Уильям Гиллок — Фиеста
Красивая пьеса для фортепиано юным и не очень музыкантам в стиле танго; малоизвестная в России, но одна из самых играемых в творчестве Гиллока, чья музыка должна быть в репертуаре фортепиано для начинающих любого возраста. В этом году Фиеста входит в программу детских фортепианных конкурсов во Франции : отличная возможность для моих учеников попробовать себя в танцевальной музыке Латинской Америки для фортепиано.
В предыдущих статьях я уже представляла такую замечательную пьесу Гиллока как « Фламенко « . Фиеста, как и Фламенко, здорово прозвучит на концерте или фортепианном вечере «испанской» музыки.
Разбор удобный, несложный; много повторных структур и в мелодии и в ритме. Ритм, однако, заковыристый, изобилующий синкопами — поэтому если мы начали фортепиано во взрослом возрасте, то работаем над Фиестой с преподавателем.
Кому играть?
- — маленьким перспективным детям не по возрасту, на вырост : с первого/второго года обучения. Нарабатываем с ними новые ритмы и новый музыкальный жанр;
- — начать фортепиано после долгого перерыва — взрослым с музыкальной школой в анамнезе, с первого же года, чтобы мотивировать; так у них не будет впечатления дежа вю, что «все проходим заново»;
- — начинающим взрослым со 2/3-го года обучения;
- — для тяжелых случаев : на 4-6 годах обучения и дальше, медленным взрослым или подросткам, покатившимся по наклонной, но «нужно закончить хотя бы этот год».
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
При легком разборе главным техническим челленджем для начинающих будет синкопированный ритм : структуры повторяются, что облегчает нашу участь.
Синкопа — ритмическая группа, в которой более короткая, «легкая» по весу нота попадает на сильную долю, а за ней следует долгая, «тяжелая» нота — но на слабую (в регулярном классическом ритме вес распределяется наоборот). Синкопы в Фиесте переходят из руки в руку по очереди, что дает дополнительную тренировку на координацию рук.
В синкопированном ритме Фиесты нам потребуется точность, острота, выверенность — иначе танго не получится, а это главная художественная задача, на которую должна работать наша техника. Потому еще раз подчеркну, насколько важен внешний контроль преподавателя, а не сами в своем углу.
Примеры :
Моя ученица, 45, средний уровень, музыкальная школа в детстве, играет Фиесту на уроке. Для ее уровня можно было сыграть и лучше; но взрослая жизнь не ограничивается фортепиано, и часто моим взрослым очень сложно начать заниматься дома вечером после работы.
Совсем по-другому, легче дается Фиеста ребенку — как моей ученице 10-ти лет, играющей пьесу на концерте.
А вот другой ученик, 45, раньше занимался на гитаре. На первом году сам попросил эту пьесу, не имея расслабленной и руки и хотя бы базовых необходимых навыков для Фиесты. Результат — удовольствие для него однозначно; но и тяжесть в руках, зажатые локти, ну и соответственно музыкальности, танго, в игре почти нет.
Источник
Уильям Гиллок — «Стрекоза» (этюд для фортепиано)
Bы ищете компактную и эффектную виртуозную пьесу на детский фортепианный конкурс? Сегодня их есть у меня.
«Стрекоза» Гиллока может стать первой виртуозной пьесой для ваших маленьких учеников; разовьёт беглость пальцев; подарит вашему ребёнку первую радость от виртуозной игры. Этот несложный этюд для фортепиано с человеческим лицом предназначен не только начинающим виртуозам, но и всем детям от 7 до 10 лет, и даже взрослым.
Правильно проведённая работа над техникой в «Стрекозе» однажды приведёт ребёнка к «Полету шмеля» Римского-Корсакова в обработке Рахманинова 😉
Взрослые любители фортепиано после второго года обучения — все сказанное выше относится и к вам. Беглость ваших пальцев не сравнится с детской, но ловкость пальцев, а это не то же самое, что беглость — никогда не поздно проработать.
Технические задачи и трудности
— Артикуляция между соседними пальцами.
Интенсивная повторность мотивов в быстром темпе («жужжание крыльев стрекозы») — верный путь к зажиму руки, если не было предварительной базы, или работа проводится неправильно, или без надзора преподавателя. Особенно это касается взрослых любителей заниматься в своём углу! Преподаватель предложит разные способы работы с текстом, самый верный из которых — смена ритма, ритмическое варьирование, поняв этот принцип, вы уже сами сможете комбинировать и предлагать свои ритмы.
— Ловкое подкладывание первого пальца —
другая основная трудность в Стрекозе. В технике подкладывания на фортепиано этот этюд отлично заменит «скучные» гаммы или ломаные арпеджио!
— Работа с метрономом
Главные риски пьес для фортепиано в быстром темпе — нерегулярность, загон, забалтывание — все тут как тут! В Стрекозе мы с моими юными учениками впервые учимся работать с метрономом. Дело это тяжелое и неблагодарное; пока не умеешь — ненавидишь метроном всей душой.
Но это как посмотреть.
Здесь главное дать понять ребёнку (или взрослому ученику), что метроном не враг наш, а лучший друг. Он не запихивает в рамки, а наоборот — избавляет нас от лишних вопросов! Нет больше необходимости считать, надо просто «отдаться» ему (уж простите) и механически следовать, и все будет хорошо.
Преподаватель. должен посвятить один урок полностью работе с метрономом. Не нужно играть всю пьесу, одной фразы будет достаточно, главное добиться результата на уроке, чтобы ребёнок мог сам сделать дома.
А 15 минут чисто показать принцип — недостаточно, и даже вредно!
Помним, что метроном может морально травмировать неокрепшую психику, и если вы поскупились на время или поленились, у неопытного ученика сложится впечатление, что ничего не получится, и что этот подозрительный предмет — наш враг.
Привить доверие и правильный подход к метроному с детских лет — наша учительская задача.
Результат работы с метрономом у моей ученицы 9 лет (2й год фортепиано на тот момент) — на первом видео. Девочка без отдельного сольфеджио, с одним 45-минутным уроком раз в неделю.
На втором видео — игра после разбора и ДО знакомства с метрономом.
При недостатках техники явный результат: не только улучшилась ритмичность и регулярность, но и знание текста. Быстрое выучивание текста наизусть — положительный побочный эффект работы с метрономом.
Напомню, что американский композитор Гиллок — один из тех классных дядек, чьи ноты для фортепиано я неистово рекомендую ресурсным детям разных возрастов, а также начинающим взрослым. Его ноты для детей должны быть в аптечке каждого преподавателя фортепиано.
Источник
Уильям Гиллок — Сарабанда
Наследние прекрасного американского композитора У.Гиллока, чьи пьесы Фиеста и Фламенко я уже показывала, — это мастерски сочиненная музыка для юношества, и соответственно взрослым начинающим неистово рекомендую, играйте пьесы Гиллока!
- — Красивое медленное произведение для фортепиано с легкой левой рукой, и что там говорить, правой тоже. В этой же категории я уже рассказывала о Вальсе Паппа , но Сарабанда на порядок выше уровнем и содержательностью.
- — «Взрослая» композиторская пьеса для перехода к «серьезной» музыке, которую можно достойно сыграть в обществе и перед публикой.
- — Взрослые пианинщики конца 1-го / 2-го годов обучения, тоскующие по красивой грустной музыке и страждущие научиться игpе с педалью — Сарабанда создана для вас. Но от исполнения требуется художественность, красота. Если вы взяли на себя смелость играть Сарабанду, вы должны сделать все, чтобы она не превратилась в унылый монотонный стук.
- — Маленькие перспективные дети от 7-8ми лет, на вырост, на конкурс, на концерт; на педальную технику.
- — Тяжелые случаи : подростковое тунеядство; нехватка времени или медленный прогресс у взрослых после 4-го года обучения (чтобы хоть что-то хоть как-то).
- — Люди с музыкальной школой в глубоком детстве, coming back to фортепиано после многолетнего перерыва.
Технические задачи
— Левая рука : ровность звука в аккордах, плавность перемещения, выдержанность каждого аккрода, отсутствие «обрывков» — в общем, все обязательные условия, при которых возможна игра с педалью.
— Правая рука : плавность легато, ярко выраженная линия фразировки, и с ней динамическая линия (оттенки)
Художественные задачи
Показ двух образов произведения : скорбное шествие в Теме и Репризе на полузвуке контрастирует с солнечными проблесками в Середине. Сарабанда — это траурный марш. Знаете ли вы, что в музыкальной школе детей учат воспринимать Середины траурных маршей как радостные воспоминания об ушедшем прошлом? Так мы должны исполнять среднюю часть Сарабанды Гиллока.
Источник
Уильям Гиллок — Фламенко
Легкая пьеса для фортепиано для навыка игры в быстром темпе и с испанским характером, которая звучит сложно. Пациенты:
— быстрые дети 7-8 лет, с хорошей базой и занятиями 2 раза в неделю по часу, на конкурс, концерт;
— дети 9-14 лет на легкий разбор и возможность блеснуть;
— взрослые, начиная со 2-го года обучения — разбор с преподавателем
Главные достоинства Фламенко
Доступность разбора. По сути в первой части и репризе структура первого такта в точности повторяется от разных нот. Взрослые разберут сами, а маленьким вложить в руки очень легко (не брезгуя сольфеджио при этом, все же); даже игровой элемент привнести здесь можно — чтобы сами искали первую ноту каждого такта методом сольфеджио, а дальше старались повторить уже выученный заранее первый такт от этих самых нот (транспонировать).
Разнохарактерность. В отличие от ритмичной задорной первой части середина должна быть сыграна мягче, плавнее. В ней также есть речитативность за счет фермат, в общем, есть что показать по части лиризма.
Пьесу вполне можно играть в среднем, не быстром темпе, при условии сохранения акцентов и ритмичности — только тогда будет звучать интересно и по-испански.
Играет на уроке моя младшая ученица 9 лет, начало 3-го года фортепиано —
Источник
Гиллок ноты для фортепиано для начинающих
Эти ноты, c техническими пояснениями к ним и занимательными рассказами о буднях учителя музыки вы найдете в моем сборнике «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» (изд. «Феникс», 2020) .
Все вышеописанное относится к тому, что мы в музыкальной науке называем музыкой гомофонного склада. Слова гомофонный не боимся: в переводе с греческого оно означает всего лишь, что в пьесе имеется один главный «индивидуальный» голос (чаще доверенный правой руке) и сопровождение в виде общих форм музыкального движения (аккорды, арпеджио).
В противоположном ей пласте — полифонической музыке — все происходит сложнее, нужны более навороченные навыки; но навык кантилены, наработанный в начальные годы, очень пригодится позже в полифонии, где он один из важнейших.
Блог «Что Играть?» — фортепиано для взрослых, ноты, видео, разборы
я создала для тех, кто пытается сочетать взрослую жизнь и фортепиано — он мне позволяет добавлять разборы пьес по отдельности, а потом обобщать их в рубрики.
Кто привык к Фейсбуку — страница Masha Sharova Piano ; здесь собирается все из ЖЖ и Вордпресса + нотный магазин в рубрике «Меню».
Источник