Антонио де Торрес Хурадо – испанский гитарист и гитарный мастер, которого называют самым значительным мастером испанской гитары XIX века.
В мире гитаристов имя Торреса значит то же, что имя Страдивари для скрипачей. Именно Антонио Торрес создал классическую испанскую гитару в том виде, в котором она получила известность и дошла до наших дней.
Биография
Антонио де Торрес родился в 1817 году в Альмерии, на юго-восточном побережье Испании. В 12 лет он начал учиться на плотника, но обучение прервалось из-за призыва в армию. Однако связи родителей и поспешная женитьба помогли ему вскоре оставить службу. После свадьбы молодая семья поселилась отдельно, быстро влезла в долги и вынуждена была заложить все свое имущество, включая даже пилу. Но большая беда ждала его в 1843 году, когда от болезни умирают его жена и две младшие дочери. В поисках работы Антонио был вынужден покинуть родной город и поселиться в легендарной столице Андалусии — Севилье, оставив старшую дочь на попечении своих родственников.
По некоторым данным (весьма неточным), между 1836 и 1842 гг. Торрес обучался изготовлению гитар в Гранаде, возможно, у местного гитарного мастера Хосе Пернаса и, возможно, уже мастерил гитары, но действительно профессиональные инструменты он начал изготавливать уже в 1850 году, воодушевленный игрой местных виртуозов (особенно молодого Джулиана Аркаса), которые признали его талант.
Изготовление гитар в то время не было особо прибыльным занятием. Тем не менее, гитары Торреса, как и прочие, всегда пользовались спросом в Испании, а в Севилье, где работал Торрес, было особенно популярно фламенко. Гитаристы фламенко особенно повлияли на работу мастера. В середине XIX века в Андалусии не было сильного различия в строении классической гитары и гитары фламенко.
Судя по инструментам Торреса того времени, он делал гитары как для богатых и знатных клиентов-коллекционеров, так и для бедных уличных музыкантов. Инструменты его работы весьма различны по материалам и отделке — от самой простой до роскошной.
С 1854 Торрес серьёзно занимается изготовлением гитар. Это была его Первая эпоха. В то время он сделал большую часть своих лучших работ. В своей мастерской в Севилье он изготавливает серию замечательных гитар, в том числе «La Leona» — «Львица» (1856 год). Рядом с его инструментами гитары других мастеров выглядят устаревшими. На его гитарах играют известные композиторы и музыканты, такие как Аркас, Таррега, Льобет и Пухоль, про которых можно сказать, что они руководили историей развития инструмента – их мнение имело важное значение. Они стали использовать новые выразительные возможности гитары Торреса в классической гитарной музыке. Решения Торреса вернули гитару к жизни в то время, когда было очевидно, что она проигрывает более громким инструментам. Интерес публики к гитаре постепенно угасал. К тому времени фортепиано вытеснило гитару из концертных залов.
Новая гитара помогла сформировать музыку исполнителей и композиторов следующих поколений, таких как Андрес Сеговия (который воскресил интерес к этому инструменту, играя на гитарах, созданных непосредственно по традициям Торреса мастерами Мануэлем Рамиресом, а затем Германом Хаузером), а затем и Джулиан Брим. Путем распространения аудиозаписей, гастролями по всему миру и контактами с известными композиторами они сделали гитару популярной во всем мире. Большую часть своей карьеры Сеговия и Брим играли на гитарах Торреса.
Расскаызвают, будто Торрес однажды на спор изготовил разборную гитару по принципу паззла, которую можно было собрать без клея, и которая в разобранном виде помещалась в коробку из-под обуви. Впрочем, вещественных подтверждений этой истории до нашего времени не сохранилось.
В 1858 году Торрес выставляет свой инструмент на выставке в Севилье, где завоевывает бронзовую медаль за необычное оформление гитары из клёна «Птичий глаз». Вскоре, гитарные мастера переняли его новый стандарт дизайна.
В конце 1869 Торрес оставляет производство гитар и возвращается на родину. Точно неизвестно, что послужило причиной его ухода от дел — скорее всего, гражданская война и депрессия в Испании, которые вполне могли повлиять на культурную жизнь страны. Как вариант, ему просто не хватало средств на жизнь. Несмотря на его относительную известность, большую часть жизни он испытывал финансовые трудности. Даже поддержка Тарреги — гитариста с огромным влиянием и авторитетными последователями – мало помогала Торресу в его делах. Независимо от причины, его первая эпоха закончилась. Он вернулся на родину и открыл магазинчик. В это же время Аркас отказывается от выступлений.
Однако в 1875 году Торрес вновь возвращается к гитаре — у себя дома в Альмерии. Доподлинно не известно, почему он вернулся к изготовлению гитар, но важно то, что он вернулся. И начался новый период его жизни или, как он сам назвал — «Вторая эпоха» (так он пишет на этикетках своих гитар).
Большинство из сохранившихся до наших дней инструментов его работы изготовлены как раз в этот период. Хотя Торрес не только изготавливал гитары, но и держал небольшой магазин и вынужден был сдавать комнаты жильцам — денег все равно не хватало. После смерти второй жены в 1883 году у него на попечении остались две дочери. Торрес удваивает свою производительность, выпуская около 12 гитар в год. В последний период жизни он приобрел три дома, но выручка от продажи инструментов все равно не покрывала его долги. В последние годы его руки так сильно тряслись, что в работе он вынужден был просить помощи у молодых друзей.
Торрес умер в ноябре 1892 года. За свою жизнь он сделал около 155 известных нам гитар.
К сожалению, многие моменты жизни и работы Торреса в настоящее время не известны. Его инструменты, как правило, находятся в музеях и в частных коллекциях.
Антонио де Торрес и по сей день признан одним из лучших гитарных мастеров не только в Испании, но и во всей Европе.
В действительности, Торрес не изобрел ничего нового – он просто объединил и усовершенствовал в своём инструменте передовой опыт своих предшественников и современников и создал новый по тем меркам инструмент, который смотрится и звучит сегодня так же хорошо, как и 150 лет назад. Изящество и гармония линий и пропорций, и оригинальная компоновка элементов сделали гитары Торреса уникальными. И в наше время подавляющее большинство классических гитар схожи по дизайну и пропорциям с гитарой Торреса, и самые экспериментальные разработчики отталкиваются от проекта, который Торрес усовершенствовал 150 лет назад.
Если посмотреть на гитары, сделанные до Торреса, то все они выглядят несколько странно для современного глаза. Для них характерны узкая талия, одинаковые верхние и нижние части, маленький размер и небольшая глубина корпуса, нечетное число струн и примитивное внутреннее крепление.
В первую очередь Торрес сосредоточил усилия на улучшении тембра инструмента, совершенствуя верхнюю деку. Звук гитар Торреса значительно отличается от других гитар, в том числе и лучших имитаций его инструмента.
Форма и глубина корпуса: он начинал с набросков, которые не только приятны и изящны на вид, но также прекрасно соответствуют физическим размерам большинства гитаристов. Стало удобным играть сидя, опирая гитару о приподнятое левое колено. Такая посадка дала гитаристам стабильность и упростила игру на высоких позициях на грифе. Корпус гитары Торреса больше, чем у большинства его предшественников. Пропорции размера верхней части, талии и нижней части (форма восьмерки) по-прежнему наследуются почти в каждой современной мастеровой классической гитаре.
Глубина корпуса определяет объем воздушного пространства внутри гитары, которое непосредственно отвечает за голос инструмента. Более громкие и насыщенные звуком гитары Торреса позволили расширить возможности для динамичной и экспрессивной музыки. Это повлияло и на удобство держания гитары.
Длина струн: мензура (вибрирующая часть струны) длиной 650 мм является сегодня общепринятым стандартом. Колковая механика хотя и не была открытием Торреса, но в 1856 году она была необычным явлением для Испании.
Веерная система — это набор усиливающих деку планок, на внутренней стороне деки, которые веером расходятся от розетки. Она распределяет вибрации и обогащает звук инструмента. Торрес не изобрел веерную систему планок, но усовершенствовал ее. Он установил оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения. Они как бы направляют воздух в сторону слушателя.
Подставка: Подставка Торреса была ещё одним важным шагом. С 1857 года мастер стал использовать нижний порожек (косточку) на подставке, который позволял точно подстраивать высоту струн. Струны, пройдя сквозь подставку, крепятся на ней узелками.
Шейка: Это один из самых важных моментов в создании гитары. Тут должна учитываться толщина грифа, верхней деки, высота подставки. Торрес увеличил ширину шейки со стороны колковой коробки до 5 см, что облегчило игру левой рукой. Угол шейки определяет положение струны относительно ладов, и характер звука зависит от угла натяжения струны относительно верхней деки. Гриф стал более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки. Он продолжается вплоть до резонаторного отверстия, совпадающего с 12 ладом.
Материалы: Торрес уделяет особое внимание выбору древесины для верхней деки, но не слишком озабочен выбором материала для косметических элементов. Кроме того, он использовал кипарис, клен, палисандр и другие породы дерева для нижней деки и обечаек, без особых предпочтений. Сам Торрес работал со слишком тонкой древесиной. Это делало гитару более живой, но, возможно, более хрупкой.
Отделка (розетки и прочее): мастер делал как простые розетки, так и более тонкие и сложные, все зависело от пожеланий клиентов. Отделка большинства его гитар были простой, если, конечно, это не касалось функциональных частей инструмента.
Гитары Торреса высоко ценились и стали предметом для подражания и даже подделок. Мануэль Рамирес (Manuel Ramirez), Сантос Эрнандес (Santos Hernandez), Доминго Эстесо (Domingo Esteso) — возможно, самые известные гитарные мастера Испании начала XX века и Герман Хаузер (Herman Hauser) в Германии в основном копировали его гитары, постепенно обогащая и изменяя элементы конструкции инструмента. Гитара Торреса постепенно стала узкоспециализированной. Классическая гитара и гитара фламенко стали отличаться друг от друга.
В конце концов, гитарные мастера пытались и дальше развивать гитару. С определенным успехом Игнасио Флета (Ignacio Fleta) вносил изменения во что только можно: фиксацию, вес, крепление шейки и пр. Роберт Буше (Robert Bouchet) сделал ряд небольших, но значительных изменений в дизайне верхней деки, хотя общая концепция сильно не изменилась. Даниэль Фридрих (Daniel Friedrich) создал различные идеи фиксации верхней деки и роли сторон в инструменте. Компания Хосе Рамиреса (Jose Ramirez Company) спроектировала свою гитару с вырезом в корпусе гитары для облегчения доступа выше 12 лада, глубоким корпусом, ламинированными сторонами, очень длинными струнами и шейкой под большим углом. Рамирес сделал и продал тысячи таких гитар, установив, в то время для покупателей гитары новый стандарт.
Неполный список инструментов
Сегодня инструменты Торреса (их сохранилось всего около сорока) — музейные экспонаты и гордость частных коллекций. Вот некоторые из известных в наше время гитар Антонио Торреса:
Источник
MasterGitar.com
Часто можно встретить, особенно в рекламных буклетах, гитара такая-то отвечает самым высоким требованиям. Если сформулировать самые высокие требования, то окажется, что гитары, которая им удовлетворяет, не существует вовсе. Виртуозу и любителю нужны совсем разные инструменты.
Попробуем взглянуть на гитару с точки зрения слушателя и не простого слушателя, а так сказать, весьма избалованного слушателя.
Существует лишь ряд субъективных мнений, что стоит считать классическим, а что нет.
Мы идем на концерт и хотим услышать виртуозное исполнение, не просто тему, а все оттенки произведения — нам надо, чтобы это хотелось слушать. Поэтому исполнителю нужен инструмент, имеющий не просто голос, а очень красивый голос. И не только.
Очень желательно чтобы гитара отвечала на все движения исполнителя – если тихо, то тихо, громче значит громче, а если стаккато, то мы должны слышать именно стаккато. В аккорде мы хотим расслышать ноты входящие в аккорд, а не некий обобщенный “бряк”. Без всего этого мы не сможем оценить мастерство виртуоза. К примеру, незаурядность Григория Горячева я смог понять, только услышав его игру на гитаре Антонио Торреса. Техничных и правильно извлекающих звуки гитаристов довольно много. Но требуется что-то ещё. В нужном месте определённый тембр, где-то подчеркнуть, где-то прибавить или убавить. В итоге создаётся неповторимый чарующий рисунок произведения. Появляется некая магия: мы хотим слушать это ещё и ещё. Вот для того чтобы хотелось, слушать ещё и ещё нужен виртуоз обладающий чем-то свыше, и гитара, которая позволит оценить нам его игру, именно игру, слово “исполнение” становится неуместным, не отражающим сути явления. Человек играет со звуками, с нотами и казалось бы давно знакомое и заигранное открывается с совершенно неизвестной стороны.
Хочу обратить ваше внимание на гитары работы Антонио Торреса.
Сейчас при наличии интернета, их звучание стало доступно всем. Понятно, что микрофон, понятно, что мы не можем оценить громкость, неизвестно какие струны и так далее, но кроме работ Торреса в мировой сети можно найти ещё массу гитар, и мы можем их сравнить.
Красота голоса гитар работы Антонио Торреса просто удивляет, а ведь это XIX век. Тем не менее, гитара развивается, как в конструктивном, так и в исполнительском смысле.
К настоящему времени известно много конструктивных решений для построения гитары. Часть из них имеет определённый физический смысл и улучшает звуковые характеристики инструмента.
Когда речь заходит об ощущениях и эмоциях, весьма проблематично описать их словами и при этом быть правильно понятым.
Прошу прощения у уважаемого читателя за неточности и ошибки, которые я могу допустить.
Определённо, не возможно записать некой математической формулой всё то , что мы ощущаем, когда слушаем великого гитариста играющего на инструменте великого мастера. Буду пользоваться выражениями, встречающимися в гитарной литературе и понятными хотя бы на интуитивном уровне.
Красоту тембра вряд ли возможно описать словами. Направлю ваше внимание лишь на некоторые аспекты звучания, присущие творениям Торреса.
Плотность звука. Говоря академическим языком, под плотностью понимают насыщенность звука гармониками и субгармониками, но не все знакомы с языком спектрального анализа. Интуитивно плотность звука вызывает ощущение именно насыщенности, как бы там уже всё есть и добавить больше нечего. Напротив, неплотный звук вызывает ощущение, что чего-то существенного не хватает.
Атака достаточно подчёркнута, что позволяет расслышать мельчайшие детали. (Атака — это то, что мы слышим сразу после удара по струне).
Наконец, динамический диапазон – мы очень хорошо слышим переходы от тихого к громкому и наоборот. (Динамический диапазон – это разница между тихими и громкими звуками, а точнее логарифм отношения интенсивности самого громкого к самому тихому).
Собственно, эти характеристики (плотность, атака, динамический диапазон) составляют основу того, что сейчас подразумевают под звуком профессиональной классической гитары. Профессиональной в том смысле, что она создана профессиональным мастером для профессионального музыканта.