- Ищете настройщика пианино своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!
- Дмитрий Иванов
- 8-965-434-01-01
- Школы настройщиков пианино и роялей
- Как настроить пианино
- Инструменты для настройки пианино
- Как часто нужно настраивать пианино
- Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй
- Как слушать струны и откуда начинать настройку
Ищете настройщика пианино своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!
Дмитрий Иванов
8-965-434-01-01
Школы настройщиков пианино и роялей
Я, в настройщики пойду! Пусть меня научат!
Последнее время, ко мне поступают обращения высказать своё мнение о существующих школах по подготовке настройщиков фортепиано.
Конкуренция великая сила. Стали плодится школы и потенциальным абитуриентам, которые решили познать основы ремесла не просто сделать выбор. Кому, отдать свои кровно заработанные и каков багаж знаний они получат помимо удостоверений и разрядов?
До последнего момента, этак до 2015г. в России существовала единственная школа по обучению и подготовке специалистов по настройке фортепиано «Квинта2» .
«Квинта» была основана в 1990г. Порвенковым Валерием Григорьевичем, сотрудником Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института музыкальной промышленности.
На базе ПТУ на Хибинском проявилось сообщество педагогов, но про них ничего не знаю Не сталкивался. Бог, миловал.
И с 2016 появляется еще один участник «шоу» «440Гц». И всё, занавес.
Есть еще «варяги», делающие чёс по просторам России из стран ближнего и дальнего зарубежья. В их семинарах, есть зерно знаний, но что бы до него докопаться, надо очень много блаблабла снять с ушей.
На сегодня, «Квинта2» и «440Гц» являются основными игроками на поле профессионального обучения по специализации «настройщик фортепиано» в России.
В 1991г руководство музыкального училища делегировало меня в «Квинту», на предмет повышения квалификации.
«440Гц» привлекало меня в качестве настройщика для своих клиентов. Так что, знаком не понаслышке
Начну с «Квинты». Мощная уникальная теоретическая база знаний подготовленная основателем школы Порвенковым Валерием Григорьевичем. По работам Порвенкова В.Г. живут и обучаются и стажируются все те, кто делает первые шаги в профессии. Но,даже настройщики со стажем попав в «Квинту» «шалеют» от засилья теоретического багажа учебного процесса .Но со временем всё встаёт на свои места.
Мне повезло, у меня были другие учителя и другая школа. Иных уж нет, а те далече.
После смерти Валерия Григорьевича, чудо что сохранилась школа. Но это уже другая школа. Не лучше, не хуже других. Просто, как все остальные. Одно дело обучаться под «крылом» автора. Другое дело, под изложение первоисточника последователями и учениками сэнсэя. В любом случае, «Квинта» ведёт обучение «терц-секстом» на основании своего «багажа знаний», а не заимствует у конкурентов. А это дорогого стоит.
«440Гц» Коллектив молодых энергичных креативных единомышленников. За короткий срок встали на ноги и стали нести профессию в массы.
Кстати, основатели «440Гц» выпускники Порвенкова ВГ. Вот так «Квинта» сама породила себе основного конкурента в лице «440Гц» (и подпортила себе «карму») Которые «отжимают» студентов у прородителей бизнеса.
Да, учебный процесс, это бизнес и ничего личного. А вы идете в профессию зарабатывать или…?
Сам учебный процесс у «440Гц», основывается на изложении раннее написанного другими, без изюминки, но с блеском в глазах. Стараются уделять больше внимание механике, расширяют базисные программы. Вводят новые векторы обучения, такие как, обслуживание роялей.
А студенту в начале пути нужен наставник, который передаёт опыт не по бумажке! Ремеслу нельзя обучится по книжкам, Яндексу, видеосеминарам.
«440Гц» меньше перепечатывайте чужих статей. больше вещайте от своего имени, делитесь своим опытом. Пора выходить из тени «мэтров теоретиков»
«Квинта2» уделите внимание своему сайту. Такое ощущение, что вы застряли навечно в девяностых. В тех прекрасных временах кооперативного движения, варёнках и «модернтокинг» (Руководство Квинты, прочитало пожелание, обновить свой сайт, и обновило! Приятно однако!)
Для «440Гц» осмелюсь посоветовать следующее; Не делайте основной упор на «терц-секст»! Не надо быть «клоном» «Квинты». Вырастит настройщик из штанишек квинто-квартового круга, тогда и будет настраивать «терц-секстом». Преподавайте данный метод факультативно. И еще один советик; Для продвинутых студентов, которые хотят дальше прогрессировать в рамках обучения; привлекайте их к настройке реальных пианино, своих заказчиков(школы, студии, кружки и тд.) «Привяжите» студента к штатному настройщику. Что бы студент ощутил весь процесс, от звонка в дверь, до получения гонорара. Когда мне было лет так четырнадцать, отец прикрепил меня к мастерам, которые подготавливали музыкальное училище к новому учебному году. В мои обязанности входило; снять поставить филенки,клап. Разобрать клавиатуру, смазать штифты, разогреть клей. И работа, работа, работа с тряпкой))) И эта практика, мне очень пригодилась, когда я стал делать первые шаги в мир настройки фортепиано)).
Основным минусом в обученииу «440Гц» считаю то, что они изначально ставят руку настройщика так, что в дальнейшем ему придется менять раннее полученные навыки. Вот пианисту поставят руку через «заднее крыльцо», добрым словом он будет вспоминать своего Первого учителя. Как то спросил «440Гц»; А что такое странное творится с постановкой руки у «студентов»? Ответили; так и нас обучали в «Квинте». Так чтос этим моментом остаются одни. (Посмотрите как «ставят руки» студентам в «Квинте»)
И у «Квинты» и у «440Гц» выдаются сертификаты удостоверения, присваиваются разряды. Но выпускникам надо честно посмотреть себе в глаза и признать, что в профессии после выпуска они беспомощные младенцы. И что бы встать на ноги необходимо дальнейшее развитие в ремесле. А настройщик в первую очередь это ремесленник. Не пианист, не музыкант, а ремесленник!
И какая школа лучше. Сложно ответить! Вот вы научитесь играть на фортепиано после дясяти занятий? Вот и я про тоже! Практика! Практика! И еще раз практика!
Общайтесь с организаторами, задавайте вопросы интересуйтесь и вам легче будет сделать выбор.
У нас в школьном классе были одни учителя. А кто то, стал ремесленником, чиновником, бизнесменом, а кто то спился. Познавайте ремесло и радуйтесь жизни. Появятся вопросы, обращайтесь!
И ещё пару слов; В образовательном процессе современной России по настройке пианино есть два периода: Первый, до появления «Квинты» и работ Порвенкова В.Г. и второй период, когда по работам Порвенкова В.Г. обучается вся Россия и не только.
Сейчас, все те, кто связан с миром настройки пианино, касательно теоретического аспекта пользуются трудами Порвенкова В.Г. А это больше 90 работ! Но земляне, знали о настройке «терц-секстом» и до пришествия «Квинты».
Некоторые коллеги на своих интернет ресурсах, опубликовывают материалы Порвенкова В.Г. и не указывают ссылки на автора. Это конечно не допустимо! А в целом, как обстоят дела с авторскими правами в России на обучение по методике «терц-секстом? Хороший вопрос.
В каждой школе; и в «Квинте» и в «440Герц» есть свои положительные и индивидуальные особенности, которые дополняют процесс обучения неповторимыми обертонами . И помогают делать первые шаги в профессию.
А станут ли выпускники школ, профессиональными настройщиками, зависит только от дипломированных специалистов.
Есть у меня клиент, лучший синхронист-переводчик Москвы, Александр Байч. Александру помогал в выборе пианино и много лет настраивую его «Steinberg» с изумительным мягким по звучанию тембром. И вот в последний свой визит, слышу что инструмент расстроен вдрызк . Ни одного унисона, ни одного точнонастроенного интервала! Спрашиваю, а как, так. Что произошло. Да элементарно, Карл! Просто, одна знакомая барышня заявила, что закончила курсы «440Гц» и она дипломированный настройщик. Ну и приложила все свои знания и умения. Так сказать, . Будем нарабатывать опыт на «кошках» За смелость, что не испугалась и взялась за работу, барышне пятерку.. А за качество выполненных работ, единица! Так что будьте особо внимательны к новодельным дипломированным сециалистам!
А вот еще одна школьная хохмачка. Обучать профессии за деньги удаленно с использованием видеоконференций. По мне ,так это вообще за гранью добра и зла.. Всем хотца денег заработать в карантин.
И еще немаловажный момент. Если, после школы вы научились настраивать, значит Вы не ошиблись с выбором школы!
А теперь проза жизни! Приходит человек в школу с горящими глазами с желанием научиться настраивать и этим зарабатывать себе на жизнь. А в итоге. Время потрачено, деньги оплачены, а настраивать и обслуживать пианино, школа, так и не научила. Во, какая загагулина.
Я тут, посоветовался с коллегами, и решил открыть «мастер класс» по обучению настройки фортепиано! Вы не получите у меня дипломов, сертификатов, грамот, медалей орденов. Я научу вас настраивать и зарабатывать с помощью этого замечательного уникального ремесла! Вам шашечки, или ехать.
Минимум информации, которая выносит мозг, когда делаются первые шаги в профессию! всё «блаблабла» имеется в свободном доступе. Зачем за это платить и тратить свое драгоценное время.
Весь процесс обучения построен на передаче знаний от мастера, ученику(коллеге). Я не буду вас обучать настраивать, только темперацию. Я научу вас настраивать весь инструмент. ОТ и ДО! Регулировать механику, устранять неисправности. Ни один блогер, ни одна школа не раскроет всё то с чем сталкивается настройщик ежедневно. ( из личного.. когда то, работая в областном музыкальном училище, в Пушкино а это было в далеком 1991году, меня отправили на повышение квалификации в школу «Квинта». На тот момент я уже твердо стоял на ногах. И не зря ел хлеб настройщика. Так я был ошарашен, и оглушен тем массивом информации, которая преподносилась. А что говорить о коллегах, которые делали первые шаги в профессию. И вот , прибитый багажом знаний, обращаюсь к своему отцу, который всю жизнь отработал настройщиком. ; мол я не настройщик, я ничего не понимаю! Что делать.? А отец рассмеялся и говорит; тот бесценный багаж знаний и опыта, который ты получил на фабрике «Лира», реставрационной мастерской «Камертон», от великих мастеров реставраторов фортепиано, ни кто в школе не получит! А теория постепенно осядет в голове…..) И вот этими знаниями, полученные на протяжении 35 лет профессиональной деятельности и опытом планирую поделиться с коллегами.
Зачем мне это всё? Да устал от засилия непрофессионализма и деградации настройщиков. Которым наплевать на ремесло. Да! и знайте, настройщик в первую очередь ремесленник, а никакой не творческий персонаж. Или вы всю жизнь посвящаете Музе, или ремеслу. Выбор необходимо сделать на берегу, при входе в профессиональную жизнь!
Вся программа обучения индивидуальна, зависит от подготовленности коллеги. Если вы обратились ко мне, значит мы уже коллеги. И диалог должен происходить на равных!
Стоимость занятий пока 3000р. час. а так как ни чего в нашем мире не дешевеет, то не исключены корректировки. А сколько часов потребуется, что бы овладеть профессией зависит от Вас и Вашего упорства и целеустремленности.
Не важно, во сколько обойдется час занятий! Важно то, что этот час будет вас кормить всю оставшуюся жизнь!
Источник
Как настроить пианино
В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.
Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.
Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.
Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.
Инструменты для настройки пианино
Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.
Количество граней ключа
Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.
Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).
6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.
Какие бывают диаметры отверстия ключа
В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.
Сменные головки и рукоять
Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.
Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.
Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).
Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.
Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.
Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.
Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.
Как часто нужно настраивать пианино
Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.
Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.
Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй
Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.
Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.
На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:
- Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
- Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
- Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.
Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.
Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.
Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.
Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.
Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.
Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.
Как слушать струны и откуда начинать настройку
Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.
Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.
Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.
Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.
Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.
Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.
Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.
Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.
Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.
Источник