Биографии
      Автор: Андрей Гончаров       Дата публикации: 20 октября 2003 г. |
Феномен, виртуоз, один из самых быстрых гитаристов в мире, отмеченный всеми из существующих в гитаристике наградами, первооткрыватель, культовая фигура в мире рока и джаза, бестселлер среди инструменталистов — все это о человеке, которого зовут Эл Ди Меола (Al Di Meola). Выпустивший более 20 сольных альбомов, и в разное время работавший с Чиком Кореа, Лучиано Паваротти, Пако де Люсией, Полом Саймоном, Филом Коллинзом, Сантаной, Джоном Маклафлином, Ларри Корриелом, Стиви Уандером, Уэйном Шортером, Херби Хэнкоком, Жако Пасториусом, Лесом Полом, Жаном Люком Понти, Стивом Ваем, Фрэнком Заппой, Джимми Пейджем, Тони Вильямсом, Стэнли Кларком и многими другими, Маэстро не перестает удивлять глубиной своего таланта и творческим долголетием.
У роженец Нью-Джерси Эл ди Меола появился на свет 22-го июля 1954-го года в семье выходцев из Италии. Музыкой увлекся с самого детства благодаря пластинкам The Ventures, The Beatles и Элвиса Пресли из родительской фонотеки. Первым музыкальным инструментом маленького Эла стали барабаны. Он участвует в школьной самодеятельности и к восьми годам, резонно решив, что ударные — это «не мое», берет в руки гитару. За пару лет научился очень прилично играть, но в местную музыкальную тусовку его не принимали.
— В 60-е нужно было играть, как Эрик Клэптон, Джими Хендрикс или Джимми Пейдж. В противном случае с тобой никто бы не стал работать, — вспоминает музыкант, — Так вышло и со мной. Меня не хотели брать ни в одну группу, мол, не подхожу «по стандарту», стилю и все такое прочее. Но мне очень повезло. Мой первый учитель Боб Асланян, армянин по национальности, был прекрасным джазовым музыкантом. Он познакомил меня с основами музыки, с джазом, босса-новой и классикой. Я играю с восьми лет и в молодости находился под впечатлением от Элвиса Пресли и Beatles. Энергетику, которой они меня зарядили, я пронес через все свое творчество. Они вдохновили меня на создание собственных композиций. Но тогда мои идеи не находили отклика у знакомых музыкантов. Да, меня очень уважали за технику (даже завидовали), но иметь со мной дела не хотели.
Огромное влияние на Эла Ди Меолу оказали эксперименты на стыке рока и джаза, музыка, которую потом назовут «фьюжн». Неожиданно для себя он открывает гитариста Ларри Корриела, считающегося пионером фьюжн-стиля.
— В Нью-Джерси я садился на автобус и ехал в Гринвич Виллидж, где Ларри играл в маленьких клубах, — говорит Эл, — Не пропустил ни одного выступления.
Меола продолжает заниматься по 8-10 часов в день, оттачивает технику. Появляются новые идеи, растет желание найти им практическое применение.
— Я искал свое «я». Или ту музыку, в которой я бы мог раскрыться на все сто, как гитарист, — сказал он в интервью для «Down Beat». — Я вырос на роке, очень его люблю, но рамки направления оказались для меня тесны. Тогда я начал слушать блюграсс. В частности, Дога Уотсона, который заразил меня скоростной техникой. Не могу не упомянуть о Тэде Фэрлоу и Кенни Барнелле. Но это было не совсем то. Я хотел сделать нечто совершенно новое, то, что до меня никто не делал.
В 1971-м Эл сдает с успехом экзамены в престижную Berklee School Of Music (Бостон) и к концу второго семестра уже вовсю играет во фьюжн-квартете под управлением клавишника Барри Майлса. Группа активно гастролирует, получает восторженные отклики прессы и публики. Гитариста заметил сам Чик Кориа.
— Как-то позвонил Чик и пригласил к ним на репетицию, — говорит Ди Меола. — Ушам своим не мог поверить! Прямо сказка какая-то! За 10 минут я собрал весь свой нехитрый скарб, отдал хозяйке ключи и сорвался в Нью-Йорк. Чик Кориа сыграл в моей жизни очень важную роль. Он был и остается для меня другом, одним из музыкальных авторитетов. Игра у Кориа стала первым серьезным шагом на моем пути становления как музыканта.
Прорепетировав выходные с кориевской группой Return To Forever, Ди Меола дебютирует в ее составе в Карнеги-Холл, а следующий концерт играет перед 40 тысячами зрителей в Атланте.
После трех успешнейших фьюжн-альбомов с Кориа на клавишных, Стэнли Кларком на басу, Денни Уайтом за барабанами и Меолой на гитаре — «Where Have I Known You Before», а также отмеченных Grammy «No Mystery» и «Romantic Warrior» — в 1976-м «RTF» объявляют о распаде. Эл не стал делать из этого трагедии:
— Все, что ни делается, — к лучшему. Каждый из нас получил хороший старт, аванс на будущее и шанс заняться сольным творчеством, попробовать себя в качестве лидера и продюсера.
Элдимеоловский «сольник» «Land Of The Midnight Sun» вышел в 1976-м. Эта работа, по признанию критики, демонстрирует зрелый почерк Мастера. В записи принимали участие барабанщики Ленни Уайт и Стив Гэдд, перкуссионист Минго Льюис, кудесники-синтезаторщики Ян Хаммер и Барри Майлс, басисты Энтони Джексон и Жако Пасториус. С выходом каждого из последующих шести альбомов, выпущенных на Columbia Records, — «Casino», «Elegant Gypsy», «Splendido Hote», «Electric Rendezvous», «Tour De Force» и «Scenario» — Эл Ди Меола знакомит слушателя с неизведанными музыкальными территориями.
1980-й отмечен триумфом проекта Super Guitar Trio, куда, помимо самого Ди Меолы, вошли Пако Де Люсия и Джон Маклафлин. Запись «Friday Night In San Francisco» была принята «на ура», продалось более двух миллионов копий этой пластинки. Прогастроллиров три года, трио распадается, оставив после себя еще один, на этот раз тройной CD — «Guitar Trio». А Эл Ди Меола в начале 1996-го собирает новую гастрольное трио The Right of Strings, пригласив Жана Люка Понти и Стэнли Кларка.
Музыкант продолжает работать с Manhattan/EMI, Tomato и Mesa/Bluemoon, делая для них блестящие записи. А потом уходит на независимый лейбл Telarc, где выпускает альбом «The Infinite Desire» (1998), в котором демонстрирует широчайшие возможности MIDI-технологий. «The Infinite Desire» продался тиражом более 100 тысяч экземпляров и более трех месяцев возглавлял джазовый чарт «Billboard».
В 1999-м выходит очередной диск «Winter Nights». На пластинке записаны как оригинальные пьесы, так и обработки известных стандартов плюс кавер-версии классиков современности, вроде питерогабриэлевской «Mercy Street» и полосаймоновской «Scarborough Fair». Утонченный, мелодичный и блистательно сыгранный альбом «Winte Nights» содержит еще один необычный номер — дуэт с бандуристом Романом Хрынкивым.
Октябрь 2000-го. Релиз «On The Grande Passion». Этот диск поражает мелодическими и ритмическим находками. Аккомпанирует акустик-бэнд Al Di Meola World Sinfonia.
— Группа полностью соответствует моей музыкальной концепции, — рассказывает гитарист. — В коллектив входят представители разных стран — Аргентины, Кубы и Израиля. И на концертах мы исполняем не только мои произведения, но и произведения Астора Пьяццоллы. И они органично дополняют друг друга.
Четвертый и последний на сегодняшний день релиз на фирме Telarc — «Flesh On Flesh» — выпущен в августе 2002-го. На этой пластинке Эл Ди Меола уходит с головой в «электричество».
Кстати, сколько у него гитар и есть ли любимые?
— Я активно использую 80 гитар, — отвечает он, — Я очень люблю играть на гитаре, которую сделал испанский мастер Конте Ферманес. Также фирма Gibson сделала специально для меня гитары модели «Al Di Meola»: одну джазовую и одну электрогитару. Они уникальны, и больше таких гитар не существует. Еще одна моя любимая гитара Les Paul, которая также изготовлена специально для меня. Для работы со своей группой Al Di Meola World Sinfonia я использую акустическую гитару фирмы Ovation.
По результатам недавнего опроса читателей «Los Angeles Times», Эл Ди Меола вот уже в который раз был признан лучшим из лучших в гитарном мире. «Он — не просто один из самых быстрых гитаристов современности, — говорится в резюме, — а глубокий и зрелый артист. И зрелость эта заключается в широте музыкальных предпочтений и осмысленности каждой ноты».
Источник
Какие акустические гитары у гитариста Al Di Meola? — guitar.talk — Форумы для гитаристов
Всем привет! Недавно заинтересовался гитарами, на которых играет Al, одна из них — это Ovation Custom Legend 1769, а на концертах он часто играет на других, может кто знает на каких он играет?
Да, негусто с ответами
Плохо, что на его оф. сайте нет раздела с его оборудованием).
Э гут ссылка), радует, что Ал не чурается моего любимого страта), prs, gibson + 2 супер акустики). Джентельменский набор.
Про страт он говорил в каком-то интервью, равно как и про своё неравнодушие к комбам Маршалл и Меса.
Гитар за карьеру наблюдалось много, в т.ч. и разные полуакустические Гибсоны.
ПРС именной — http://www.prsguitars.com/aldimeolaprism/index.php
Немного о коммутации — http://www.boshe.com.ua/forum/showthread.php?t=46 (оригинал статьи поленился искать)
Кстати, насколько мне известно, предполагается (уже есть в анонсах) его концерт в Москве в ММДМ в декабре этого года.
Источник
Al Di Meola: The Mixer (перевод статьи) — guitar.talk — Форумы для гитаристов
Эл Ди Меола. «Смешав себя с собой……»
Эл Ди Меола (Al Di Meola) вспоминает, что первое свое «боевое крещение», как музыкант, он получил в 1974-м году в возрасте всего 20-ти лет. Тогда он выступал в составе группы Чика Кориа (Chick Corea) “Return to forever”.
В концертах группы использовалось множество коротких звуковых акустических интерлюдий? и вот тогда Эла и осенило: «Эй! Публике это нравится! Это то, чем я могу заниматься всю жизнь!»
В дальнейшем Эл стал применять элементы акустических интерлюдий в своих «электрических» программах. А в 1981-м году он принял участие в записи одного акустического альбома, разошешегося миллионными тиражами – Friday Night in San Francisco. Компанию в записи этого альбома Элу составили Пако Де Лусиа и Джон МакЛафлин.
«Эта запись перевернула моё сознание», говорит Эл Ди Меола. «Я ощутил себя старым музыкантом, даже старше, чем я есть сейчас, играя исключительно на акустической гитаре. Но я тогда подумал, что не хотел бы быть Джеффом Бэком к своим 72-м годам – иметь «стену» гитарных усилителей и пытаться выглядеть на 25. Ну, нaхeр. Если я могу стать известным, как акустический гитарист сейчас, уж вернуться к электрогитаре-то в случае чего труда не составит. И этот выбор оказался верным.»
В своих последних альбомах Эла Ди Меола сосредоточился исключительно на акустической гитаре, но в этом году его поклонники получили лучшее из обоих его миров – миров 61-летней шестиструнной легенды. Весной он со своим Лес Полом в руках «выстрелил» с туром Elegant Gypsy & More Electric Tour в поддержку нового альбома Elysium, в котором он сочетает использование 6-ти и 12-ти струнных акустических гитар, и его знаменитого ’71 Les Paul Custom.
«Я хотел сделать что-то авантюрное», говорит Эл. «Более того, я хотел сделать что-то для гитаристов. Мой последний альбом – All Your Life – был направлен на более широкий круг слушателей в силу популярности музыки Битлз, которую я на этом альбоме исполняю в собственной интерпретации. Но на этот раз я не заботился о широкой доступности. Я хотел сделать что-то продвинутое в плане моего сочинительства и исполнения и я знал, что мои поклонники это оценят.
Мы встретились с Элом во время перерыва в его туре, чтобы обсудить его возвращение к электрической гитаре, его болезненный развод, его новый педалборд, который помог ему вдохнуть свежих идей в его новую музыку, его гастроли и записи и то, как он думает на предмет возможности получения чего-то большего из своего инструмента».
Вы – парень из Нью-Джерси. Ваше происхождение как-то отразилось на вашей музыке? Есть что-то особенное в музыкантах из Нью-Джерси?
Есть. Я постоянно чувствую связь с Нью-Джерси. Tri-State Area – площадь, на которой я вырос в 60-х, там витало так много великой музыки вокруг. Если бы я вырос в Канзасе или Оклахоме, я не был бы тем, кем я сейчас являюсь в музыкальном плане. Тогда семь дней в неделю вокруг меня звучала удивительная музыка.
Будучи подростком я отправился в Нью-Йорк, в Филмор Ист и другие джазовые клубы и клубы, в которых играли латино. А сколько было музыкальных магазинов?! Вы их помните? Я вырос во время величайшей музыкальной революции, которую только можно себе представить, и я оказался в нужном месте, чтобы её встретить.
Вы сказали, что написали Elysium в трудный для вас период развода. Как это повлияло на ваши композиции?
Это был ужасный период и по большей части крайне несправедливый. Я был глубоко несчастен. Музыка меня буквально спасла. Она была единственным, что приносило мне облегчение и утешение, оказывая на меня медитативное воздействие. Сочинение и игра в моей студии стали для меня формой терапии и это было значительно больше, чем то удовольствие, которое я обычно получаю от этих занятий. Я должен был непременно писать, чтобы окончательно не растерять себя.
Забавно, что эта запись не дала мне погрязнуть в той горечи и злобе, которая меня пронизывала в тот период.
Альбом называется «Элизиум», что означает «Обитель совершенного счастья» и я к этому шел к этому счастью. Это был интересный процесс перехода из темноты к свету.
Вы долгое время играли исключительно на акустической гитаре, но недавно решили сделать «электрический» тур. Решили снова «дать жару»?
Да, это весело. Я поначалу, с непривычки обалдев от шума в ушах, решил, что мои «электрические игры» закончились. Когда я видел усилитель меня аж передергивало. Я буквально осенял себя крестным знамением в эти моменты. Но, конечно, уровень экспрессии при игре на электрогитаре в корне отличается от экспрессии при игре на акустической, и тут я наслаждался. Я заказал себе персональные беруши, чтобы сберечь слух. К ним, конечно, пришлось приноровиться, т.к. они немного изменяют и ощущение звука, но я уже подстроился.
Берете ли вы свой Les Paul Custom 1971-го года на гастроли?
Я хотел, но, чёрт возьми, он очень тяжелый. Это одна из самых тяжелых моделей, когда-либо сделанных. Я играл на моем ’59 Custom, который существенно легче….и он более «сладко» звучит. ’71 Custom – это агрессивный монстр. На нем установлены датчики DiMarzio и он очень громкий. Я использовал обе эти гитары на новом альбоме. В туре я также использую ’61 Deluxe и гитару, сделанную для меня Полом Рид Смитом (Paul Reed Smith) – это не моя подписная модель, но она очень напоминает мой ’71 Custom. Пол был крайне обеспокоен моим переходом на Gibson и сказал: «Я должен сделать для тебя гитару, которая выглядит, как Les Paul». Но Gibson одолжили мне винтажный Les Paul Sunburst (я не знаю, какого точно года) и я также использовал её в туре. А еще мой друг одолжил мне ’65 Deluxe, который я ранее ему продал и который я использовал при записи альбомов Casino и Romantic Warrior. Вот все эти инструменты я и использовал в туре по Западному Побережью.
Вы говорили, что Elysium начинался, как акустический альбом, но вы решили добавить «электрики» после того, как получили ваш новый педалборд. Он вас настолько вдохновил?
Я получил мой педалборд от Шона Хейнса (Sean Haines), который работал раньше моим гитарным техником. Он выложил фото им собранного педалборда на Facebook и меня это заинтриговало. Я никогда не любил педалборды. Я предпочитал включаться напрямую в усилитель, но в тоже время я всегда открыт для новшеств, и я попросил его показать мне этот педалборд. Он пришел с Les Paul, усилителем Bogner и этим педалбордом. Мы попробовали и меня это очень зацепило. Это звучало невероятно и действительно очень красиво. Я подумал, что это звучание можно использовать в моей новой музыке.
Этот педалборд имеет всевозможные эффекты задержки и реверберации. С помощью него я получил один очень сладкий и тягучий звук, как у pedal-steel guitar. Также в педалборде есть бустер и разные другие штуки. Я не очень знаком со всем этим оборудованием. Просто я знаю, что оно великолепное.
Почему в вашем новом альбоме Elysium вы совершенно не использовали бас?
Потому как альбом должен был стать акустической работой. Я написал такие оркестровки, в которых нижний диапазон заполнен перкуссией. Вы не ощутите недостатка баса. Когда я сидел и слушал треки у меня ни разу не возникло мысли о том, что мне недостает в них баса. На самом деле я пытался использовать бас-гитару на некоторых вещах, но у меня столько контрапункта в аранжировках, что бас вносил в них лишь сумятицу. В нем действительно не было необходимости.
Какие акустические гитары вы использовали при записи альбома?
В первую очередь – это гитары Conde Hernandos с нейлоновыми струнами. На заглавной композиции используется 12-ти-струнная гитара, в остальных – моя подписная гитара Conde Hernandos с вырезом. На ней установлен полифонический звукосниматель RMC и иногда с его помощью я добавлял в звучание немного баса. Также я использовал Conde Hernandos, купленный мною за бесценок на барахолке в Мюнхене. Он достался мне практически даром. Его цена может достигать 40000 USD, но я его купил за 3000.
Расскажите о написании композиции Adour. Как вы моделируете мелодию вкупе с основным риффом?
Арпеджированная основная линия – я называю это так, поскольку это самая важная часть – создается первой. Я не могу себе представить, как можно написать мелодию, а потом на неё сочинить подобного рода арпеджированную линию с контрапунктами. Это крайне сложно сделать. Я в начале сочиняю некоторую гармоническую структуру, и это дает мне возможность положить на неё любую из мелодий, которая мне придет на ум. Но, подчеркиваю, в первую очередь должна быть создана интересная основа. В этой композиции мелодия прям-таки создана быть сыгранной «электрически», хотя написана она была именно в акустическом формате.
Вы записали “Monsters” в 04.30 утра. Это поэтому она звучит так свежо и энергично?
Просто так сложилось (Смеется). Мы находились в студии, и я хотел, чтобы работа была доведена до конца. Я написал её в период личностного кризиса. Это был действительно тяжелый период для меня. Но этот материал и эта работа стали для меня своего рода терапией, даже катарсисом, если угодно. Ну, а если это звучит бодро, то это же ведь хорошо!
Композиция “Babylon” изобилует всяческими идеями, как будто она собрана из разных частей. Это действительно так или это все-таки целостная композиция?
Эта целая композиция, но она создавалась в течение нескольких лет, прежде чем была в итоге записана. Есть несколько вещей, которые не вошли в альбом, т.к. иначе бы он стал слишком длинным. Таким образом, у меня уже готовы три или четыре композиции для следующего диска. И там будет бас! (Смеется). Я полагаю, альбом будет полностью «электрическим», тогда как в альбоме Elysium электрическая часть добавилась уже в самый последний момент.
Вы в ближайшее время собираетесь продолжить тур и сыграть Elysium в формате unplugged. Какое оборудование вы будете использовать?
Это будет моя подписная Conde Hernandos с вырезом. Я подключаю её в Roland VG-88 и, далее, в небольшой акустический комбик AER. Я планирую еще один, уже «электрический» тур в октябре, но я не знаю, что за гитару я буду использовать, но это точно будет Les Paul. И я точно знаю, что со мной будет мой новый педалборд.
Есть что-нибудь такое, что вы не можете сыграть на гитаре?
Интересный вопрос. Когда я практикуюсь, я играю отрывки и пассажи из моих произведений и они до сих пор остаются для меня сложными. Эти отрывки и пассажи для меня являются одновременно и музыкой, и упражнениями. Для меня это всегда вызов самому себе. Я всё ещё стараюсь играть точнее, чище и быстрее. Не то, чтобы я хочу играть быстрее ради самой скорости, я хочу иметь возможность свободно играть в более быстрых темпах и в этом случае как раз техника имеет решающее значение. Если вы что-то слышите внутри себя, вы должны уметь это воспроизвести. Чувства и умения должны работать совместно.
Музыканты, которые вдохновляют меня являются одними из лучших образцов артикуляции и техники. Это, кстати, не обязательно гитаристы. Это могут быть пианисты – такие люди, как Чик Кориа и некоторые другие. Они играют очень точно, к чему и я стремлюсь. Это та школа, из которой я вышел.
Когда вы записали свой альбом-трибьют группе Битлз (The Beatles), были ли среди ваших поклонников те, кто ранее с творчеством Битлз не был знаком? Хотя это крайне трудно представить.
Да, были и такие: не так много, среди людей моего возраста, в-основном, среди молодых поклонников. Я помню где-то прочитал, что некоторые из моих поклонников предпочли мои трактовки песен Битлз оригиналам, потому как не были знакомы с музыкой Битлз до того, как услышали мой альбом. Я их спросил: «Вы же ведь шутите, делая мне комплимент при этом?», – имея в виду то, что невозможно превзойти Битлз, сколь не старайся. Да и я, собственно говоря, не пытался это сделать. Все, что я попытался сделать – это взять их песни и интерпретировать их по-своему. Я не старался подражать. Кто-то делал и так, но я считаю, это неудачная идея. Большинство записей, на которых пытаются именно копировать Битлз ужасны. (Смеется). Я счастлив, что сделал эту запись. Это был действительно полезный опыт для меня.
Оборудование Al Di Meola
Педалборд, собранный Sean Haines для Эла включает в себя следующее:
Верхний ряд, слева направо: Diamond Halo Chorus, Xotic Effects EP Booster, Fulltone OCD, MXR Phase 90 (“script” reissue), Xotic Effects SP Compressor, TC Electronic PolyTune 2.
Нижний ряд, слева направо: Andy Fuchs custom TRS CAT-5 breakout box, Neunaber Wet Stereo Reverb, Skreddy Echo, MXR Carbon Copy Analog Delay, Hilton Pro Guitar Volume Pedal.
В центре: GigRig G2 switching system.
Шон Хейнс – гитарный техник Эла Ди Меолы в начале 90-х – сейчас работает IT-консультантом в компании IBM. В прошлом году он разместил фото своего педалборда на Facebook, что заинтересовало Эла, и Эл попросил Шона показать ему этот педалборд. Поиграв через него, Эл настолько впечатлился, что попросил сделать ему такой же.
«Эл влюбился в этот педалборд», вспоминает Шон. Он знал, что эти звуки добавят красок в его новый альбом, но, что еще более важно то, он хотел взять этот педалборд с собой в тур. Элу нравится то, что все FX-эффекты заведены в петлю усилителя, что позволяет им звучать более чисто. Эти эффекты не проходят через преамп его усилителя Fuchs, что придает им по мнению Эла более хай-файное звучание. Это ему очень нравится.
Гитары: 1959 Gibson Les Paul Custom, 1965 Gibson Les Paul Deluxe, 1971 Gibson Les Paul Custom, Gibson Les Paul Custom with f-holes (прототип подписной модели Эла), Paul Reed Smith custom model, Gibson Les Paul (какой-то sunburst, год выпуска неизвестен), Conde Hermanos signature cutaway (nylon-string), 1982 Conde Hermanos full-body (nylon-string), Conde Hermanos 12-string (nylon-string), Signature model Ovation steel-string acoustic, Guild 12-string, 1948 Martin D-18
Усилители: Fuchs Overdrive Super 100 through Feiten vintage 2×12 cabinet (для электрогитары), AER acoustic amplifier
Эффекты: Roland VG-88 V-Guitar System (для акустической гитары)
Медиаторы и струны: D’Addario EPS510 Pro Steels regular light gauge (.010–.046), D’Addario EJ44C Pro-Arté Classical (extra-hard tension), D’Addario EJ16 Phosphor Bronze EJ16 (for Ovation acoustic, .012–.053), D’Andrea extra-heavy custom picks
Ссылка на источник: http://www.premierguitar.com/articles/23071-al-di-meola-the-mixer?page=2
Художественный перевод на русский – Vikkk
Источник