- Полуакустическая гитара Gibson ES-335: история, характеристики и интересные факты
- Характеристики Gibson ES-335 Studio
- История гитары
- Модель 330
- Модель 345
- Модель 355
- Модель King Lucille – знаменитый «кастом»
- Модель Trini Lopez
- Модель Tom DeLonge, или Серия ES в металле
- Вместо заключения
- Все что вам нужно знать о Gibson ES-335
Полуакустическая гитара Gibson ES-335: история, характеристики и интересные факты
Каждый, кто хоть немного увлекается гитарами, наверняка знаком с брендом Gibson. Эти гитары признаны лучшими гитаристами со всей планеты и оказали, пожалуй, наибольшее влияние на индустрию в целом, шагая вровень с другим гигантом этой сферы – Fender. Инструменты компании являются премиальным продуктом, рассчитанным на профессионалов разных жанров, обеспечивая разноплановое, но всегда глубокое и насыщенное звучание. Универсальность, прекрасный дизайн и внимание к деталям стали визитной карточкой гитар, носящих гордое имя Gibson. В данном материале речь пойдет о гитаре, которая покорила сердца всех музыкантов прошлого столетия – Gibson Memphis ES–335. Это универсальная полуакустическая гитара, давшая новую жизнь рок-н-роллу и рок-музыке в целом.
Характеристики Gibson ES-335 Studio
Корпус наполовину цельный (цельнокорпусной вариант), наполовину акустический (пустотелый вариант).
Отверстия для колков в Gibson ES-335 были стандартными, в роли самих колков выступали Kluson Deluxe.
Мензура – 24.75 (629 миллиметров).
Дека гитары выполнена из клена (имеется сердцевина также из клена).
Гриф выполнен из махагони.
Накладка на гриф выполнена из палисандра.
Тип бриджа – Tune-O-Matic.
Звукосниматели – два хамбакера (сдвоенные датчики).
Цветовые решения варьируются, наиболее распространенный и популярный вариант – Gibson Memphis ES-335 Vintage Sunburst.
История гитары
Первая гитара из серии ES-335 появилась в далеком 1958 году и была сконструирована на базе собственной гитары Леса Пола – The Log, которая была создана еще в компании Epiphone. Новая модель значительно отличалась от той гитары, в первую очередь своей усложненной и более продуманной конструкцией. Президент компании Тед МакКарти решил поместить кленовую сердцевину в обычную пустотелую гитару, чтобы сохранить свойства акустического инструмента и цельнокорпусного. Базовая модель шла в натуральном цветовом решении с двумя датчиками и эфами. Многим музыкантам гитара пришлась по вкусу в базовой комплектации, но нашлось немало тех, кто начал вручную модифицировать гитару Gibson ES-335 на свой лад, добавляя дополнительные датчики и другую электронику. По ходу истории появились официальные модификации и различные вариации инструмента, о которых и пойдет речь ниже.
Модель 330
Одновременно с базовой моделью ES-335 в свет вышла более дешевая версия этой гитары – ES-330. Несмотря на то что визуально два инструмента выглядят почти идентично, они имеют ряд конструктивных особенностей, которые кардинально влияют на их звучание. Первое важное отличие – отсутствие в гитаре кленовой сердцевины, что делает ее значительно легче, а звук «анплаггед» (без усиления) очень ярким и насыщенным. В качестве звукоснимателей используются одиночные датчики P-90. Звук у этой модели дерзкий и в то же время нежный, наиболее близкий к звучанию группы The Beatles. И это неспроста, ведь именно The Beatles всем составом закупили себе аналог этого инструмента под другим именем – Epiphone Casino.
Модель 345
Еще одна модификация, выпущенная в 1985 году, но уже более дорогая. По сути, это одно и то же, конструкция гитары не отличается. Разница заключается в наличии дополнительного многопозиционного переключателя, который позволяет задействовать отдельные катушки. Это, в свою очередь, дает возможность разнообразить звучание гитары. Из других интересных деталей можно выделить выходной стерео-джек и позолоченную фурнитуру. Одним из владельцев гитары был знаменитый музыкант Фредди Кинг, который вдохновил Эрика Клэптона.
Модель 355
А это, что называется, топовая модель в базовой линейке. Эта полуакустическая гитара имела ряд незначительных отличий и один важный элемент, отличающий ее от других вариаций на тему ES-335. Речь идет о тремоло Bigsby, дающем музыкантам еще больший простор для творчества как раз за счет возможности изменения тона прямо во время игры. Именно благодаря этой особенности гитара стала наиболее популярной в серии. Гитаристы со всего мира отреагировали на эту новинку. Одним из самых известных музыкантов, отдавших предпочтение именно этой модели, стал Джонни Марр, а также Бернард Батлер и Ноэль Галлахер, которые были поклонниками Марра.
Модель King Lucille – знаменитый «кастом»
Знаменитый гитарист Би Би Кинг всю жизнь играл на различных гитарах Gibson до тех пор, пока не приобрел собственный инструмент. Позднее, в 1958 г., Кинг открыл для себя обновленную линейку инструментов из серии Gibson ES-355. Этот инструмент был наиболее подходящим под его требования. Тонкий гриф, малый вес, легкий доступ к высоким ладам. Эти элементы стали основополагающими при выборе гитары. Позднее именно эта гитара послужила основной для появления совместной разработки Gibson и Би Би Кинга – Gibson ES King Lucille. В одном из своих интервью Кинг рассказал, что имеет проблемы со слухом и плохо слышит низкие ноты, зато прекрасно различает высокие и любит их куда больше, отчего выбор пал именно на Gibson ES-355. Несколько лет спустя представители Gibson нагрянули к Кингу и предложили ему разработать именную модель ES-355. Кинг попросил дизайнеров убрать отверстия-резонаторы, так как он не очень любил чрезмерную отдачу и желал самостоятельно контролировать уровень шумов. Также был заменен струнодержатель, который во время игры царапал руку музыканту, на более удобный вариант, на котором также отсутствовал механизм микроподстройки. Кинг был старомоден и любил работать с колками, настраивая инструмент.
Существует красивая легенда, которая гласит, что на одном из концертов Кинга случился пожар. Виновниками его стали мужчины, во время драки задевшие бочку, наполненную керосином. Здание воспламенилось, началась эвакуация, а Кинг оставил в нем любимую гитару. На следующий день музыкант узнал, что перепалка между мужчинами завязалась из-за девушки по имени Люсиль. Отсюда и возникло название для инструмента.
Модель Trini Lopez
Эта модель была создана по заказу Трини Лопеза в 1961 году, как раз в эпоху его наибольшей популярности. Лопез попросил заменить эфы на гитаре на ромбовидные вырезы. То же самое проделали и с разметкой ладов. Голова грифа была заменена и по форме напоминала хоккейную клюшку (наподобие Gibson Firebird). На такой же гитаре играл Ноэль Галлахер, использующий ее в Oasis в период с 2000 года.
Модель Tom DeLonge, или Серия ES в металле
Говоря о гитарах из серии ES-335, мы в первую очередь представляем себе блюзменов и поклонников джаза и уж никак не металлистов или рокеров. Виной тому, безусловно, имидж гитары и сами музыканты, а не какие-то конструктивные особенности или неподходящая электроника. Gibson пытались изменить ситуацию, выпуская подписную модель Тома Делонга, которая оснащалась лишь одним датчиком в области струнодержателя, явно созданного для того, чтобы на нем «нарезать» металл. Появились и другие модификации, еще более «злые», с теми же гладкими чертами, но совершенно иным характером. Подобную в свое время использовал основатель группы Nine Inch Nails. Из новшеств, примененных в этих гитарах, стоит отметить наличие новой накладки на гриф, очень ровной, внешне напоминающей палисандр, дающей большую атаку в сравнении с классическим вариантом гитары.
Многие доморощенные музыканты были возмущены тем фактом, что кто-то пытается извлекать тяжелое звучание из классической полуакустической гитары. Якобы инструмент предназначен совсем для другого, и не стоит мучить его тяжелой музыкой. На деле все их доводы и страхи безосновательны, и далеко за примером удачного применения полуакустических гитар в тяжелом роке ходить не нужно. Достаточно вспомнить Уэса Борлэнда из Limp Bizkit, который выдавал «жирный» звук на своей полуакустической Yamaha. Еще один камень в огород «метальных» образцов Gibson ES-335 – отсутствие некового датчика, но разве это не то, что нужно настоящему металлисту? Играя с перегрузом, никто и не думает о нековом датчике, а также о всевозможных тонкостях настройки тембра. Для металлиста главное — погромче и драйвовее.
Вместо заключения
Итак, что мы получаем в итоге. Легендарная гитара, которая зародилась как неплохое решение для блюзменов, в итоге стала нетленной классикой, подходящей под множество стилей и направлений в музыке, включая такие неожиданные, как металл и хардкор, как бы ни было сложно в это поверить. Gibson ES-335 – это уникальный, впечатляющий инструмент, мечта всех гитаристов и просто отличная «рабочая лошадка» на все случаи жизни, которая к тому же открывает большой простор для музыкальных экспериментов.
Источник
Все что вам нужно знать о Gibson ES-335
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Вчера писал про Gibson ES-335 Studio и наткнулся на довольно интересную статью про всю «баночную» линейку Gibson. Теперь вот с удовольствием делюсь этой статьей с вами.
Поехали!
ES-335 начали производить 56 лет назад, в 1958 году. С тех пор эта гитара стала бесспорной классикой, причем не только классикой Gibson, но классикой всех электрогитар. То, чем стал Les Paul для цельнокорпусных гитар, ES-335 стала для полуакустических – красивая, универсальная, желанная для гитаристов всех жанров.
Конструкция гитары менялась довольно часто. Поэтому, если вы не можете отличить 335ку от 345, 355, Lucille, моделей Trini Lopez и Dave Grohl, вот вам небольшое руководство.
Gibson ES-335
Президент и Главный Конструктор Gibson в 50-е, легендарный Ted McCarty, полагал, что по значимости для компании дизайн и конструкция ES-335 стоит сразу за цельнокорпусным Les Paul.
“Я выдвинул идею – поместить цельный кленовый блок в акустическую модель… Это бы дало на тот же звук, что на обычной цельнокорпусной гитаре, а полуакустические крылья давали бы дополнительные вибрации. В итоге мы бы получили комбинацию цельнокорпусной электрогитары и пустотелой гитары.» — вспоминал он. Довольно часто ES-335 называю возвращением к собственной гитаре Леса Пола – “The Log”, которую он сконструировал в Epiphone. Однако, ES-335 гораздо более сложная.
ES-335 – это первая в мире тонкая арк-топ гитара (slimline). Тонкая дека (примерно 4,5 см), два выреза, полуакустическая дека (с цельной кленовой сердцевиной) – все это делало эту гитару более удобной по сравнению с большими «джазовыми» пустотелыми электрогитарами, которые были до ES-335.
Первоначально ES-335 шла с одинарной желтоватой окантовкой, «эфами» без окантовки, и в натуральном или Sunburst цвете.
Многие музыканты сами модифицировали гитару. Например, Alvin Lee добавил в свой “Big Red” 335 сингл между хамбакерами с собственной регулировкой громкости, а также другой бридж.
Gibson ES-345
ES-345 была выпущена в том же 1958, как более богатая версия ES-335. Конструкция ES-345, в целом, идентична ES-335. Но в 345 был добавлен многопозиционный переключатель “Varitone”, который давал возможность включать различные варианты катушек и конденсаторов, что давало более богатую звуковую палитру. Также в ES-345 был выходной стерео-джек, золоченая фурнитура, большие параллелограммы на накладке грифа и более толстая окантовка по сравнению с ES-335. Одним из пользователей ES-345 был легендарный блюзмен Freddie King, оказавший большое влияние на Эрика Клэптона.
А вот и он рвет свою ES-345. “Booogie Funk” 1973.
Gibson ES-355
ES-355 была верхней моделью полуакустик в линейке 1958 года. К стандартному красному были добавлены еще несколько цветов. На ES-355 обычно ставили тремоло –Bigsby или Gibson, а так же Stereo Varitone. Накладка из черного дерева и с прямоугольными метками ладов и колки custom-style. Как ES-335 и ES-345, 355ка была названа из-за своей каталожной стоимости. Дешево? Ну, $355 в 1958 равны $2800 в 2013.
ES-355 можно увидеть в руках многих знаменитых гитаристов. Возможно, самый известный – это B.B. King, чья черная “Lucille” стала основой для его подписной модели 1981 года. Так же на белой ES-335 довольно часто играл Alex Lifeson. «Я приобрел 335 в 1975, и она была моим основным инструментом примерно до 1981 или около того». Еще одна белая 335ка появилась в арсенале Lifeson в последние годы.
Довольно интересно, что в UK ES-355 стала гитарой для indie/alt rock. Johnny Marr играл на такой постоянно пока был в The Smiths в 80х. Bernard Butler (Suede) и Noel Gallagher (Oasis) признавались, что купили красный ES-355 c Bigsby, т.е. были фанатами Marr’a.
Вот вам Lifeson и Gallagher.
Gibson ES-330
Можно подумать, что ES-330TD (1959 года) – это просто удешевленная версия 335. Это не так. Форма корпуса у этой гитары такая же, как у ES-335, но внутри она полностью пустая. Её теплый звук нашел почитателей в лице Wes Mongomery и Wmily Remler. Но не думайте, что на пустотелой гитаре нельзя играть рок. Родственник Epiphone Casino тоже пустотелый, пришелся по душе The Betales – Джону Леннону, Полу Маккартни и Джорджу Харрисону.
В 2013м ES-330TD стали выпускать снова. ES-335 (Vintage Burst) имеет аутентичные спецификации: два винтажных P-90, и трапециевидный порожек. Так же в линейке есть ES-390 собранная на Gibson Custom Memphis, с меньшей декой мини-хамбакерами, но все же пустотелая в цвете “Cherry”, “Sun Burst” и “Ebony”. ES-390 – это «новая» гитара, но она показывает насколько адаптивен шаблон 335ки.
Gibson Trini Lopez
Поначалу Gibson производила Trini Lopez c 1961 по 1971. В то время Lopez был мега-звездой. Его Standard отклонялся от оригинальных спецификаций 335. Эфы были заменены на вырезы в форме ромбов, метки ладов тоже в форме ромбов, голова грифа в форме хоккейной клюшки, примерно, как на Gibson Firebird.
“Я сказал Gibson, как нравится мне – ромбические маркеры ладов, таки же “эфы”, голова грифа, переключатели тут и тут, чтобы мне было удобно переключаться с соло на ритм» — говорил Lopez. Noel Gallagher тоже фанат этой гитары. Они играл на Trini Lopez 60х годов в Оазис в 2000х. Посмотрите видео “Lyla”. Сейчас в линейке Gibson есть эта модель, но вот гитары тех лет и их переиздания найти сложно.
Gibson B.B. King Lucille
Кинговская Lucille от Gibson Custom – это вариация на тему ES-355. У той подписной модели Би Би Кинга нет «эфов», но есть порожек TP-6 с микро подстройкой. Модель доступна в традиционных кинговских цветах – черном и вишневом.
В прошлом, Кингу нравилась 335ка. Вы можете слышать «гудок», который может дать Varitone на классической композиции Кинга 1969 “The Thrill is Gone.” Би Би Кинга играл как на 345, так и на 355, но именно роскошь 355 подходила ему идеально, и именно 355 стала основой для подписной модели Lucille 1981.
В ранние годы, Кинг часто затыкал «эфе» своей 335 тряпкой, чтобы избежать фидбека, поэтом отсутствие «эфов» на Luccile – это нужная модификация для блюзмена.
Gibson CS-336 и другие вариции
Если 335ка стандартных размеров слишком велика для вас, то попробуйте маломензурную версию ES-336. Всего 14 дюймов (35,6 см) в ширину и 19 (48,3 см) в длину она легче и меньше, но все равно выглядит, как классическая ES-335.
Так же есть версия ES-339 (и лучше «упакованная» 359ка). Тут все немного по-другому: дерево, конструкция итп… Так что, если вы находите «обычную» ES-335 громоздкой, то рассмотрите и эти варианты.
Так что выбор достаточно велик и даже больше.
А вы как относитесь к «банкам»? Есть у кого? На чем играете? Ну и добавляйте хороших гитаристов и композиции в каменты. С «банками» само собой.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник