- Части гитары и их названия
- Общее строение
- Голова грифа
- Корпус
- Назначение каждого элемента гитары
- Колковая механика
- Порожек
- Гитарные лады
- Накладка на гриф
- Ладовый порожек
- Обечайка
- Розетка
- Резонаторное отверстие
- Порожек (нижний)
- Подставка
- Нижняя кнопка (пуговица)
- Внутреннее устройство гитары
- О гитарных струнах
- Составные части гитары
- Изучаем акустическую гитару
- Форма корпуса
- Внутренние пружины
- Металлические и нейлоновые струны
- Гибридные наборы нейлоновых струн
- Декор
- Звукосниматель и усилитель
- В заключение
Части гитары и их названия
Составные части гитары начинают изучать еще на первых уроках. Эта информация нужна для того, чтобы новичок понимал принцип работы, умел ее правильно настроить. Несмотря на то что внешне инструмент выглядит просто, чтобы разобраться в его устройстве потребуется время.
Общее строение
Гриф, головка грифа, корпус составляют основу инструмента. Каждая из частей выполняет важную функцию, без которой играть было бы невозможно.
Грифы струнных инструментов изготавливают из древесных брусьев, которым придают нужную форму. Различают ладовые (лютня, гитара, балалайка), а также безладовые (скрипка, виолончель) грифы. В конструкции выделяются три части: головка, чтобы натягивать струны; лады, чтобы разделять звучащие ноты; пятка, чтобы крепить к корпусу.
При изготовлении используется два типа распила дерева:
- Радиальный – бруски выпиливают через сердцевину ствола, чем объясняется их однородность по структуре и цвету. Их отличает высокая износостойкость, а также устойчивость ко внешним воздействиям или деформации.
- Тангенциальный – при распиле не затрагивают сердцевину, поэтому получается волнистый рисунок, образованный годовыми кольцами. Такие грифы стоят дешевле, но они подвержены усушке, а также их чаще приходится подстраивать.
Есть несколько способов крепления пятки грифов к корпусу. Они могут крепиться на болты, вклеиваться при помощи эпоксидной смолы в специально вытесанную выемку или полностью вклеиваться в корпус гитары, т.е. проходить сквозь него.
Голова грифа
Головка грифа – это место, расположенное выше его верхнего порожка. Часто украшена резьбой, является продолжением грифа, которое немного расширяясь, отклоняется назад. Есть два продольных отверстия с валиками для накручивания струн. У головки нет определенной формы – все зависит от мастера, который ее делал.
Гриф и головку изготавливают из одной заготовки, которую распиливают под углом. Часть будущей головки переворачивают, а затем приклеивают с противоположной стороны от места спила. Таким образом, в середине головки остается шов, но его обычно прикрывает накладка.
Корпус
Корпус строится из трех элементов: верхней деки, нижней, обечайки. От формы и размеров зависит звучание. Чем объемнее корпус, тем громче звук. Характеристики зависят от профессионализма гитарного мастера, подобранных материалов, правильной обточки пружин.
Другие параметры корпуса тоже важны. Чем уже отверстие в нем, тем больше отражается низкочастотных звуков. Узкая талия способствует более высокому звучанию инструмента. Сбалансированность звука зависит от того, насколько нижняя часть симметрична верхней.
Назначение каждого элемента гитары
Для лучшего понимания внешнего устройства необходимо знать, как называются другие части гитары, какую функцию они выполняют
Справка! Чтобы перейти к настройке гитары, необходимо разбираться в названии, назначении каждого ее элемента.
Колковая механика
Служит для крепления струн, настройки инструмента. Бывает для металлических и нейлоновых струн. Различают колки для каждой струны или на единой планке, которые прикручиваются с каждой стороны.
Порожек
Верхний элемент, расположенный на грифе, служит опорой для струн. При изготовлении используют плотную древесину, кость или синтетические материалы.
Гитарные лады
Металлические профили, изготовленные из нейзильбера, латуни, стали. Служат для изменения тональности струн.
Накладка на гриф
Деталь, в которую вставляются лады. Подвержена риску протирания, поэтому используют прочный материал.
Ладовый порожек
Представляет собой верхнюю и нижнюю деталь, обеспечивающую необходимую высоту струн над грифом.
Обечайка
Боковая поверхность гитарного корпуса. Нередко ее материал соответствует материалу нижней деки.
Розетка
Орнамент вокруг резонаторного отверстия, составленный из разной древесины.
Резонаторное отверстие
Элемент, которым инструмент резонирует. Через него из корпуса гитары выходят звуковые колебания.
Делится на две акустически важные части. Роль верхней деки более значима, так как тембр и качество звука в основном зависят от нее.
Порожек (нижний)
Подкладка, предназначенная для струнной регулировки. Влияет на звуковые параметры. Изготавливают из кости или пластика.
Подставка
Придает жесткости конструкции, оказывает натянутым струнам сопротивление. Материалы: палисандр, черное дерево.
Нижняя кнопка (пуговица)
Металлическое приспособление для крепления ремня.
Внутреннее устройство гитары
Знать внутренние части гитары и их названия тоже важно, так как они выполняют сразу две функции – укрепляют корпус, улучшают звучание. Например, деки имеют небольшую толщину (около 2 мм), чтобы они выдержали напряжение во время игры, используют специальные подкладки – футоры. Их располагают по шву в месте склейки двух частей деки.
Еще одним важным элементом внутреннего устройства инструмента (гитары) являются поперечные пружины. Помимо обеспечения жесткости конструкции, играют важную роль в настройке инструмента.
Во время исполнения распределяют энергию колебания струн, чтобы звучание было нужного тона и тембра.
Справка! В верхнюю деку, помимо поперечных, вклеивают дополнительные пружины, которые принято называть веерными.
В местах, где происходит склейка обечайки и дек, вклеивают контробечайку – укрепляющую рейку. Иногда их заменяют «сухарями» – маленькими специальными клиньями.
О гитарных струнах
Струны – источник звучания гитары. Их обозначают порядковыми номерами снизу вверх, ставят по увеличению толщины. Чем они толще, тем объемнее звучание. Различают несколько типов струн:
- Нейлоновые (синтетические) – ставят на акустические гитары. Внешне они напоминают прозрачную леску, а три басовые струны имеют металлическое покрытие. Основной недостаток – часто приходится подстраивать.
- Стальные – самый распространенный вид. Подходят для исполнения в любом музыкальном жанре, по насыщенности звучания превосходят другие типы.
- Карбоновые – по составу напоминают нейлоновые, но плотнее, поэтому тоньше. Дольше изнашиваются, поэтому их стоимость выше.
- Жильные – при изготовлении используют кишки животных. Их ставят исключительно на акустику. Считается, что они способны в полной мере раскрыть тембр инструмента. Их редкое применение объясняется тем, что модели этого типа быстро изнашиваются, а производят их только за границей.
Устройство гитары, схема размещения всех ее элементов, классификация струн – первое, что должен знать новичок, перед тем как освоить инструмент. Особенно это необходимо при самостоятельном обучении без помощи репетитора.
Источник
Составные части гитары
Очень важно знать названия деталей гитары наизусть. С данными словами и понятиями большинство гитаристов сталкиваются довольно редко, но, конечно, есть случаи, когда это необходимо. Эта статья будет в роли шпаргалки, посвящённая гитарным частям. Также будет небольшое описание каждой детали или части гитары. Будут рассмотрены акустическая гитара и электрогитара.
Акустическая гитара:
1) Подставка для струн. Зачастую изготовлена из дерева. Выполняет роль подставки.
2) Нижний порожек. Изготовлен обычно из пластика. На него опираются струны, иногда имеет пазы для струн.
3) Верхний порожек. Похож на нижний порожек, только уже и находится на другом конце грифа.
4) Гриф. Одна из главных частей гитары. Изготовлен из дерева, с задней стороны обычно покрыт лаком. Во многих акустических и электрогитарах в грифе находится металлический анкерный стержень, с помощью которого можно настраивать прогиб грифа.
5) Обечайка. Боковая сторона корпуса гитары.
6) Верхняя дека. Лицевая сторона корпуса гитары.
7) Пятка грифа. Место крепление грифа к корпусу гитары.
8) Струны. Обычно металлические, но на классических гитарах нейлоновые.
9) Лады. Металлические порожки, которые делят гриф на отрезки. Также ладами называются сами эти отрезки.
10) Головка грифа. Часть гитары, которая находится после грифа.
11) Колковая механика, колки. Изготовлены обычно из металла. Служат для настройки гитары, а также для крепления струн.
Электрогитара:
1) Пуговица для ремня. Специальный металлический болтик, к которому прикрепляется ремень.
2) Гнездо под джек. Отверстие, в которое нужно подключать провод. (Jack)
3) Регулятор громкости. Регулирует громкость.
4) Регулятор тембра. Регулирует подачу высоких частот.
5) Переключатель звукоснимателей. Позволяет переключать режимы работы звукоснимателей.
6) Бридж, машинка, струнодержатель. Все три названия используются в зависимости от ситуации.
7) Рычаг-тремоло. Рычажок, при помощи которого можно понизить, либо повысить высоту звучания путем ослабления или натяжения струн.
8) Звукосниматель хамбакер. Состоит из двух соединенных катушек.
9) Звукосниматели сингл. Звукосниматели, состоящие из одной катушки.
10) Корпус гитары. Изготовлен из дерева, покрыт лаком, либо пропитан маслом.
11) Гриф. По сравнению с акустической гитарой, гриф у электрогитары доступнее для игры на верхних ладах. (можно зажимать все 21-24 лада)
12) Порожек, лад. Выпуклые металлические полоски, которые разделяют лады.
13) Метка. Специальные метки, которые помогают ориентироваться при игре на гитаре.
14) Колки. Используются для настройки гитары, а также, чтобы держать струны.
Источник
Изучаем акустическую гитару
Следование принципу «от простого к сложному, от частного к целому» редко подводит нас в жизни и неизменно повышает наш профессионализм в любимом деле. Поэтому, поняв принцип работы отдельных элементов гитары, мы начнем значительно лучше ориентироваться в существующем на сегодняшний день модельном разнообразии. Итак, разберемся в тонкостях функционирования составных частей гитары.
Сперва необходимо понять, что являет собой корпус акустической гитары. По сути, это естественный резонатор для колеблющихся струн. Вибрируя, струны передают энергию корпусу гитары, тоже начинающему колебаться – так рождается звук. Натяжение каждой отдельной струны зависит от ее настройки на необходимую ноту с прижатием на конкретном ладу. При извлечении музыкантом нужной ему ноты, колебательная энергия, заключенная в струнном отрезке, передается на верхнюю деку инструмента посредством нижнего порожка и струнодержателя. Верхняя дека колеблется совместно с нижней декой и обечайками. Произведенный таким образом звук устремляется из корпуса наружу сквозь круглое отверстие в верхней деке.
Форма корпуса
От конфигурации корпуса гитары будет зависеть и ее звучание. Формы могут встречаться довольно разнообразные – в зависимости от креатива мастера, изготовившего ту или иную модель. Впрочем, можно выделить три главных пункта, напрямую влияющих на звучание акустического инструмента:
- Форма и размер;
- Тип использованной древесины (существенно влияет на звуковую окраску);
- Устройство внутренних пружин, контролирующих движение верхней и нижней дек, а также обечаек.
Внутренние пружины
Назначение внутренних пружин – укрепить деки и обечайки, одновременно противоборствуя естественно возникающему струнному натяжению, благодаря чему обеспечивается оптимальное звучание. Пружины размещаются в зависимости от геометрических особенностей корпуса и типа древесины, использованной при производстве акустической гитары.
Металлические и нейлоновые струны
Каковы различия между данными видами струн?
Не беря в расчет материал, из которого изготовлены струны, разница откроется музыканту как в звучании, так и в чувственном восприятии во время игры. Для инструмента с металлическими струнами характерно усиленное натяжение струн вкупе с ярким звучанием с повышенной громкостью и сустейном. Струнам из нейлона, напротив, присущи меньшее натяжение, а также относительно тихое и менее продолжительное звучание извлеченной ноты.
Какое же отдать предпочтение начинающим любителям игры на гитаре?
Советы учителей разнятся. Некоторые специалисты рекомендуют начать с нейлоновых изделий, поскольку новичку с незнающими мозолей пальцами будет легче их зажимать. Однако не стоит упускать из внимания ширину грифа и прочие характеристики профиля гитары. Например, на многих классических инструментах с нейлоновыми струнами игра аккордами из-за широкого грифа способна превратиться в затруднительную задачу для неопытного гитариста. В то же время качественно выполненная гитара с металлическими струнами может быть отрегулирована под стать новичку: профиль грифа такой гитары, как «Taylor», не вызовет никаких неудобств при построении и взятии аккордов у начинающих.
Но раз уж даже профи в данном вопросе не приходят к единому мнению – видимо, струны все-таки стоит выбирать исходя из индивидуальных звуковых предпочтений, а также отталкиваясь от стиля, в котором вы планируете исполнять свою музыку.
Гибридные наборы нейлоновых струн
Существующий на сегодняшний день рынок музыкальных инструментов представляет на ваш выбор огромный ассортимент кроссоверов или гибридных гитар со струнами из нейлонового материала, звучащих в виде своеобразной помеси нейлоновых тональных обертонов с металлическими призвуками. Эти инструменты отличает наличие узкого грифа, а также выреза и встроенной электроники. Наибольший отклик они находят у начинающих музыкантов (либо гитаристов, вследствие субъективного выбора пристрастившихся к использованию металлических струн).
Возможно ли использование нейлоновых и металлических струн на одном и том же инструменте?
Скажем прямо, это крайне нежелательно. Конструкции гитар разных типов имеют свои особенности. Это касается и устройства внутренних пружин. По сравнению с металлическими струнами, нейлоновые изделия отличаются меньшим натяжением, а значит, музыкальному инструменту с нейлоновыми струнами характерна облегченная система пружин. Установив нейлоновые струны на акустику, рассчитанную на металлические изделия, мы гарантированно убедимся: струнам не хватает натяжения для «раскачки» верхней деки и получения качественного звучания. Вдобавок, несоответствующее данному виду струн расположение нижнего порожка приведет к неточности строя.
В обратной ситуации (применение металлических изделий на акустике, рассчитанной на нейлон) мы столкнемся с фактором чрезмерного натяжения. Как следствие, возникает угроза выхода музыкального инструмента из строя.
Декор
Элементы декора гитары – это отражение эстетических взглядов производителя, которые вы добровольно перенимаете, становясь обладателем инструмента. Все, даже самые мельчайшие косметические детали, от текстуры древесины до декоративных вставок, наклеек, накладок и прочих элементов, рассчитанных на визуальный эффект, делают ваш инструмент еще более привлекательным и неповторимым.
Если вы подбираете инструмент исключительно по звучанию, то можете смело выкинуть из головы все эти легкомысленные «финтифлюшки». Однако стоит признать, все же для большинства из нас эстетическая сторона вопроса не менее важна. Внешний вид инструмента не только призван привлекать к себе внимание, но и является органичным продолжением тех эмоций и ощущений, которые он дарит слушателям своей музыкой.
Отделка гитары может быть самой простой, а может буквально поражать изобилием и роскошью наворотов. Кому импонирует винтажное впечатление от вида акустической гитары – верхняя дека, отделанная в образе «санберст», станет метким решением. Вам больше по вкусу органичная эстетика? Тогда можно установить маркировку на гитарном грифе и окантовать корпус. Прельщает буйство красок – поэкспериментируйте с абалоновыми вставками. А вдруг одной из этих опций как раз столь «мучительно» не хватало вашему творческому восприятию?
Звукосниматель и усилитель
Если в ваши планы входит подключение инструмента к усилителю, вам понадобится встроенный звукосниматель.
Сегодня использование встроенных звукоснимателей стало для многих любителей игры на гитаре привычным делом. Подключившись к усилку или акустической системе, музыкант имеет возможность получить настоящее удовольствие от качественно усиленного акустического звучания, а слушатели, расположенные на удалении, намного легче подметят нюансы талантливой игры. Помимо этого, звукосниматель используется для подключения к звуковой карте с целью записи звука. Он меньше и гораздо удобнее по сравнению с микрофоном с внешним расположением.
3 главных приоритета при использовании звукоснимателя:
1. Музыкант сам управляет своим звуком
У некоторых моделей акустических гитар, «подружившихся» с электроникой, имеются специальные устройства, регулирующие громкость и тембр. Экспериментируя с низкими, средними и высокими частотами звука инструмента, подключенного к усилку, гитарист получает обширный спектр возможностей для воплощения в жизнь самых прекрасных и ярких идей своего репертуара.
2. В угоду фантазии музыкант легко насыщает звук различными эффектами
Подобная возможность значительно расширяет музыкальную палитру исполнителя и вдохновляет на новаторство. Впрочем, не стоит чересчур увлекаться мощными эффектами – оставьте эту прерогативу электрогитаре!
3. Участвуя в джем-сейшенах с другими исполнителями, гитарист без проблем управляет громкостью своего инструмента
Возьмем в качестве примера совместную импровизацию гитариста и музыканта, играющего на мандолине. Как известно, акустическая громкость мандолины больше. Однако, подключив оба инструмента к усилку, можно без особых трудностей отрегулировать их громкость, добившись чистого и сбалансированного звучания.
В заключение
Если вы все еще выбираете подходящий для себя инструмент, возьмите на вооружение простую формулу, напоминающую о важности трех основных слагаемых успеха для гитариста:
Ваши музыкальные способности + Форма корпуса + Дерево = Ваш звук гитары
На наш взгляд, именно эти три составляющие в наибольшей степени влияют на гитарное звучание. И как видите, на первое место мы поставили исполнительское мастерство гитариста. Ведь насколько бы хорошей ни была гитара, только стиль музыканта подарит звучанию подлинную красоту и самобытность!
Источник