Где находится до диез пианино
Первая черная клавиша, на которую показывает стрелочка, находится между нотами до (С) и ре (D). Поэтому ее название может быть заимствовано или от до, или от ре. Поскольку она на полтона выше ноты до (С), то ее называют до-диез. Диез, который обозначается в нотах специальным знаком #, означает повышение любой ноты на полтона; до-диез можно также обозначить латинской буквой С#. С другой стороны, та же черная клавиша на полтона ниже по высоте, чем ближайшее к ней ре (D); знак, показывающий понижение ноты на полтона, — это бемоль (b), поэтому эту же черную клавишу молено также назвать ре-бемоль, или Db.
Вторая стрелочка на иллюстрации вверху показывает еще одну черную клавишу, название которой происходит от ближайших к ней белых. В этом случае черная клавиша расположена между нотами ре (D) и ми (Е), поэтому ее можно назвать или ре-диезом (D#), или ми-бемолем (Еb). Почему в одном случае лучше выбрать одно название, а в другом — другое, будет объяснено в Уроке 5.
Сейчас научитесь называть черные клавиши обоими способами, чтобы, если вам потребуется сыграть до-диез (С#), ре-бемоль (DЬ) или ми-бемоль (Еb), вы без колебаний выбрали бы нужную ноту. Точно так же, черную клавишу между фа (F) и соль (G) можно назвать или фа-диез (F#), или соль-бемоль (Gb). Вот названия черных клавиш:
Необходимо сказать о разночтении обозначений. В англоязычной традиции букву Н вообще не используют, обозначая си как В, а си-бемоль как Вb. Но в русской музыкальной теории си — это Н, а В — си-бемоль. Здесь и далее будем придерживаться более привычных нам обозначений.
Принцип, на котором основана вся эта система названий черных клавиш, таков: повысить ноту — значит сыграть ближайшую к ней ноту справа; понизить — сыграть ближайшую к ней ноту слева. Вопрос: какую клавишу вы нажмете, если вас попросят сыграть ми-диез (Е#)? Ответ: белую клавишу фа (F). Вопрос: как сыграть до-бемоль (Сb)? Ответ: нажать белую клавишу си (Н). Вряд ли в популярной музыке для фортепиано вам встретятся ми-диезы или до-бемоли. Скорее всего, вместо них будут указаны фа и си. Тем не менее вам полезно было разобраться с тем принципом, который лежит в основе названий нот с диезами и бемолями.
Если уж заговорили о диезах и бемолях, то вам следует знать, что существуют и такие знаки, как дубль-диез и дубль-бемоль. Дубль-диез обозначается не ##, как можно было бы предположить, а специальным знаком x; дубль-бемоль обозначается сдвоенным знаком бемоля bb. Нота фа-дубль-диез (Fx) — это просто соль (G). Принцип этого прост: повысьте ноту фа (F) на полтона, и вы получите фа-диез (F#); повысьте на полтона фа-диез — и вот вам фа-дубль-диез (G ), или соль. Точно так же ми-дубль-бемоль (ЕЬЬ) — это просто ре (D). А сейчас, когда вы все это уже знаете, можете спокойно об этом забыть. Дубль-диезы и дубль-бемоли почти никогда не используются в популярной музыке; теперь вы по крайней мере не будете шокированы, увидев какой-нибудь из этих символов.
Я опять предлагаю вам выполнить простое упражнение на фортепиано. Нажимайте наобум черные клавиши и старайтесь побыстрее их назвать. Сначала представляйте, что это диезы, потом — что это бемоли. Пусть вас не обескураживает, если вам потребуется время, чтобы вычислить их названия. Когда вы начнете играть мелодии, вы обнаружите, что у вас предостаточно времени, чтобы вычислить название одной ноты до того, как сыграть другую. Большинство мелодий очень медленные. Спойте про себя, к примеру, начало песни «Клен ты мой опавший» на слова С. Есенина. Простучите кончиками пальцев ноты этой мелодии и обратите внимание на то, как они медленно двигаются по сравнению с переборами струн гитары, под которую обычно поют эту песню. Кроме того, обычно в ансамблях есть ударные, которые значительно оживляют ритм. Если же в сопровождение ввести, например, скрипки, играющие тремоло, или трели кларнетов в высоком регистре, то покажется, что звуки двигаются очень быстро. Вот что хорошо: когда вы сидите за фортепиано и играете мелодию, которая, вообще говоря, еле двигается, то ни вы, ни кто-то другой не услышат, что она медленная. Подсознательно вы будете внутри себя слышать все то сопровождение, с которым вы привыкли слушать эту песню, а в результате будет казаться, что вы играете ее быстро. (Я настаиваю на том. что вы играете с той скоростью, с какой слышите!)
В исполнении музыки не только ее скорость, но и многое другое по сути иллюзорно. Слишком многих людей именно иллюзии отпугнули от занятий музыкой. Игра на фортепиано часто кажется куда более трудным занятием, чем это есть на самом деле, точно так же, как магический трюк кажется невозможным, пока вы не узнаете, насколько в действительности он просто объясняется.
Источник
Ноты на фортепиано
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.
Оглавление
Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.
Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.
Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.
Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:
При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.
Интервал между любыми соседними одноименными звуками (до — до, ре — ре, ми — ми и т. д.) равен октаве.
Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.
Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.
Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.
С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.
Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.
Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту до — си-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а ми — фа-бемолем.
Интервалы между нотами
Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Буквенные обозначения нот
Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.
В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.
Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.
Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.
Деление на октавы
Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.
Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.
При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.
«Нот всего семь»
Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.
Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
- Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
- Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
- Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
- Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
- Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
- Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
- Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
- Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
- Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
- Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
- Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
- Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Источник