Гитара ансамбль по фгт

ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.01. АНСАМБЛЬ (гитара)

Учебная программа по предмету «Ансамбль»,является частью учебной программы по предмету «Классическая гитара» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» на основании федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ), установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе. Ансамблевое музицирование как коллективная форма исполнительской деятельности – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта, позволяющая приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, а главное развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения. Гитарный ансамбль призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте. Даже играя одну ноту, учащиеся знакомятся с грифом гитары, осваивают ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Навыки коллективногомузицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНСАМБЛЬ (гитара)»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

— Форма проведения учебных аудиторных занятий;

— Цели и задачи учебного предмета;

— Обоснование структуры программы учебного предмета;

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

— Сведения о затратах учебного времени;

— Годовые требования по классам.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

— Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

— Методические рекомендации педагогическим работникам;

— Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

— Список рекомендуемой нотной литературы;

— Список рекомендуемой методической литературы

Скачать:

Вложение Размер
Программа по предмету ансамбль (гитара) 63.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

по учебному предмету

ПО.01.УП.01. АНСАМБЛЬ (гитара)

Методическим советом МАОУК Директор МАОУКДОМО

ДОМО г. Нягань «ДШИ» г. Нягань «ДШИ»

Протокол от « »_______2015г.№___ ___________И.А. Бережная

Разработчик — Ляшенко Эльмира Маратовна, преподаватель народного отдела МАОУК ДО МО г.Нягань «ДШИ».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНСАМБЛЬ (гитара)»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

— Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  • Критерии оценки.
  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
  1. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

— Список рекомендуемой нотной литературы;

— Список рекомендуемой методической литературы

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Учебная программа по предмету «Ансамбль»,является частью учебной программы по предмету «Классическая гитара» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» на основании федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ), установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе.

Ансамблевое музицирование как коллективная форма исполнительской деятельности – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта, позволяющая приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, а главное развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения. Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, как известно мотивация, является мощным стимулом в работе. Игра в ансамбле решает некоторые психологические задачи и проблемы общения. У обучающихся возникает по отношении друг к другу моральные обязательства, воспитывается уважение к партнеру, чувство собственного достоинства, самостоятельность, то есть формируется коммуникативная, социальная, нравственные компетенции учащихся. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя в качестве солиста – исполнителя.

Гитарный ансамбль призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте. Даже играя одну ноту, учащиеся знакомятся с грифом гитары, осваивают ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Навыки коллективногомузицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

Форма ансамблевого музицирования является наглядным примером действия принципов педагогики сотрудничества, позволяя восполнить недостаток индивидуального обучения, давая возможность для работы над совместным созданием художественного образа, а также позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу, чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делает класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Программа учебного предмета «Ансамбль (гитара)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Срок реализации учебного предмета «Ансамбль (гитара)»

Срок реализации программы, согласно учебному плану осуществляется с 4 по 8 классы (по предпрофессиональным образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по предпрофессиональным образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).

Объем учебного времени , предусмотренный учебным на реализацию предмета «Ансамбль (гитара)»:

Срок обучение 8 – 9 лет.

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

Количество часов на аудиторские занятия

Количество занятия на внеаудиторные занятия

Консультации (часов в неделю)

Срок обучения 5-6 лет.

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

Количество часов на аудиторские занятия

Количество занятий на внеаудиторные занятия

Консультации (часов в неделю)

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Аудиторныезанятия проводятся в мелкогрупповой форме (2 ученика), один раз в неделю, продолжительность занятия 1академический час (40 минут).

По учебному предмету «Ансамбль (гитара)» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другимобразовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

Цели и задачи реализации программы учебного предмета «Ансамбль (гитара)»

Цели: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства; выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы в области искусств.

Задачи : настоящая программа позволяет преподавателю решить ряд специфических задач обучения игре в ансамбле, а именно:

— приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на классической гитаре, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем знаний;

— комплекс навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

— способности к коллективному творчеству;

— подготовка одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы в области искусств.

Предмет «Ансамбль (гитара)» расширяет границы творческого общения инструменталистов — народников с учащимися своего отделения – домристов, балалаечников, с учащимися с других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству, ударников или флейтистов, исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения.

Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

— сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

— распределение учебного материала по годам обучения;

— описание дидактических единиц учебного предмета;

— требования к уровню подготовки обучающихся;

— формы и методы контроля, система оценок;

— методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль (гитара)» зависит от:

— их индивидуальных способностей;

-от состава ансамбля;

— от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

— метод практической работы(выработка ансамблевых навыков, работа над художественно-образной сферой произведения)

— словесный (рассказ, объяснение);

— частично — поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

— проведение занятий с использованием средств других видов искусства.

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

Материально-технические условия реализации программы «Ансамбль».

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы учебного предмета «Ансамбль (гитара)» образовательное учреждение предоставляет специализированные кабинеты и материально-техническое обеспечение, включающее в себя:

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль (гитара)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие гитар разного размера, пюпитра, подставок для ног. В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательная организация должна обеспечить наличие инструментов различного размера, необходимых для обучения детей разного возраста.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств — дуэты, трио. Реже — квартеты, квинтеты и т. д. Из-за особенности контингента обучающихся, необходимо проявлять гибкость в определении формы того или иного ансамбля. Можно составлять ансамбли внутри одного класса, играть в дуэте с преподавателем.

Сведения о затратах учебного времени , предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения — 8 лет

Распределение по годам обучения

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

Консультации (часов в год)

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

— выполнение домашнего задания;

— подготовка к концертным выступлениям;

— посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

— участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения — классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Годовые требования по классам

На первом этапе формируется навык совместного музицирования, слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара — несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.

5-6 произведений, различного жанра и характера.

Примерный репертуарный список:

В. Козлов 1.Марш Гулливера

2. Бумажный кораблик и ручеёк

3. Старая шарманка

Р.Н.П Ехал казак за Дунай

Ф. Карулли Анданте

Р.Н.П. в обр. Шелкова Н. «Как на тоненький ледок»

Р.Н.П. в обр. Назаренко И. «Во лузях»

Г. Гладков Песня бременских музыкантов

И. Рехин Вальс «Эхо»

Кабалевский Д. Народный танец

Моцарт В.А. Аллегретто

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования. Развитие навыка слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать; грамотно и чутко исполнять аккомпанемент, второй голос; совместная работа над динамикой произведения. Формирование умения анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

5-6 произведений, различного жанра и характера

Примерный репертуарный список:

Бетховен Л. Шуточный канон

Арданов М. Простой напев

Френкель Я. Случайный вальс

Кабалевский Д. Народный танец

Дунаевский И. Полька из кинофильма «Кубанские казаки»

В. Козлов 2. Танец капризных марионеток

3. Баркарола для принцессы

Гуно Ш. Баркарола

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом — правильным распределением звука между партиями. Развитие слухового контроля. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления обучающихся. Подготовка к концертным выступлениям.

4-5 произведений, различного жанра и характера

Примерный репертуарный список:

Е. Поплянова 1.Колыбельная луны

3. Наиграл сверчок

А. Виницкий В цирке

В. Козлов Весёлые горошины

Ф. КаруллиМодератоФ. Карулли Андантино

Р. Бартоли Вальс

И. Рехин Венгерский танец

Р.Н.П в обр. Шелкова И. «То не ветер ветку клонит»

Моцарт Л. Менуэт

Корелли А. Сарабанда

Пахенбель И. Сарабанда

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.выступлениям.

4-5 произведений, различного жанра и характера

Примерный репертуарный список:

В. Козлов 1. Милонга

А. Иванов — Крамской Утушкалуговая

Х. Пернамбуко Бразильский танец

А. Бельдинский Кубинский танец

Р. де Визе Аллеманда

А. Рамирес Вальс

Старинный русский романс «Я встретил вас»

Ушкарев А. Танец

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность»; развитие слухового контроля, воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

4-5 произведений, различного жанра и характера

Примерный репертуарный список:

Ф. Карулли Серенада

М. Анидо Аргентинская мелодия

С. Франк Прелюдия

Шалов А. «Тонкая рябина»

Меццакапо Е. «Парижский марш»

Продолжение развития навыков ансамблевого музицирования. Развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над художественным образом в исполняемых произведениях.Воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

4- 6 произведений, различного жанра и характера

Примерный репертуарный список:

А. Вивальди Анданте

П. Хименес Тангильо

С. Руднев Хуторок

Н. Кошкин Колыбельная

С. Ильин Рождество

Р.Н.П. «Выйду ль я на реченьку»

Петров А. Мелодия из к/ф «Осенний марафон»

Продолжение развития навыков ансамблевого музицирования. Развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над художественным образом в исполняемых произведениях. Воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

4- 6 произведений, различного жанра и характера

Примерный репертуарный список:

Новиков С. «Смуглянка»

Паулс Р. Мелодия из к/ф «Театр»

Таривердиев М. Ноктюрн

Шуберт Ф. Серенада

Кабалевский Д. Рондо

Френкель Я. Вальс расставание из к/ф «Женщины»

Андреев В. Вальс – каприс

Кюсс Д. «Амурские волны»

Гершвин Д. Романс

Сибелиус Я. Колыбельная

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Результатами освоения программы по учебному предмету «Ансамбль» являются:

-эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;

— приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на классической гитаре, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем знаний;

— комплекс навыков и умений в области коллективного творчества

– ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

-способности давать объективную оценку своему труду, понимать причины успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— умения слышать игру в целом, и свою партию в общем звучании;

— умения быстро переключаться с выполнения одной функции на другую;

— навыки достижения ансамблевой сыгранности – полной согласованности своих действий с другими участниками ансамбля;

-способности к коллективному творчеству;

— знания ансамблевого репертуара, способствующие воспитанию музыкального вкуса на разнообразной литературе.

— навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, формы, содержание.

Важным элементом учебного процесса в школе искусств является систематический контроль успеваемости обучающихся. Основными видами контроля успеваемости обучающихся по программе учебного предмета «Ансамбль (гитара)» являются:

— текущий контроль успеваемости обучающихся;

— промежуточная аттестация обучающихся.

Итоговой аттестации в виде зачета.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

— учетиндивидуальных особенностей обучаемого;

Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль имеет воспитательные цели, учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. Контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет, регулярно в рамках расписания занятий обучающегося и предполагает использование различных систем оценки. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок. Концертные выступления, прослушивания, академические зачеты. .

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и усвоения им образовательной программы на данном этапе обучения.

Наиболее распространенными формами аттестации обучающихся являются:

Контрольные уроки проводит преподаватель с обязательным применением оценок. Уроки направлены на выявление знаний, умений и навыковобучающихся при игре в ансамбле. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности, в них входят: проверка навыков самостоятельной готовности обучающихся, проверка технического продвижения, проверка уровня знания исполняемой программы.

Зачет проводятся в конце учебного года, и предполагает исполнение программы в форме зачета на уроке, возможно в присутствии других преподавателей, или на родительских собраниях, концертах класса или школы.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачетеоценка выставляется по пятибалльной системе.

1. Музыкальное, выразительное исполнение, с личностным отношением обучающихся к музыке. Хорошо проявляется чувство стиля и формы. Хорошая сыгранность ансамбля, чувство партии аккомпанемента.

2. Ясное звукоизвлечение, грамотное и единообразное исполнение штрихов соответствии с произведением.

3.Точное выполнение авторских нюансов, динамический баланс партий, грамотная филировка звука.

4.Соответствие исполняемой программы требованиям по классам.

Оценка «5», «5-» отличаются количеством допустимых неточностей.

1.Осмысленное, музыкальное исполнение. Понятная артикуляция, хорошее чувство формы, понимание стиля произведения. Незначительные текстовые погрешности. Хорошая сыгранность.

2.Качественноезвукоизвлечение, грамотное исполнение приемов, возможны штриховые неточности.

3.Допустимы небольшие интонационные погрешности.

4.Не всегда точное выполнение авторских нюансов и филировки.

5.Соответствие исполняемой программы требованиям по классам.

Оценка «4+», «4», «4-» отличаются количеством допустимых неточностей.

1. Текст выучен недостаточно стабильно, исполнение формальное, мало выражено собственное отношения к музыке, нет четкой артикуляции. Удовлетворительный ансамбль, недостаточное знание партии аккомпанемента.

2.Удовлетворительноезвукоизвлечение, авторские штрихи выполняются не точно.

3.Некачественное исполнение приемов

4.Динамические оттенки практически не выполняются, филировка отсутствует.

5.Программа соответствует низким требованиям по классам.

Оценка «3+», «3» отличаются количеством допустимых погрешностей.

1.Текст не выучен, многочисленные технические ошибки, исполнение формальное, невыразительное, нет четкой артикуляции. Удовлетворительный ансамбль, недостаточное знание партии аккомпанемента.

2. Некачественный звук, штрихи исполняются не единообразно.

4.Динамика и филировка звука отсутствуют.

5.Программа соответствует низким требованиям по классам.

1. Текст не выучен, многочисленные технические ошибки, плохое знание других партий, в том числе аккомпанемента.

2.Плохое звукоизвлечение, не владение штрихами.

3.Динамика и филировка отсутствуют.

4.Программа не соответствует требованиям по классам.

При оценивании учащегося, осваивающегося данную программу, следует учитывать:

— формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

— наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

— овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

— степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По окончанию освоения программы по учебному предмету «Ансамбль» выставляется итоговая оценка в свидетельство об окончании школы, на основании текущей, промежуточной аттестации.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам.

В отличие от другого вида коллективного музицирования — оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю составляется план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие — средние, средние — старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка — залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

VI.СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Списки рекомендуемой нотной литературы

  1. В. Козлов «Эхо бразильского карнавала» ансамбли для двух гитар Челябинск, 2003.
  2. В. Козлов Весёлые струны Челябинск, 1996.
  3. А.Виницкий Джазовый альбом № 1 М., 2001.
  4. С. Руднев Музыка русской души Тула, 2004.
  5. И. Рехин Альбом юного гитариста Выпуск 3 М.,1992.
  6. Е. Поплянова Путешествие на остров гитара СПб., 2006.
  7. Шестиструнная гитара 4 класс сост.Н. Михайленко Киев, 1981.
  8. «Матушка-голубушка» концертные пьессы для гитары и ансамбля гитар сост. В. Соловьёв СПб., 2006.
  9. И. Шошин Дуэты с гитарой Беларусь, 2011.
  10. Н. Кошкин Произведения для дуэта гитар М., 1994.
  11. Ансамбли для гитар сост. А. и П. Иванниковы М.,1987.
  12. А. Виницкий 14 польских рождественных песен для 2х, 3х гитар.

Списки рекомендуемой методической литературы

  1. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М.,
  1. Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С- П., 2004
  2. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М.,
  1. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов М., 1984
  2. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999
  3. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель Говорушко П. М., 1975
  4. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера. Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986
  5. Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов. Методические указания для студентов — заочников отделений народных музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ. М.,1964
  6. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985
  7. Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984
  8. Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005

Источник

Читайте также:  Дебюсси девушка с волосами цвета льна ноты для флейты
Оцените статью