- Гитара «как у Пикассо». Кто рискнет сыграть?
- Почему нельзя пропустить выставку Пикассо?
- Бумага как творческая лаборатория
- Бумага как форма
- Бумага как «поверхность»
- Réouverture du musée le 19 mai
- Picasso — Rodin
- Picasso. Lectures, relectures
- Réouverture du musée
- Information coronavirus
- Музей Пикассо в Париже
- Цена билетов в музее Пикассо в Париже на 2021 год
- Часы работы
- Экспозиция
- О художнике
- Здание музея
- Как добраться до Музея Пикассо в Париже
Гитара «как у Пикассо». Кто рискнет сыграть?
Великий художник обожал изображать гитары в своих картинах и даже в скульптурах. C чем это связано, и что происходит, когда подобный инструмент пытаются воплотить в реальной жизни?
Тема гитары повторяется в работах Пикассо из картины в картину. Главная серия «Гитары» была создана в 1912-1914 годах. А всего с 1903 по 1927 год Пикассо сделал около сотни полотен и коллажей, где фигурирует гитара (впрочем, порой надо быть очень проницательным зрителем, чтобы догадаться — на полотне именно гитара).
Возвращался он к этой теме и в поздние годы, правда намного реже. Кроме того, в 1912-4 годах он сделал скульптуры на эту тему: одну из бумаги, картона и проволоки, другую из листового металла.
Зачем он это делал? Исследователи говорят, что Пикассо будто пытался понять, как устроена сама музыка, что он будто разбирал инструмент и собирал его заново. Тогда Пикассо увлекался стилем кубизм (сначала аналитическим, а потом синтетическим), и гитара, с ее извивистыми, женственными формами, вероятно, казалась ему очень интересной «натурщицей», потому что придать ей кристаллическую форму, расчленить на грани — достаточно сложно.
Этот цикл картин сначала шокировал зрителей, а потом стал одной из визитных карточек художника. (Впрочем, у него этих «визитных карточек» было так много. ) И, разумеется, вошел в визуальный набор узнаваемых символов ХХ века. Поэтому нет ничего странного, что один современный гитарист рискнул заказать себе гитару в стиле Пикассо.
Гитара, которая получила имя Pikasso (через букву «кей»), была создана Линдой Мэнцер в 1984 году для известного американского гитариста Пэта Мэтини. Идея ее дизайна, который Мэнцер и Мэтини разрабатывали вместе, родилась из заказа музыканта «сделать гитару с настолько большим количеством струн, насколько это возможно».
В 1992 году Scott Chinery, обладатель огромной коллекции музыкальных инструментов, попросил Линду повторить гитару в сугубо акустическом варианте. Она получила имя «Pikasso II» и сейчас находится в Бостонском музее изящных искусств.
Действительно, оба реальных музыкальных инструмента напоминают картины Пикассо. В первую очередь, своим видимым безумием, которое на самом деле подчинено железной логике.
К слову, у Пикассо еще есть и большая серия, посвященная скрипкам. Но увы, классические музыканты настолько консервативны и никогда не рискнут заказать дизайн скрипки Пикассо.
Источник
Почему нельзя пропустить выставку Пикассо?
Наверное, когда слышишь название «Пикассо и бумага» вряд ли ожидаешь чего-то невероятного от выставки. Скорее создается ощущение, что нас в очередной раз хотят оставить без шедевров, поместив в залы не самые удачные работы художника с громким именем. Хочу вас заверить, это совершенно не тот случай. Новая выставка Королевской академии художеств стала настоящим открытием начала года – она оригинальная, глубокая и потрясающе умно выстроена. Спойлер: без шедевров тоже не обошлось, но они далеко не главная причина, чтобы купить билет.
Бумага как творческая лаборатория
Авиньонские девицы, 1907, МоМА Нью-Йорк
Больше всего завораживает формат – это не просто выставка, а выставка-исследование, где посетителям предлагают самостоятельно проследить за ходом мыслей художника и совершить свои собственные микрооткрытия. Говорят, Пикассо мог написать три картины за день, но прежде, чем приступить к работе над ними, он изрисовывал десятки блокнотов для скетчей, продумывая образы и композицию, постоянно меняя идею и содержание будущего «большого» полотна.
Только подумать, чтобы создать «Авиньонских девиц» – картину, с которой начался кубизм, – Пикассо потребовалось исчертить 16 блокнотов. На них отчетливо видно, что изначально художник планировал поместить на полотне студента-медика и матроса, но потом отчего-то передумал и оставил пять обнаженных распутниц. Есть мнение, что лицо одной из них должно было принадлежать тому самому моряку. А еще в тех же блокнотах для скетчей находятся непреложные доказательства того, что эта работа обязана своим появлением африканской скульптуре с ее первобытными образами и грубыми геометрически выверенными чертами. Оно и неудивительно, в период работы над полотном художник часто посещал Этнографический музей в Париже, который располагает обширной коллекцией африканского искусства. Не так давно, в декабре 2019 года, вышла книга профессора Гарвардского университета, где утверждается, что Пикассо провел несколько вечеров, изучая новое приобретение Матисса – статуэтку племени Теке из Конго, прежде чем приступить к финальным скетчам «Девиц».
Кураторы сперва предлагают понаблюдать за развитием творческих идей мастера и лишь потом подводят зрителя к самому полотну. Хотя оригинальная картина осталась в своем родном МоМА, вас не должно это огорчать – на выставке представлена блестящая мультимедийная копия, которая позволит оценить всю красоту и невероятность произведения. А новый опыт от проведенного исследования поможет другим взглядом посмотреть на полотно как на образец кубизма.
Бумага как форма
На выставке категория «бумаги» рассматривается не только как необходимый атрибут для рисования (имея в виду блокноты для скетчей), но и как физическая субстанция для творческих манипуляций. По утверждению кураторов, так можно было бы описать одно из видений бумаги художником – бумага как форма. Для Пикассо она была интересна сама по себе как объект – через манипуляцию с ее формой, текстурой необычными способами можно было находить совершенно новые прочтения давно закрепившихся образов. В результате появились «Гитары» 1912-14 годов. Эти революционные работы отметили эволюцию кубизма и открыли путь к экспериментам с материалами, ранее считавшимися неприемлемыми для изобразительного искусства: от фрагментов обоев и газет до струн, веревок и нотной партитуры.
В этом же разрезе преподносится нашумевший балет Жана Кокто «Парад» 1917 года, написанный по заказу Дягилева. Пикассо доверили оформление декораций и дизайны костюмов – тот случай, когда кубизм обрел трехмерные формы в виде огромных движущихся на сцене фигур. А сам художник, кстати, обрел свою музу и будущую жену балерину Ольгу Хохлову. Обязательно задержитесь у экрана с фрагментом постановки – не зря она в свое время так впечатлила Игоря Стравинского.
Балет «Парад» по сценарию Жана Кокто
Бумага как «поверхность»
Огромный блок ретроспективы относится к военному периоду, Гражданской войне в Испании и Второй мировой войне. В 1943 году, в разгар оккупации Парижа нацисткой Германией, художник испытывал острую нехватку рабочих материалов. Их просто физически не было. Это подтолкнуло его к поиску новых более дешевых «поверхностей» – газет, старых открыток, журналов и рекламных брошюр. Иными словами, он использовал все, что попадалось под руку. Но зачастую места для рисунков на газетах выбраны им вовсе не случайно. Исследователи отмечают, что Пикассо таким образом отвечал на новостную повестку, ужас которой не мог оставить художника равнодушным. В послевоенный период, в 1950–1960-е годы, он продолжит дорисовывать фотографии, но уже в глянцевых журналах, часто невинно высмеивая страсть зрелых мужчин к юным старлеткам.
Военный период не обошелся без упоминания знаменитой «Герники» 1937 года и «Плачущей женщины», созданных в ответ на бомбардировку одноимённого баскского города в ходе гражданской войны в Испании. На выставке рядом с вариациями рисунков к ней и удивительно красочным портретом Доры Маар представлена масштабная работа – коллаж «Женщины за туалетом». Монументальное полотно был создано сразу вслед за «Герникой» и, безусловно, отсылает к ее образам и стилю исполнения. На нем Пикассо изобразил трех главных женщин своей жизни – первую жену Ольгу Хохлову, сменившую ее любовницу Марию-Терезу Вальтер и музу времен «Герники» Дору Маар, которая и стала той самой «Плачущей женщиной». Если вы еще не успели сходить на ее выставку в Тейт Модерн, то поторопитесь – она закрывается 15 марта. На ней представлена серия снимков Маар, где ей удалось детально запечатлеть процесс работы Пикассо над «Герникой».
Коллаж «Женщины за туалетом», 1937-38, Музей Пикассо в Париже
Финальным экспонатом выставки, препарирующей творческий подход художника, стал документальный фильм «Тайны Пикассо», созданный в период между 1955 и 1956 годами французским Хичкоком – Анри-Жоржом Клузо. Этот удивительный фильм показывает, как мастер шаг за шагом создавал свои работы, меняя идею и исполнение произведения на ходу. Этот «чистый» визуальный ряд, где нет ничего лишнего, безупречно раскрывает всю красоту самого процесса создания полотна. Выставка именно об этом: как постигнуть красоту и невероятную энергетику произведения, прожив вместе с художником весь путь его появления на свет. Кажется, именно этот опыт и есть главная причина не пропустить выставку.
Источник
Réouverture du musée le 19 mai
Du 19 mai 2021 au 2 janvier 2022
Picasso — Rodin
2 artistes, 2 musées, 1 expo-événement
Du 11 février 2020 au 5 septembre 2021
Picasso. Lectures, relectures
Réouverture du musée
Le Musée national Picasso-Paris est heureux de vous annoncer la réouverture de ses portes depuis le 19 mai 2021.
En raison du plan Vigipirate, les bagages (valises de tout format et sacs de grande contenance) ne sont pas autorisés et seront refusés au vestiaire du musée.
Information coronavirus
Le musée national Picasso-Paris rouvre ses portes au public le 19 mai 2021 avec l’exposition « Picasso-Rodin ». Afin d’accueillir les visiteurs dans les meilleures conditions de sécurité sanitaire, la réservation des billets et le port du masque sont obligatoires. Retrouvez l’ensemble des mesures sanitaires
Источник
Музей Пикассо в Париже
Музей Пабло Пикассо в Париже — один из важнейших культурных центров Европы, привлекающий не только фанатов творчества Пикассо, но и обычных туристов, прежде не знакомых с работами художника. Музей впервые открылся для широкой публики в 1985 году, в старинном особняке Сале (Hôtel Salé).
С 2009 по 2014 год музей находился на реставрации. В то время пока велись ремонтные работы, часть коллекции (195 экспонатов) выставлялась по всему миру — от Мадрида до Токио.
Музей Пикассо в Париже — не единственный в своем роде. В мире есть еще несколько музеев, включая музей в Барселоне и в родном городе художника — Малаге.
Цена билетов в музее Пикассо в Париже на 2021 год
Обычная цена — 14 €.
Сниженная цена — 11 € (сумма зависит от количества открытых выставочных площадей).
За аудиогида придется доплатить еще 5 €.
Бесплатный вход для следующих категорий посетителей:
- Инвалиды
- Несовершеннолетние (до 18 лет)
- Жители стран EEA (временные или постоянные) в возрасте 18–25 лет
- Члены ICOM и AICA
- Журналисты
- Носители Paris Museum Pass
Часы работы
Со вторника по пятницу: с 10:30 до 18:00.
С субботы по воскресенье: с 9:30 до 18:00.
Во время французских школьных каникул: со вторника по воскресенье, с 9:30 до 18:00.
Попасть внутрь музея можно только до 17:00.
Музей не работает по понедельникам, а также 25 декабря, 1 января и 1 мая.
24 декабря и 31 декабря двери музея открыты с 9:30 до 17:00
Экспозиция
Коллекция музея отражает все периоды творчества художника, от классики до авангарда, и имеет поистине грандиозные масштабы — более пяти тысяч произведений искусства, включая рисунки, скульптуры из дерева и металла, картины, предметы из керамики, рисунки, тетради и гравюры. Примечательно, что многие из выставленных работ были написаны уже после семидесятилетия художника.
В музее также хранятся работы из личной коллекции Пикассо, за авторством уже других мастеров изобразительного искусства (Ренуара, Сезанна, Дега, Руссо, Серата, Чирико и Матисса). В коллекции представлены Иберийские скульптуры из бронзы и ряд произведений африканского искусства, которые как известно очень вдохновляли Пикассо. Большая часть работ собрана в хронологическом порядке, но есть и несколько тематических выставок.
Среди экспонатов можно найти фотографии, рукописи, газетные вырезки и другие вещи, которые позволяют больше узнать о жизни и творческом пути художника. Второй этаж в музее Пикассо отдан под временные экспозиции и гравюры. Третий этаж занимают библиотека и архивная комната для исследований.
О художнике
Родился Пикассо на южном побережье Испании, в Малаге. Однако наиболее длительное время он прожил в Барселоне, а после чего перебрался в Францию. Именно поэтому в Париже был открыт один из музеев, в котором хранится великое наследие художника — тысячи полотен, рисунков и гравюр.
Помимо картин он создавал скульптуры, работал с керамикой, занимался графикой. Особую известность Пикассо обрел как один из основателей кубизма — нового направления в изобразительном искусстве XX века.
Работы Пикассо часто подразделяют на периоды: Синий Период (1901–1904), Период Розы (1904–1906), Период влияния Африки (1907–1909), Аналитический кубизм (1909–1912) и синтетический кубизм (1912–1919). Большая часть работ Пикассо конца 1910-х и начала 1920-х годов выполнена в неоклассическом стиле, в середине же 1920-х годов чаще всего преобладал сюрреализм. Поздние работы часто сочетают в себе элементы его более ранних стилей.
По данным экспертов, Пабло Пикассо признан самым «дорогим» художником на планете. В одном только 2008 году официально распроданы работы на сумму 262 миллиона долларов. В 2015 году с молотка ушла картина «Алжирские женщины (версия О)», приобретенная за рекордные 179 миллионов долларов.
В 2009 году, по опросу более миллиона читателей газеты The Times, Пабло Пикассо признали лучшим из живописцев за последние сто лет.
Здание музея
Коллекция знаменитого кубиста размещена в роскошном особняке (Hôtel Salé), построенном между 1656 и 1659 годами, по проекту малоизвестного архитектора Жана Булье де Бурже. Особняк находится в самом центре Парижа, на улице Торини, район Маре.
В 1964 Hôtel Salé был выкуплен парижскими властями, а в 1968 году получил статус исторического памятника.
В 1985 году Бруно Фукарт описывал Сале как «самый грандиозный, необычный, если не самый экстравагантный из всех парижских домов XVII века». До того, как здесь появился музей, здание редко было «заселено», а вместо этого сдавалось в аренду различным частным лицам и учреждениям.
Сале является типичным зданием в стиле итальянского барокко. Архитектура ассиметричная: фасад, выходящий на внутренний двор, разделен на две части поперечным крылом, отделяющим главный двор от заднего. Главный фасад дома богато декорирован и украшен скульптурами (сфинксы и амуры).
Главным архитектурным шедевром в особняке Сале является центральная лестница, недавно восстановленная в своем первоначальном облике. Её конструкция разработана в соответствии с проектом Микеланджело, составленного им для лестницы в библиотеке Лаврентия во Флоренции.
Оформление лестницы трудно оставить без внимания — орлы, держащие молнию, амуры с гирляндами, коринфские пилястры и различные божества.
Как добраться до Музея Пикассо в Париже
Музей находится по адресу: 5 rue de Thorigny, 75003 Париж, Франция.
Ближайшие станции метро:
- 1 Saint-Paul
- 8 Saint-Sébastien-Froissart
- 8 Chemin Vert
Автобусные маршруты:
- № 20: Saint-Claude or Saint-Gilles Chemin Vert
- № 29: Rue Vieille Du Temple
- № 65: Rue Vieille Du Temple
- № 75: Archives — Rambuteau
- № 69: Rue Vieille du Temple — Mairie 4e
- № 96: Bretagne
Быстро и с комфортом можно добраться, заказав такси через приложение для телефона — LECAB, G7, LeCab, Mob1Taxi и другие.
Можно также воспользоваться услугами автоматизированного велопроката Vélib’.
Источник