- Виды гитарных строев
- Содержание
- Классический строй и его вариации
- EADGBE — классический строй
- Вариация первая — DADGBE
- Вариация вторая — DADGBD
- Вариация третья — DADGAD
- Дропы и каподастр
- Шаг первый — D#G#C#F#A#D#
- Шаг второй — CGCFAD
- Шаг третий — BF#BEG#C#
- Каподастр
- Открытые строи
- Открытый ре мажор Open D — DADF#AD
- Открытый ре минор Open D Minor — DADFAD
- Открытый соль мажор Open G — DGDGBD
- Модальный строй соль Modal G — DGCGCD
- Открытый соль минор Open G Minor — DGDGA#D
- Открытый ля мажор Open A — EAEAC#E или EAC#EAE
- Открытый до мажор Open C — CGCGCE или CGCGGE
- Каким бывает строй гитары?
- Что это такое?
- Обозначения
- Обзор видов для 6-струнной гитары
- Стандартный
- Дроп-строи
- Открытые
- Альтернативные
- Пониженный
- Повышенный
- Строй 7-струнной гитары
- Строй других гитар
- Как проверить?
Виды гитарных строев
Кроме обычного способа настроить гитару существуют альтернативные строи.
Они нужны гитаристам, чтобы разнообразить исполнение и добиться необычного или мощного звучания, а еще для упрощения расстановки пальцев во время игры. Если возникли проблемы с процессом настройки, на нашем сайте есть об этом отдельная статья.
В этой статье строй будет указываться от шестой струны к первой. Некоторые настройки так легче запомнить.
Содержание
Классический строй и его вариации
EADGBE — классический строй
Общепринятый строй, еще называемый “испанским”, в нем чаще всего пишут песни. Как пример рассмотрим Ed Sheeran – Shape of you. Эд играет эту песню именно в классическом строе.
Вариация первая — DADGBE
Среди гитаристов называется дроп-D, так как шестая струна опускается на тон до ноты ре. В нем квинтаккорды (power chords) зажимаются одним пальцем, поэтому дроп-D часто используется в рок-музыке.
Превращается в это:
Stockholm Syndrome группы Muse играется в этом строе.
Вариация вторая — DADGBD
Также носит название Double drop-D, похож на предыдущий, но первая струна опускается на тон вниз. В нем удобно играть партии через повторяющуюся ноту ре, как на шестой, так и на первой струне. В композиции Circus For A Psycho от Skillet основной рифф играется в этом строе.
Вариация третья — DADGAD
Среди гитаристов так и называется “дэдгэд”, часто используется в фолк музыке из-за удобства в подражании волынке и ситару. В открытых струнах не образуется терции, поэтому этот строй и не мажорный и не минорный, а модальный. Первая, вторая и шестая струны опускаются на тон. White summer группы Yardbirds играется как раз так.
Дропы и каподастр
Далее рассмотрим строи, образованные равномерным изменением всех струн от классического строя и его вариаций. Движение вниз добавляет “тяжести” звучанию. Вокалисту может быть удобнее петь. С понижением строя лучше перейти на более толстые струны, их натяжение уменьшится и будет неудобно играть.
Шаг первый — D#G#C#F#A#D#
Он же half-step-down, “полшага вниз”. Все струны равномерно опускаются на полтона.
Guns`n`roses играют свою классическую Sweet Child O`mine чуть ниже, чем могло бы показаться.
Шаг второй — CGCFAD
Популярный в металле и тяжелом роке drop-C. Практически всегда используется именно такой строй, все струны на тон вниз и шестая еще на тон, т.е. один тон вниз от drop-D. Два первых альбома группы System of a Down сыграны в drop-С. Например, песня Toxicity с одноименного альбома.
Шаг третий — BF#BEG#C#
Еще на тон ниже предыдущего, он же drop-B. Еще тяжелее и агрессивнее. Slipknot в своих первых альбомах использовали этот строй. Wait and bleed не исключение.
Строи ниже здесь рассматривать не будем, так как в современной музыке для еще большего понижения используются гитары с дополнительными струнами, 7-, 8-, 9-струнные.
Каподастр
Для повышения строя гитару перестраивают очень редко, для этого используют каподастр, который равномерно зажимает все струны.
Это создает подвижный порожек, и, если надо сыграть песню в другой тональности, например, для удобства вокалиста, достаточно сдвинуть каподастр на нужный лад.
Например, Scarborough fair в исполнении Simon and Garfunkel играется с каподастром на седьмом ладу, что образует строй BEADF#B на 3,5 тона выше классического.
Открытые строи
Открытый строй – это настройка всех струн не по интервалам, а по нотам какого-либо аккорда.
Такие строи часто применяются в фолк-музыке и при игре слайдом – обычно металлическим или стеклянным цилиндром, который надевают на палец левой руки. Его двигают вдоль струн в качестве “передвижного” лада.
Рассмотрим некоторые часто используемые открытые строи.
Открытый ре мажор Open D — DADF#AD
Мы уже разобрали строй DADGAD как вариацию классического строя. Опустим третью струну еще на полтона – получаем ноты аккорда ре мажор.
Для примера возьмем композицию гитариста Alain Johannes – Make God Jealous.
Открытый ре минор Open D Minor — DADFAD
Опустим третью струну еще на полтона, попадем в ре минор, более “грустный” аккорд. Оценим изменения в звучании с помощью песни Wine and Roses от John Fahey.
Открытый соль мажор Open G — DGDGBD
Вернем вторую и третью струны в классический строй, но опустим пятую на тон – мы переходим в соль мажорный аккорд. Этот строй использован Джимми Пейджем в композиции Bron-Y-Aur Stomp в составе группы Led Zeppelin.
Модальный строй соль Modal G — DGCGCD
Этот строй имеет те же особенности, что и рассмотренный выше модальный строй ре (DADGAD), в нем удобно играть и мажорные и минорные песни.Джимми Пейдж использовал и такой строй. Он вообще использовал много нестандартных строев и был их популяризатором. Например, Rain song в совместном исполнении с Робертом Плантом.
Открытый соль минор Open G Minor — DGDGA#D
Опустив вторую струну на полтона, мы формируем из открытых струн минорный аккорд соль. Он использован в композиции Mist-Covered Mountains of Home гитариста John Renbourn и подражает лютне.
Открытый ля мажор Open A — EAEAC#E или EAC#EAE
Существует два варианта настройки. В первом случае мы поднимаем на тон вторую, третью и четвертую струны, формируя мажорный аккорд ля.
Во втором случае опускаем вторую струну на тон, третью на полтора тона, четвертую струну на полтона. Этот вариант часто встречается в композициях дельта-блюза, одного из самых ранних блюзовых течений.
Роберт Джонсон в песне Crossroads Blues использует слайд для игры в этом строе.
Открытый до мажор Open C — CGCGCE или CGCGGE
Шестая, пятая и четвертая струны повторяют drop-C, вторая струна поднята на полтона (или опущена на два тона), третья и первая – как в классике.
В этом строе написана песня Криса Корнелла Burden In My Hand, исполненная Soundgarden.
Существует еще множество более редких вариантов настройки. Ничто не мешает настроить музыканту инструмент так, как ему хочется или необходимо.
Приходите к нам, и мы научим вас играть на гитаре и находить нестандартные решения музыкальных проблем.
Источник
Каким бывает строй гитары?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Струны любых струнных музыкальных инструментов, в том числе и разных видов гитар, настраиваются особым образом. Часто изобретатели или новаторы брали за основу какие-либо звуковые интервалы между соседними струнами (например, кварты, квинты, терции, сексты в чистых, уменьшенных или же увеличенных видах). В результате музыкальный инструмент принимал только ему присущий звуковой комплект струн, который называется «строй» (гитарный, балалаечный, виолончельный и так далее).
Однако на гитарах нередко стандартный (эталонный) строй либо частично видоизменяется, либо его вообще меняют на другой с целью расширения диапазона, удобства игры и по другим соображениям. В данной статье рассмотрены виды строя шестиструнной, семиструнной и других типов гитар.
Что это такое?
Гитарным строем называется высота звучания открытых струн в настроенном состоянии.
Открытыми считаются свободные струны, когда их не прижимают пальцами на ладах грифа.
В связи с тем, что настройка гитары, по сути, не является каким-либо фиксированным вариантом закрепления струн на одном звуке навсегда, то музыканту предоставляется возможность при необходимости изменить звук любой струны на другой вращением колка.
Правда, каждая струна инструмента имеет свой калибр (толщину), поэтому размах допустимого изменения высоты любой из них имеет небольшую вариацию — максимум тон на понижение или повышение.
- При большем понижении высоты качество звучания ослабленной стандартной струны ухудшается, могут появиться биения о порожки ладов.
- При чрезмерном повышении высоты звучания струны сверх стандарта имеется риск не только её разрыва, но и отрыва нижнего порожка, деформации грифа и даже повреждения корпуса инструмента.
Именно по последним причинам запрещается на классической гитаре, рассчитанной только на синтетические струны, применять металлические, имеющие значительно большую силу натяжения.
Следует отметить, что в отдельных случаях на акустических и электрогитарах с металлическими струнами настройку делают ниже стандарта на 2 тона и более. Но для этого комплект струн меняют на более толстые.
Гитарный ряд музыкальных инструментов подразделяется в первую очередь на типовые модели по признаку количества струн:
- семиструнные;
- шестиструнные;
- пятиструнные;
- четырёхструнные.
Каждая из перечисленных моделей инструмента имеет свой стандартный строй, но в любой момент может перестроиться в другой в пределах возможного по натяжению струн. Самыми распространёнными являются шестиструнные гитары — классические, акустические, полуакустические и электрогитары, у которых струны настраиваются на один и тот же строй — классический (испанский).
Обозначения
Обозначение строя обычно имеет буквенный вид. Например, для 6-струнной гитары в классическом строе это выглядит так: EADGBE. Буквы латинского алфавита обозначают звуки соответствующих струн. В нашем примере буква E — шестая струна, стандартно настраиваемая на ноту «ми», A — пятая струна («ля»), D — четвёртая струна («ре»), G — третья струна («соль»), B — вторая струна («си»), E — первая струна («ми», как и шестая).
Буквы взяты не случайным образом, а соответствуют буквенным обозначениям нот основного звукоряда в нотной грамоте:
- До — C;
- Ре — D;
- Ми — E;
- Фа — F;
- Соль — G;
- Ля — A;
- Си — B.
Семь нот звукоряда обозначены буквами латинского алфавита. Это — международный стандарт. Буквенное обозначение звуков чаще всего используется для записи видов аккордов, указания тональности, а также и определения строя музыкальных инструментов (и не только струнных).
Применение электронных тюнеров для настройки разных видов инструментов иногда требует знания и иных обозначений. Например, для 6-струнной гитары в некоторых видах приборов приходится к букве звука каждой струны добавлять цифры в таком порядке: E2A2D3G3B3E4. Цифры здесь обозначают октавы, в которых должны звучать звуки струн: 2 — большая октава, 3 — малая октава, 4 — первая октава.
Если не выставить нужную цифру, то электронный настройщик не сможет понять, на какую ноту следует настраивать струну.
В тех случаях, когда перестройка гитарного строя или отдельных струн происходит на полутон, то в обозначении такой настройки возможны знаки альтерации — диез (#) либо бемоль (b): EADG#BE, EADGBbE.
Имеются и другие обозначения для строя струнных инструментов, но вряд ли они пригодятся для гитариста, начинающего свой музыкальный путь. А опытному музыканту даже тюнер не так важен, если со слухом всё в порядке.
Обзор видов для 6-струнной гитары
Теперь стоит ознакомиться с тем, на какой строй чаще всего любят подстраивать свои гитары музыканты, играющие на разных видах шестиструнной гитары, и почему.
Стандартный
Обычный строй 6-струнной гитары, называемый «классическим» (или «испанским»), не является единственным видом стандартной настройки.
Любой другой строй, выполненный по такому же принципу, что и классический (с таким же интервальным соотношением между соседними струнами), тоже считается стандартным.
Если, например, понизить все струны, имеющие нормальную — испанскую — настройку, на 2 тона, то в результате получится стандарт C. Для получения стандарта D необходимо все струны понизить на 1 тон.
Следует особо отметить строй баритон-гитары: BEADF#B. Он тоже является стандартным, так как от классической настройки находится на 2,5 тона ниже по всем струнам. Естественно, струны в комплекте отличаются своей толщиной. Этот инструмент является переходным от обычной гитары к бас-гитаре.
При повышении звучания струн на полутон результатом будет стандарт F. Правда, в этом случае лучше не трогать настройку открытых струн, а поставить каподастр на I лад грифа.
Дроп-строи
Здесь имеются 3 варианта гитарного строя.
- Drop D — понижение 6-й струны на 1 тон, все остальные струны находятся в классической настройке: DADGBE;
- Double Drop D — двойной дроп D, в котором на 1 тон понижают не только шестую струну, но и первую: DADGBD;
- Drop C — понижение 6-й струны на 2 тона от стандартной ноты E, а всех остальных — на 1 тон: CGCFAD. Популярен среди музыкантов, играющих хард-рок.
Низкий строй придаёт звуку инструмента больше «тяжести». Drop D часто используется и в классической гитаре для игры в некоторых тональностях, например, в Ре-мажоре. При настрое на двойной дроп D, кроме перечисленных преимуществ, можно отметить факт того, что значительно облегчается игра арпеджио. Последний вариант особенно любим рок-музыкантами в стиле металла.
Открытые
Открытый строй означает настройку всех струн гитары на определённый аккорд. Такой строй обозначается словом «Open» с добавлением основного тона получаемого аккорда.
Распространены следующие настройки:
- Open D — блюзовый вариант настройки, популярен также и среди исполнителей народной музыки: DADF#AD;
- Open G — вариант, приглянувшийся любителям шансона: DGDGBD;
- Open C — в открытом виде струны звучат аккордом До-мажор: CGCGCE.
Открытые строи имеют преимущества при исполнении произведений, в которых много аккордовых созвучий — в такой настройке баррэ брать проще, а также удобны и другие аккордовые построения.
Альтернативные
Если испанский строй является стандартным, а принцип его построения — основой для других стандартов, то выходит, что уже рассмотренные Drop D, Double Drop D, Drop C и любой из открытых можно считать альтернативными настройками. Они создавались по принципам, отличным от классического.
Список альтернативных настроек на этом не заканчивается, но, по сути, каждый гитарист может позволить себе эксперименты с настройкой шестиструнного инструмента, чтобы изобрести собственный нестандартный нотный строй — удобный для игры и красивый по звучанию.
Но будет лучше, если слишком часто перестройку гитары не производить — её детали от этого изнашиваются.
Пониженный
При пониженных настройках (например, Drop и стандартов) в пределах 1 тона обычно обходятся ослаблением стандартных струн. При изменении звучания ещё ниже необходимо менять струнный комплект на более толстый.
Повышенный
В этом случае также допустимо изменить высоту звука на 1 тон. Если этого недостаточно, тогда следует приобрести более тонкий калибр струнного комплекта. Ещё один — очень правильный — вариант заключается в использовании каподастра.
Строй 7-струнной гитары
Имеется 2 основных строя семиструнок: русский и цыганский.
- Русская 7-струнка настраивается на следующий классический вид: DGBDGBD. Первая струна звучит нотой «ре» первой октавы. Получается G-мажорный открытый строй.
- Цыганская гитара имеет такую настройку (начиная с седьмой струны): DGBbDGBbD. В результате — G-минорный аккорд.
Отличие в настройках этих гитар заключается в тональности их строя: мажорный у русской, минорный у цыганской.
Строй других гитар
Из четырёхструнных гитар можно упомянуть:
- португальскую гитару cavaquinho (кавакиньо), настраиваемую на следующие звуки (начиная с самой толстой): CGAD;
- бразильскую разновидность кавакиньо, имеющую другой вид настройки: DGBD;
- гавайскую гитару укулеле со своей настройкой: GCEA (где G — малая октава, а все остальные звуки — первая октава);
- бас-гитару, которая стандартно настроена на те же ноты, что и 6-я, 5-я, 4-я, 3-я струны у обычной акустической гитары, но только на октаву ниже: EADG.
Из пятиструнных гитар наиболее популярна бразильская гитара baiana со строем CGDAE. Нередки сейчас и пятиструнные бас-гитары: BEADG. У шестиструнной модели басового инструмента настройка следующая: BEADGC. Указаны стандартные настройки, которые нередко изменяют на различные дроп-строи.
Как проверить?
Чтобы узнать строй любого струнного инструмента, в том числе и гитары, необходимо проверить звучание каждой его струны.
Легче всего это сделать с помощью хроматического педального тюнера.
Хроматический прибор в автоматическом режиме может сразу определить нужный музыкальный звук и вывести на дисплей его характеристику: название ноты в буквенном обозначении и номер октавы. Например, первую струну шестиструнной гитары, настроенную на стандарт, он покажет как E4. Это означает ноту «ми» первой октавы. Шестая струна обозначится E2 — нота «ми» большой октавы.
При настройке гитары и игре на ней важно помнить, что её партия пишется в скрипичном ключе, но звучит она на октаву ниже написанных нот. Это делается для удобства чтения нот для гитары. В ином случае нотный текст выглядел бы очень сложно — с множеством дополнительных линеек под нотным станом.
Источник