Гендель альцина ария ноты для

Гендель альцина ария ноты для

Georg Friedrich Händel


Георг Фридрих Гендель
(1685(84)-1759).

ALCINA

Susan Graham (Mezzo Soprano — Ruggiero)
Renee Fleming (Soprano — Alcina)
Kathleen Kuhlmann (Alto — Bradamante)
Laurent Naouri (Bass — Melisso)
Natalie Dessay (Soprano — Morgana)
Timothy Robinson (Tenor — Oronte)
Juanita Lascarro (Soprano — Oberto)

Les Arts Florissants
con.William Christie
1999.

CD 1

01. Sinfonia
02. Minuet
03. Musette

Scena I
04. Recitativo: Oh Dei! Quivi Non Scorgo Alcun Sentiero! (Bradamante)
05. Aria: Os’Apre Al Riso (Morgana)

Scena II
06. Coro: Questo E Il Cielo De’ Contenti
07. Recitativo: Ecco I’Infido (Bradamante)
08. Aria: Di’, Cor Mio, Quanto T’Amai (Alcina)

Scena III
09. Recitativo: Generosi Guerrier (Oberto)
10. Aria: Chi M’Insegna Il Caro Padre? (Oberto)

Scena IV
11. Recitativo: Mi Ravvisi (Bradamante)
12. Aria: Di Te Mi Rido (Ruggiero)

Scena V
13. Recitativo: Qua Dunque Ne Veniste (Oronte)

Scena VI
14. Aria: E Gelosia (Bradamante)

Scena VII
15. Recitativo: Lo Dunque (Oronte)

Scena VIII
Recitativo: La Cerco In Vano (Ruggiero)
16. Aria: Semplicetto! (Oronte)

Scena IX
17. Recitativo: Ah, Infedele, Infedel! (Ruggiero)

Scena X
18. Aria: Si, Son Quella! (Alcina)

Scena XI
19. Recitativo: Se Nemico Mi Fossi (Bradamante)

Scena XII
Recitativo: Bradamante Favella? (Ruggiero)
20. Aria: La Bocca Vaga (Ruggiero)

Scena XIII
21. Recitativo: Fuggi Cor Mio (Morgana)

Scena XIV
22. Aria: Tornami A Vagheggiar (Morgana)

Scena I
01. Arioso: Col Celarvi A Chi V’Ama (Ruggiero)
Recitativo: Taci, Taci, Codardo (Melisso)
02. Arioso: Qual Portento Mi Richiama (Ruggiero)
03. Recitativo: Ah, Bradamante! (Ruggiero)
04. Aria: Pensa A Chi Geme D’Amor (Melisso)

Scena II
05. Recitativo: Qual Odio Ingiusto Contro Me? (Bradamante)
06. Aria: Vorrei Vendicarmi (Bradamante)

Scena III
07. Recitativo: Chi Scopre Al Mio Pensiero (Ruggiero)
08. Aria: Mi Lusinga Il Dolce Affetto (Ruggiero)

Scena IV
09. Recitativo: S’Acquieti Il Rio Sospetto (Alcina)

Scena V
Recitativo: E La Tua Pace (Morgana)
10. Aria: Ama, Sospira (Morgana)

Scena VI
11. Recitativo: Non Scorgo Nel Tuo Viso (Alcina)
12. Aria: Mio Bel Tesoro (Ruggiero)

Scena VII
13. Recitativo: Regina, Io Cerco In Vano (Oberto)
14. Aria: Tra Speme E Timore (Oberto)

Scena VIII
15. Recitativo: Regina, Seitradita (Oronte)
16. Aria: Ah! Mio Cor! (Alcina)

Scena IX
17. Recitativo: Or, Che Dici, Morgana? (Oronte)

Scena X
18. Aria: E Un Folle (Oronte)

Scena XI
19. Recitativo: Eccomi A’ Piedi Tuoi (Ruggiero)
20. Aria: Verdi Prati (Ruggiero)

Scena XII
21. Recitativo Accompagnato: Ah! Ruggiero Crudel (Alcina)
22. Aria: Ombre Pallide (Alcina)

Scena I
02. Recitativo: Voglio Amar E Disamar (Oronte)
03. Aria: Credete Al Mio Dolore (Morgana)
04. Recitativo: M’Inganna, Me N’Avveggo (Oronte)
05. Aria: Un Momento Di Contento (Oronte)

Scena II
06. Recitativo: Molestissimo Incontro! (Ruggiero)
07. Aria: Ma Quando Tornerai (Alcina)

Scena III
08. Recitativo: Tutta D’Armate Squadre (Melisso)
09. Aria: Sta Nell’Ircana (Ruggiero)

Scena IV
10. Recitativo: Vanne Tu Seco Ancora (Melisso)
11. Aria: All’alma Fedel (Bradamante)

Scena V
12. Recitativo: Niuna Forza Lo Arresta (Oronte)
13. Aria: Mi Restano Le Lagrime (Alcina)

Scena VI
14. Recitativo: Gia Vicino E Il Momento (Oberto)
15. Aria: Barbara! (Oberto)

Scena VII
16. Recitativo: Le Lusinghe (Bradamante)
17. Terzetto: Non E Amor, Ne Gelosia (Ruggiero, Alcina, Bradamante)

ScenaVIII
18. Recitativo: Ah Mio Ruggier, Che Tenti? (Alcina)

Scena IX
Recitativo: Misera, Ah, No! (Alcina)

Scena Ultima
Recitativo: A Che Tardi? (Melisso)
19. Coro: Dall’orror Di Notte Cieca
20. Entree
21. Tamburino
22. Coro: Dopo Tante Amare Pene

****************

Г. Ф. Гендель — одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий — оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. «Вы можете презирать кого и что угодно, — говорил Б. Шоу, — но вы бессильны противоречить Генделю». «. Когда звучит его музыка на словах „восседающий на своем извечном престоле», атеист теряет дар речи».

Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, созвучной просветительскому классицизму А. Шефтсбери и А. Пола, напряженная борьба за ее утверждение, кризисные поражения и триумфальные успехи.

Гендель родился в Галле, в семье придворного лекаря-цирюльника. Рано проявившиеся музыкальные способности были замечены курфюрстом Галле — герцогом Саксонским, под влиянием которого отец (намеревавшийся сделать сына юристом и не придававший серьезного значения музыке как будущей профессии) отдал мальчика на обучение лучшему музыканту города Ф. Цахову. Хороший композитор, эрудированный музыкант, знакомый с лучшими сочинениями своего времени (немецкими, итальянскими), Цахов раскрыл Генделю богатство разных музыкальных стилей, привил художественный вкус, помог отработать композиторскую технику. Сочинения самого Цахова во многом вдохновили Генделя на подражание. Рано сформировавшийся как личность и как композитор, Гендель уже к 11 годам был известен в Германии. Изучая право в университете Галле (куда он поступил в 1702 г., выполняя волю уже умершего к тому времени отца), Гендель параллельно служил органистом в церкви, сочинял, преподавал пение. Он работал всегда много и упоенно. В 1703 г. движимый желанием совершенствования, расширения сфер деятельности, Гендель уезжает в Гамбург — один из культурных центров Германии XVIII в., город, имеющий первый в стране публичный оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. Желание ощутить атмосферу музыкального театра, практически познакомиться с оперной музыкой, заставляет его поступить на скромную должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр. Насыщенная художественная жизнь города, сотрудничество с выдающимися музыкальными деятелями того времени — Р. Кайзером, оперным композитором, бывшим тогда директором оперного театра, И. Маттезоном — критиком, литератором, певцом, композитором — оказало огромное воздействие на Генделя. Влияние Кайзера обнаруживается во многих операх Генделя, притом не только ранних.

Успех первых оперных постановок в Гамбурге («Альмира» — 1705, «Нерон» — 1705) окрыляет композитора. Однако пребывание его в Гамбурге оказывается недолгим: банкротство Кайзера ведет к закрытию оперного театра. Гендель направляется в Италию. Посещая Флоренцию, Венецию, Рим, Неаполь, композитор вновь учится, впитывая самые разнообразные художественные впечатления, прежде всего — оперные. Способности Генделя к восприятию разнонационального музыкального искусства были исключительными. Проходит буквально несколько месяцев, и он осваивает стилистику итальянской оперы, притом с таким совершенством, что превосходит многие признанные в Италии авторитеты. В 1707 г. Флоренция ставит первую итальянскую оперу Генделя «Родриго», через 2 года Венеция — следующую, «Агриппину». Оперы получают восторженное признание у итальянцев, весьма требовательных и избалованных слушателей. Гендель становится знаменитым — входит в известную Аркадскую академию (наряду с А. Корелли, А. Скарлатти. Б. Марчелло), получает заказы на сочинение музыки для дворов итальянских аристократов.

Однако главное слово в искусстве Генделю надлежит сказать в Англии, куда его впервые приглашают в 1710 г. и где он окончательно обосновывается с 1716 г. (в 1726 г. принимая английское подданство). С этого времени начинается новый этап в жизни и творчестве великого мастера. Англия с ее ранними просветительскими идеями, образцами высокой литературы (Дж. Мильтона, Дж. Драйдена, Дж. Свифта) оказалась той плодотворной средой, где раскрылись могучие творческие силы композитора. Но и для самой Англии роль Генделя была равна целой эпохе. Английская музыка, потерявшая в 1695 г. своего национального гения Г. Перселла и остановившаяся в развитии, вновь поднялась на мировую высоту только с именем Генделя. Его путь в Англии, однако, был не простым. Англичане приветствовали Генделя вначале как мастера оперы итальянского стиля. Здесь он быстро победил всех своих соперников, как английских, так и итальянских. Уже в 1713 г. его Te Deum исполняется на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира, — честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранец. В 1720 г. Гендель берет на себя руководство Академией итальянской оперы в Лондоне и таким образом становится во главе национального оперного театра. На свет появляются его оперные шедевры — «Радамист» — 1720, «Оттон» — 1723, «Юлий Цезарь» — 1724, «Тамерлан» — 1724, «Роделинда» — 1725, «Адмет» — 1726. В этих сочинениях Гендель выходит за рамки современной ему итальянской оперы-seria и создает (свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Благородная красота лирических образов опер Генделя, трагическая сила кульминаций не имели себе равных в итальянском оперном искусстве своего времени. Его оперы стояли у порога назревающей оперной реформы, которую Гендель не только почувствовал, но и во многом осуществил (намного раньше Глюка и Рамо). Вместе с тем социальная ситуация в стране, рост национального самосознания, стимулированный идеями просветителей, реакция на навязчивое преобладание итальянской оперы и итальянских певцов порождают негативное отношение и к опере в целом. На итальянские оперы создаются памфлеты, высмеивается сам тип оперы, ее персонажи, капризные исполнители. Как пародия появляется в 1728 г. английская сатирическая комедия «Опера нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша. И хотя лондонские оперы Генделя распространяются по всей Европе как шедевры этого жанра, падение престижа итальянской оперы в целом отражается и на Генделе. Театр бойкотируется, успехи отдельных постановок не изменяют общей картины.

В июне 1728 г. Академия перестает существовать, но авторитет Генделя как композитора с этим не падает. Английский король Георг II заказывает ему по случаю коронации антемы, которые исполняются в октябре 1727 г. в Вестминстерском аббатстве. Вместе с тем со свойственным ему упорством Гендель продолжает бороться за оперу. Он едет в Италию, набирает новую труппу и в декабре 1729 г. оперой «Лотарио» открывает сезон второй оперной Академии. В творчестве композитора наступает пора новых исканий. «Порос» («Пор») — 1731, «Орландо» — 1732, «Партенопа» — 1730. «Ариодант» — 1734, «Альчина» — 1734 — в каждой из этих опер композитор по-разному обновляет трактовку жанра оперы-seria — вводит балет («Ариодант», «Альчина»), «волшебный» сюжет насыщает глубоко драматическим, психологическим содержанием («Орландо», «Альчина»), в музыкальном языке достигает высшего совершенства-простоты и глубины выразительности. Намечается также и поворот от серьезной оперы к лирико-комической в «Партенопе» с ее мягкой иронией, легкостью, изяществом, в «Фарамондо» (1737), «Ксерксе» (1737). Одну из последних своих опер — «Именео» («Гименей», 1738) Гендель сам назвал опереттой. Изнурительная, не без политической подоплеки борьба Генделя за оперный театр кончается поражением. Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Как раньше, в «Опере нищих» пародирование не обошлось без привлечения широко известной всем музыки Генделя, так и сейчас, в 1736 г. новая пародия на оперу («Вантлейский дракон») косвенно затрагивает имя Генделя. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает и почти 8 месяцев не работает. Однако поразительные жизненные силы, скрытые в нем, вновь берут свое. Гендель возвращается к деятельности с новой энергией. Он создает свои последние оперные шедевры — «Именео», «Дейдамию», — и с ними завершает работу над оперным жанром, которому отдал более 30 лет жизни. Внимание композитора сосредоточивается на оратории. Еще в Италии Гендель начал сочинять кантаты, хоровую духовную музыку. Позднее, в Англии, Гендель пишет хоровые антемы, праздничные кантаты. Заключительные хоры в операх, ансамбли также сыграли свою роль в процессе оттачивания хорового письма композитора. Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.

В 1738 г. одна за другой появляются на свет 2 гениальные оратории — «Саул» (сентябрь — 1738) и «Израиль в Египте» (октябрь — 1738)- гигантские, исполненные победной мощи сочинения, величавые гимны в честь силы человеческого духа и подвига. 1740-е гг. — блестящий период в творчестве Генделя. Шедевр следует за шедевром. «Мессия», «Самсон», «Валтасар», «Геракл» — теперь всемирно известные оратории — были созданы в невиданном напряжении творческих сил, в очень короткий промежуток времени (1741-43). Однако успех приходит не сразу. Неприязнь со стороны английской аристократии, саботирующей исполнение ораторий, материальные затруднения, сверхнапряженная работа вновь ведут к заболеванию. С марта по октябрь 1745 г. Гендель находится в тяжелой депрессии. И вновь титаническая энергия композитора побеждает. Резко изменяется и политическая ситуация в стране — перед угрозой нападения на Лондон Шотландской армии мобилизуется чувство национального патриотизма. Героическое величие генделевских ораторий оказывается созвучным настроению англичан. Вдохновленный национально-освободительными идеями, Гендель пишет 2 грандиозные оратории — «Ораторию на случай» (1746), призывающую к борьбе с нашествием, и «Иуду Маккавея» (1747) — могучий гимн в честь побеждающих врагов героев.

Гендель становится кумиром Англии. Библейские сюжеты и образы ораторий приобретают в это время особый смысл обобщенного выражения высоких этических принципов, героизма, народного единения. Язык генделевских ораторий прост и величествен, он влечет к себе — он ранит сердце и вылечивает его, он не оставляет за собой равнодушных. Последние оратории Генделя — «Теодора», «Выбор Геркулеса» (обе 1750) и «Иевфай» (1751) — открывают такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки времен Генделя.

В 1751 г. композитор слепнет. Страдающий, безнадежно больной, Гендель остается за органом при исполнении своих ораторий. Он был похоронен, как того желал, в Вестминстере.

Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX вв. Генделя боготворил Бетховен. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Ее могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты. Ежегодные торжества в честь Генделя проходят в Англии, в ФРГ, привлекая к себе исполнителей и слушателей со всего мира.

Джованни Батиста Тьеполо.
Армида и Ринальдо( в некоторых работах Руджеро).

Источник

Читайте также:  Кольцо для грифа гитары
Оцените статью