Где живут звуки ноты

Конспект урока музыки на тему: «Где живут ноты?»
план-конспект занятия по музыке (1 класс)

Данная разработка поможет Вам при подготовке к уроку музыки в 1 классе на тему: «Где живут ноты?»

Скачать:

Вложение Размер
gde_zhivut_noty.docx 28.43 КБ
naglyadnoe_posobie_noty.docx 37.13 КБ
propisi_notnogo_stana.docx 37.52 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект
урока по музыке
на тему: «Где живут ноты »,
разработанный учителем начальных классов
Брилевой Анной Николаевной

Тема. Где живут ноты.

Цель. Познакомить учащихся с понятием «ноты», их названиями и расположением на нотном стане.

— дать представление о расположении нот на нотном стане, познакомить с новыми понятиями;

— развивать у учащихся память, мышление, коммуникативность;

— воспитывать в учащихся дисциплинированность и умение работать в коллективе.

Оборудование: Компьютер, проектор, диск с презентацией, раздаточный материал.

1. Организационный момент

2. Формирование темы и цели урока

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов

1. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. 1 класс

2. Усачева В.О., Школяр Л.В. Методические рекомендации для учителя. 1 класс

План оформления доски:

— Прозвенел и стих звонок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели

Здравствуйте, ребята! Я рада всех Вас видеть.

2. Формирование темы и цели урока

— Сегодня в очередной раз окунемся в прекрасный мир музыки, где мы узнаем много нового и интересного. Но попасть туда смогут только самые воспитанные, дисциплинированные ученики, умеющие слушать и слышать музыку. Итак, вы готовы?

— Тогда мы отправляемся в путь!

Но прежде, чем начнётся наше музыкальное путешествие, я задам вам пару вопросов.

— Ребята, а что такое музыка? Как вы понимаете это слово?

— А из чего состоит музыка?

— Какие бывают звуки?

Хлопнуть и топнуть ногой – это шумовые звуки, их спеть нельзя, но они помогают музыкальным звукам.

— Кто сочиняет для нас музыку?

— Композитор сочинил музыку и спрятал ее в шкаф. Состоялась музыка?

Что нужно сделать, чтобы музыка просуществовала?

— Исполнитель сыграл музыкальное произведение в концертном зале, но его никто не услышал, состоялась ли музыка?

— Что еще нужно для полного существования музыки?

— С помощью чего можно записать звуки музыки?

— Композиторам, для того чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились знаки. Эти знаки особенные – музыкальные. Кто знает, что это за знаки? Их называют ноты.

— Сегодня на уроке мы узнаем, где же живут эти ноты.

— Пение, разные музыкальные произведения (вокальные и инструментальные), игра на музыкальных инструментах, звуки.

-Музыкальные (звуки, которые можно спеть) и шумовые (нельзя спеть)

— Нет, потому что музыкальное произведение нужно услышать.

— С помощью знаков

-поиск и выделение необходимой информации;

-формулировать учебную задачу;

-ориентация в способах решения задачи

3.Изучение нового материала

— Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.

«Нотоносец» дом зовут, знаки-ноты в нем живут.

Сколько линеек — этажей содержит каждый домик?

— Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.

— Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной — Нотный стан. Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?

— Повторите за мной. Нотоносец. Каждый домик нелегко открыть, если нет чего?

— Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ. Еще он называется ключ соль, так как живет на той же линейке, где нотка СОЛЬ. Хотите узнать, где живут остальные нотки? Одни пишутся на линейках, другие между линейками. Слушайте внимательно

— Давайте вместе расставим ноты по их местам на нотном стане.

— Нотка ДО живет на первой добавочной линеечке снизу.

— Нотка РЕ под первой линеечкой.

— Нотка МИ на первой линеечке

— Нотка ФА между первой и второй линеечкой

— Нотка СОЛЬ на второй линеечке

— Нотка ЛЯ живет между второй и третьей линеечкой

— Нотка СИ живет на третьей линеечке

— Получилась так, что каждая нотка имеет свое место на нотном стане. У нас получился ряд звуков — звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд.

Источник

Детские песни с нотами Где живут ноты, или весёлая нотная азбука


Где живут ноты, или весёлая нотная азбука

Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота «до»?
Здесь на маленькой скамейке,
На добавочной линейки.
Нота «ре», где живешь?
Где ты песенки поёшь?
Отгадать сумей-ка,
Под первою линейкой.
Смотри, запомни и пойми, –
Пропела нота «ми», —
Я не хочу высоко лезть,
Мне хорошо и здесь!
Между первой и второй
«Фа» глядит в окошко.
Между первой и второй
Тесно ей немножко.
На второй линейке «соль»
С нотой «фа» встречается,
Если скажешь «фа» и «соль»,
Получается фасоль,
Слово получается!
А вы меня заметили? –
Спросила нота «ля», —
Между второй и третьей
Пою я песни детям,
Ля, ля, ля, ля!
Ля, ля, ля, ля!
А на линейке третьей «си»,
На самой серединке,
Споёт, когда ни попроси,
Так звонко, без запинки.
Под четвёртой, выше третьей
Ноту «до» опять мы встретим.
«До» вверху, «до» внизу –
Малышам забава.
Мы споём «до» и «до»,
Получается октава.
Мы споём «до» и «до»,
Получается октава.
Октава!

песни для детей эстрадные
песня про ноты

Источник

Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Папанова Алла Владимировна
Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Представляю третье занятие из цикла по обучению музыкальной грамоте творческого объединения детей по интересам » Ритмическая мозаика».

Цель занятия:

— познакомить детей с названием нот, нотным станом, написанием и расположением нот на нотоносце.

Задачи:

— воспитание потребности узнавать новое в музыке, музыкальных терминах,

— развивать гибкость и пластичность, точность и ловкость движений, координацию рук и ног,

— воспитывать культурные привычки во время общения друг с другом во время игры,

— развивать умение организовать игровое общение с другими детьми.

-продолжать обучение музыкальной грамоте

Материал:

— фланелеграф, разлинованный пятью линейками,

— пособие по обучению музыкальной грамоте – изображение нот, скрипичный и басовый ключи,

-металлофоны на каждого ребёнка,

— небольшие мячи для каждого ребёнка для выполнения упражнений,

— большой мяч для игры.

Вход: дети входят спокойным шагом, звучит песня «Семь нот». Песня «Семь нот» муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева.

(кассета 77 лучших песен для детей. Выпуск 3).

Орг. момент:

М. р. : Ребята, вы заметили, о чём была песенка, которая вас сегодня встречала? О нотах! А вы знаете, где живут ноты? Все ноты живут в одном многоэтажном доме, который называется нотным станом или нотоносцем. А всего в доме пять этажей (показывает линейки на фланелеграфе, т. к. стан состоит из пяти линеек. Каждая нота занимает своё положение на нотном стане – свою уютную квартирку. Открывают двери дома ключи, да не обычные, а музыкальные- скрипичный и басовый.

Живут нотки в своём доме дружно — никогда не ссорятся.

Итак, познакомимся с нотами.

(м. р. выкладывает ноты на фланелеграфе по тексту стихотворения В. Сергеева «Где живут ноты ?»)

1. Есть у каждой ноты дом.

Где живёшь ты, нота ДО?

Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

2. Нота РЕ, ты где живёшь?

Где ты песенки поёшь?

Найди меня сумей-ка

Под первою линейкой!

3. Смотри, запомни и пойми!

Попела звонко нота МИ,

Первая линейка- высоко не лезть

Первая линейка- хорошо и здесь

4. Между первой и второй

ФА глядит в окошко

Между первой и второй

Тесно ей немножко.

5. На второй линейке Соль

С нотой Фа встречается.

Если скажешь ФА и СОЛЬ

6. А вы меня заметили?-

Спросила нота ЛЯ:

— Между второй и третьей

Пою я песню детям.

Ля – ля – ля – ля — ля – ля!

7. А на линейке третьей СИ

На самой серединке.

Споём, когда не попроси

Мы ноты без запинки!

8. ДО вверху и ДО внизу

Мы споём от ДО до ДО

М. р. А сейчас каждый из вас октаву может сыграть на металлофоне. Сначала посмотрите как это сделаю я, а затем повторите.

(дети играют на металлофонах, называя ноты при помощи взросло го)

М. Р. Без нот композиторы не написали бы музыки, а мы её не услышали и не смогли бы петь и танцевать. Ноты нам помогают даже делать разминку. Потому, что музыканты играют прекрасную музыку по нотам!

Разминка.

Комплекс упражнений с мячами № 5.

Ходьба в колонне по одному и бег вокруг мяча.

1. И. п. : основная стойка, руки с мячом внизу. Ходьба на месте, одновременно перекладывая мяч из руки в руку над головой.

2. И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

«Передача мяча с поворотом»

1– поворот влево, мяч перекладывается в левую руку, 2 – и. п. ,

3 – поворот вправо,

3. И. п. : стать прямо, ноги на ширине плеч мяч в правой руке.

1,2 – наклон, мяч за ногами переложить в левую руку,3,4 – и. п.

5,6 – наклон мяч переложить в правую руку,

4. И. п. :лечь на спину, руки вдоль туловища, мяч в правой руке.

1,2 – поднять ноги вверх, переложить мяч за ногами в левую руку,

5,6 – переложить в правую руку,

5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, мяч в правой руке

1,2 — поворот, положить мяч за собой назад,

3,4 – и. п. мяч лежит за спиной,

5,6 – поворот взять мяч,

6. И. п. :стоя, мяч на полу.

Прыжки вокруг мяча.

М. р. Ребята,вы сегодня хорошо потрудились и можно поиграть!

Игра с мячом.

1 часть – медленная музыка, водящий в центре круга с мячом, под музыку бросает мяч любому ребёнку, тот его возвращает. Мяч бросать равномерно, под музыку, на сильную долю такта.

2 часть – музыка в быстром темпе, водящий подбегает к детям, встаёт в круг, поднимает мяч вверх. Дети,между которыми встал водящий, бегут за кругом навстречу друг другу. Кто первый взял мяч – становится водящим.

Итог занятия. М. Р. :

Чтобы ноты не забыть,

Надо ноты повторить!

Я попрошу Вас дома рассказать, что вы узнали сегодня на занятии! А что вы расскажете (ответы детей)

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Пособия по обучению грамоте. Ребусы, шарады… Занятия по обучению грамоте очень нравятся детям. Для того, чтобы они проходили наиболее интересно и продуктивно я изготовила и постоянно.

Источник

Конспект музыкального развлечения для детей 5-6 лет. Где живут ноты

Автор: Наталья Леонидовна Аржанова, педагог дополнительного образования ДПК «Айсберг»
Данный сценарий разработан для детей 5 – 6 лет.
Цель: развитие творческого потенциала ребенка через включение его в активную продуктивную деятельность.
Задачи:
• Закрепить музыкально теоретические понятия: скрипичный ключ, нотный стан, название и расположение нот
• Побуждать детей к активной деятельности посредством музыкально-дидактических игр
• Развивать творческую инициативу, эмоциональность, как важнейшую основу внутреннего мира
• Формировать ритмический, звуковысотный слух
• Воспитывать интерес и любовь к музыке через знакомство с песенным творчеством советских композиторов.
Методы:
• Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки
• Метод эмоциональной драматургии
• Метод перспективы и ретроспективы
• Метод игры
• Метод художественного контекста
Ожидаемые результаты:
Усвоение знаний нот 1ой октавы и игры их на фортепиано, что в дальнейшем приведет к чистому интонированию, исполняемого репертуара в концертной и конкурсной деятельности.
Сценический план разработки.
1. Орг. Момент
2. Исполнение песни – игры «Погуляем» авт. Е.Д. Макшанцева
3. Рассказ – муз. сказка «В музыкальном царстве — государстве»
4. Музыкально-дидактическая игра «Звукоряд»
5. Музыкально-дидактическая игра «Веселые музыканты»
6. Муз. загадки
7. Муз. ребус
8. М. игра «Наряди нотки в цвета радуги»
9. Исполнение песни Р. Роджера «Звуки музыки»
10. Обобщение

Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы отправимся в путешествие по музыкальному царству – государству, в волшебную страну музыкальных звуков.
А чтобы мы быстрее добрались до волшебного музыкального царства я предлагаю вам исполнить песню, которая называется «Погуляем!» авт. Е.Д. Макшанцева.

Исполняют песню с движениями.

Ну вот наконец-то мы прибыли на место. Шли мы долго и немного устали.

Садитесь ребята на свои места.

— Как мы исполнили песню?
— Какой у нее характер?
(Веселый, задорный…)
— Значит какие нотки звучали в песне?
— А с помощью чего записываются песни?
(с помощью нот)

Сегодня мы узнаем, где живут нотки, как они называются и где играются, побываем в сказочном музыкальном царстве – государстве. А вы мне в этом поможете!
Слушайте сказку. Когда — то в давние времена, в сказочном музыкальном государстве поселились веселые человечки – нотки. Жили они дружно.
К доске выходят 8 ребят, у каждого нарисована определенная нотка. Они строят домик с помощью вырезанных бумажных полосок и магнитов на доске. Затем встают по порядку возле домика.

Ведущий: Посмотрите, дети,
Есть дома у всех на свете
Дом у лягушки и у сверчка
Мы посмотрели на них, посмотрели
Домик построить для нот захотели
Домик красивый, домик высокий
Здесь мы поселим все наши ноты.
— Ребята, как называется музыкальный домик где живут ноты? (нотный стан)
— А сколько в нем линеечек?

Дети: В музыкальном нашем доме
Пять линеек – этажей
На линейках и в окошках
Поселились нотки – крошки.

Ведущий: Их мама была царица, и звали ее скрипочка, так и прозвали потом это царство–государство – скрипичным.(Показ рисунка скрипки).
Чтобы попасть в скрипичное царство-государство нужен специальный ключ.

— Как вы думаете, что это за ключ?
— Как он называется?
Дети: скрипичный ключ!
Ведущий: правильно.
Дети: Ключ скрипичный — парень отличный
Я всегда на посту!
Я всегда помогу!
Я- ключ «соль»
Запомнить изволь!
В музыкальном доме нашем
Я серьезней всех и старше

Ноты все люблю и знаю
И гостям их представляю.
Дети: Нота «До» грустит бедняжка
«Ой-ей-ей, как это тяжко!
На добавочной сидеть
И на нотный стан глядеть!» (подходит к инструменту, нажимает ноту «до»-поет, затем все вместе, садиться на место)
Дети: «Ре» уселась на крылечко
Перед 1-ым этажом
Смотрит, затаив сердечко
На пятиэтажный дом. ( подходит к инструменту, нажимает ноту «ре»-поет, затем все вместе)
Дети: На первой линейке
Живет нота «ми»
И каждому хочет сказать:
«Посмотри! Какая я красавица,
Хочу тебе понравиться!»( подходит к инструменту, нажимает ноту «ми»-поет, затем все вместе)
Дети: В доме между этажами
Поселились ноты сами
Пишет «фа» своим родным:
«Высоты боюсь немножко
Буду жить теперь в окошке
Между первым и вторым». (подходит к инструменту, нажимает ноту «фа»-поет, затем все вместе)
Дети: На второй линеечке
Поселилась девочка
Нота «соль» здесь живет
Песни звонкие поет. (подходит к инструменту, нажимает ноту «соль»-поет, затем все вместе)
Дети: А вы меня заметили?
Спросила нота «ля»
Между второй и третьей
Пою я песни детям!
Ля,ля,ля,ля,ля,ля!(подходит к инструменту, нажимает ноту «ля»-поет, затем все вместе)

Дети: Вот мой дом пятиэтажный
Я на третьем, это важно!
Вылезая из такси
Сообщает нота «си». (подходит к инструменту, нажимает ноту «си»-поет, затем все вместе)
Дети: Во второй октаве «до»
Не скучает, как сестричка
Между третьим и четвертым
Скачет нотка, словно птичка. (подходит к инструменту, нажимает ноту «до»-поет, затем все вместе)
Ведущий: А теперь проверим вместе,
Все ли ноты здесь на месте?
Все: (до,ре,ми,фа,соль,ля,си,до)
Ребята-нотки встают в один ряд и поют.
Дети: Чудеса тут, да и только!
Хоть здесь клавиш разных столько –
Знаю я, как их зовут
Знаю, как они живут!
Ведущий: Чтобы песни исполнять
Ноты надо твердо знать
Нотки нам улыбаются
До следующей встречи прощаются!
Все ребята садятся на места.
— А сейчас мы исполним распевку «Звукоряд» и сыграем все нотки звукоряда на ваших клавиатурах.
Звучит распевка с аккомпанементом педагога.
«До» — мы строим новый дом
«Ре» — река внизу течет
«Ми» — мимоза в доме том
«Фа» — фазан в лесу живет
«Соль» — я ею суп солю
«Ля» — ля, ля, ля я пою
«Си» — сирень растет в саду
И вот опять я «До» пою.
Молодцы.

Давайте поиграем в муз. игру «Веселые музыканты».
Цель игры: поддерживать и развивать непосредственный и искрений интерес детей к музыке.
Задачи: развивать муз. память, чувство ритма, закреплять названия нот и навык игры на инструменте.
Делим детей на 3 группы.
1 группа – поют попевку, играя на клавиатуре, на звуке «ми» (солисты)
2 группа – хлопают ритмический рисунок (оркестр)
3 группа – простукивают пульс (дирижеры) с помощью бубна или рукой по столу.
Поем и играем попевку «Андрей – воробей» на нотке «ми».
Спасибо. Вы хорошо справились с заданиями!
— Ну а теперь посмотрим, кто же лучше всех умеет отгадывать музыкальные загадки.
Нужно отгадать загадку и расположить нотку с помощью магнитных фишек на нотном стане, нарисованном на доске.
Вот нотный стан перед тобой
Он удивительный такой
На нем найдете вы семь нот
Он нас в мир музыки зовет
Скорее нотку угадай
Задачу тут же выполняй!

Нота водиться в камине
Ест миндаль и ходит в мини,
Может мину заложить
И в милиции служить
Знает нота, что она
Населяет мир одна! (ми)

Эта нота есть в гуляке,
И в каляке, и в маляке,
В землянике на полянке
А еще в стеклянной склянке. (ля)

Нота говорит «Мерси!»
Ездит только на такси
Обожает мокасины
Силачей и апельсины. (си)

Обложившись в сарафаны
И фату из целлофана
Нота – фараон опять
В саркофаг ложится спать. (фа)

Нота мчит на бал в карете
Плещет в море и в реке
Есть она и в винегрете
И в ремне, и в теремке. (ре)

Нота на консоль встает
И сольфеджио поет (соль)

Семь подружек – семь чудесниц
Сложишь вместе – будет песня. (ноты)
Пять ступенек – лесенка
На ступеньках песенка. (нотный стан)
Молодцы! Все загадки отгадали правильно!

Я хотела бы попросить вас помочь мне прочитать стихотворение, с помощью названия нот. Ноты будете называть все вместе по моей команде.
Г(ля) нул вечером из (до) ма я во двор
Кто-то (ми) мо пробегает (фа) кт, что вор
Щетку взял я и нацелился во тьму
Был уве (ре) н, что его пе (ре) хитрю!
«Эй, ст (ре) ляю!» — (ре) зко бро (си) л я ему…

По (до) шел ко мне он (ми) гом : «Хрю, хрю, хрю»…
— Что же за вор прятался во дворе дома?
Молодцы! Со всеми заданиями справились на отлично.
Далее идет игра « Наряди нотки в цвета радуги».
Задача: развитие творческих способностей у детей.
На учительском столе стоит нотный стан, сделанный из деревянных широких реечек, цветные ленточки семи цветов радуги.
У детей на столах лежат поделки – ноты, сделанные дома.
Ведущий: Ребята, посмотрите в окно.
— Какая погода ясная или пасмурная?
Дети: Пасмурная!
Ведущий: А после дождика, что появляется, когда выглядывает солнышко?
Дети: Радуга!
Ведущий: А сколько цветов у радуги?
Дети: Семь
Ведущий: Назовите эти цвета.
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Педагог раздает цветные ленточки каждому ребенку.
Каждую нотку красиво нарядим
И на нотный стан такими усадим.
Давайте нашим ноткам радости добавим

Каждой на память яркий бантик подарим!
Дети завязывают на штилях ноток цветной бантик. Затем педагог просит выборочно поставить нотку на нотный стан.
Ведущий: Посмотрите какой красочный и яркий у нее получился музыкальный домик – нотный стан,с его жильцами – нотками.
А вы знаете теперь как их зовут?
Дети: да!
Звучит песня Р. Роджерса «Звуки музыки»
Все дети поют.
Ну вот мы с вами познакомились с нотами, которые живут в чудесном музыкальном домике. Живут они в нем весело и дружно, во всем друг другу помогают. Нотки – человечки очень любят сочинять разные мелодии, поэтому даже на те стихи, которые вы знаете, они могут сочинить мелодию – какую захотите: веселую или грустную. Если вы любите музыку, то обязательно подружитесь с нотами. И откроете для себя неведомый мир музыкальных звуков, научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе. Поймете, какое огромное многообразие мелодий могут составить всего лишь семь ноток – человечков; и что именно они делают окружающий мир еще более прекрасным и добрым!

Список литературы:
1. «Сольфеджио». Подготовительный класс. Авт. Ю. Фролова.
2. «Где живут ноты» — для дошкольного и младшего возраста. Авт. В.Д. Сергеев.
3. «Детские забавы». Авт. Е.Д. Макшанцева.
4. «Гамма» Сценарии муз — но развлекательных игр по обучению детей муз -ной грамоте. Авт. В.А. Шайн.
5. «музыкально- творческие задания для начинающих» авт. И.Н. Кисленко.

Источник

Читайте также:  Галстук с рисунком пианино
Оцените статью