Гений музыки Фридерик Шопен
Автор – Анатолий БЕЗНОЩЕНКО
Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолеваете все трудности.
Ф. Шопен
Композитор и пианист – виртуоз, прожив всего лишь 39 лет, успел стать музыкальным классиком Польши и оказал значительное влияние на всю мировую музыку. По словам российского композитора Антона Рубинштейна, Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано.
Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от столицы Польши Варшавы, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец – француз. Семья жила в имении графа Скарбенка, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее, и семья переехала в столицу.
Маленький Шопен рос в окружении музыки и тонко ее чувствовал. Отец играл на скрипке и флейте, мать пела и играла на фортепиано. К пяти годам мальчик уже исполнял несложные пьесы. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный.
Первое выступление пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех. А к двенадцати годам Фридерик не уступал лучшим польским пианистам. В одной из варшавских газет Шопена назвали «настоящим гением музыки». Одновременно с занятием музыкой мальчик получил хорошее образование. Он владел французским, немецким языками и хорошо рисовал, особенно карикатуры.
ПРОЩАНИЕ С РОДНОЙ ПОЛЬШЕЙ
В тринадцать лет Фридерик поступил в лицей, успешно его закончил, затем поступил в Высшую школу музыки. Здесь он занимался с опытным педагогом Иосифом Эльснером. Среди его заметок сохранилась характеристика, данная юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом и композитором Польши.
В 1829 году молодой музыкант съездил в Вену. Его концерты прошли с успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему нужно отправиться в концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Ему казалось, что он покинет родину навсегда. Осенью 1830 года Фридерик наконец выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Шопену было двадцать лет.
ПРЕДЧУВСТВИЯ НЕ ОБМАНУЛИ…
Шопен действительно расстался с родиной навсегда. В Вене он давал концерты, но самостоятельный концерт ему дать не удавалось, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно.
Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве начались восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Музыкант решил вернуться в Польшу. Но близкие Шопену люди уговорили служить родине своим искусством. С горечью композитор покорился и вместо Варшавы направился в Париж.
В дороге он узнал, что восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь. Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж и прожил здесь до конца жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. В своих привязанностях и творчестве музыкант оставался поляком.
Шопен завоевал Париж как пианист. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения, но бесплатно. Поэтому Шопен вынужден был давать уроки музыки по пять – семь часов ежедневно. Эта работа отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, он не мог позволить себе отказаться от занятий с учениками.
ЖЕНЩИНА – ЯДОВИТОЕ РАСТЕНИЕ
Романтическая внешность Шопена привлекала женщин не меньше, чем его музыка. Первой любовью Фридерика стала юная певица Констанция Гладковская, студентка Варшавской консерватории. В письме другу Вайцеховскому он признавался: « У меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу. Он вдохновил меня, чтобы написать утром этот вальсик, посылаемый тебе».
Влюбленный юноша сочинил тогда одну из лучших песен «Желание».
Однако молодой человек так и не смог рассказать Констанции о своем чувстве. Лишь спустя годы женщина с удивлением узнала о том, как много когда – то значила для Шопена.
Уже в Париже в 1836 году он сделал предложение Марии Водзинской, хорошенькой и музыкально одаренной дочери польского графа. Она приняла его, но родители, обеспокоенные здоровьем Шопена, уговорили дочь прекратить отношения.
Позже Фредерик познакомился с французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд. Несмотря на то, что Жорж Санд пользовалась скандальной репутацией, Шопен не стал избегать общения, хотя сначала девушка ему не понравилась. Однажды он сказал своему другу: «Что за отвратительная женщина эта Санд. Да и женщина ли она вообще?»
Но в итоге их связь продлилась 9 лет. Друзья Шопена впоследствии обвиняли Аврору в том, что она отравила его существование и приблизила смерть. «Это ядовитое растение», — говорил о возлюбленной музыканта Вильгельм Ленц, его ученик, возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно она обращалась с Шопеном.
Последней женщиной, которая пыталась привлечь его внимание, оказалась его богатая ученица Джейн Стерлинг, о которой он сказал: « Уж лучше я выберу своей женой смерть».
Н.Ф. Соловьев отмечал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но, тем не менее, и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.
К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины.»
Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Среди сочинений Шопена: 2 концерта , 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, 4 скерцо, экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.
Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие.
Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного. (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте.
С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады. Наряду со светлыми лирическими пьесами все чаще из – под его пера выходили произведения, полные драматической глубины. Брать у него уроки уже считалось честью, а услышать его игру – редким счастьем.
Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним – отец. В то же время произошел разрыв с Жорж Санд. Эти удары судьбы привели к обострению болезни легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал, средства иссякли. Чтобы поправить тяжелое материальное положение, он поехал в Лондон по приглашению друзей. Однако сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Концерт музыканта в пользу эмигрантов в Лондоне стал последним в его жизни.
По совету врачей он возвратился в Париж и попросил приехать сестру Людвику, которая жила в Польше. На ее руках 17 октября 1849 года он умер. Похоронили Шопена в Париже, а сердце, как он и завещал, отправили в сосуде в Варшаву, где оно хранится в костеле Святого Креста.
Источник
Гений фортепиано поэт фортепиано
— Сердце Шопена в костеле св. Креста…
Тесно ему в замурованной каменной урне
Встал бы владелец его, и немедля, с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.
Как гениальна музыка Шопена,
Как юно звучит сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
Кто он? Несомненно гений! Он прожил очень короткую жизнь – всего 39 лет. Написанная им музыка отличается дивной красотой и поэтичностью. Достигнув классической высоты, Шопен утвердил своими произведениями величие духовного богатства польского народа.
Необычно сложилась жизнь Шопена. Поляк по происхождению, горячо любивший родину и преданный ей, он все свои зрелые годы провел на чужбине. Почему же он вынужден был покинуть Родину?
Давайте вспомним, что же представляла собой Польша в 18 веке? Польский народ то и дело поднимался на борьбу за право на свободу и независимость. В этой борьбе на протяжении всей своей жизни принимал участие Николя Шопен – отец композитора.
Шопен родился в местечке Желязова Воля в предместье Варшавы. Отец – француз по происхождению – был очень образованным и интеллектуальным человеком: преподавал в лицеи, хорошо играл на скрипке. В доме Шопенов часто собирались друзья отца: видные историки, художники, музыканты, литераторы. Они говорили обо всем: о политике, об искусстве, литературе. В доме была большая библиотека, состоящая из литературы, написанной на разных языках. Поэтому дети, знавшие с детства не только польский, были
настоящими полиглотами. Не случайно у старшей сестры Фридерика Эмилии был выдающийся литературный талант, а Людвига сочиняла музыку. Она же и познакомила маленького Фридерика с нотной грамотой.
Мать этих одаренных детей звали Юстыня. Полячка по происхождению, дальняя родственница графов Скарбеков, она была очень обаятельной, доброй и умной женщиной. От нее услышал Фридерик первые звуки родной речи, мелодии польских песен. К ней были обращены его первые мысли и, позднее, его предсмертные возгласы. Он никогда не встретит ни одной женщины, которую можно было бы сравнить с родной матерью.
Маленький Фридерик — худенький, болезненный мальчик с белокурыми локонами и большими грустными глазами был удивительно ласковым и, вместе с тем, чутким ребенком. Именно эта чуткость позволила ему понять многое уже в юные годы, когда он проникся уважением и любовью к родителям, неутомимо трудившимся с утра до вечера. Он видел, что на матери лежат все заботы по дому, а кроме того, она учит играть на фортепиано всех воспитанников пансионата, а во время уроков танцев играет сама, десятки раз повторяя какой-нибудь танец. И ребенок понял, что мать очень устает, хотя старается скрыть это. Сохранился рассказ, передаваемый многими биографами композитора, о том, как его, тогда совсем еще маленького, застали ночью в комнате, где проходили уроки танцев. Ребенок сидел в одной рубашонке и играл одну за другой пьесы, которые исполняла мать во время уроков. Он подобрал их по слуху и упражнялся, чтобы, как он объяснил разбуженной матери, заменить ее, когда она устанет. С такой же легкостью он подбирал мелодии, которые пела ему мать. Пробовал сочинять первые пьесы.
Звучит прелюдия №7.
Убедившись в тяге ребенка к музыке, его одаренности, родители решили, что он может брать уроки у опытного педагога Вайцеха Живного. Но Живный скорее явился свидетелем быстрых успехов гениального ученика, чем его учителем. В 12 лет он уже учился в высшей школе музыки, где преподаватель Эльснер поставил ему экзаменационную оценку – «исключительные способности, музыкальный гений».
Итак, по окончанию курса обучения в высшей школе музыки, за плечами осталась юность и ранние произведения, в основном, фортепианные, хотя Шопен обращался к различным музыкальным жанрам. Шопен выступал как исполнитель своих произведений. Убеждения Шопена в том, что сочиняя музыку, нельзя терять связь с польской народной песней, не покидала его до конца дней. Поэтому Шопен – глубоко национальный композитор. На протяжении всей жизни им сочинялись мазурки, полонезы – национальные польские танцы. Но они не были моделью для фольклорный стилизации, а были источником творческой фантазии.
Звучит мазурка до – мажор, полонез ля – мажор ( на выбор).
Юные годы были омрачены первой безответной любовью к Констанции Гладковской — юной певице. Началось с того, что Шопен часто аккомпонировал ей, а затем играл свои сочинения и импровизировал. Шопен боготворил ее. Он писал другу: « У меня есть свой идеал, которому я верно служу, который мне снится, который вдохновляет меня писать музыку. » Это чувство Шопен пронес через всю свою жизнь.
Звучит вальс си-минор, концерт фа-минор.
Неожиданно до Шопена с Родины долетает тревожная весть: вспыхнуло очередное восстание против русского террора. Шопен решил прервать концертные выступления и вернуться в Польшу. Но родные советуют ему не приезжать. Они боятся, что преследования могут коснуться и Фридерика. Пусть лучше он останется свободен и служит миру своим искусством. Он знал, что среди восставших находятся его друзья, отец. Но больше всего он волновался о судьбе матери. Когда он думал о Родине, перед ним вставало ее лицо. Он покоряется и едет с горечью в Париж. Его мучают тяжелые предчувствия, что он никогда не увидит больше Родины. Но появились эти предчувствия гораздо раньше, перед отъездом в Вену. Шопен писал: « Нет у меня сил, чтобы назначить день, — я думаю, что уезжаю для того, чтобы навсегда забыть о доме, думаю, что еду умирать. А как должно быть горько умирать на чужбине и вместо семьи видеть у смертного ложа равнодушного врача.»
Существует легенда, что перед отъездом друзья вручили Шопену кубок с родной землей. Поэт сказал об этом так:
-Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли
Средь разных стран, холодных чуждых зал,
Он свято кубок свой оберегал –
В нем видя край, оставленный в дали.
По дороге в Париж Шопена настигло известие, еще более потрясшее его – восстание жестоко подавленно. Свою горечь, боль, гнев Шопен вылил в музыке. Так родился « Революционный этюд».
Париж обогатил его новыми впечатлениями художественной, литературной, музыкальной жизни. Здесь он знакомится с Гейне, Бальзаком, Листом, Берлиозом. Этот город стал для Шопена вторым домом. Он прожил здесь всю оставшуюся жизнь, за исключением того времени, когда он отправлялся с концертными выступлениями по странам: Англия, Германия, Чехия, Италия. У этих концертных выступлений было различное назначение: пропаганда своих сочинений, либо это были бесплатные концерты в пользу польских эмигрантов. Все это смягчало ностальгию по Родине. Одиночество тяготило Шопена, ведь своей семьи у него не было. Вторая надежда жениться на Марии Водзиньской – дочери польского вельможи – рухнула. Возможно, причиной этого расставания послужила прогрессирующая болезнь легких, которая медленно подтачивала здоровье композитора. Ее письма Шопен хранил всю жизнь. После его смерти на найденном свертке прочитали слова – « Горе мое.»
Звучит вальс до диез-минор, этюд № 3ор.10.
В личной жизни иллюзии покидали Шопена. Обе его невесты вышли замуж за помещиков…. Оставалась Жорж Санд – Аврора Дюдеван – передовая писательница своего времени, образованная, эксцентричная женщина. Она была то демоном- искусителем, то борцом за эмансипацию женщин, то классиком французской литературы, то ниспровергателем устоев брака, в чем достигла наибольших успехов. Она изображала « ангела-хранителя» Шопена перед его друзьями. Между тем ее обвинили в том, что именно она была причиной безвременной смерти композитора. Хотя она свои отношения с Шопеном характеризовала так: «Ни одна душа не была более благородной, более деликатной, более бескорыстной, ничья дружба более надежной и честной, ничей ум более блестящим в веселости, ничей рассудок более серьезным. Но зато настроение не было более неровным, ничье воображение более подозрительным и сумосбродным, ничья требовательность сердца более неудовлетворенной.» Вряд ли можно усомниться в достоверности этих слов.
Звучит мазурка ля- минор.
Самым радостным событием для истосковавшегося одинокого Шопена была встреча в Карловых Варах с родителями. Он пишет сестре Людвиге: «Наша радость неописуема! Обнимаемся и обнимаемся! То, что я пишу – бестолково. Но нынче лучше ни о чем не думать, а пользоваться счастьем, до которого дожил.
Последние годы жизни композитора были печальны: смерть друга, а дружба для Шопена была святыней святых, разрыв с Жорж Санд, которая поняла, что Шопен серьезно болен и воспользовалась первым предлогом, чтобы отделаться от него. Таков был заключительный акт игры в благородство госпожи Санд, сбросившей наконец с себя маску заботливой покровительницы Шопена, смерть отца – все это сделало его совершенно одиноким, разбитым, несчастным. Все последние произведения проникнуты горечью и печалью. Неблагополучно было и материальное положение Шопена. Он поправлял его не только своими концертами, но ему также помогали его ученики, родители которых были богаты.
Звучит соната си бемоль- минор.
Болезнь усиливалась…Шопен быстро слабел, но по-прежнему сочинял. Исполнять свои произведения он уже не мог, поэтому просил сделать это своих учеников…
В квартире умирающего Шопена находилась сестра Людвига. Попрощаться заходили и простые люди – соотечественники композитора,-и художники, которые делали наброски с умирающего гения. А парижские дамы считали своим долгом упасть в обморок в его квартире. Умирая, Шопен произнес: «Я уже у источника счастья. Мать моя, несчастная мать…» Это случилось 17 октября 1849 года, а через несколько дней сестра увозит ларец из черного дерева, содержащий драгоценный сосуд, в котором хранилось сердце Шопена, ставшее национальной реликвией Польши.
Источник