Геннадий кусков пианино импровизация

Урок игры на фортепиано № 1 (2 ступень)

Импровизация на черных клавишах

I. Основной раздел

Как всегда играть «правильные» ноты, произвольно, без партитур и выучивания заранее? В музыке существует немало «загадочных вещей», которые делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация – один из самых таинственных музыкальных процессов, и именно ему и будет посвящен наш первый урок второй ступени обучения игре на фортепиано.

На первом уроке мы познакомимся с основами импровизации и рассмотрим наиболее простой вариант импровизации — с использованием черных клавиш пианино.

II. Сопутствующие уроку сведения

Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно это и есть процесс его создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. К импровизации относят жанр экспромта. Истоками импровизации является народное творчество.

Музыкальная импровизация — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.

В основе рассматриваемой импровизации лежит пентатонический звукоряд (когда используются только чёрные клавиши фортепиано).

Пентатоника — звукоряд, содержащий 5 различных по высоте звуков в пределах октавы (от греческого pente — пять).

1. Гармонические основы для левой руки:

1) чередование арпеджио по первым 3-м обертонам (см. урок 2 первой ступени обучения) от нот Фа-диез и Ре-диез;

2) чередование арпеджио по первым 4-м обертонам (см. урок 2 первой ступени обучения) от нот Фа-диез и Ре-диез;

3) используем последовательность из 5 арпеджио: от нот Фа-диез, Ре-диез, Си, Ля-диез и До-диез;

4) играем произвольную последовательность арпеджио, начиная с ноты Фа-диез (тоники) и заканчивая на ней.

Поиграйте гармонические последовательности несколько раз (чтобы привыкнуть), а потом, аккомпанируя левой рукой, правой начинайте свободно импровизировать – играйте, что хотите и как хотите, но только по черным клавишам (в дальнейшем при импровизации правой рукой можно наряду с черными клавишами использовать клавишу Си). У вас начнут рождаться какие-то неповторимые мелодии. Одни – красивые, другие – не очень. Не важно – главное – ни одна нота не прозвучит фальшиво, а значит – не нужно бояться ошибиться – это просто невозможно!

Это хоть и достаточно примитивное, но очень увлекательное упражнение, хорошо развивающее фантазию.

Наверняка, во время импровизации у вас появятся свои навыки и приемы. Однако существуют приемы, которые наработаны многими поколениями музыкантов и им можно научиться прямо сейчас:

2. Фразы и приемы для правой руки

1) Играем произвольную одноголосную мелодию
Играем произвольные ноты под нашу гармоническую основу, используем различные длительности нот.

2) Движения вверх и вниз по гамме, меняя длительности нот
Можно не задумываясь играть все ноты подряд (движение по клавишам вверх или вниз) под нашу гармоническую основу, произвольно меняя длительности нот. Главное чтобы полученная мелодия соответствовала музыкальному размеру и стилю.

3) Движения вверх и вниз по гамме, произвольно меняя длительности и пропуская ноты
Этот способ импровизации почти не отличается от второго, но дает больше простора фантазии. Можно играть подряд, а можно «перепрыгивать» через одну или несколько нот, менять направление гаммы от любой ноты.

4) Тянучки
Пожалуй, самый просто способ. Просто «зависаем» на одной ноте, меняя аккорды на ее фоне.

5) Опевание нот
Этот способ импровизации похож на «тянучки», но значительно разнообразнее. Суть его в том, что выбрав ноту для «тянучки», мы играем не только ее, но и две-четыре соседние в произвольном порядке и произвольно меняя длительность. Со временем произвольность перерастет в осмысленность.

6) Ступеньки вверх и вниз
Ступеньки вверх — мы последовательно играем две или три ноты, каждый раз смещаясь на одну клавишу вверх. Ступеньки вниз играются аналогично, но смещение происходит на одну клавишу вниз.

7) Прыжки
Способ основывается на «прыжках» примерно через октаву (можно чуть больше или чуть меньше) с первого пальца на пятый, либо обратно. Можно сдвигать вверх и вниз оба пальца, а можно «нижний» палец «заморозить», смещая только «верхний», можно наоборот.

8) Узкие и широкие интервалы
Используем в импровизации узкие и широкие интервалы.

9) Форшлаг
Мы можем украшать нашу импровизацию форшлагами. Стараемся использовать их умеренно, чтобы «не пересолить».

Форшла́г (нем. Vorschlag, от vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило).

3. Общие рекомендации

1) Импровизация накладывается н а ритмическую, гармоническую основу композиции, левая рука играет ритмично (не запаздывает и не спешит);

2) Импровизация строится из заготовленных фрагментов, музыкальных фраз, приемов, клише, характерных для данного стиля;

3) Фразы, приемы могут применяться как отдельно «вкраплениями», так и «цепочками»;

4) Используйте повторения – повторяйте мелодические фразы в вашей импровизации.

5) Используйте в импровизации различные динамические оттенки. Варьируйте громкость звучания вашей импровизации. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.

6) Варьируйте музыкальный темп. В вашей импровизации могут быть как более спокойные, так и более оживленные фрагменты.

III. Домашнее задание

1. Научиться играть гармонические основы левой рукой (см. 1 пункт II раздела).

2. Играйте одноголосную мелодию правой рукой, используя гармонические основы для левой руки. Постепенно начинайте применять другие рассмотренные фразы и приемы для правой руки.

3. Переходите к свободной импровизации на черных клавишах. Придумайте свои гармонические основы.

Источник

Джазовая импровизация на фортепиано

Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.

Пару недель назад я натолкнулся на видео англоязычного канала в Ютубе (NewJazz), в котором автор показывает простые и мощные упражнения по джазовой импровизации для фортепиано. Надо сказать, что я долго искал нечто подобное и вот тебе пожалуйста — нашёл! ) Я искал урок, в котором была бы не просто демонстрация импровизации и заучивание каких-то готовых музыкальных фраз, а некий инструмент, который позволял бы, не особо задумываясь, импровизировать в джазовом стиле.

И упражнения, которые приводит автор — просто БОМБА! ) Простые и мощные, использующие короткие шаблоны из 3х пальцев, позволяющие больше думать о красоте исполнения, нежели о том, как построить саму импровизацию. Имея в своём арсенале такой способ импровизации, всегда можно найти возможность применить эти знания практически в любом джазовом соло.

Зная о том, что многие из моих подписчиков не знают английский язык, или знают его не на таком уровне, чтобы суметь быстро понять, что говорится в уроке, я решил перевести субтитры к видео. Я договорился с автором видео и он включил возможность перевода субтитров на другой язык. Дня три я работал над переводом и наконец он готов!

Чтобы включить субтитры на русском языке, нажмите на «шестерёнку» в правом нижнем углу, далее «субтитры» и выберите русский язык. Включите отображение субтитров (кнопка слева от «шестерёнки») и наслаждайтесь видео с адекватным переводом! )

Напишите в комментариях, что Вы думаете об этом уроке? Интересна ли Вам вообще джазовая импровизация? Нужен ли Вам русскоязычный курс по джазовой импровизации моего производства? Стоит ли начинать его делать? )

38 комментариев к записи “Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.”

Классное упражнение. Понятно даже без перевода.

Перевод 2.37 — 3й палец ставим ! У вас 4й

Точно! Спасибо, что заметили! В принципе в видео видно, что там третий палец. Думаю, что никто не перепутает. Я изменил в субтитрах, но чтобы появилась новая версия, нужно, чтобы снова проверил автор видео. 🙂

Класс!
Спасибо за перевод!

Сергей, огромное спасибо за урок! Определенно стоит развивать направление обучения джазовой импровизации, было-бы интересно заняться )

Сергей! Очень интересно, большое спасибо. Продолжать нужно обязательно, будем ждать ваши дальнейшие уроки.

СпасиБо, Сергей и за видео, и за субтитры, и за Вашу работу!!))

Супер урок. Большое спасибо.

Мне очень нравится.Большое спасибо

Сергей ты просто Молодчина. Такое откопать. Очень признателен! Покорнейше благодарю!

Сергей, отличная находка!Спаоибо! Молодец!

Спасибо Сергей! Очень здорово!

Спасибо! Нужен курс! обязательно!

До невозможности простая методика, дающая совсем непростые результаты. Не верится, что никто не додумался до этого раньше.

Отлично, Сергей! Интересный урок. Уверена, что ваши занятия будут не менее увлекательны. Спасибо! Я уже пробовала научиться джазовой импровизации . Был такой курс на английском «All piano» (кажется так назывался…) Если найду у себя на компе, то пришлю точное название. Всё было прекрасно, но мне оказалось сложным играть разный ритм в двух руках одновременно. Имея за плечами классический ритм в целом одинаковый для обоих рук…Хотя и сонаты Бетховена имеют фрагменты разноритмической игры в двух руках одновременно… (С этим я справлялась). Возможно данная методика помогла бы с этой сложностью справиться… Жаль, что сейчас мне неначем играть. Разве летом смогу,в России. Удачи вам с разработкой своего курса по джазовой импровизации! Полагаю, что это будет востребовано. Джазовая импровизация «погружает в себя», расслабляет и завораживает движением. Это прекрасно!

Спасибо, что нашёл и поделился.Я думаю твой курс нужен и будет востребован.

Все очень интересно и полезно для развития. Я как раз параллельно и английский учить начал.Вот только тот урок джазблюз за который заплатил где то больше года назад, так и не смог открыть. Тогда интернет был плохой. Теперь усилил и кое чему научился как в музыке так и во владением комп. Могу попробовать еще раз если конечно опять платить не надо.

Сергей этот урок просто высший пилотаж. Это простая идея-теория о постановке трёх пальцев как мотора просто супер в соответствии физиологии руки. Такой курс очень нужен особенно хотелось бы разобраться в теории ладов какие общие ноты и выучить построение пентатоники от любой ноты. Огромное спасибо за работу.

Огромное спасибо! Вдохновляет!

Спасибо всем! Все комментарии читаю! )

Огромное спасибо, Сергей! Полезнейшее видео! Вы Молодцы!

Очень полезное видео и урок. респект !

Отлично! Спасибо! Жду следующее видео с переводом.

Посмотрел этот урок с удовольствием, много полезного «вынес». Немного трудновато стало, когда речь пошла о каких-то головоломках с ладами. Для знающего это — само собой разумеющееся. А для несведущего — сплошная «головная боль»: какие это там ноты на бумажке с кругами выстраиваются в лад и зачем мне это крутить в голове?
И ещё: когда его слушаешь, то интересно разнообразие. Но оно достигается не только за счёт наборов нотных шаблонов. Здесь есть разные ритмо-формулы, которые придают живое звучание. А иначе, если строго следовать за одними шаблонами, то было бы «мертво». А про разнообразие ритмов в мотивах как-то умолчалось.

Каждый в видео может почерпнуть только то, до чего может дойти головой на данном этапе. Ничего, что Вы ещё в ладах не сильно разбираетесь. Возьмите пока то, что лежит на поверхности и идите дальше. В уроке очень важно рассматривать какой-то один навык и с ним работать. С ритмом в данном уроке работа не предполагалась, поэтому и «умолчалось». Думаю, что это было сделано намеренно.

Вэтом упражнении убивается много зайцев быстро учатся пент минор. блюз гаммы и расклад аккорда пример сm-gm.

Классный урок! Спасибо за перевод. Помогай Вам Бог.

Вся физика в том, что это реально, просто упражнение, как он и сказал. Если сильно присесть на это..можно отупить свою джазовую мелодику..и пипец! Еще. конечно можно пустить пыль в глаза..тем кто не рубит в джазе. Музыканты четко вычисляют тех..кто лупит бездумно по пентатонике. Поэтому…не заигрывайтесь..и развивайтесь джазовыми словами и фразами великих..первое время.. а потом и свои придут слова и фразы. А пентатоника.это сироп. Много не добавляйте.

Супер! Очень интересно!

Спасибо Вам огромное за перевод.Это видео ответило на многие мои вопросы

Здравствуйте, да, через эти упражнения начинаешь понимать саму суть игры, без особых заморочек с теорией, главное постоянно тренироваться)

Да, и огромное спасибо за перевод)

Я уже давно для себя отметил , что момент понимания (осознания) одной и той же информации у разных людей ОЧЕНЬ сильно зависит от её подачи.
Учитель может знать материал, но донести до другого человека (ученика) , чтобы он всё понял так сказать «на пальцах» оказывается не так просто. Ранее я тоже искал литературу по джазовым аккордам и читал их. Но правильной подачи и технологии так рассказать , чтобы не оставалось никаких вопросов — не находил. Очень грубо и может не совсем удачно приведу пример — на эмблеме Бэтмена кто то видит саму чёрную летучую мышь, а кто то белые зубы в чьём то чёрном рту. Но один учитель будет рассказывать ТОЛЬКО про летучую мышь без дара
художественного мышления , другой же видя два образа может донести обе мысли до ученика. В этом и заключается правильная и понятная подача информации , как в этом видео.
Сергей Спасибо за перевод .
Классный материал.

Отличный урок — чётко, ясно и при этом креативно. С удовольствием посмотрю ещё)

Очень рада, что нашла Ваш сайт! Огромное спасибо за урок джазовой импровизации. Думаю, что курс такой импровизации будет пользоваться популярностью. Я долго собиралась и всё же всё время возвращаюсь, даже в свои 60 лет, к желанию снова играть самой на ф-но, тем более я бываю на джазовых концертах. Вот 11 марта будут в джаз-клубе Козлова на Балу свинга Большого джазового оркестра Петра Востокова! Вы занимаетесь очень нужным делом!

Это просто фантастика! Я не ожидала такой простоты понимания. Спасибо огромное!

Оставить комментарий

Поделитесь информацией о нашем сайте в социальных сетях:

Мы принимаем к оплате:

Многие думают, что научиться играть на фортепиано очень сложно и для этого просто необходим хороший преподаватель, который будет неусыпно следить за учеником. Конечно, грамотный преподаватель — это всегда большой плюс, но самое главное — это Ваше большое желание НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ. Многие великие пианисты были самоучками, несмотря на то, что фортепиано всегда считался одним из самых сложных инструментов. Святослав Рихтер, например, начал карьеру пианиста ещё до того, как поступил в профессиональное учебное заведение, а до двадцати двух лет он оставался просто самоучкой. Рэй Чарльз стал слепым в семилетнем возрасте, но тем не менее, он стал одним из самых известных музыкантов США, перед которым преклонялись многие другие известные музыканты. Мишель Петруччиани считался одним из лучших джазовых пианистов Франции и имел орден почетного легиона, хотя не дотягивался даже до педалей, т.к. был карликом. Каждый из этих людей верил в себя и свой талант, несмотря ни на что и победил. Вы тоже сможете, если не будете сомневаться. Наша школа поможет Вам в этом.

Кое-кто скажет: «У меня нет музыкального слуха, поэтому играть на пианино я не смогу»! Это большое заблуждение. Человечество существует много тысячелетий и более или менее талантливые люди по отношению к музыке. Однако, если Вы слышите музыку, чувствуете её ритм и Вам хочется её сыграть, то нельзя сказать, что Вы «полный ноль». Многие не умеют петь то, что хотят спеть, но это уже касается в большей степени способности «управлять голосом», а не музыкального слуха. Огромное количество музыкантов отлично играют музыку, но абсолютно не умеют петь. Поэтому ничто не мешает Вам самостоятельно научиться играть на фортепиано, изучая видеоуроки и курсы нашей онлайн-школы фортепиано. Мы всегда оказываем помощь и поддержку нашим ученикам, а если в итоге у Вас ничего не получится и Вы будете недовольны качеством Вашего обучения, то мы полностью вернём Вам деньги.

Источник

Читайте также:  Белилицы румяницы вы мои ноты рахманинов
Оцените статью