- Септаккорды на гитаре
- Септаккорды. Теория и аппликатуры
- Аппликатуры септаккордов на гитаре по системе CAGED
- Азы септаккордов
- Малый мажорный или «доминантовый» септаккорд
- Большой мажорный септаккорд
- Малый минорный септаккорд
- Преобразуйте знакомые аппликатуры трезвучий в септаккорды
- Аккорд C на гитаре: До мажор во всех позициях – 32 аппликатуры
- Строение аккорда
- Аппликатуры в позициях
- Открытая позиция (I, II и III лад)
- III позиция
- V позиция
- VIII позиция
- X позиция
- XII позиция
- В широком расположении
- Построение трезвучия на трёх струнах
- Какие аккорды в тональности До мажор
- Песни в До мажоре
Септаккорды на гитаре
Продолжаем обучение игре на гитаре. Сегодня публикую ещё один пост об аккордах для гитары. В нём Вы познакомитесь с септаккордами.
Сначала немного ознакомимся с музыкальной теорией, а потом уже посмотрим сами аккорды. До этого мы рассматривали тонические мажорные и минорные аккорды. Также их называют трезвучиями потому, что состоят они из трёх нот. Сделаю пояснение, что поскольку на гитаре 6 струн, то когда мы зажимаем аккорд, то на всех струнах гитары (которые используются в этом аккорде) должны звучать только эти три звука из аккорда. Вспомним наш разговор о теории музыки и, например, рассмотрим аккорд До Мажор [С], который состоит из трёх нот – до, ми и соль. Это первая, третья и пятая ноты в гамме.
Септаккорд – это мажорный или минорный аккорд, к которому добавляется ещё одна нота, которая в гамме является седьмой. Получается, что этот аккорд состоит из четырёх нот. Интервалом от первой до последней ноты аккорда в нём является септима (то есть 7 тонов). Поэтому в обозначении этого аккорда присутствует цифра семь. Для До Мажора [С] седьмой ступенью будет нота Си.
Всё, что я рассказал выше, наверное, будет сходу сложно понять начинающему музыканту, но это является основой теории музыки. Дальше мы посмотрим, как септаккорды зажимаются на гитаре, и вы поймёте, что здесь нет ничего сложного.
Источник
Септаккорды. Теория и аппликатуры
В третьей части статьи «Теория музыки для полных нулей» я в общем коснулся темы септаккордов. Какими они бывают, что из себя представляют. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Разберем аппликатуры, правила построения и другое. Аппликатуры буду давать по системе CAGED, то есть опять же рассмотрим всего 5 основных форм, чтобы знать аппликатуры более сотни септаккордов. Интригующе? Тогда начнем!
Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Основу септаккорда составляет трезвучие, к которому добавляется седьмая ступень — септима.
Так как трезвучий бывает 4 вида, а септимы делятся на большие и малые, то возможных комбинаций может быть 8. Но в рамках данной статьи мы рассмотрим лишь 5 самых распространенных и используемых видов септаккордов:
- мажорный септаккорд (1-3-5-7) Большое трезвучие + большая септима;
- минорный септаккорд (1-b3-5-b7) Малое трезвучие + малая септима;
- доминант септаккорд (1-3-5-b7) Большое трезвучие + малая септима;
- полууменьшенный септаккорд (1-b3-b5-b7) Доминантовый септаккорд с пониженной квинтой;
- уменьшенный септаккорд (1-b3-b5-bb7) Уменьшенное трезвучие + большая секста;
Септаккорды содержат в себе септиму, то есть диссонанс, поэтому их звучание более насыщенное и нестандартное. Такие аккорды могут внести нехилое разнообразие в гитарную партию.
Аппликатуры септаккордов на гитаре по системе CAGED
На рисунке выше представлены аппликатуры аккорда от ноты G (соль) в пяти аккордовых формах по системе CAGED. Цифрами в квадратах указаны номера ступеней. Первая ступень — тоника (G) Чтобы получить септаккорды от других нот, нужно сдвинуть эти аппликатуры влево или вправо по грифу. Например, чтобы получить септаккорда от ноты A (Ля) нужно подвинуть вправо на 2 лада (тон), чтобы тоники располагались на ладах с нотой A (Ля). Более подробно о системе CAGED, читайте в этой статье: Как легко выучить более сотни аккордов. Система CAGED.
Таким образом, выучив по 5 форм для каждого типа септаккорда, вы знаете 12 (количество возможных нот) х 5 (количество форм аккордов) х 5 (количество типов септаккордов) = 300 аппликатур септаккордов.
Запомнив эти аккордовые формы один раз, вы можете брать необходимый вам септаккорд от любой ноты на грифе. Рекомендуется к запоминанию и отработке!
Источник
Азы септаккордов
Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов. Итак, вы знакомы с основными мажорными и минорными трезвучиями (типа Am или D), а любые цифры после обозначения аккорда (7, 9, 11 и так далее) вам пока непонятны.
Основная концепция септаккордов достаточно проста: число после обозначения аккорда указывает звук, который должен быть включён (добавлен) в базовое трезвучие для формирования более красочной гармонии.
Если вы видите цифру 7, это означает, что в дополнение к нотам (звукам) трезвучия вы должны добавить звук септимы, взятой от основного тона аккорда. Или, если вам проще считать в обратном направлении, просто сделайте шаг вниз (на целый тон или на полтона, в зависимости от обстоятельств) от основного тона аккорда.
Наиболее распространенными типами септаккордов являются малый мажорный («доминантовый»), большой мажорный, малый минорный, полууменьшённый и уменьшённый. Здесь мы поговорим о первых трёх типах, и как они устроены.
Малый мажорный или «доминантовый» септаккорд
Если вы видите семёрку после имени аккорда без любых других дополнительных обозначений, это малый мажорный септаккорд — мажорное трезвучие с добавленной малой септимой. Его часто называют даже просто «септаккорд» или «септ», и обозначают цифрой 7 после имени основного тона, например — F7.
Чтобы построить такой аккорд, возьмите любое мажорное трезвучие и добавьте малую септиму от его основного тона. Самый простой способ найти малую септиму — сделать шаг на целый тон вниз от основного тона. Таким образом, если основной тон F, целый тон вниз — это Eb, а аккорд F7 будет состоять из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).
Большой мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд — это мажорное трезвучие, которое включает в себя большую септиму. Самый простой способ найти большую септиму — опуститься вниз на полтона от основного тона аккорда. Если основной тон F, то полтона вниз — это E. Аккорд Fmaj7 (также иногда обозначается FM7 или F∆7) состоит из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и E (большая септима).
Малый минорный септаккорд
Чтобы получить малый минорный септаккорд, добавьте малую септиму в минорное трезвучие. Аккорд Fm7 (также иногда обозначается F-7) содержит звуки F (основной тон), Ab (малая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).
Преобразуйте знакомые аппликатуры трезвучий в септаккорды
Здесь мы не ставим цели полностью систематизировать все возможные аппликатуры трезвучий и септаккордов (их довольно много), поэтому приведём лишь несколько примеров, которые помогут прояснить основные принципы.
- Для начала полезно осознать, что минорное трезвучие может быть легко построено из его мажорного аналога просто опусканием терции вниз на полтона.
- Вторым полезным приёмом будет замена удвоенного основного тона в аппликатуре трезвучия на септиму. Если основной тон в аппликатуре взят дважды, один из этих звуков (тот, который находится не в басу), может быть опущен на полтона или тон, превратившись в септиму аккорда.
Все аккордовые схемы ниже приводятся без указания номеров ладов, так как они могут быть взяты на любом ладу. Основной тон аккорда здесь всегда расположен на шестой струне и определяет название аккорда. Таким образом, например, если у вас на шестой струне взята нота фа, вы взяли аккорд F, Fm, F7, Fm7 или Fmaj7, и тому подобное.
Итак, первый приём: превращение мажорного трезвучия в минорное. На рисунке ниже терция аккорда расположена на третьей струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем минор из мажора.
Превращаем мажорное трезвучие в малый мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.
Превращаем мажорное трезвучие в большой мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.
Превращаем минорное трезвучие в малый минорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из минорного трезвучия.
Источник
Аккорд C на гитаре: До мажор во всех позициях – 32 аппликатуры
Как-то Боб Дилан сказал, что тональность До мажор – это сила, но также и тональность сожаления. А какие чувства, эмоции у вас вызывает До мажор? Как бы то ни было, а эта тональность, и собственно сам аккорд C, аппликатуры которого мы будем разбирать, почитаемы, уважаемы и любимы многими музыкантами. И кстати, ещё со времён венских классиков. Например, у Йозефа Гайдна 20 симфоний из 104 в До мажоре.
Далее в статье – как играть аккорд До мажор на гитаре во всех позициях: стандартные и упрощённые формы, с баррэ и без баррэ, аппликатуры с открытыми струнами, в широком расположении. Во всём этом многообразии C пригодится в любом стиле, в любой музыкальной форме. И в первую очередь, конечно же, – для того чтобы играть на гитаре любимые песни.
Итак, начинаем. От первых ладов к двенадцатому, и далее – все позиции аккорда C на гитаре, все варианты. Вы не только увидите в разных ликах великий и могучий До мажор в аккордовых сетках, но и услышите. Аудиопримеры на акустической гитаре прилагаются. И в качестве дополнения – какие есть аккорды в тональности До мажор и песни в C.
Строение аккорда
Трезвучие До мажор состоит из следующих звуков:
- До (С) – основной тон;
- Ми (E) – большая терция;
- Соль (G) – малая терция от ми, или квинта от основного тона До.
На гитаре в аппликатурах С (на разных ладах), наиболее часто используемых в аккомпанементе, звуки аккорда удваиваются, а иногда и утраиваются.
Например, форма в «нулевой» позиции: удваивается до (основной тон) и ми (большая терция).
О том, как строить мажорное трезвучие от звука До (по три звука) в разных аппликатурах, поговорим во второй части этой статьи.
Аппликатуры в позициях
Открытая позиция (I, II и III лад)
«Лесенка» на первых ладах – с этой формы многие гитаристы начинают знакомиться с C, да и вообще с аккордами на гитаре в открытой позиции.
Схема в виде сетки и фото До мажора:
На всякий случай! Для тех, кто не знает обозначение – как ставить пальцы по аккордовой сетке: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.
Извлекать звуки аккорда не обязательно, как в аудиопримере. Можно просто сделать удар, использовать любой бой, перебор. Как вам больше нравится.
Как как играть аккорд C:
- 1-ая и 3-ая струна – открытые, не прижимаются. 6-ая – не звучит.
- указательный – 2-ая струна на 1-ом ладу;
- средний – 4-ая струна на 2-ом ладу;
- безымянный – 5-ая струна на 3-ем ладу.
Разновидность «лесенки» чуть посложней – аккорд C до мажор с басом G (соль): звучит мощней, насыщенней в нижнем регистре.
- на верхних 2-ой и 4-ой без изменений;
- а 5-ую струну на 3-ем ладу нужно прижать мизинцем;
- безымянным – бас G – 3-ий лад на 6-ой.
«Лесенка» с G (соль) на первой струне: красивый мелодический оттенок, можно использовать в связке перед переходом с аккорда С на G. К основной аппликатуре добавляем лишь мизинец: 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу.
III позиция
Аккорд до мажор – баррэ на 3 ладу. Стандартная форма, довольно распространённая. Но не совсем удобная, из-за того что нужно размещать три пальца на одном ладу и брать баррэ.
- Указательный палец прижимает с 5-ой по 1-ую на 3-ем ладу, 6-ая не звучит.
- На 5-ом ладу: мизинец – на 2-ой струне, безымянный – на 3-ей, средний – на 4-ой.
Упрощённая форма – на основе аппликатуры с баррэ на 3-ем ладу.
Указательный палец прижимает только 5-ую струну. 1-ая не звучит. А безымянным на 5-ладу прижимаются 2-ая, 3-ая и 4-ая. Такое мини-баррэ поначалу может показаться сложным. Но как показывает практика, сравнительно с классическим баррэ С на 3 ладу, такой вариант аппликатуры легче, удобней.
Без басовых струн – тоже упрощённая аппликатура, без баррэ.
- На 3-ем ладу: указательным – только 1-ая струна.
- басовые не звучат.
Аккорд до мажор на гитаре с открытыми струнами в III позиции. Оригинальный, переливчатый оттенок. Может хорошо прозвучать и на электрогитаре с эффектом овердрайв (лёгким перегрузом). И ещё преимущество этой аппликатуры – не нужно в позиции использовать баррэ.
- указательный – 5 струна, 3-ий лад.
- на 5-ом ладу: мизинец – на 2-ой струне, безымянный – на 4-ой.
- 1-ая и 3-ая открытые.
V позиция
Баррэ на 5 ладу – C в форме аккорда G в открытой позиции. Вот в таком основном виде используется не так уж и часто. Довольно сложная аппликатура. Разве что, если только с каподастром играть в V позиции. Но мы рассмотрим эту форму для ознакомления – на её основе используются более простые варианты C. Которые, конечно же, мы тоже изучим.
- Баррэ – без 6-ой на 5-ом ладу.
- Безымянным – 6-ая струна, 8-ой лад.
- Средним – 5-ая струна, 7-ой лад.
- Мизинцем – 1-ая струна, 8-ой лад.
Основная форма, но без первой струны. Немного матовое звучание в отсутствие верхнего звука аккорда.
- Мизинцем прижать 6-ую струну на 8-ом ладу.
- Безымянным – 5-ую струну на 7-ом ладу.
- Баррэ – указательным на 5-ом ладу, без басовых.
Без шестой струны. В басу звучит не основной звук, а терция (ми) – получается аккорд C/E.
- Безымянным нужно прижать 5-ую струну на 7-ом ладу.
- Мизинцем – 1-ую струну на 8-ом ладу.
- Указательным пальцем малое баррэ на 5-ом ладу.
C/G – без 6-ой и 5-ой струны. В басу квинта (соль). Распространённая аппликатура в роке, произведениях для классической гитары. Пожалуй, один из самых ярких примеров использования аккорда – вступление баллады Stairway to Heaven группы Led Zeppelin.
С – на 8-ом и 7-ом ладу с открытой 3-ей струной. Если хотите, это небольшой лайфхак 🙂 : чтобы взять До мажор в позиции и при этом не мучиться с баррэ или какими-либо другими сложными аппликатурами.
Почти также, как и берём аккорд G (аппликатура соль мажор) в открытой позиции:
- средним – 6-ая струна на 8-ом ладу;
- указательным – 5-ая на 7-ом ладу и подушечкой этого же пальца полностью приглушаем 4-ую струну, она не звучит в аккорде;
- 3-я открытая – не прижимаем, как есть; напомним по строению аккорда, что соль – квинта в трезвучии до мажор;
- безымянный – на 2-ую струну, 8-ой лад;
- и на 8-ом ладу 1-ая струна прижимается мизинцем.
VIII позиция
Стандартное баррэ на 8-ом ладу (форма E).
- Указательным – баррэ на 8-ом ладу.
- Безымянный – на 5-ую струну, 10-ый лад.
- Мизинец – на 4-ую, 10-ый лад.
- Средний – на 3-ую, 9-ый лад.
Упрощённый C в VIII позиции без баррэ – с соль в басу и открытой 1-ой струной. Лёгкий аккорд и звучит интересно.
- 6-ая не звучит.
- На 10-ый лад: мизинец – 4-ая струна, безымянный – 5-ая.
- Средним – 3-ю струну на 9-ом ладу.
- Указательный – на 2-ую, 8-ой лад.
- 1-ая струна – открытая звучит, не прижимается.
С 3-ей и 1-ой открытой струной. Аппликатура похожа на предыдущую. И, конечно, не прижатые струны в сочетании со звуками аккорда в позиции создают оригинальный контраст.
Без 5-ой и 1-ой струны – аппликатура популярна у гитаристов, играющих рок, блюз, джаз. Эта схема также является упрощённой формой – без баррэ.
- Большой палец (в сетке обозначен буквой T) зажимает 6-ую струну на 8-ом ладу и приглушивает 5-ую (но если звуки аккорда извлекаются щипком, 5-ую можно не глушить).
- Указательный на этом же ладу (8) ставится на 2-ую струну.
- Средний – 9-ый лад, 3-я струна.
- Безымянный – 4-я струна на 10-ом ладу.
Без басовых – малое баррэ. Если в аранжировке требуется минимум звуков в басовом диапазоне – этот аккорд как нельзя лучше подойдёт.
- Указательным в VIII позиции прижимаются только 1 и 2-ая струны.
- Средний – на 3-ю струну, 9-ый лад.
- Безымянный – на 4-ую, 10-ый лад.
- 6-ая и 5-ая не используются в аккорде.
До мажор в VIII позиции с ми на первой струне. На вид и по ощущениям (как возьмёте на грифе) – это, конечно, сущее издевательство над пальцами 😉 Но почему эта аппликатура имеет право на существование? Она может прозвучать (и красиво!) в аккомпанементе в партии второй гитары. Кроме этого, её можно использовать как обыгровку – в связке с другими аппликатурами C в этой позиции.
X позиция
Форма D в X позиции. Если вы умеете играть ре мажор в открытой позиции, принципиально нового ничего не будет для вас в этой аппликатуре. И звучание характерное – но в верхнем регистре (всё-таки на 10-ом ладу!).
- Баррэ не требуется. Указательный – на 4-ю струну, 10-ый лад.
- Средний – ставится на 3-ю струну, 12-ый лад.
- Безымянный – 12-й лад, 1-ая струна.
- Мизинец – на 2-ю, 13-й лад.
Квинтаккорд + 1-ая открытая – вот и C в лёгкой аппликатуре. И звучит хорошо.
От основного тона до берём пауэр-аккорд. Первая – не прижимается. Басовые не звучат.
Вариант на основе формы D, но с 3-ей открытой. Постановка пальцев без сложностей, плюс к оригинальности. Можно играть перебором на фоне основной гитарной ритм-партии (например, на C в открытой позиции).
C/G – на баррэ. Если требуется соль в басу к До мажору в X позиции.
Указательным – баррэ на X ладу (без 6-ой). Остальным пальцам «поручается» – форма D.
XII позиция
Форма C из отрытой позиции повторяется в XII позиции. Но аккорд берётся приёмом баррэ.
Указательным нужно прижать 3, 2 и 1 струны, или же все струны кроме 6-ой. В двух вариантах – выберите какой удобней для вас. Остальные пальцы – в аппликатуру «лесенки», знакомой нам из открытой позиции.
С 3-ей открытой, чтобы не использовать баррэ. Она (третья струна) контрастирует, выделяется среди других звуков аккорда. А «лесенка» растягивается до 1-ой струны ;). Таким образом, можно создать интересное звучание в инструментальной аранжировке, гитарном дуэте.
C без баррэ в XII позиции. Что это значит? Просто берём До мажор как в первой позиции – постановка пальцев такая же, абсолютно. А баррэ на 12-ом ладу не прижимаем. Получается хитрая аппликатура.
C без баррэ в XII позиции с соль на первой струне. По аналогии – тоже переносим аккорд из открытой позиции, и при этом не используем баррэ.
В широком расположении
«В широком расположении» – это особый тип строения аккорда, когда звуки трезвучия отдаляются друг от друга на квинту, сексту. Такая «растянутая» структура придаёт мажорному аккорду прозрачное, торжественное звучание.
Играть нужно щипком, так как в аппликатуре, как правило, звучат только три или четыре струны. Разбирая аккордовые сетки, внимательно смотрите на обозначения – «крестиком» указано какие струны не звучат.
В VIII позиции:
Мизинцем нужно прижать 1, 2 и 3 струны. Верхний звук аккорда – ми (на 1-ой струне).
С основным звуком (до) на первой струне. Используется приём баррэ, но извлекать звуки только на обозначенных струнах.
Ещё две аппликатуры: верхний звук аккорда – соль.
В I позиции:
В V позиции:
Аппликатуры на три звука: квинта от С (до) + секста (ми):
в III позиции:
В X позиции:
Построение трезвучия на трёх струнах
Как уже и говорилось в начале статьи – основное трезвучие До мажор состоит из 3 звуков: до, ми, соль. Можно построить мажорный аккорд таким образом, чтобы его звуки находились на трёх струнах. Причём не только его основную форму, но и обращения (с терцией и квинтой в басу).
Такие аппликатуры тоже можно использовать в аккомпанементе, чтобы внести разнообразие в звучание: для мелодических связок, переходов между частями песни, в партии второй ритм-гитары, каких-то инструментальных аранжировках, риффах.
Как играется аккорд C на 6-ой, 5-ой и 4-ой:
На 5-ой, 4-ой и 3-ой:
На 4-ой, 3-ей и 2-ой:
На 3-ей, 2-ой и 1-ой:
Если обозначить все трезвучия в позициях на грифе, мы увидим аппликатуры уже знакомых нам аккордов.
Умение видеть на ладах звуки аккорда – весьма полезный навык. Пригодится не только в аккомпанементе, но и для соло.
Какие аккорды в тональности До мажор
Аккорды в тональности До мажор – это прежде всего аккорды, построенные на ступенях мажорного лада от звука до.
- I – C (до мажор)
- ii – Dm (ре минор)
- iii – Em (ми минор)
- IV – F (фа мажор)
- V – G (соль мажор)
- vi – Am (ля минор)
- vii dim – B dim (уменьшённый)
Гамма До мажор аккордами:
Именно эти аккорды, как правило, звучат в песнях, написанных в тональности До мажор. Они считаются основными относительно мажорного лада (если тоника, основной аккорд – С). Но кроме них в последовательности, конечно же, могут быть и другие аккорды. Например, не F, а Fm, не Am, а A или добавляются F#, Bb, B и др.
Песни в До мажоре
Песен в тональности До мажор огромное количество. Приведём лишь некоторые. От известных исполнителей:
- Оранжевое настроение – Чайф
- Ой-йо – Чайф
- Imagine – John Lennon
- Always Somewhere – Scorpions
- La Bamba – Ritchie Valens
- Let It Be – The Beatles
А ещё красивейшее произведение И.С. Баха – Прелюдия до-мажор.
Этот список вы можете продолжить самостоятельно. Либо составить свой – из песен любимых авторов. Дело вкуса.
Ещё об аккорде С с надстройками здесь.
Завершаем статью. Надеемся все изученные аппликатуры аккорда До мажор на гитаре вам пригодятся. И не только изученные… Пользуясь освоенными формами, попробуйте создать свои. Найдите свой аккорд С на гитаре с неповторимым звучанием – космическим, загадочным или просто тёплым. И не забудьте им поделиться в комментарии 😉 Фантазии и творчества!
Источник