Гимн европы бетховен ноты

Ода «К радости» из симфонии №9

«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности» — это слова великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Уже в 7 лет он начал выступать как клавесинист. С 11-и лет — помощник органиста капеллы. В 1782 г. Было издано первое сочинение Бетховена — 9 вариаций для клавира. В 16 лет, в Вене, он играет свои импровизации Моцарту, находя поддержку своему таланту от великого мастера. Взяв на себя материальную заботу о семье, Бетховен служит в должности органиста капеллы и альтиста театрального оркестра. Сочиняя при этом музыку, он становится студентом философского факультета Боннского университета. В 1792 г. Бетховен обосновывается в Вене, где берёт уроки нотной классической музыки у Гайдна и др. Ширится его слава как пианиста — импровизатора (средства от одного из выступлений Бетховен передаёт вдове Моцарта). В это время он создал ранние фортепианные сонаты, среди которых — «Патетическая», как ее назвал сам автор, «Лунная», «С траурным маршем» (эти неавторские названия укрепились за сонатами позже), 3 фортепианных концерта, 2 симфоний, скрипичные и виолончельные сонаты, струнные квартеты, песни, оратория «Христос на Масленичной горе» и другие. Появившееся в 1797 г. признаки глухоты привели его к тяжелому душевному кризису. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало», — писал Бетховен. Музыка звучала в композиторе, он писал шедевры, будучи совершенно глухим, а для того, чтобы «попадать» в ритм, прислонялся лбом к инструменту.

Читайте также:  Мефодий кирилл ноты для

Свет, побеждающая тьму, страдания, преодоленные этим великим и сильным духом человеком воплотились как победа над собой в опере «Фиделио» Пятой и Третьей («Героической») симфониях, в «Апассионате» (Сонате №23).

В Скрипичном концерте, в «Пасторальной» (Шестой) симфонии, фортепианной Сонате №21 («Авроре») воплощен полный динамичной гармонии взгляд на природу.

В «Русских» квартетах, Седьмой симфонии звучат мелодии, истоками которых являются народные мотивы. Мощным оптимизмом полны Четвёртая симфония, Пятый фортепианный концерт. Бетховен зачастую использует в своих произведениях форму фуги. Движение духа и мысли обретает музыкальное развития произведений последних лет. «Торжественная месса» и итоговая — Девятая — симфония с её финалом: «Обнимитесь, миллионы!» (на слова оды «К радости» Ф. Шиллера), оказали сильнейшее воздействие на симфонизм 19-ого и 20-ых веков.

Смотрите также ноты произведений композитора Людвиг ван Бетховен:

Источник

Ода к радости

Мелодия оды, это главная тема четвёртой части девятой симфонии Л.В.Бетховена.
Теперь это ещё и гимн Европейского союза и Совета Европы.

Посмотрите насколько просты ноты Ода к радости:

Скачать ноты «Ода к радости» Бетховен

Вообще-то, Ода к радости это, поэтическое произведение. Написал оду поэт Фридрих Шиллер.

Вот русский перевод текста Оды к радости Ф.Шиллера:

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.

Хор
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, —
Бог, в любви пресуществлённый!

Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, —
Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!

Хор
Всё, что в мире обитает,
Вечной дружбе присягай!
Путь её в надзвёздный край,
Где Неведомый витает.

Мать-природа всё живое
Соком радости поит,
Всем даёт своей рукою
Долю счастья без обид.
Нам лозу и взор любимой,
Друга верного в бою,
Видеть Бога херувиму,
Сладострастие червю.

Хор
Ниц простерлись вы в смиренье?
Мир! Ты видишь Божество?
Выше звёзд ищи Его;
В небесах Его селенья.

Радость двигает колёса
Вечных мировых часов.
Свет рождает из хаоса,
Плод рождает из цветов.
С мировым круговоротом
Состязаясь в быстроте,
Видит солнца в звездочётам
Недоступной высоте.

Хор
Как светила по орбите,
Как герой на смертный бой,
Братья, в путь идите свой,
Смело, с радостью идите!

С ней мудрец читает сферы,
Пишет правды письмена,
На крутых высотах веры
Страстотерпца ждёт она.
Там парят её знамёна
Средь сияющих светил,
Здесь стоит она склонённой
У разверзшихся могил.

Хор
Выше огненных созвездий,
Братья, есть блаженный мир,
Претерпи, кто слаб и сир, —
Там награда и возмездье!

Не нужны богам рыданья!
Будем равны им в одном:
К общей чаше ликованья
Всех скорбящих созовём.
Прочь и распри и угрозы!
Не считай врагу обид!
Пусть его не душат слёзы
И печаль не тяготит.

Хор
В пламя, книга долговая!
Мир и радость — путь из тьмы.
Братья, как судили мы,
Судит Бог в надзвёздном крае.

Радость льётся по бокалам,
Золотая кровь лозы,
Дарит кротость каннибалам,
Робким силу в час грозы.
Братья, встаньте, — пусть, играя,
Брызжет пена выше звёзд!
Выше, чаша круговая!
Духу света этот тост!

Хор
Вознесём Ему хваленья
С хором ангелов и звёзд.
Духу света этот тост!
Ввысь, в надзвездные селенья!

Стойкость в муке нестерпимой,
Помощь тем, кто угнетён,
Сила клятвы нерушимой —
Вот священный наш закон!
Гордость пред лицом тирана
(Пусть то жизни стоит нам),
Смерть служителям обмана,
Слава праведным делам!

Хор
Братья, в тесный круг сомкнитесь
И над чашею с вином
Слово соблюдать во всём
Звёздным Судиёй клянитесь!

Если вам хочется научиться играть на блокфлейте, вистле или другой продольной флейте (дудке) заполните форму и возьмите обучающую программу «Свирелька»:


Ода к радости

Источник

Людвиг ван Бетховен — Песни — Ноты для хора

Сборники с нотами для хора


Л. Бетховен
Песни

для детей и юношества
для голоса или хора в сопровождении и без сопровождения фортепиано
составитель М. Андреева
“Музыка”, 1979г.
номер 10242

  • Край родной.
  • Малиновка. Слова Г. Бюргера
  • Сурок. Русский текст С. Спасского
  • Походная песня. Переложение для хора Л. Шохина. Русский текст Т. Сикорской
  • Счастливый человек. Русский текст Л. Некрасовой.
  • Краса родимого села. Шотландская песня
  • Весенний призыв. Переложение для хора В. Вахромеева
  • Павшие братья. Тема из 2 части Седьмой симфонии. Переложение для юношеского хора Ю. Алиева
  • Гимн ночи. Тема из сонаты «Аппассионата». Переложение для детского хора В. Соколова. Русский текст К. Алемасовой
  • Гремят барабаны. Из музыки к трагедии В. Гете «Эгмонт». Русский текст С. Болотина
  • Восхваление природы человеком. Переложение для детского хора М. Андреевой. Слова Ц. Геллерта

Скачать ноты


Концертный репертуар вокалиста
Л.Бетховен
Концертная ария / Scene und Arie

«Чудовище! Жестокий» / «Ah! perfido» Соч.65
для сопрано в сопровождении фортепиано
“МУЗГИЗ”, 1959г.
номер м27971г

Текст на итальянском и русском языках. Перевод П.Соболевой

Чудовище! Жестокий, бегством ты скрыть всю правду хочешь?
За любовь мою ты изменой платишь?
Кто преступленье совершить ужасней мог?
Жалкий изменник!
Ты бежишь от меня, но гнев богов ждет тебя, несчастный!
Прав вечный суд небес, час твой придет,
Кара богов тебя настигнет повсюду.
Я, за тобою везде скользя как тень, мечтать о мести буду;
Час торжества я предвкушаю.
Раскаты грома слышу над жертвой преступленья.

О, нет! О, нет! Молю пощады, о боги!
Жизнь свою за него отдать готова!
Пусть он меня покинул, — его люблю я;
Изведав счастье, жизнь за него отдам я!

Ах, тебя забыть нет силы, забыть нет силы,
Лишь тобой дышала я, лишь тобой дышала я.
Ах, поверь, ах, верь, мой милый, ах, верь, мой милый!
Жизнь померкнет без тебя, померкнет жизнь моя.
Ах, поверь мне, друг мой милый, жизнь померкнет для меня,
Жизнь моя, жизнь моя.
Ах, тебя забыть нет силы, забыть нет силы,
Лишь тобой дышала я, лишь тобой дышала я.

Ах, поверь мне друг мой милый, ах друг мой милый,
Жизнь померкнет, померкнет без тебя, померкнет без тебя.
(варианты повторов)))

О злодей, твое коварство знаю,
Состраданья нет в тебе, состраданья нет в тебе,
Счастья я тебе желаю, ты же смерть готовишь мне,
Ты смерть готовишь мне, ты смерть готовишь мне.
Ах, ужель я не достойна сожаленья твоего,
Сожаленья твоего, сожаленья твоего?

Я твое коварство знаю! Я твое коварство знаю!
Состраданья нет в тебе, нет жалости ко мне?
Счастья я тебе желаю – ты же смерть готовишь мне,
Ты же смерть готовишь, смерть готовишь мне, готовишь мне.

Ах, ужель одно страданье мне судьбою суждено,
Мне судьбою суждено! Мне судьбою суждено?
Ах, ужели страдать должна я, страдать должна.
Увы, ужель страдать должна, ах, ужель страдать должна?
(варианты повторов)))

Ах, ужель одно страданье мне судьбою суждено?
Мне судьбою суждено? Мне судьбою суждено?

Примерно так, читайте в сборнике в переводе с итальянского.

Скачать ноты


Вокальные ансамбли
Л.Бетховен
Избранные каноны

без сопровождения
составление и перевод Н.Рождественской
“Музыка”, 1973г.
номер 8018

В объятьях нежных / Im Arm der Liebe ruht sich’s wohl — Трехголосный канон Серия 23, №256
Мельцелю / AnMälzel
Скорбь коротка, а радость бесконечна / Kurz ist der Schmerz, und ewig ist die Freude
Помни / Rede
Аббат Штадлер / Abbe Stadler
Вечно твой / Ewig dein
Прошу вас / Ich bitt’ dich
Счастья в Новый год! / Glück zum neuen Jahr — Четырехголосный свободный канон

Текст на немецком и русском языках

Скачать ноты


Л.Бетховен
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1966г.
номер 3608

СУРОК / LA MARMOTTE. Слова И.В.ГЁТЕ из («Ярмарки в Плундерсвейлене») Л. БЕТХОВЕН ор.52, №7 / Aus Goethe’s «Jahrmarktsfest zu Plundersweilen» L. BEETHOVEN Перевод с немецкого С. Заяицкого

ПРОЩАНИЕ МОЛЛИ / MOLLYS ABSCHIED. Слова Г. БЮРГЕРА / Worte von G. BÜRGER Перевод А. Ромма

Скачать ноты


Вокальный репертуар
Собрание вокальных пьес иностранных композиторов
Бетховен
Поцелуй
Op.128 для высокого голоса и фортепиано
«Тритон», 1934г.
номер т552

Русский текст В.Коломицова

Поцеловать ее тайком я жаждал в тишине,
Я закричу на весь дом!
Грозила Хлоя мне.
И все же я, боязнь презрев,
Поцеловал дитя.
А что ж она? Ну, да был крик и гнев.
Но. пол часа спустя.

Скачать ноты

Венгерская музыка

Людвиг ван Бетховен принадлежит к тем немногочисленным художникам, которые остаются нашими вечными спутниками на всю жизнь. К его музыке мы возвращаемся вновь и вновь, каждый раз находя в ней нечто новое, не замеченное раньше.
Еще в детстве знакомимся мы с простой и доброй песней «Сурок», а через нее — с маленьким бродячим музыкантом и вместе с ним входим в то время, когда жил Бетховен и когда музыка звучала на улицах гораздо чаще, чем в концертных залах. В годы отрочества и ранней юности нам открываются мятежные порывы и лирические раздумья прославленных фортепианных сонат. Иногда нас ведет к ним история, иногда литература. Как не захотеть услышать самому ту самую сонату «Аппассионата», которую так любил В, И. Ленин, называя эту музыку «изумительной, нечеловеческой»? Или, прочитав «Гранатовый браслет» А. Куприна, как не заинтересоваться странным эпиграфом этой грустной повести: «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo appassionato. «Ларго аппассионато» («страстное Ларго») — это вторая часть фортепианной сонаты № 2, музыка, полная такой же затаенной, благоговейной любви, как и та, которая наполняла сердце героя повести.

Постепенно открывается нам и мир симфоний Бетховена. Мир, в центре которого — героическая личность, готовая к единоборству с судьбой, самопожертвованию, подвигу. Этот героический порыв впервые в мировом музыкальном искусстве прозвучал с такой силой именно в симфониях Бетховена: Третьей — «Героической», Пятой и Девятой. А когда мы знакомимся с четными симфониями Бетховена, и прежде всего с Шестой — «Пасторальной», мы с удивлением узнаем, каким добрым, простодушным и веселым мог быть этот ваятель титанических образов, произведения которого часто и справедливо сравнивают с мощными скульптурами Микеланджело.
Жизненный путь Бетховена-композитора прошел среди бурь и тревог. Бетховен был свидетелем и французской революции, и наполеоновских войн, и поры мрачнейшей политической реакции, воцарившейся в Европе после Венского конгресса 1815 года. Он разделил со своими современниками все надежды и все разочарования своей эпохи. И в его собственной, личной жизни мало было спокойных и радостных лет.

Бетховен рано узнал трудности повседневной жизни. Сын и внук музыкантов, служивших при дворе курфюрста в Бонне, центре одного из маленьких немецких государств, Бетховен по традиции должен был унаследовать семейную профессию. Первым учителем его был отец. Но он не обладал способностями педагога, и его методы могли отбить у сына всякую охоту заниматься музыкой. Так, вероятно, и случилось бы, если бы в Бонне не появился молодой талантливый и образованный музыкант Кристиан Готлиб Нефе, который и стал наставником Бетховена. Он не только учил его игре на фортепиано и композиции, но и руководил его чтением. Иоганн Себастьян Бах в музыке, Шекспир и Шиллер в литературе стали путеводными звездами для юного Бетховена.
Бонн в те времена был тихим провинциальным городом. Был там, правда, и свой высший свет, группировавшийся вокруг дворца курфюрста, был придворный оркестр (в котором и работал Бетховен), приезжали на гастроли оперные труппы. Бетховену было нетрудно завоевать в родном городе репутацию одаренного виртуоза, вдохновенного импровизатора. Но он чувствовал, что здесь его дарование развернуться в полную силу не может. Он мечтал о Вене, втором после Парижа музыкальном центре Европы. Семнадцати лет он впервые и ненадолго попал в этот город, и рассказывают, что Моцарт, услышав игру молодого музыканта, предсказал ему блестящее будущее.
С тех пор Вена стала предметом постоянной мечты Бетховена. Желание жить там еще более укрепилось после знакомства с Гайдном, проездом посетившим Бонн. Вена была не только городом, где музыка постоянно звучала в театрах, на концертах, просто на улицах,— это был город, где жили и работали великие отечественные музыканты — Моцарт и Гайдн (см. «Австрийская музыка»).
Двадцати двух лет Бетховен переезжает в Вену. Моцарта он уже не застал в живых, но он все же мог «получить дух Моцарта из рук Гайдна», как выразился один из его друзей.

Йозеф Гайдн, всемирно известный композитор, один из создателей формы классической симфонии, почти всю жизнь прослуживший в имении князей Эстергази, только на старости лет стал независимым музыкантом. И тут для него как будто началась вторая молодость. Он с легкостью и радостью совершает путешествия в Англию, пишет для лондонской публики симфонии и оратории и лишь недолгие месяцы проводит на родине. Но он охотно взял на себя руководство Бетховеном, хотя вскоре убедился, что тот, в сущности, в руководстве не нуждается. Да и натуры обоих музыкантов были слишком уж разные: пылкий темперамент молодого композитора был совсем не похож на ясный, уравновешенный талант «папы Гайдна», как любовно называли старика его друзья — музыканты.
Ясное осознание каждой творческой задачи, стремление решить ее по-своему были свойственны Бетховену с самого начала. По-своему пишет он фортепианные сонаты, и ни одна из тридцати двух не повторяет другую. Его фантазия не всегда могла уложиться в строгую форму сонатного цикла с определенным соотношением обязательных трех частей. Так, например, 14-ю сонату он начал с медленной части, и это было так необычно, что композитор снабдил сонату подзаголовком: «Quasi una fantasia» («Почти фантазия» или «Как бы фантазия»). Лирический, мечтательный характер первой части натолкнул издателей сонаты (уже после смерти Бетховена) на мысль дать ей название «Лунная». А иногда и сам Бетховен давал подобные названия: три части сонаты № 26 названы им «Прощание», «Разлука» и «Возвращение».

Бетховен очень широко раздвинул рамки фортепианной сонаты, расширил круг образов. Иногда сонаты кажутся фортепианным переложением симфоний — такова прежде всего знаменитая «Аппассионата», мужественная, героическая музыка. Колорит поздних сонат суров и сумрачен, но иногда в них, как цветы в каменистом ущелье, расцветают такие нежные и трогательные мелодии, как «Ариетта» из последней сонаты. Каждое сочинение Бетховена носит печать его индивидуальности, но особенно полно высказался он в симфониях, соединивших в себе и летопись эпохи, и исповедь сердца художника.
Работа над Третьей симфонией (1802—1804) совпала с увлечением Бетховена личностью Наполеона, в котором он, как и многие его современники, видел «генерала революции». Первоначально симфония была посвящена Наполеону, но когда композитор узнал, что былой республиканец короновал себя императором, то вместо посвящения написал на титульном листе лишь одно слово: «Героическая». Такой она и осталась в веках: музыкальным памятником не одному какому-либо человеку, а идее, торжествующей вопреки препятствиям, страданиям и смерти.
Тот же круг образов находим мы и в Пятой симфонии, но ярче всего нравственные и художественные идеалы Бетховена сказались в его Девятой.
Она явилась синтезом всего самого глубокого и значительного, что было создано в музыке и самим Бетховеном, и его предшественниками. Образы житейских бурь и горьких утрат, мирные картины природы и жизни людей, к природе близких,— все это воспринимается как пролог к единственному в своем роде финалу, впервые в истории жанра симфонии объединившему звучание оркестра и хора. Это величественный гимн радости, призыв к братству всего человечества. Глядя вперед, в будущее, композитор вкладывает в уста хора великие и пророческие слова, обращенные к грядущей радости:

Власть твоя связует свято
Все, что в мире врозь живет,
Каждый в каждом видит брата
Там, где веет твой полет.
(Ф. Шиллер)

А ведь этот великолепный гимн радости был написан в очень трудные для композитора годы! Судьба не поскупилась для него на тяжкие испытания. После недолгих лет славы, житейского благополучия, радостей дружеского общения его ожидало одиночество, разочарование в близких людях и, самое страшное, глухота, оторвавшая его от общения с людьми и с музыкой. За исключением той, которая звучала в его сознании.
Одной из немногих и неожиданных радостей последних лет жизни было известие из далекой России об исполнении в Петербурге бетховенской «Торжественной мессы», написанной в те же годы, что и Девятая симфония, и так же проникнутой идеей всеобщего мира и единения. Это было первое и единственное при жизни Бетховена полное, без сокращений, исполнение замечательного сочинения.
Нельзя не удивляться тому, что одинокий, больной, почти вытесненный из музыкального мира более удачливыми современниками Бетховен и в самые тяжелые годы жизни создавал произведения, полные мужества и душевной чистоты.
Что помогало ему? Нет сомнения, прежде всего — сознание, что его искусство нужно людям, что Оно способно укрепить их стойкость, их веру в будущее. Таким он и останется навеки в нашей памяти и в памяти наших потомков. Великим художником и великим человеком.
Основные сочинения. Для оркестра: 9 симфоний (1800, 1802, 1804, 1806, 1808, 1808, 1812, 1812, 1823); Симфонические увертюры (в том числе «Эгмонт», «Кориолан»). Для фортепиано: 32 сонаты, 5 концертов с оркестром. Для скрипки: концерт с оркестром, сонаты. Камерная музыка: 16 квартетов и другие сочинения; опера «Фиделио» — 3 редакции (1805— 1806, 1814). «Торжественная месса» (1823), кантаты, песни.

Источник

Оцените статью