- Символика, награды, праздники
- Символика
- Государственный флаг Республики Татарстан
- Государственный герб Республики Татарстан
- Государственный гимн Республики Татарстан
- Гимн Республики Татарстан
- Гимн Республики Татарстан
- История создания гимна Республики Татарстан
- Авторы гимна Республики Татарстан
- Гимн Татарстана
- Историческая справка.
- Гимн Республики Татарстан. Текст (слова).
- Сборник для фортепиано «Обработки татарских народных мелодий»
Символика, награды, праздники
Символика
В настоящее время правила использования Государственного флага и Государственного герба Республики Татарстан, а также правила исполнения Государственного гимна Республики Татарстан регламентируются Законом «О государственных символах Республики Татарстан».
Государственный флаг Республики Татарстан
Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов. Белая полоса составляет 1/15 ширины флага и расположена между равными по ширине полосами зеленого (кобальт зеленый светлый) и красного (кадмий красный светлый) цветов. Зеленая полоса наверху.
Отношение ширины флага к его длине – 1:2.
Автором Государственного флага Республики Татарстан является Т.Г. Хазиахметов.
Государственный герб Республики Татарстан
Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.
В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце – красного (кадмий красный светлый), барс, его крылья и розетка на щите – белого, обрамление – зеленого (кобальт зеленый светлый), щит, орнамент на обрамлении и надпись «Татарстан» – золотистого цвета.
Авторами Государственного герба Республики Татарстан являются Н.Г. Ханзафаров (идея), Р.З. Фахрутдинов (исполнение).
Государственный гимн Республики Татарстан
Автором музыки Государственного гимна Республики Татарстан является Р.М. Яхин, автором слов текста гимна – Р. Байтимеров, перевод на русский язык – Ф. Пираев.
См. также изображения флага и герба в разделе «Республика Татарстан» на Интернет-портале «Российская символика».
Источник
Гимн Республики Татарстан
Гимн Республики Татарстан
История создания гимна Республики Татарстан
Гимн – это торжественная патриотическая песня, один из государственных символов. Исполняется на различных торжественных мероприятиях.
Музыка гимна Республики Татарстан утверждена 14 июля 1993 года. Мелодия была написана татарским композитором Рустемом Яхиным. 20 лет гимн республики исполнялся без слов. Наконец в 2013 году был утверждён текст. Им стало доработанное стихотворение поэта Рамазана Байтимерова. Текст гимна состоит из восьми строк на татарском и восьми строк на русском языке. Автором перевода татарского куплета на русский язык стал Филипп Пираев.
Авторы гимна Республики Татарстан
Рустем Яхин – великий татарский композитор и пианист. Он родился 16 августа 1921 года в Казани. Закончил музыкальную школу, музыкальное училище. Поступил в Московскую консерваторию, но началась Великая Отечественная война. В годы войны Яхин был стрелком в зенитно-артиллерийской дивизии, затем служил в ансамбле песни и пляски Московского фронта ПВО. После войны он закончил учёбу и вернулся в Казань. Рустем Яхин внёс огромный вклад в развитие национальной татарской музыки. Написал множество песен, романсов, инструментальных произведений. Музыка Рустема Яхина к песне «Туган ягым» («Родной край») в 1993 году стала гимном Республики Татарстан.
Источник
Гимн Татарстана
Историческая справка.
21 февраля 2013 года Парламент Татарстана единогласно утвердил текст Гимна Республики Татарстан. Окончательный текст гимна основан на стихотворении «Туган ягым» («Родной край») Рамазана Байтимерова, как известно из истории, написанного им в 1970-х годах. В доработке стихов принимали участие многие неизвестные авторы. Стихи Байтимерова вдохновили в своё время композитора Рустема Яхина на сочинение песни, мелодия которой стала в 1993 году государственным гимном Татарстана. Новый текст гимна состоит из 8 строк на татарском и из 8-ми строк на русском языке. На русский язык текст перевёл русский поэт Филипп Пираев.
Гимн Республики Татарстан. Текст (слова).
Текст гимна Татарстана на татарском языке:
Мәңге яшә, газиз Ватаныбыз,
Халкым тели изге теләкләр!
Гомерлеккә якын туган булып
Яши бездә төрле милләтләр.
Күп гасырлар кичкән чал тарихлы
Данлы илем, үзең бер дастан!
Синдә генә безнең язмышыбыз,
Республикам минем, Татарстан!
Текст гимна Татарстана на русском языке (дословный перевод):
Вечно живи, дорогая Родина
У моего народа самые святые пожелания!
Всю жизнь, как близкие родственники
Живут у нас разные национальности.
С седой историей, прошедшей многие века
Славная страна,ты один эпос!
Только в тебе наша судьба,
Республика моя, Татарстан!
Текст гимна Татарстана на русском языке:
Цвети, священная земля моя,
Да будет мирным твой небосвод!
Единый дом у нас, одна семья,
Живет в согласии наш народ.
Богатый мудростью седых веков,
Надеждой, верою ты нам стал,
И пусть хранит тебя моя любовь,
Моя Республика, мой Татарстан!
Источник
Сборник для фортепиано «Обработки татарских народных мелодий»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Обработки татарских народных мелодий.docx
«Обработки татарских народных мелодий»
— «Эй, икегез, икегез»
Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.
Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.),
инструментальное сопровождение – авторское творчество.
Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке 1
Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.
Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.
Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.
Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:
Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.
Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.
Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения:
104(+ Dual) Ocarina
Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.
Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.
Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.
В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:
— ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)
— гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)
— агогические (фермата, ritenuto , a tempo )
Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.
Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.
Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.
Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» ( C dur , a moll , e moll , d moll , G dur ) и т. д.
Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано ( legato , staccato , non legato ), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.
Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.
Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.
«Эй, икегез, икегез» 078 Sprno Sax
Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.
1 Р едакция выполнена Настаушевой Л.Г.
«Описание материала:
«Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни. Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество. Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.
«Выдержка из материала:
««Обработки татарских народных мелодий»
«Содержание
- «
- «Пояснительная записка
- «Туган тел»
- «Золайха»
- «Зайнабем»
- «Жамиля»
- «Шогер»
- «Эй, икегез, икегез»
- Методические рекомендации
«Пояснительная записка
Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.
«Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество.
«Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке.
«Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.
«Методические рекомендации
«Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.
«Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.
«Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:
Фортепиано – вокал
Фортепиано – скрипка
Фортепиано – флейта
Фортепиано – синтезатор
«Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.
«Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.
«Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения.
«Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.
«Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.
«Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.
«В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:
- «ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)
- гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)
- агогические (фермата, ritenuto, a tempo)
Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.
Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.
Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.
Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» (C dur, a moll, e moll, d moll, G dur) и т. д.
Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано (legato, staccato, non legato), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.
Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.
Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.
Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.
Источник