выдавая тон определенной высоты. Позднее Христиан добавил в конструкцию воздушный резервуар (мех), а чтобы язычки не вибрировали одновременно, снабдил их клапанами. Теперь для того, чтобы получить нужный тон следовало открыть клапан над определенной пластинкой, а остальные оставить прикрытыми. Таким образом, в 1821 году Бушман изобрел прообраз губной гармоники, который назвал «аура».

Почти в то же самое время, в 1770-х годах, чешский органный мастер, трудившийся при российском царском дворе, Франтишек Киршнер придумал новую систему язычковых планок и положил ее в основу создания ручной гармоники. В ней было мало общего с современным инструментом, но единым оставался главный принцип звукоизвлечения гармоники — колебания металлической пластинки под воздействием воздушной струи, нажатий и щипков.Спустя некоторое время ручная гармоника оказалась в руках венского органного мастера Кирилла Демиана. Он много работал над усовершенствованием инструмента, придав ей, в конечном итоге, совершенно иной вид. Демиан разделил корпус инструмента на две равные части, поместил на них клавиатуры для левой и правой руки и соединил половины мехами. Каждой клавише соответствовал аккорд, что и предопределило его название «аккордеон». Авторское название своего инструмента Кирилл Демиан официально представил 6 мая 1829 года. Через 17 дней Демиан получил патент на свое изобретение и с тех пор 23 мая считают днем рождения аккордеона. В том же году началось массовое производство и продажа новоиспеченного музыкального инструмента.

Продолжилась история аккордеона на берегах Адриатики — в Италии. Там в местечке недалеко от Кастельфидардо, сын батрака Пауло Сопрани приобрел аккордеон Демиана у странствующего монаха. В 1864 году, собрав местных столяров-плотников, он открыл мастерскую, а позднее и фабрику, где занимался не только производством инструментов, но и их модернизацией. Так родилась аккордеонная промышленность. Аккордеон быстро завоевывал любовь не только итальянцев, но и жителей других стран Европы.

В конце XIX столетия аккордеон вместе с эмигрантами пересек Атлантику и прочно обосновался на североамериканском континенте, где сначала его именовали «пианино на бретельках». В 40-х годах XX века в США были сконструированы первые электронные аккордеоны.

На сегодняшний день аккордеон – всенародно любимый музыкальный инструмент, способный озвучить любое человеческое чувство от безысходной тоски до ликующей радости. Несмотря на это, он по-прежнему продолжает совершенствоваться.

Источник

История возникновения и развития русского баяна

Баян — язычковый инструмент, воспроизводящий звуки с помощью растяжения мехов и нажатия кнопок правой и левой клавиатуры. Правая клавиатура баяна имеет трехрядное или пятирядное строение, а левая клавиатура может содержать басы и аккорды или же переключаться на аналогичное правой клавиатуре звучание, только с более низким регистром. Предшественником баяна является тульская хроматическая гармонь, а первые сведения о заводском производстве данного инструмента датированы 1907 годом.

Баян — продукт долгой истории язычковых инструментов. Первые такие приспособления для воспроизведения звуков появились очень давно — более трех тысяч лет назад. Далекими прототипами гармоник, баянов и аккордеонов можно считать национальные китайские, японские и лаосские инструменты, в частности, сохранившуюся до наших дней китайскую губную гармошку — шэн, которая имела схожий с современными инструментами принцип подачи звука. Главное отличие баяна от губных гармоник и различных духовых инструментов — звуки определенной частоты извлекаются с помощью мехов, создающих потоки воздуха. Подобные меха для нагнетания воздуха изначально использовались в кузнечном ремесле.

Изобретатель баяна

Многогранность звучания русской гармони привлекала внимание многих мастеров-изобретателей, которые вносили правки в конструкцию инструмента, совершенствуя его и развивая богатство звука. За последние полтора столетия баян претерпел множество изменений, чтобы предстать перед музыкантами нашего поколения в том виде, в котором мы его знаем сейчас. За главные преобразования инструмента наши современники могут быть благодарны органному настройщику из Германии Фридриху Бушману и чешскому мастеру Франтишку Киршнеру. Изобретатели работали независимо друг от друга, разбирая распространенные на тот момент инструменты и пытаясь придать им новый, более совершенный вид и уникальное музыкальное звучание.

Киршнер работал над созданием нового музыкального инструмента с 1787 года — усилиями мастера было сконструировано несколько экспериментальных образцов, которые совершенствовались и дорабатывались в зависимости от опытных испытаний. В основе работы инструмента лежал принцип воздушного колебания металлической пластины, которая приходила в движение от нагнетания мехов.

Бушман же решил начать работу над созданием более совершенного инструмента с помощью камертона — устройства, помогающего настроить звук органа. В таких целях использовалась металлическая пластина (язычок) — которая изначально приводилась в движение только усилиями легких мастера. Чтобы облегчить себе работу, Бушман сконструировал систему, в которой язычком двигал поток воздуха — в зависимости от положения груза и мехов. При разжимании механизма груз отправлялся вверх, а затем опускался вниз под своим весом, обеспечивая давление на меховую камеру — вследствие чего нагнетались потоки воздуха и приходил в движение стальной язычок, расположенный в специальной резонаторной коробке. Бушман использовал и совершенствовал свое изобретение только с целью более точной настройки органа — и добавил к основному звуку дополнительные голоса, которые позволяли настроить инструмент максимально точно.

Доработать изобретение Бушмана и преобразить самодельный камерон в полноценный музыкальный инструмент с полным звукорядом смог венский настройщик органов Кирилл Демиан. На основе конструкции Бушмана, приводящей в движение язычок посредством взаимодействия груза и меховой камеры, в 1829 году Демиан мастерит незамысловатый музыкальный инструмент, состоящий из двух кнопочных клавиатур и мехов между ними. Одновременное сжатие или растяжение мехов и игра на кнопках позволили исполнять различные мелодии — используя звукоряд правой клавиатуры и басовые партии левой. Инструмент, который Демиан достаточно быстро довел до ума, назвали аккордеоном — и в том же году его запатентовали и запустили в массовое производство.

Появление гармоней в России

Сразу же после распространения аккордеонов и гармоней в Европе первые экземпляры появились и в нашей стране. Умельцев, которые могли бы понять принцип работы инструмента и выполнить его на свой лад, было предостаточно — появление первых русских гармоник было датировано уже 1830 годом. Оружейник Иван Сизов смог достать один из первых баянов на тульской ярмарке — желая узнать, каким образом он играет, он из любопытства разобрал конструкцию и воссоздал упрощенный вариант — который и назвал гармонью.

Тульский оружейник смог поставить производство инструментов на поток — ежегодно экземпляры, изготовленные руками мастеров, становились украшением крупных ярмарок по всей стране. Тульские гармони до сих пор считаются эталоном качества, а каждый инструмент привлекает внимание почитателей народной музыки богатством отделки и неповторимым стилем исполнения.

Когда в России появились первые баяны?

В XIX веке популярность гармони достигла своего пика. Несмотря на упрощенное строение — играть на гармошке можно было лишь в одной минорной или мажорной тональности — инструмент выступал обязательным атрибутом многолюдных гуляний, застолий, праздников, свадеб. Гармошки, благодаря своему несложному строению, массово изготавливались на фабриках или вручную выпиливались мастерами плотницких дел.

Появлению инструмента с полноценным хроматическим звукорядом мы обязаны Петру Стерлигову, который в 1907 году выпустил первый образец и назвал его баяном — в честь песенника-сказителя Бояна, героя многих литературных произведений.

История развития баяна на этом не заканчивается — именно с 1907 года на баяне начинают играть не только простые народные мелодии и частушки, но и полноценные классические произведения. Баян становится в один ряд с другими известными профессиональными инструментами, появляются баянисты-виртуозы и первые школы игры на баяне. Но по-прежнему баян привечают на всех торжествах, широких народных гуляниях.

По вопросу приобретения баянов, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71

Источник

Где изобрели гармонь баян аккордеон

Впервые появившись в Европе, баян, как разновидность гармоники, стремительно распространился по миру. Но наибольшей любовью этот музыкальный инструмент до сих пор пользуется в России – без него немыслим ни один концерт народной музыки.

Что такое баян

Группа инструментов, к которой относится баян – язычковые, клавишно-пневматические. Это русская разновидность ручной гармони, обладающая двумя клавиатурами. Ближайшим родственником является аккордеон.

Инструмент обладает широким диапазоном звучания – 5 октав. Строй инструмента – равномерно-темперированный.

Универсален – подходит солистам, аккомпаниаторам. Звучит насыщенно, способен заменить целый оркестр. Баяну подвластны любые мелодии – от народных до виртуозных, классических.

Как устроен баян

Устройство баяна достаточно сложное, условно инструмент делят на левую и правую части, между которыми располагаются меха.

Правая часть

Представляет собой прямоугольную коробку, к которой крепятся гриф, дека, специальные механизмы. Нажимая определенную клавишу, исполнитель запускает механизм. Далее внутри приподнимается клапан, давая воздуху доступ к резонаторам.

Материал изготовления коробки – дерево (береза, ель, клен).

Наружная сторона грифа оснащена игровыми клавишами, располагающимися в хроматическом порядке. Различные модели могут обладать тремя, четырьмя, пятью рядами клавиш.

Левая часть

Левая коробка также располагает кнопочной клавиатурой. Кнопки сгруппированы в 5-6 рядов. Два первых ряда – басы, остальные – готовые аккорды. Имеется специальный регистр, позволяющий менять метод звукоизвлечения с готового на выборный. Внутри коробки – сложный механизм, с помощью которого звук левой рукой можно извлекать в 2-х системах: готовой, готово-выборной.

Предназначение – соединение левой, правой частей баяна. Изготавливается из картона, сверху оклеивается тканью. Стандартная меховая камера имеет 14-15 складок.

Обратная сторона инструмента оснащена ремнями, помогающими исполнителю удерживать конструкцию. Средний вес баяна внушителен – около 10 кг. Самые тяжелые, оркестровые модели, достигают массы 15 кг.

Как звучит баян

Инструмент любят за выразительность, богатый потенциал, широкие возможности для импровизации.

Звуки баяна – яркие, насыщенные, способные передать всю гамму человеческих чувств, от восторга до щемящей тоски. Они рождаются, благодаря колебаниям язычков, расположенных в голосовых планках, являются достаточно пластичными, красочными.

Наличие регистров – отличительная особенность модели, позволяющая разнообразить тембр, придать звучанию любой оттенок, от нежности скрипки до монументальности органа. Профессионалы справедливо считают: одним баяном можно успешно заменить небольшой оркестр, настолько впечатляюще он звучит.

История баяна

Часть исследователей историю развития баяна исчисляет тысячелетиями, называя прародителем восточный инструмент «шэн». Он появился около 3 тысяч лет назад, был оснащен язычками, впоследствии совершенствовался, приобретая различные формы.

Первый баян появился в Европе. К его созданию приложили руку сразу несколько мастеров: чех Ф.Киршнер, немец Ф.Бушман, австриец К. Демиан. Официально «отцом» современного баяна считается баварский умелец Г. Мирвальд , поэтому родиной инструмента называют Германию.

Мирвальд изобрел баян в 1891 году. Мастер усовершенствовал привычную всем модель ручной гармоники, снабдив ее трехрядной клавиатурой, увеличив диапазон до четырех октав, исправил ряд существующих недочетов.

Европейские музыканты новшеством не заинтересовались, интерес к нему за границей проявили довольно слабый. Зато в России, куда инструмент завезли в 1892 году, он моментально обрел популярность. Ему придумали исконно русское название – в честь Бояна, лучшего древнего сказителя на Руси. Таким образом, можно считать первый в мире баян отечественной задумкой – в других странах у данного инструмента иное название.


Выглядели баяны, произведенные в России, по-разному – мастера стремились разнообразить модельный ряд, выпуская модели с тембром, напоминающим кларнеты, аккордеоны, рояли.

В состав оркестра русская новинка вошла с легкой руки мастера Стерлигова, сконструировавшего 4-5 рядную клавиатуру специально для профессиональных музыкантов. Строение его модели практически идентично современным экземплярам.

Разновидности баянов

Сегодня выделяют 2 основных вида – оркестровые, обычные.

Оркестровые

Отличительная особенность – наличие клавиатуры только справа. Выделяют две группы оркестровых модификаций:

  • Модели, отличающиеся звуковым диапазоном (пикколо, контрабас, бас, альт, тенор, прима),
  • Модели, различающиеся тембровой окраской (гобой, флейта, труба, кларнет, фагот).

Обычные

Данная группа включает 2 типа инструментов, различающихся системой аккомпанемента, предусмотренной для левой руки:

  • готовая – кнопки слева являются басами и готовыми аккордами,
  • готово-выборная – состоит из 2 систем (готовой, выборной) с возможностью переключения их посредством специального регистра. Исполнительские характеристики такого инструмента увеличены, но играть музыканту на нем сложнее.

Также модели делят по количеству голосов: выделяют 2, 3, 4, 5-голосные.

Использование

Универсальность инструмента, возможность солирования, аккомпанемента, позволяет использовать его повсеместно – в народных оркестрах, ансамблях. Всевозможные стили музыки, от техно до джаза, рока, включают его в свой музыкальный состав.

Баян отлично сочетается практически со всеми типами существующих инструментов – клавишными, духовыми, струнными, ударными. На нем отлично звучат произведения классиков – Бетховена, Баха, Чайковского.

Но самое главное – игра на нем доступна любителям. Поэтому русскую усовершенствованную гармонику часто встречают на свадьбах, домашних и семейных торжествах.

Источник

Оцените статью