- Генератор аккордов для гармони
- Генератор аккордов для гармони
- Генератор аккордов для гармони
- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Урок3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук
- Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки
- Добавляем аккорд в конце
- Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармони
- Левая клавиатура-ведущая!
- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Урок 4: Основы нотной грамоты для гармониста.Часть1.
- Правильно ли-играть на гармони по нотам?
- Запись нот на нотном стане, скрипичный и басовый ключи
- Запись нот в зависимости от длительности звучания
- Из чего состоит нота
- Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони
- Нотная запись звуков левой руки(басы и аккорды)
- Запись аккордов правой руки гармони
- Подведём итоги
Генератор аккордов для гармони
Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12
Аккорды на гармони:
осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.
Правая сторона в зависимости от вашей тональности.
Источник
Генератор аккордов для гармони
Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12
Аккорды на гармони:
осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.
Правая сторона в зависимости от вашей тональности.
Источник
Генератор аккордов для гармони
Белая береза:
Проигрыш правая рука:
(17-18)-(6-7)-(18-19)-(7-8)-(7 и-8)-(7-8)-(18-19)-(6-7)
5-18-7-(18-19)-(18-19)-(18-19)-(6-7)-(17-18)
17-18-19-(6-7)-(6-7)-(6-7)-(17-18)-(2-4-6)
4-17-6-(17-18)-(17-18)-(17-18)-(6-7)-(18-19) – повторять 2 раза.
Куплет правая рука:
17-6-18-17-6-6-6-18-6-6-7-6-18
17-17-19-19-19-7-19-18-6-6-18-7-(18-19)-
Проигрыш левая рука:
14-14-16-16-16-16-4-4-4-4
6-6-6-6-14-14-14-14
16-16-16-16-12-12-12-12
14-14-14-14-14-14 — повторять 2 раза.
Куплет левая рука:
14-14- 16-16-16-16- -12-12-12-12
14-14-14-14- 14-14-14-14-
16-16-16-16- -12-12-12-12
14-14-14-14- 14-14-14-14-
Ламбада.
Правая рука:
19-7-18-6-17
17-18-6-17-5-17-4-15-4 – повторяем 2 раза.
7-7-7-18-16
16-17-19-7-18-16
6-18-6-17-5-5-17-6-18-6-17-17
7-7-7-18-16
16-17-19-7-18-16
6-18-6-17-5-5-17-5-17
Левая рука:
14-14-14-14
8-8-4-4-
6-6-6-6 – повторяем 2 раза.
16-16-16-16
16-16-16-16
4-4-4-4
14-14-14-14 – повторяем 2 раза.
Одинокая гармонь.
Правая рука куплет:
17-18-19-18-17-2-6-7-8-19
17-19-7-7-18-6-17-6-(17-18)
Правая рука припев:
(6-7)-(18-19)-(7-8)-(7-8)-18-
6-6-7-8-19
17-19-7-7-18-6-17-6-18
Левая рука:
Куплет:
[14-13-13]-[14-13-13]-[12-11-11]
[14-13-13]-[14-13-13]-[16-15-15]-[12-11-11]
[14-13-13]
Матаня
Правая рука:
5-17-6-18-6-18-6-18-6-17-
6-18-7-18-6-1 7-6-5-17-6 – (это первая тема, ее можно повторять хоть до бесконечности)
5-17-6-18-6-18-6-18-6-17
-6-18-7-19-7-18-6-18-6-17-6-5-6-7-20-8-19-7 – (вторая тема)
(18-19)-(6-7)-18-6-17
-6-18-6-18-7-18-6-17-6-5-17-6 – (третья тема)
(18-19)-(6-7)-18-6-17
-18-7-19-7-18-6-18-6-17-6-5-6-7-20-8-19-7 – (четвертая тема)
Тем много разных на матаню, попробуйте сами подобрать какие нибудь, на основе этих тем, если не получится скину еще парочку, но они посложнее.
Левая рука одинаковая для всех тем. Советую сначала разучить левую руку, а потом на правую переходить. Так проще будет.
Источник
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Урок3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук
Здравствуйте, уважаемые начинающие и не очень гармонисты. Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!»
В предыдущих уроках(урок1 и урок2) мы познакомились с правой и левой клавиатурой гармони-хромки. Я долго думал, о чем лучше сделать третий урок и решил, всё-таки, рассмотреть тему, обозначеную в названии этого материала. Давайте попробуем разучить простые однокнопочные мелодии из тех, что являются традиционными для исполнения на гармони.
Что значит «однокнопочные мелодии»? Поясню: так я называю мелодии в простейшем варианте, которые исполняются без аккордов и переборов. Просто чистая, голая мелодия. Самое то для начала обучения игре на гармони.
Начать предлагаю с затасканной уже, наверное, всеми начинающими «Частушки»…
Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки
Тут, на всякий случай, сделаю небольшое отступление: дело в том, что название «Частушка» здесь очень и очень условное, так как оно с полным правом может применяться и для многих других народных наигрышей. А данная мелодия(которую мы будем изучать сейчас) отчетливо прослушивается, хоть и под «слоем» украшений(аккордов, переборов и других технических приемов), во многих общерусских наигрышах, имеющих, казалось бы, совсем разные названия: Подгорная, Елецкого, Страдания, Досада и некоторые другие.
В нижеследующем видео сначала звучит Частушка, затем идут Барыня, Матаня и Цыганочка.
Привожу цифровую запись этих мелодий для правой руки(смотрите цифровое представление клавиатуры гармони):
Частушка: (19-19-8-19)-(7-7-19-7)-(18-18-7-18)-(6-5-5)
Барыня: (19-18-18)-(7-19-18)-(8-7)-(19-18-18)-(7-19-18-8)
Матаня: (18-18)-(6-6)-(18-18-6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5-6)-(18-18)-(6-6)-(18-18)-(6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5)
Цыганочка: (20-8-20-8)-(8-19-8-19)-(19-7-19-7)-(7-18-7-18)-(18-6-18-6)-(6-17-6-17)-(6-6-18-6)-(17-19)
Цифровую запись этих мелодий для левой руки смотрите в Уроке2, где мы знакомились с левой клавиатурой. Эти мелодии вы уже давно должны знать и исполнять без «затыков»(по кайней мере те, кто ознакомился со вторым уроком в момент его опубликования два месяца назад и кто следовал приведённым там рекомендациям).
Добавляем аккорд в конце
Теперь давайте добавим в конце каждой разученной вами мелодии аккорд. Вернее, не добавим, а заменим аккордом нажатие одной кнопки, которым мы завершали эти мелодии. Здесь аккорд будет применяться, как акцент, подчеркивающий завершение куплета. Этим самым мы начнем понемногу учиться применять аккорды в игре.
Цифровая запись этих аккордов(добавляем их вместо последней цифры в оцифровке):
Частушка: 5-6-7
Барыня:17-18-8
Матаня:5-6-7
Цыганочка:17-18-19
Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармони
К сожалению, ни один самоучитель не останавливается подробно на этом моменте. Почему-то считается, что обьединение игры двух рук пройдет для начинающего гармониста быстро и безболезненно.
Мне не раз приходили просьбы обьяснить, как обьединить игру левой и правой рукой… Хм… Ну что тут сказать нового?… Вспоминая свой личный опыт в этой области, скажу, что у меня это стало получаться после долгих и упорных попыток на примере тех же Барыни и Частушки. Но было это давно, лет 13 назад, когда играл я урывками на дедовой гармони и о серьезном изучении данного инструмента даже не помышлял. Просто был какой-то азарт…
Для начала могу посоветовать вот что: учите мелодии для левой руки, оцифровка которых приведена во втором уроке, где мы знакомились с левой клавиатурой. Как я уже не раз говорил, эти мелодии нужно отработать до полного автоматизма, чтобы вы, не глядя на клавиатуру, не задумываясь о моменте смены направления движения меха, без проблем играли их быстро и четко.
А нужно это для того, чтобы, начиная соединять руки, вы уже не пытались разделить внимание на обе руки и не думали, куда и в какой момент должна нажимать левая рука. Вы сосредоточитесь на исполнении мелодии правой рукой, под аккомпанемент, исполняемый левой.
Знайте, в мелодии правой руки в определенный момент времени звучат те же самые звуки, что и в левой руке. Только в левой они гораздо ниже и по научному это называется звучание «в октаву». В следующем видео показано на примере вышеупомянутых мелодий, какие именно звуки правой клавиатуры созвучны каждой паре бас-аккорд аккомпанемента(сначала я играю эти созвучия, а потом-саму мелодию обеими руками). Как вы можете увидеть в этом ролике, на каждые два нажатия в левой клавиатуре приходится одно нажатие в правой и длится это нажатие, пока звучат оба звука(бас и аккорд) в левой. Попробуйте и вы это повторить.
Цифровая запись:
Частушка: 19-7-18-5
Барыня: 19-7-19-8
Матаня: 18-6-17-6-17-5
Цыганочка: 8-19-7-17
Вот что еще могу посоветовать для тех, кто мучается с обьединением игры обеих рук: попробуйте записать свою игру левой рукой, а затем, проигрывая эту запись, поиграть под неё правой рукой(конечно, я мог бы и сам сделать для вас такую запись, но, так как гармони у всех разных тональностей , то это мало кому будет полезно). Я думаю, у многих должно получится.
Понимаете, о чем я? Повторюсь: для начала вы должны отработать до автоматизма партии левой руки в простейших мелодиях и научиться играть под этот аккомпанемент правой рукой КАК ПОД ЗАПИСЬ.
Левая клавиатура-ведущая!
Наверное поэтому и советуют начинать изучение какой-либо мелодии по нотам или подбор её на слух именно с левой клавиатуры(по поводу изучения по нотам могу согласиться полностью, а вот если подбирать на слух, то лично я предпочитаю начинать с мелодии, а затем-подбирать к ней аккомпанемент, что, возможно, и неправильно, но мне почему-то так легче).
На следующем видео я играю те же самые мелодии, но уже двумя руками. Я специально подобрал их так, чтобы на один звук в левой клавиатуре приходился ровно один звук в правой. Это самый простой вариант для соединения двух рук в игре(гораздо труднее, когда на одно нажатие в левой будет приходиться несколько нажатий в правой). Смотрите и повторяйте.
Напоследок покажу на примере Частушки,как её можно «развить» в процессе игры от простого к более сложному с помощью различных вариаций(это видео просто для ознакомления):
На этом позвольте считать третий урок законченым. Не забывайте, что для того, чтобы у вас что-то начало получаться, нужно пробовать, пробовать и, еще раз, пробовать. Кто ничего не делает, тот ничего и не сможет добиться. А я надеюсь, что этот урок будет полезен хоть кому-нибудь, кто желает научиться играть на гармони. До новых встреч!
Источник
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Урок 4: Основы нотной грамоты для гармониста.Часть1.
Здравствуйте, уважаемые начинающие (и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«. Думаю, настало время нам познакомиться с нотной грамотой… Не спешите морщиться: в этом уроке я попытаюсь простым человеческим языком объяснить вам самые основы нотной грамоты и научить читать нотную запись.
Профессионалам, случайно или намеренно заглянувшим сюда, советую не читать этот материал, чтобы сберечь свои нервы или, напротив, не умереть от смеха, ибо то, как я собираюсь учить начинающих, вероятно, будет противоречить всем канонам обучения нотной грамоте в музыкальных школах(училищах, вузах). Но и цель у меня другая. Я не собираюсь учить играть «с листа», то есть сразу играть произведение по нотам без предварительного разучивания(я и сам этого не умею). Мне хотелось бы, только, чтобы этот урок научил начинающих гармонистов понимать и расшифровывать нотную запись и разучивать мелодии по нотам(не важно за какое время).
Правильно ли-играть на гармони по нотам?
Честно говоря, у меня были некоторые опасения по поводу выбора темы этого урока… Столько людей считают, что нотная грамота — это нечто безумно сложное и под силу только избранным, что переубедить их кажется невыполнимой задачей. Самое интересное, что многие говорят примерно одну фразу, вроде «я пытался разобраться, но ничего не понял»…
Другие же считают изучение нотной грамоты занятием, недостойным настоящего гармониста или просто не нужным ему. Например, Алексей Мехнецов на семинаре в Екатеринбурге высказался, что по его мнению на гармони не стоит играть по нотам(а может он имел ввиду, что не стоит играть по нотам традиционные наигрыши, которым и был посвящён семинар?).
Есть еще люди, которые утверждают, что записать нотами, например, народную игру невозможно… По поводу последних скажу-бред! Что именно там невозможного? Нотная запись имеет все инструменты для полноценной передачи всех нюансов любой мелодии с помощью нотных знаков. Если нажата кнопка на гармони, то звучит музыкальный звук, а если звучит музыкальный звук-то его можно записать на бумаге, используя возможности, предоставляемые нотной грамотой.
Но сейчас мы будем учиться не записывать музыку нотами, а читать уже записанную. В этом уроке я постараюсь на доступном языке и без лишних подробностей объяснить вам основные принципы, которые если и не позволят вам в совершенстве овладеть нотной грамотой, то, по крайней мере, научат вас учить мелодии для гармони полноценно, а не по каким-то там «циферкам», которые еще нужно, чтобы кто написал для вас и передающие, лишь, малую часть информации о музыкальном произведении.
Сразу скажу, что нашей задачей является не научиться по звучанию ноты определять её название, а, глядя на конкретную ноту, визуально представлять её местонахождение на клавиатуре. И, естественно, что без некоторой доли специфических знаний нам не обойтись. Начнем.
Запись нот на нотном стане, скрипичный и басовый ключи
Ноты записываются на нотном стане. Нотный стан — это набор из пяти горизонтальных линеек:
Ноты для гармони(как и для других язычковых инструментов) записываются на двух нотных станах: верхний — для правой руки, нижний — для левой.
Отличаются они специальным знаком — «ключом», стоящим в самом начале нотного стана для каждой руки. Ключ определяет положение конкретной ноты в конкретном месте нотного стана. Поясняю: ноты для правой руки пишутся в скрипичном ключе «соль», который, охватывая своим завитком вторую снизу линейку, показывает, что на данной линейке должна находиться нота «соль».
Ноты для левой руки пишутся в басовом ключе «фа», который показывает, что на четвёртой снизу линейке, заключённой между двумя точками, должна располагаться нота «фа».
Это так, к сведению. Эту информацию про ключи не обязательно глубоко осмысливать, так как все ноты для гармони пишутся именно с такими ключами.
Сами ноты могут располагаться как НА линейках, так и МЕЖДУ линейками:
Звукоряд гармони(в какой-то мере, условно) делится на октавы:
Каждая октава состоит из семи нот, которые должен знать каждый, кто учился хотя бы в школе(в простой, не музыкальной): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Запись нот в зависимости от длительности звучания
В зависимости от предполагаемой длительности звучания, одна и та же нота записывается по-разному(об этом чуть ниже). Под длительностью ноты подразумевается продолжительность её звучания. По продолжительности звучания ноты делятся на: целые, половинные, четвертные, восьмые, тридцатьвторые и так далее. Наиболее часто употребляются половинные, четвертные и восьмые.
Все эти названия означают кратность времени звучания каждой ноты относительно целой. Каждая последующая из перечисленных длительностей будет ровно вдвое короче предыдущей. То есть, если принять целую ноту за 4 секунды, то половинная будет звучать 2с, четвертная-1с, восьмая-1/2с и так далее.
На практике вам не нужно высчитывать, сколько времени должна звучать каждая нота. Вам достаточно лишь видеть, к примеру, что она звучит вдвое(вчетверо и так далее) короче или длиннее предыдущей, и следовать этому.
Записывается одна и та же нота по разному в зависимости от её длительности. На картинке изображены слева направо целая нота, половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая:
Из чего состоит нота
Рассмотрим подробнее, как устроена нота и из каких частей она состоит:
Как видите, нота имеет три части: головка, штиль и флажок. Главной из этих частей является головка. Именно по её положению на нотном стане и определяется, какой клавише она будет соответствовать.
Головка есть у всех нот, независимо от длительности. Штиль пишется у нот, начиная с половинной. Он может быть направлен как вверх, так и вниз(это определяется лишь вопросом удобства нотной записи в каждом конкретном месте произведения).
Хвостик при штиле называется флажком. По количеству этих самых флажков мы определяем длительность звучания нот, начиная с восьмых(один флажок-восьмая нота,два флажка-шестнадцатая,три флажка-тридцатьвторая). Обычно, несколько идущих друг за другом нот с флажками объединяются в группы. Вот так будет выглядеть запись из нескольких шестнадцатых нот:
Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони
а второго ряда(клавиши с 15 по 25)-вот так:
Самые низкие звуки пишутся внизу нотного стана(на клавиатуре они находятся вверху), а самые высокие-вверху(на клавиатуре они находятся внизу). Таким образом, чем выше звук, тем ниже он находится на правой клавиатуре.
Почему я не говорю про клавиши №№ 1, 2, 14? А потому, что клавиши 1, 2 и 14 — это, так называемые, полутона. Записываются они вот так (слева направо- кнопки 14, 1, 2):
Их расположение нужно просто запомнить. Записываются они со специальным знаком «решётка»(который читается, как «диез»), стоящим перед каждой нотой и наличие этого знака сразу же говорит нам, что данную ноту нужно искать среди трёх первых клавиш сверху.
Следующее, что вам нужно запомнить, это расположение ноты «До» каждой октавы(на стандартной гармони три полных октавы из 7-ми звуков и один звук «до» четвертой октавы — клавиша №25). Их я обозначил на следующей картинке(слева-направо: клавиши №№ 3, 18, 10, 25):
Обратите внимание, что ноты, соответствующие клавишам 3, 10 и 25 пишутся на так называемых добавочных линейках. Добавочные линейки применяются, когда в произведении присутствуют ноты, записываемые на них. То есть: есть нота — есть добавочная линейка, нет ноты — нет линейки.
Но, если у нас в каком то месте произведения есть, например, нота «до» четвертой октавы(25-ая клавиша), а между ней и верхней линейкой нотного стана никаких нот нет, то пустые добавочные линейки всё равно пишутся.
Теперь разберемся, для чего я вам рассказывал про запоминание местоположения нот, соответствующим клавишам 3, 18, 10 и 25. Смотрите, как мы будем применять эти знания. Допустим, мы видим в нотной записи вот такую ноту:
Во-первых, мы сразу видим, что эта нота находится в первом от руки ряду клавиатуры, так как лежит НА линейке(таким образом, область поиска мы сразу же снижаем вдвое!).
Во-вторых, вспоминаем, что на добавочной линейке под нотным станом у нас лежит нота «до», соответствующая клавише №3. Берём её за точку отсчёта и отсчитываем четыре клавиши вниз: три, четыре, пять, ШЕСТЬ. Таким образом получаем искомую клавишу №6.
Давайте рассмотрим для примера первую фразу песни «В лесу родилась ёлочка»:
Смотрим на первую ноту и видим, что она находится ровно на три линейки выше ноты «до» первой октавы, расположеной, как мы знаем, на добавочной линейке под нотным станом. Отсчитываем от неё три клавиши вниз, соответственно(за первую берём ту самую ноту «до»(клавишу №3)). Получаем клавишу №5, с которой и начинается песня. Далее смотрим следующую ноту. Видим, что она находится МЕЖДУ линейками нотного стана, значит она — во втором от руки ряду. Вспоминаем, что между третьей и четвёртой линейкой(снизу) находится нота, соответствующая клавише 18, а искомая нота — всего на одну линейку выше, значит, наша следующая клавиша — №19, которая идёт сразу после 18-ой. То есть, если на нотном стане две ноты, принадлежащие одному ряду клавиатуры находятся на соседних линейках, то и на клавиатуре это будут соседние клавиши(эта закономерность не относится к трём полутонам-диезам( 1, 2, 14),вынесенным вверх клавиатуры). Смотрим следующую ноту песни: это такая же нота, как и предыдущая. Значит, просто нужно нажать ещё раз клавишу 19. Следующую(четвёртую) ноту песни находим также, как и первую: отсчитываем от клавиши №3 количество линеек, на которое она отстоит от неё и выясняем, что это клавиша №7. Попробуйте разобрать фрагмент песни до конца самостоятельно.
Как видите, ничего особо сложного здесь нет. Не пугайтесь! Мучиться с подсчётом клавиш вам не придётся долго: через некоторое время, вы будете находить каждую клавишу практически на автомате, стоит только разобрать несколько простых песен.
Нотная запись звуков левой руки(басы и аккорды)
Здесь, наверное, самый верный способ — просто визуально запомнить соответствие каждой ноты и каждого аккорда конкретной клавише, ибо их не так много: семь звуков-басов(кнопки №№ 2 и 16-дублируются) и восемь аккордов(третий ряд, как вы, наверное, помните, дублирует басы, расположенные в первых двух).
Вот эта картинка вам поможет это сделать(в неё же можно заглядывать при разучивании мелодий):
Запись аккордов правой руки гармони
Немного об аккордах. Аккорды записываются нотами, стоящими строго друг над другом. Собственно, это и определяет, что перед нами именно аккорд, а не перебор, потому что, согласно правилам нотной записи, мы должны сыграть все эти ноты одновременно.
Вот так выглядят аккорды в нотах(на примере — аккорд из трёх нот и тот же самый аккорд из четырёх нот):
Ноты, составляющие аккорд, находятся так же, как описано выше для правой руки, только исполняются одновременно. Со временем, увидев запись аккорда, вы будете интуитивно ставить пальцы на нужные кнопки, без всяких подсчётов.
Играя по нотам уже обеими руками, помните, что они(ноты) располагаются друг под другом не просто так, а совершенно закономерно: если в записи вы, например, видите, что в левой руке нота или аккорд записаны строго под нотой для правой руки, значит они должны играться одновременно. Если же они НЕ располагаются строго друг над другом, то и играются в разный момент времени.
Подведём итоги
Ну вот, наверное, для первой части достаточно.
Давайте выделим самое главное, что мы узнали из этого урока и что нужно усвоить в первую очередь:
- нотная запись читается слева направо
- ноты для правой руки, расположенные НА линейках нотного стана, играются в первом от руки ряду клавиш; ноты, расположенные, МЕЖДУ линейками, играются во второму ряду клавиш; но к клавишам №№ 1, 2, 14 это правило не применяется
- соответствие ноты конкретной клавише клавиатуры определяется её положением на конкретной линейке нотного стана(для каждой ноты оно неизменно), а длительность звучания ноты определяется её внешним видом(чем короче звучит нота, тем больше у неё «флажков» при штиле)
Я думаю, этих знаний достаточно, чтобы начать изучать мелодии по нотам. Вот только начинать я посоветую с самых простых, а ещё лучше — с мелодий знакомых, чтобы вы сами могли понять свои ошибки, если что-то сделаете неправильно.
Ну а во второй части мы рассмотрим специальные знаки, знание и правильное использование которых играет важнейшую роль для правильного чтения нотной записи. Это будет часть, пожалуй, даже более важная, чем первая…
Источник