Вся жизнь гармонь .
Аккордеон !
Откуда к нам пришел аккордеон ?
Аккордеон имеет очень интересную историю, он появился далеко не сразу, к его появлению история музыки прошла через изобретения ручных и губных гармоник… Само название «аккордеон» (по-французски «accordeon») означает «ручная гармоника».
Так назвал его в 1829 году в Вене мастер Кирилл Демиан, когда изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке. С той поры все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, стали называться во многих странах аккордеонами. Если считать со дня названия инструмента, то ему уже более 180 лет, т.е. почти два века.
Христиан Фридриг Людвиг Бушман (1805-1864)
А еще раньше, в 1822 году Христиан Бушман, приделав кожаный мех к своему усовершенствованному камертону для настройки органов, изобретает маленькую губную гармонику и совершенствует её.
В те годы Христиан жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление — маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок.
Когда Христиан вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Бушман вделал каждый язычок в мех.
Теперь во время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал.
Обе руки мастера оставались свободными, а, кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу. Таким образом, звук инструмента извлекался язычками свободно проскакивающими через отверстие в рамке под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом. Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической.
Потом он догадался, что незачем делать к каждому язычку собственный мех. Можно встроить все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.
А еще чуть позже он понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору ему было всего семнадцать лет.
Христиан изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать ручную гармонику, но у него было очень мало времени на это — все отнимала основная работа.
В 1827 году инструмент, названный уже эолиной, попал в Англию. Цитата из «The German ?olian Tutor» 1830 года: «тhis elegant little instrument was first brought to England from Germany, early in the year 1827, by the Right Hon» (этот маленький элегантный инструмент привезён в Англию из Германии в 1827 году Райтом Хоном)
Первая конструкция современных язычков аккордеона.
В технике нередко идею подает один, а разрабатывает ее другой. Например, электрическая лампочка впервые загорелась в лаборатории русского электротехника Александра Николаевича Лодыгина, но до работоспособного и промышленного вида ее довел Эдисон.
Так бывало и в музыкальной технике, так случилось и с ручной гармоникой. И вот эта «детская игрушка» попадает в руки к известному уже нам венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствует ее и 6 мая 1829 года подает заявку на инструмент, названный им аккордеоном.
И уже через девятнадцать дней Демиан получает правообладание на свое изобретение. Можно подивиться и оперативности самого Демиана: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями начинает производить аккордеоны и продает их. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана становится известным инструментом, а не детской игрушкой, т.к. на нем можно было играть — правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой…
Это первый прообраз современного инструмента. И ему уже так много лет и он так сильно модернизирован, что от той «детской забавы» осталась одна идея!
А что же современный аккордеон? Как он устроен?
Аккордеон сегодня — это музыкальный инструмент, в котором звуки издают свободно проскакивающие металлические язычки – тонкие пластинки, колеблющиеся под действием струи воздуха, нагнетаемой мехами. Левой рукой исполнитель управляет мехами, а также нажимает на кнопки басов и аккордов для аккомпанемента мелодии, которая исполняется правой рукой. Аккордеон — это одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа (диапазон – четыре октавы). Разновидность большой гармоники с клавиатурой фортепьянного типа для правой руки
Аккордеоны вобрали в себя черты самых разнообразных музыкальных инструментов. По своей форме они напоминают баян, по техническому устройству — относятся к гармони, клавишами же и способностью переключать регистр близки к фортепиано. Регистры позволяют музыканту импровизировать, комбинировать или полностью менять октавы, а, следовательно, и звучание инструмента. Иногда аккордеон по своему звучанию очень близок к другим инструментам, а порой и заменяет их.
На этих рисунках видно, что аккордеон изнутри содержит:
1 – язычок; 2-проемный клапан; 3-голосовая планка;
4-входная камера аккордов; 5-входная камера басов;
6-входные камеры мелодии; 7-мех; 8-левая часть корпуса;
9-правая часть корпуса; 10-гриф; 11-клавиши мелодии;
12-сетка;13-кнопки клавиатуры аккомпанемента;
14-переключатели регистров мелодии и аккомпанемента.
А так звучит современный аккордеон !
Источник
Изобретатель аккордеона Кирилл Демиан
Кирилл Демиан (Cyrill Demian) — австрийский мастер-изготовитель музыкальных инструментов (1772–1847). Вместе со своими сыновьями Гвидо и Карлом он изобрел аккордеон.
Впервые аккордеон увидел свет 6 мая 1829 года. Он был запатентован в Вене австрийским мастером и изобретателем армянского происхождения Кириллом Демианом. Спустя 17 дней патент Дамиана был признан официально, и с тех пор 23 мая считается днем рождения аккордеона.
О самом изобретателе известно не много. Он родился в 1776 году в румынском городке Герла, ранее известном под названием Арменополис. В XVI веке этот город построили переселенцы из Киликийского армянского царства. Кирилл Демиан был мастером по изготовлению музыкальных инструментов — роялей, органов, имел свою лавку, в которой продавались элементы его новых конструкций – к примеру, корпус, состоящий из левой и правой крышек клавиатуры, меховая камера, а также отдельные части клавишных и духовных инструментов. Сегодня многие изобретения Демиана представлены в Доме музыки в Вене.
В 20-е годы XIX века популярным музыкальным инструментом в Центральной Европе была губная гармоника, которую изобрел Кристиан Бушман. Но с появлением изобретения Кирилла Демиана слава губной гармоники стала угасать. Выполняя чертежи и подсчеты, Демиан долгие годы работал над усовершенствованием своего музыкального инструмента. Аккордеон Демиана состоял из пяти клавиш, предназначенных только для левой руки. Каждой клавише соответствовал аккорд (не тон), отчего и произошло название «аккордеон». На нем можно было исполнить простые мелодии в одной тональности. Однако это не мешало любителям музыки приобретать его сначала в музыкальных лавках, а позже – на аккордеонных фабриках.
«Аккордеон Демиана — это самое превосходное новшество. При нажатии лишь одной клавиши можно было сыграть целый аккорд», — найдено в архивах.
С 1831 года аккордеон стал покорять Британские острова, а спустя еще два года музыкант Адольф Мюллер описал огромное количество видов аккордеонов в своей книге «Школа аккордеона». В то время музыкальные сообщества Вены и Лондона тесно взаимодействовали, а их музыканты часто давали концерты одновременно в двух столицах. В 40-е годы эмигранты из Старого Света привезли аккордеон в США, где он быстро завоевал свою популярность.
Аккордеон вобрал в себя черты нескольких музыкальных инструментов: по своей форме он напоминает баян, по техническому устройству относится к гармони, клавишами же и способностью изменять регистр близок к фортепиано.
С момента создания аккордеона прошло 187 лет. За это время он претерпел сильную модернизацию, но по-прежнему является незаменимым инструментом в каждом ансамбл е.
Источник
История аккордеона
В большой и дружной семье музыкальных инструментов каждый имеет свою историю, свое уникальное звучание, свои особенности. Об одном из них — инструменте с изысканным и благозвучным именем – аккордеон, и пойдет речь.
История аккордеона берет начало с Древнего Востока, где впервые в музыкальном инструменте шэн был использован принцип язычкового звукоизвлечения. У истоков создания аккордеона в привычном нам виде, стояли два талантливых мастера: немецкий часовщик Христиан Бушман и чешский умелец Франтишек Киршнер. Стоит отметить, что они не были знакомы между собой и работали совершенно независимо друг от друга.
17-летний Христиан Бушман, стремясь упростить работу по настройке органа, изобрел нехитрое приспособление — камертон в виде небольшой коробочки, в которую поместил металлический язычок. Когда Бушман ртом вдувал воздух в эту коробочку, язычок начинал звучать, выдавая тон определенной высоты. Позднее Христиан добавил в конструкцию воздушный резервуар (мех), а чтобы язычки не вибрировали одновременно, снабдил их клапанами. Теперь для того, чтобы получить нужный тон следовало открыть клапан над определенной пластинкой, а остальные оставить прикрытыми. Таким образом, в 1821 году Бушман изобрел прообраз губной гармоники, который назвал «аура».
Почти в то же самое время, в 1770-х годах, чешский органный мастер, трудившийся при российском царском дворе, Франтишек Киршнер придумал новую систему язычковых планок и положил ее в основу создания ручной гармоники. В ней было мало общего с современным инструментом, но единым оставался главный принцип звукоизвлечения гармоники — колебания металлической пластинки под воздействием воздушной струи, нажатий и щипков.Спустя некоторое время ручная гармоника оказалась в руках венского органного мастера Кирилла Демиана. Он много работал над усовершенствованием инструмента, придав ей, в конечном итоге, совершенно иной вид. Демиан разделил корпус инструмента на две равные части, поместил на них клавиатуры для левой и правой руки и соединил половины мехами. Каждой клавише соответствовал аккорд, что и предопределило его название «аккордеон». Авторское название своего инструмента Кирилл Демиан официально представил 6 мая 1829 года. Через 17 дней Демиан получил патент на свое изобретение и с тех пор 23 мая считают днем рождения аккордеона. В том же году началось массовое производство и продажа новоиспеченного музыкального инструмента.
Продолжилась история аккордеона на берегах Адриатики — в Италии. Там в местечке недалеко от Кастельфидардо, сын батрака Пауло Сопрани приобрел аккордеон Демиана у странствующего монаха. В 1864 году, собрав местных столяров-плотников, он открыл мастерскую, а позднее и фабрику, где занимался не только производством инструментов, но и их модернизацией. Так родилась аккордеонная промышленность. Аккордеон быстро завоевывал любовь не только итальянцев, но и жителей других стран Европы.
В конце XIX столетия аккордеон вместе с эмигрантами пересек Атлантику и прочно обосновался на североамериканском континенте, где сначала его именовали «пианино на бретельках». В 40-х годах XX века в США были сконструированы первые электронные аккордеоны.
На сегодняшний день аккордеон – всенародно любимый музыкальный инструмент, способный озвучить любое человеческое чувство от безысходной тоски до ликующей радости. Несмотря на это, он по-прежнему продолжает совершенствоваться.
Источник
где изобрели аккордеон
Аккордео́н (фр. accordéon) — музыкальный инструмент, ручная гармоника. В русской традиции так принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна.
Очень много оказывается мнений — Когда и Где был изобретен аккордеон и когда он запотентован,
НО мы будем следовать новым источникам, а не старым изданиям, в которых информация могла устареть. .
Аккордеон, как считается, изобрел в 1822 году, в Берлине- Кристиан Фредерик Людовик Бушман, но недавно обнаружили документ, что, судя по всему, аккордеон был изобретен в 1816 году или ранее Фредериком Лохнером из Нюрнберга (немецкое государство Баварии) .
Как инструмент под названием аккордеон впервые запонтентован в 1829 году Кириллом Демианом в Вене.
И дату «жизни» иструмента нужно считать от даты патента на него!
Получается, что в этом году инструменту исполнилось — 183 года!
Название «аккордеон» инструмент получил в 1829 году в Вене, когда мастер Кирилл Демиан изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке. Аккордеон имел только 5 кнопок, и каждая кнопка играла 2 аккорда, один аккорд при сжатии мехов и другой аккорд при растяжении мехов. С того времени, все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, во многих странах стали называться аккордеонами.
С этого времени стали изготовлять две основные разновидности инструмента: немецкие и венские гармоники. Различие между ними заключалось не столько в музыкально-исполнительских возможностях, сколько в устройстве корпуса. На немецких гармониках клапаны мелодии размещались снаружи правой крышки, а клавиатура для левой руки — на специальной ручке, называемой грифом. На венских гармониках клапаны мелодии помещались в углублении правой крышки и закрывались деревянной сеткой, а клавиатура для левой руки — непосредственно на крышке аккомпанемента.
Источник