Где находится ми диез фортепиано

Урок 1

Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?

Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока

Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе. Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.

Читайте также:  Александра ноты по голосам

Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.

Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.

Ноты и клавиши

Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!

Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.

Расположение нот на клавишах

Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.

Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.

Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.

Знаки альтерации

Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.

Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:

Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.

Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо от того, в какой октаве они находятся.

Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.

Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.

Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.

Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.

Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке чередования тонов и полутонов. Гамма — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по — разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».

Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:

До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.

Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.

При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.

Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.

Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.

Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.

Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.

В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.

Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).

Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):

1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

Для левой руки аппликатура будет следующей:

5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.

Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.

Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.

Следующее занятие мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.

Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!

Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в школу фортепиано в Москве на Раушской набережной.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Ноты на фортепиано для начинающих

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Играть музыку без знания нот возможно. Однако такой уровень вряд ли выйдет дальше любительского. Чтобы иметь возможность сочинять мелодии, важно сперва выучить ноты.

Расположение

Всего фортепиано имеет 88 клавиш. Из них 52 белого цвета, 36 чёрного. С помощью белых клавиш извлекаются звуки открытых нот. Открытыми они называются, потому что они без изменений. Чёрные клавиши изменяют звучание. С их помощью проигрываются диезы и бемоли.

Светлые музыкальные кнопки располагаются в ряд. Чёрные расположены по 2-3 кнопки между белыми. Эта особенность связана со звукоизвлечением.

Порядок нот на пианино следующий: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Эти ноты входят в первичную базовую гамму «До мажор». Начальная нота «До» относится к первой октаве, конечная «До» – ко второй. Последовательность этих звуков повторяется по всей клавиатуре фортепиано. «До» находится слева от группы из двух тёмных клавиш.

Помимо расположения и названия нот, важно то, какими пальцами нажимаются клавиши. Пальцы нумеруются следующим образом: первый – большой, второй – указательный, третий – средний, четвёртый – безымянный, пятый – мизинец. Это делается для удобства игры и эстетического процесса. Начинающим подписывают ноты цифрами, чтобы быстрее запомнить, каким пальцем нужно играть. Обучение по цифрам помогает довести процесс до автоматизма.

Составляющие нотного стана

Обучение музыкальной грамоте начинается с нотного стана. Он представляет собой пять горизонтальных параллельных друг другу линий. Нотный стан нужен, чтобы записывать музыку. Каждой ноте отведена своя линеечка. Когда линий не хватает, рисуют добавочные полосы.

Например, «До» располагается на первой добавочной линии. Под пятой полосой отмечается короткая черта, на которой рисуется нота «До». «Ре» находится под первой линией. «Ми» занимает первую линию. «Фа» находится между первой и второй. «Соль» занимает вторую линейку. «Ля» рисуется между второй и третьей линиями. «Си» располагается на третьей полосе. «До» второй октавы находится между третьей и четвёртой полосами.

Помимо основных нот, стан вмещает в себя знаки альтерации. Эти символы используют для обозначения чёрных клавиш, расположенных на инструменте. Они находятся в начале гаммы после скрипичного ключа. Например, гармонический мажор. Это помогает заранее понять, где нужно играть чёрные клавиши, а где не нужно. Также альтерация указывается рядом с нотой. Расшифровка диеза и бемоля следующая: первый символ меняет звук, повышая его на полтона, бемоль, наоборот, настолько же понижает звучание.

Также в музыке используется такой символ, как бекар. Он имеет некоторое сходство с бемолем. Начинающие могут перепутать его. Значение же бекара прямо противоположное. Наличие бекара свидетельствуют об отмене любых изменений в целом такте или по отношению к одной ноте.

Ключи

Важными деталями нотоносца являются скрипичный и басовый ключи. Эти знаки пишутся перед всеми другими знаками, занимая самую первую позицию. Скрипичный ключ относится к звукам высокого регистра, басовый – к звукам низкого регистра. В фортепианной системе скрипичный ключ чаще всего используют для обозначения нот правой руки, а басовый – левой.

Размер

Чтобы музыка не звучала хаотично и была упорядочена, используют разные ритмы тактов. Музыкальный ритм определяет, сколько нот будет располагаться в одном ладу. Это придаёт мелодии частотную периодичность. Ритм обозначается двумя числами, расположенными одно над другим. Подобным образом пишется дробь в математике. Отличием является отсутствие черты деления.

Музыкальные ритмы бывают следующими: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Произносится ритм так: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых, две вторых. Число, расположенное наверху, указывает на то, сколько нот в ладу, выражаясь иными словами, до скольки нужно вести счёт: до двух, трёх и так далее. Число, находящееся внизу, показывает, сколько будет длиться нота. Ноты бывают целыми, длятся весь такт, половинными, продолжительностью в полтакта. Также выделяют четвертные, восьмушки и шестнадцатые.

Две четверти – распространённый простой ритм. Он говорит о том, что один такт состоит из 2 четвертных нот. Ритмический рисунок размера 2/4 бывает разным. В ладу находятся 2 восьмушки и 1 четвертная или 6 шестнадцатых, объединённых по три. Вариаций много. Главное, чтобы их длительность соответствовала ритму 2/4. В начале изучения лучше не дробить и не объединять ноты. Экспериментировать можно, когда основы уже изучены.

Самый распространённый вариант ритмического рисунка 3/4 – 3 четвертных ноты в ладу. Возможен вариант использования одной половинной с точкой, расположенной сбоку. Тогда одна нота будет звучать весь такт. Размер 3/8 схож с 3/4. Однако вместо четвертных лад вмещает восьмушки.

Помимо простых, используются сложные музыкальные ритмы. В их число входят 4/4 и 6/8. Ритм 4/4 вмещает 4 доли, длительность которых равняется длительности 1 четвертной. Для обозначения ритма 4/4 нередко используют знак, схожий с буквой «С».

Шесть восьмых – ритм, состоящий из 6 долей. Он получается при соединении двух трёхчетвертных и представлен восьмыми нотами.

Похожим образом образованы другие сложные размеры: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Самое важное, что нужно запомнить – соотношение размера с длительностью нот. Тогда не возникнут проблемы со счётом и с ритмом игры.

Такты и тактовые черты

Тактом называется отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Тактовая черта представляет собой вертикальную черту, которая пересекает нотный стан. Эта черта разделяет два такта между собой. Так как мелодия может начаться и со слабой доли, существует такое понятие, как «затакт». Так называют неполный такт. Мелодия, начавшаяся с затакта, им же и заканчивается.

Окончание композиции обозначается двойной тактовой чертой. При этом вторая вертикальная линия утолщена.

Намного проще «отбивать» такт или считать вслух. Музыкальный счёт ведётся на «раз и», «два и»; так до четырёх. «Раз и» – относится к одной четвертной ноте. Переход к «два и» говорит о переходе на следующую ноту.

Обозначение знаков альтерации

Под музыкальной альтерацией понимается изменение звучания нот. Символами альтерации являются диез, двойной диез, бемоль, двойной бемоль и бекар.

Диез внешне напоминает решётку на кнопках мобильного телефона. Это знак повышения звука на полтона. Бемоль похож на английскую букву «b». Этот символ понижает звук на полтона. Бекар отменяет любые изменения звучания. Символ выглядит как цифра «4» с квадратом наверху. Двойной диез повышает звучание на два тона. Он пишется как крест с острыми концами, напоминающими ромб. Двойной бемоль понижает лад на два тона. Символ пишется как две буквы «bb», расположенные вплотную друг другу.

Тональность

Для того чтобы разобраться, что представляет собой тональность, стоит осветить такие понятия как «звукоряд», «лад» и «тоника». Звукоряд – это расположенные друг за другом ноты. Они имеют либо восходящий, либо нисходящий порядок. То есть звукоряд может начинаться либо со стандартного До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До, либо выглядеть так: До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре-До.

Ладом называется связь звуков между собой, их созвучность и упорядоченность. Ступеней лада 7, по количеству основных нот. Ступени обозначают римскими цифрами.

Тоника – первая и главная ступень лада. На ней находится устойчивое трезвучие: До-Ми-Соль. Оно задаёт окраску всему ладу.

Тональностью называется лад, имеющий определённую тонику. Тоникой является нота, от которой строится лад. Стоит рассмотреть на простом примере: гамма «До мажор». Здесь нота «До» выступает в качестве тоники, так как с неё начинается мелодия. Мажор окрашивает гамму позитивным настроением, а значит, является ладом. В гамме «До минор» «До» остаётся тоникой, при этой лад будет минор. Соответственно «настроение» мелодии изменится на грустное.

Как легко выучить?

Чтобы самостоятельно выучить ноты, достаточно выполнить ряд нетрудных упражнений. Первое, что нужно запомнить, – названия нот. Необходимо проговорить их в прямом и обратном порядке. Знание нужно довести до автоматизма. Также знания теоретические нужно соотнести с практическими. Наличие инструмента в домашних условиях обязательно. Нужно проиграть гамму «До мажор» несколько раз. Игру на фортепиано тоже важно доводить до автоматизма.

Существует множество тренажёров для новичков, по которым можно быстро учить нотную грамоту с нуля. Простой способ запомнить составляющие нотного стана – сверять их по клавишам. Одной теории недостаточно для свободной игры на фортепиано. Важно совместить изучение теории и практических занятий. Теоретические понятие и термины станет намного проще понять, проверяя всё с помощью музыкального инструмента.

Как читать ноты с листа?

Для начинающих фортепиано может показаться сложным. Особенно новичков ставит в тупик чтение нот с листа. На первых порах обучения нотной грамоте допускается подписывание нот. Однако лучше сразу переходить к чтению музыкальных знаков без дополнительных подписей. В этом поможет несколько упражнений.

Необходимо записывать основные ноты на нотном стане. Это позволит быстрее запомнить, на каких линейках находятся музыкальные знаки, что поможет в чтении с листа.

Стоит заучить, что скрипичный ключ указывает на «Соль» первой октавы. Басовый ключ указывает на «Фа» малой октавы. Важно запомнить, что нота «До» первой октавы всегда расположена на первой добавочной линеечке.

Для контроля своих знаний стоит воспользоваться преимуществами технологий и установить программу «нотный тренажёр». Можно потренироваться с незнакомым нотным текстом. Программа поможет определить, правильно ли подобраны ноты.

Примеры красивых мелодий

Прежде чем начать играть мелодии по нотам, важно осветить такое понятие, как «музыкальный штрих». Штрихом называют способ исполнения нот. Начинающие исполняют мелодии штрихом нон-легато, то есть не связно. При этом пауза между звуками составляет не больше 1/4. Также существует такой способ звукоизвлечения, как легато, или связно. Легато предполагает плавную игру, когда одна нота «перетекает» в другую. Ещё один штрих – стаккато, отрывисто. При этом ноты играются резко, остро, не сливаясь в цельную мелодию.

Начинающим лучше всего обратить внимание на детские песни. Не стоит сразу выбирать сложные произведения, занимающие 2-3 листа. Существует множество песен, которые состоят не больше, чем из 5-8 тактов. Новичкам можно посоветовать музыкальный сборник Б. Милича. В нём содержатся простые песни для детей.

  • «Праздничная». Мелодия состоит из восьми тактов. Установленный размер – 4/4. Музыка записана четвертными и целыми нотами. Звуки альтерации отсутствуют.
  • «Зима». Зимняя мелодия, состоящая из восьми тактов, отлично подойдёт для тренировки. Размер составляет 4/4. Медленный ритм и небольшое количество нот помогут быстро освоить игру на фортепиано.
  • «Флажки». Эта мелодия немного сложнее. Она играется со знаками альтерации в тональности «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Также здесь появляется нота с точкой. Точка, располагающаяся под нотой или над ней, показывает, что её нужно исполнять штрихом стаккато.

Потренировавшись на простых песенках, можно переходить к более сложным. Такие мелодии могут состоять из 15-20 тактов.

  • «В траве сидел кузнечик». Популярная мелодия, которая имеет знаки альтерации, ноты с точками. Песня поможет закрепить и улучшить умения, полученные ранее.
  • «Перепёлочка». Эта грустная мелодия познакомит с гаммой «Ля минор». Она играется в размере 2/4. Существует несколько вариантов этой песни. В одном отсутствуют знаки альтерации, в другом – присутствуют. Это позволяет выбрать между простым и усложнённым вариантами исполнения.

Чтобы увлечь детей занятиями, можно предложить сыграть современные песни из мультфильмов.

  • Мелодия из «Фиксиков». Мелодия кажется незатейливой, однако это только на первый взгляд. Нотный стан представлен скрипичным и басовым ключами, присутствуют бемоль, диез и бекар. Чтобы сыграть эту песню, нужно «познакомиться» с шестнадцатыми и аккордами.
  • «Мой маленький пони». Мелодия «Дружба – это магия» представлена только скрипичным ключом. Она играется в тональностях «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Другие знаки альтерации отсутствуют.

Помимо чтения с листа и запоминания нот, важно уделить время извлечению звуков на слух. Можно прослушать любую мелодию и попытаться подобрать на музыкальном инструменте. Это поможет развить творческие навыки.

Для того чтобы в совершенстве овладеть игрой на фортепиано, уйдёт не один год. Однако начать можно буквально с нуля. Необходимая теория изучается в процессе обучения. Остальное зависит от желания и упорства.

Источник

Оцените статью