Где сейчас гитара виктора цоя

В Петербурге реставрируют гитару Виктора Цоя

  • В Петербурге реставрируют гитару Виктора Цоя
  • В чем опасность энергосберегающих лампочек?
  • Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате
  • «Калашников» раскрыл название «секретного оружия»
  • Откуда берутся запрещенные вещества в анализах трезвых водителей
  • «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
  • Екатеринбуржцам предлагают привиться от коронавируса на трамвайной остановке
  • Настрадавшийся после развода британец нашел свое счастье в сибирской деревне

Петербургский музыкант Сергей Елгазин взялся восстановить один из любимых инструментов лидера группы «Кино».

Двенадцатиструнная гитара была изготовлена на ленинградской фабрике имени Луначарского еще в середине . О том, как ее хозяином стал будущий легендарный музыкант, рассказывают курьезную историю. Якобы Цой потратил все 30 рублей, оставленные родителями ему на пропитание, на покупку самой лучшей гитары в Гостином дворе.

После смерти Виктора Цоя гитара сменила нескольких владельцев, пока не попала в руки Сергея Елгазина. Сейчас инструмент находится в плачевном состоянии. Некоторые детали требуют замены. Музыкант реставрирует гитару самостоятельно. И планирует завершить работы менее чем за месяц. После этого двенадцатиструнка Цоя должна зазвучать .

Источник

Гитары: черные и белые

Алексей Вишня, 30.07.2009 Гитары: черные и белые

У Каспаряна была белая Yamaha начиная с 1986 года. Деньги на нее он начал собирать аж в 1984 году. На записи альбома «46» Юрий Каспарян приходил, позвякивая бутылками, собранными по дороге. Ямаху привез ему из Японии друг — моряк дальнего плавания, за неё Юрик выложил 2000 рублей. Приведена в действие она была на записе песен, которые были сначала забракованы, а потом, после смерти Виктора изданы, супротив всякого желания Виктора самими же музыкантами групп. Я бы ни за что на свете не отдал бы им мастер — оригинал, но ребята заверили меня, что Витенька пожелал бы его уничтожить. Через две недели эти записи были скомпилированы в пластинку «Неизвестные песни Виктора Цоя» и изданы фирмой Мелодия. Деньги получила Марианна Цой. Непонятно, зачем Тихомиров и Каспарян так рьяно отбирали у меня эту плёнку. Наверное чтобы продать пиратам.
Примочки у Юрика появились вместе с Джоанной Стингрэй. Звук соло гитары на альбоме «Группа Крови» создавался так:
Сигнал шел в BOSS COMPRESSOR, затем в BOSS Digital Delay, из него в BOSS Stereo Chorus и записывался на моно дорожку Yamaha Porto Studio. На сведении практически не трогалась, только их было две и они совмещались по панораме L45% — 45%R.

Читайте также:  Бабушка любэ ноты для хора

Сначала Цой играл на своей двеннадцатиструнке. Потом я ему отдал свою электрогитару IRIS, которая была изначально эстрадно — красного цвета, я содрал с нее лак, и в таком панковском виде она приглянулась Цою. Он играл на ней на записи «Это не любовь», которая происходила у меня на старой квартире на Охте. Когда Юрик Каспарян купил белую гитару, Витенька стал безумно мечтать о белой гитаре. Джоанна Стингрей привезла Виктору гитару Стратокастер чёрного цвета. Он начал упрашивать Юрика махнуться с ним гитарами, но Юрик, собравший свою гитару по бутылочкам, ни в какую не хотел меняться с Витенькой на гитарку, доставшуюся ему на шару. Это было бы не только не справедливо но и неравнозначно. Японская сборка явно превосходило и по качеству и по понтам американскую штамповку.
Вскорости Виктор смог купить себе белую полуакустическую — полуэлектрическую гитару, о которой так мечтал, в предверии ее получения. Он мечтал о ней с тех пор, как БГ стал играть на такой.
Мы много говорили о Каспаряновском звуке. Это был совершенно волшебный звук гитары. Впоследствии, когла мне представился случай побывать в Японии, мне пришла в голову мысль повторить «ноль — в — ноль» этот звук. Я заехал в музыкальный магазин и купил там чёрную гитару CHARVELL и все четыре примочки фирмы BOSS, которые использовал Юрий на записи «Группы Крови». Надо сказать, что студийные условия, в которых мне довелось использовать этот набор были несоизмеримо лучше, чем на «Группе Крови» Я записывал альбом «Иллюзии» в студии ЛДМ, и вторая песня из него написана на сеть Виктора. В ней как раз я и попытался скопировать так любимое мной звучание так любимой мной Юркиной гитары.

Читайте также:  Романсы под гитару цыгане

(C) Алексей Вишня

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2009-07-30 20:52:27 (Khamzat90)

Читателей: 8122
Комментариев: 15
Версия для печати | Форумная версия
RamRom 30 Jul 2009, 21:27

После того как прочитал «Витенька» сразу понял кто автор текста

PECHAL 31 Jul 2009, 09:44

очень много непонятных для меня терминов, но все равно интересно 🙂
а Виктор большой хитрец — махнуться захотел :))). не глядя :)))

Alsix 31 Jul 2009, 10:55

Спасибо,интересно было почитать. 🙂

Yamaha-SG-200 31 Jul 2009, 17:24

спасибо ! действительно оч интересно)))
по-моему Алексей всегда очень интересно рассказывает 😉

Khamzat90 1 Aug 2009, 10:44
RN 16 Aug 2009, 14:06

Ошибка. Переврал Алексей с белой гитарой. «Ямаху» привезли не из Японии, а из Финляндии, и не за 2000 рублей, а за 1200. Произошло это так. Был у Юрия друг Максим (который потом свадьбу с Джоанной помог организовать). А у Максима был знакомый финн, который привез им каталог музыкальных инструментов, где Каспарян и выбрал белую «Ямаху». Юрий собрал тысячу рублей, Максим добавил двести, и финн привез им эту гитару. Случилось это, если не ошибаюсь, в 1985 году.

Rocker 16 Aug 2009, 14:16

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2009-08-16 14:06):

Интересно.
А мне всегда казалось раньше, что Yamaha SG-200 Юрию привезла Джоанна. 😕

Stas23 16 Aug 2009, 15:26

Ответ нику Rocker (2009-08-16 14:16):

Теперь мы знаем правду:)

muz-Vlad 16 Aug 2009, 22:55

Я вот только вчера хотел написать про то, что белая гитара появилась в 85 году, а до того Юрик играл на разных дровах. Как только Вишня мог напутать ? Про Цоя ведь говорил, да и вообще мне показалось что именно в 85 г, у всей группы «Кино» появились новые гитары- это им тоже из Финляндии по каталогу привезли. Или всё-таки ДЖО подарила? С этим хотелось бы разобраться. Как-никак четыре нехилые гитары включая Басс безладовый, а это уже действительно дорого. А у Юры ещё и примочки с появились вместе Джоанной-(это он очень круто подколол Каспаряна). И в конце концов любой бы из нас поменялся бы с Цоем гитарами, Вите тоже ведь нелегко далась его 12 струнка, все мы помним те беляши,разве он хитрый -если захотел белую? .Он ведь об иммидже заботился.
И мне кажется ,что больше всех для КИНО сделала Джоанна Стингрэй.

Akaifan 17 Oct 2009, 06:08

Может кому-нибудь извесно, на чём Юрий играл год назад на записи «Mutatis Mutandis»? Скорее всего это был знаменитый белый Gibson SG Custom или что-то ещё.

На записи альбома «Богомол», я так понял, он использовал знаменитую Yamaha Silent SLG-100 в большинстве песен, а также Yamaha SBG 200 в некоторых моментах. Педаль эффектов — Line 6 DL4 Delay.

JockerKo 18 Oct 2009, 15:39

Ответ нику Akaifan (2009-10-17 06:08):

Интересно только, где Юрий приобрёл этот знаменитый белый Гибсон? Модель довольно редкая и топовая.

Shubin 22 Oct 2009, 21:11

Gibson Les Paul SG G-400, с трёмя хамбкаккерами. По моему правильно описал серию, если ошибся — скажите.
вот, не помню кто играл на подобной модели, именнсо с трёмя хамбаккерами.
На гитарах модели SG играли Angus Young (AC DC), и Tony Iommi (Black Sabbath).
Модель не сильно редкая, при желании достать возможно. СТоит бешенных денег, но, фирмааа)))

такую наблюдал в МузТорге, года полтора назад, Только красного цвета.

всё найти возможно, было-бы желание +)))

Stas23 24 Oct 2009, 22:38

у нашего басиста fender jazz bass special mij) Только белый) Гитара конечно улетная) У вокалиста — Крамер Феррингтон — довольно неплохой инструмент. у меня Ямаха СГ2000. была так же и сг200..белая))) но она по звуку сильно проиграла сг2000 поэтому я ее продал.

Dmi3yo 25 Oct 2009, 07:25

Ответ нику Shubin (2009-10-22 21:11):

Серия называется Gibson SG Custom. В начале 1960-х выйдя на замену прежней модели Les Paul, получила её имя. Однако, вскоре была переименова как SG — solid guitar.
G-400 Custom — наименование удешевленной копии гитары фирмой Epiphone.
Именно на SG Custom играли- Джимми Хендрикс, Кит Ричардс, Ленни Кравитц и даже Мадонна.

Источник

У главного исследователя истории рок-музыки в ЖЖ — soullaway , обнаружил фото из 1980-х: Виктор Цой в американском музыкальном магазине. Меня вообще давно занимал вопрос: на чём играли советские рок-музыканты в те годы. Решил немного поисследовать тему.

С Цоя и начну — тем более, что у него сегодня день рожденья. Перелопатил концертные фотографии и кое-какие гитары смог опознать.

Начнём с простого — пожалуй, самая популярная электрогитара на свете: Fender Stratocaster .


Впрочем, это может быть на Fender , а Squier — это эконом-бренд «Фендера». Профессиональному музыканту на таком играть несолидно, но думаю в СССР в те годы было вполне круто.


По крайней мере, Гребенщиков на знаменитом «Музыкальном ринге» 1986 года играл именно на «Скваере».

Довольно известное фото:

Фирма указана на деке: Ibanez, а вот модель опознать не смог.

И гитара — Kramer Ferrington

Ещё одна гитара из последних — Washburn AE .

Всё, что было выше — уже перестроечные времена, вторая половина 1980-х, когда импортные гитары, наверное, уже достать было можно. А следующие фотографии — первая половина 1980-х.

На многих фото Цой фигурирует с 12-струнной акустикой Ленинградской фабрики музыкальных инструментов им. Луначарского .

Кстати, у Каспаряна на этом фото — Yamaha SG

А вот совсем раннее фото:

Шик тех времён — чехословацкая Jolana Star

1. Первое же выступление Цоя в Киеве окончилось депортацией в Москву. В 84-м еще не слишком известный Цой и уже знаменитый Майк Науменко играли «квартирник» (в доме неподалеку от столичной прокуратуры). Концерт прервал визит участкового. Хозяину квартиры удалось спрятать кассету с записью — в противном случае, Цою, наверняка, припаяли бы «незаконную трудовую деятельность».

2. Виктор Цой не выносил вида крови. В 83-м он пытался откосить от армии в знаменитой питерской психиатрической больнице на реке Пряжке.

«Там нужно было под МДП закосить, маниакально-депрессивный психоз. Порезать вены и так далее, — вспоминает экс-гитарист «Кино» Юрий Каспарян. — С этим брали. У них там как-то было налажено со знакомыми, что его возьмут, но вены все равно нужно было резать. А Цой терпеть не мог крови. Палец колотьэто уже была проблема, тем более, что человек на гитаре играл. А тутвены резать себе. В общем, вызвали они скорую, приехали врачи, а Цой сидит такой розовый, на руках царапины какие-то маленькие. Ну, забрали все равно! ».

Кстати, «на Пряжке» Цой сочинил песню с неслучайным названием «Транквилизатор».

3. По словам практически всех, кто знал его лично, Цой не был ни заносчивым, ни шумным, ни, тем более, агрессивным человеком. Что не мешало ему фанатеть от Брюса Ли, десятки раз пересматривать «Выход дракона», копировать движения, позы и даже выражение лица своего кумира.

4. Цой был очень стеснительным. «И по части женщин, и вообще, — вспоминает близкий друг Виктора и первый гитарист «Кино» Алексей Рыбин в интервью «Московскому Комсомольцу». — Но это опять идет от советского бытия: Витю унижали из-за его национальности. Каких мы только фраз у пивнушек в его адрес не наслушались! Конечно, это его сделало закрытым. Его в школе дразнили, потом гопники к нам на улице приставали» .

5. В 1986-м, несмотря на чернобыльскую катастрофу, группа «Кино» приехала в Киев — сниматься в фильме «Конец каникул» — дипломной работе молодого режиссера Сергея Лысенко. Принято считать, что этот фильм запустил кинокарьеру Цоя, хотя «приближенные источники» утверждают, что тот был изрядно удручен тем, что «фильм получился таким говном».

6. Цой увлекался резьбой по дереву. Его впервые показали по телевизору в программе «Монитор», как одаренного резчика по дереву. Цой особенно любил мастерить из дерева японские традиционные фигурки — нэцкэ. Потом он раздаривал эти миниатюрные скульптуры друзьям и знакомым.

7. Цой любил рисовать. Его друзья говорят, что это были гротескные изображения, которые были близки к фэнтези и мультфильмам.

8. На знаменитой «Камчатке» Цой стал высококлассным кочегаром. Но многие друзья говорят, что он не был таким уж трудоголиком.

Из воспоминаний того же Рыбина: «Витька был страшный лентяй! Как и все мы. Просто написание песен не было для него трудом. Он этим между делом занимался. А вообще любимое времяпровождение Цоя было лежать на диване. Помню, я прихожу, а он, задрав ноги, с «Беломором» в зубах книжку читает» .

9. Виктора Цоя интересовала российская эстрада. Он знал наизусть несколько песен Михаила Боярского и однажды ходил в СКК на концерт Валерия Леонтьева.

10. Рассказывает Анатолий Соколков, начальник той самой «Камчатки»:

«Он говорил про себя: «Я загадочный восточный мужчина». Песня «Камчатка» была написана гораздо раньше, чем Цой сюда попал. Писал он чисто фонетический текст, слово понравилось. Когда он устроился работать, все сошлось воедино» .

11. Песню «Спокойная ночь» Цой написал в Киеве. С десятого этажа гостиницы «Славутич» открывался красивый вид на город — говорят, этот пейзаж и настроение, царившее в Киеве, как раз и вдохновили Цоя на строчки «Я ждал это время, и вот это время пришло. / Те, кто молчал, перестали молчать. / Те, кому нечего ждать, садятся в седло, / их не догнать, уже не догнать» .

12. Есть версия, согласно которой слово «Асса» сделал эдаким поп-культурным символом не Соловьев и не Гребенщиков, а именно Цой. Один из первых саунд-продюсеров на территории СССР — Андрей Тропило — вспоминает, что «по его мнению, главный тезис советской культуры вообще и различных молодежных деяний в частности должен выражаться словом «АССА!» .

«Когда записывали «Ночь» или «Начальника Камчатки», общение было очень затруднительно. Почему? Постоянное ощущение дурдома. Ты что-то делаешь с одним исполнителем, а в это время другие, в том числе и Цой и Каспарян, непрерывно двигаются, подскакивают, демонстрируют друг другу приемы каратэ. Они все время махали руками. А когда у тебя над головой непрерывно машут руками, это довольно неприятно. У меня это слово «асса» было постоянно за спиной. Они непрерывно это «асса» друг другу демонстрировали. Удар в челюсть ногой или что-нибудь еще» .

13. Биографы любят подчеркивать, что неоспоримо любимым цветом Цоя был черный, но это не совсем так. Этот цвет преобладал в сценических костюмах, в жизни же Виктор Цой любил одеваться ярко и обожал желтый цвет (на Востоке — символ вечности). Любимые цветы Цоя — желтые розы.

14. Виктор Цой и группа «Кино» успели дать четыре концерта на Западе: в Дании, Италии и два раза во Франции.

15. Люди, окружавшие группу «Кино» на гастролях, отмечают их феноменальную отдачу. Уходя за кулисы после концерта, Цой почти всегда падал в изнеможении и минут десять лежал на полу без движения. Приходил в себя, потому что на сцене всегда выкладывался по полной.

История полна великими гитаристами, которых мы знаем и любим, следим за их творчеством и учимся играть на их музыке. На самом деле, создать что-нибудь из ничего, вытянув музыку из воображения и передав ее миру, да так, чтобы сочетания звуков никогда не звучали ранее — это особый вид магии! И любой музыкант скажет вам, что они бы потерялись без своих любимых аппаратов. Возможно, именно поэтому многие культовые гитаристы на протяжении всей карьеры играли на одном и том же инструменте. Кто-то по соображению комфорта и эффективности, а другие совершенно неразделимы со своей гитарой и тем самым мы начинаем ассоциировать инструменты с их знаменитыми владельцами.

Владимир Высоцкий

Найдется мало людей не только в нашей стране, но за рубежом, кто бы ни был знаком с творчеством советского барда и актера Владимиром Высоцким. В историю он вошел благодаря уникальному стилю пения и текстам с юмористически уличным жаргоном под семиструнную гитару. Первый знаменитый инструмент Высоцкий приобрел после смерти Алексея Дикого (советский актер) у его жены и по его рассказам, ее изготовил 150 лет назад австрийский мастер. В последствие Александр Шуляковский сделал для него четыре или пять гитар, первая с головкой грифа в виде лиры. Кроме того, у Владимира была гитара с двумя грифами, которая ему очень нравилась своей необычной формой, хотя вторым грифом он не пользовался.

Виктор Цой

Еще одной незаурядной личностью отечественной культуры 20 века является Виктор Цой. Всем он известен как автор песен и основатель рок-группы «Кино». Первую свою гитару Виктор получил от матери в подарок — это была двенадцатиструнка. Именно на ней были написаны практически все хиты группы и сыграны акустические концерты. Следующей появилась электрогитара — привезенный из Америки Стратокастер. Но увидев у Каспаряна белую Ямаху, стал мечтать о такой же и даже пытался с ним поменяться. В скором времени Цою удалось приобрести белую полуакустику Washburn EA20, на которой играл в последние годы жизни.

Джими Хендрикс

Самым величайшим виртуозным гитаристом всех времен по праву можно считать Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), поскольку еще при жизни его называли гением и феноменом. В свое время живые выступления Хендрикса были одними из наилучших в мире, и по сей день, многие гитаристы стараются подражать ему. Сейчас каждому известно, что Джими был левшой, но покупал праворукие инструменты, потому что в основном продавали только их, и он умел, перевернув гитару, достичь неповторимого звучания. Пожалуй, самой его известной стала Fender Stratocaster, именно ее на одном из своих концертов в 1967 году поджог. С середины 1967 до января 1969 года он использовал Gibson Flying V, на которой сразу после приобретения нарисовал психоделические узоры и играл на ней только отдельные композиции. Была у него и акустическая — Martin D-45. Любимой же электрогитарой все-таки являлся белый Fender Strat.

Курт Кобейн

Американский гитарист и вокалист рок-группы Nirvana, Курт Кобейн (Kurt Donald Cobain) на протяжении всей карьеры группы имел изрядную долю гитар, периодически разбивая их, но лишь две модели стали любимыми: Fender Jaguar и Mustang. И вместо того, чтобы выбрать одну, он сделал коллаж обоих, и по его эскизу компания Fender создала Jag-Stang, хотя использовал ее редко. После смерти Курта она перешла к Peter Buck (R.E.M.).

Ангус Янг

Неповторимый Ангус Янг (Angus McKinnon Young), прославившийся своим энергичным исполнением и униформой школьника в AC/DC, верен был лишь одной модели Gibson SG («70 SG Standard — 1968г). В дальнейшем она была модифицирована по заказу Янга компанией Jaydee с названием Jaydee SG и выделялась красным цветом с инкрустацией молнии на грифе. Благодаря тесному сотрудничеству с Gibson свет увидел именную электрогитару — Angus Young SG, где звукосниматели разрабатывал сам Янг.

Ричи Блэкмор

Звезда хард-рока и один из основателей Deep Purple, Ричи Блэкмор (Richard Hugh Blackmore), запомнившийся многим своим умением миксовать гитарные рифы с органными звуками, долгое время играл на Gibson ES-335. Но с 1968 года стал использовать Fender Stratocaster, а при записи Fender Telecaster Thinline. В 70-х годах в качестве основной гитары служил белый стратокастер Fender Olympic с палисандровой и скаллопированной накладкой, к головке грифа которой Ричи приделал стреплок.

Битлз

И наконец, бессмертные Битлы (Beatles) и их выдающиеся гитары. Среди многочисленных инструментов ливерпульской четверки фанатам больше всего запомнилась электрогитара Джона Леннона Epiphone Casino. Однако почитается она в двух разных воплощениях: многие любят ее в первоначальном статусе -1965 Epiphone Casino в цвете винтажный санберст, другие восхищаются «Revolution-era», появившейся после некоторых видоизменений (потертый корпус). Как известно, Джордж Харрисон имел пристрастие к гитарам Gretsch, но ассоциируется с 12-струнной 1963 Rickenbacker, подаренной владельцем компании во время тура по соединенным штатам. Пол Маккартни играл на леворукой бас-гитаре Hofner 500/1, а также электрогитарах Epiphone Casino, Fender Esquire и акустические партии на Epiphone Texan FT-79, с 1968 года — Martin D-28.

Секрет гитары Цоя

В Музее Виктора Цоя в котельной «Камчатка» хранится двенадцатиструнная гитара музыканта. Для поклонников Цоя – священный артефакт, а для ее знаменитого владельца это был качественный инструмент, сделанный в Ленинграде.

ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты) » >

Когда-то подростки играли не на американских гаджетах, а на ленинградских гитарах.
ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты)

Как нам рассказали в музее, эту гитару Виктор купил в 1978 году в Гостином дворе. По тем временам это была одна из лучших представленных на витринах ленинградских музторгов гитара. Да и стоила она чуть ли не всю среднестатистическую зарплату советского гражданина. Чтобы осилить покупку, будущей легенде русского рока пришлось копить деньги, которые ему выделяли родители на пропитание. Разглядываю потертую этикетку на гитаре и вижу практически стертую надпись «Ленинградская фабрика щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского».

«Действительно, в то время ленинградские гитары «Луначарки» славились не только в СССР, но и за рубежом», – подтверждают и музыканты, и музыкальные мастера. А секрет успеха тех гитар был прежде всего в грамотно выстроенной технологической цепочке производственного процесса, серьезном отношении к подбору материалов и энтузиазме специалистов. Делали эти гитары в основном из ели и березовой фанеры. Также использовали бук и клен. Особенно ценилась древесина из Архангельской и Вологодской областей.

«Что касается гитары, которая была у Виктора Цоя, то ее высокое качество зависело в том числе и от естественных технологических особенностей, – объясняет потомственный гитарный мастер Андрей Бабичев. – Чтобы ускорить процесс лакировки, гитары покрывали специальным лаком только одним слоем. Особенность советского лака (а другого не было) в том, что он высыхал в ровную поверхность лишь при условии, если толщина покрытия была больше миллиметра».

В результате практически все «луначарские» гитары того времени были слишком сильно пропитаны этим лаком, что, естественно, сказывалось на качестве их звучания. И только 12-струнным моделям чрезмерная масса лака была не страшна благодаря высокому натяжению, которое давали 12 металлических струн, раскачивающих деку.

Согласно заводской легенде, образцом для таких инструментов послужила испанская гитара известного музыканта Андерса Сеговия, который в 1927 году с дружественным визитом гостил на ленинградской фабрике. Он подарил мастерам свой инструмент (по другой версии, они воспользовались инструментом тайно, пока хозяин отвлекся). Мастера вдоль и поперек изучили заморскую гитару, скопировали с нее лекала, тщательно изучили замеры и расположение пружин. Именно те скопированные лекала и послужили основой для лучших отечественных инструментов, многие из которых живы до сих пор.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Комментарии

Самое читаемое

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

Источник

Оцените статью