- Аппликатурные принципы правой руки.
- 1. Чередование пальцев
- 2. Распределение пальцев по струнам
- 3. Распределение ролей между пальцами ima.
- 3.1 Пальцы im
- 3.2 Палец a
- 4. Распределение ролей между пальцами pi на 4-ой струне.
- 4.1 Если на 4-ой струне басовая нота
- 4.2 Если на 4-ой струне гармоническая нота
- 4.3 Если на 4-ой струне мелодическая нота
- 5. Принцип анатомического удобства
- Правая рука на гитаре. Советы по правильному расположению правой руки с фотографиями
- Правая рука на гитаре. Общая информация
- Почему важна правильная постановка правой руки
- Общие правила постановки
- Расслабленность руки
- Положение пальцев
- Пять правил постановки
- Правая рука на акустической гитаре
- Игра боем без медиатора
- Положение с медиатором
- При игре перебором
- Правая рука на электрогитаре
- Игра с опорой на бридж
- Положение медиатора
- Постановка на бас-гитаре
- Заключение
Аппликатурные принципы правой руки.
В гитарных нотах обычно обозначают аппликатуру только для левой руки. Аппликатуру правой, как правило, не ставят. Или ставят только в особо сложных местах, требующих неукоснительного соблюдения одного аппликатурного варианта.
Аппликатурных вариантов правой руки может быть несколько, и предполагается что гитарист, основываясь на своём опыте, сам знает как играть правой рукой, тем более что выбор конкретного варианта это вопрос привычки или индивидуальных предпочтений в игре.
А вот ученикам в этом вопросе гораздо сложнее разобраться и всё не так очевидно.
В этом уроке я расскажу о базовых аппликатурных принципах правой руки, которых следует придерживаться в своей игре.
1. Чередование пальцев
Чередование пальцев — это основной аппликатурный принцип правой руки гитариста, который нужно неукоснительно соблюдать при обучении.
Два раза подряд одним пальцем играть нельзя. Исключение составляет большой палец (p). Пальцы ima чередуются в обязательном порядке.
Почему это так важно? Дело в том, что игра одним пальцем двух и более нот подряд нерациональна с технической точки зрения. Если темп не быстрый, сыграть одним пальцем ещё можно успеть. Но при повышении темпа рука неизбежно зажмётся, и играть будет невозможно. Вы просто не успеете сыграть нужные ноты в быстром темпе одним пальцем. Не говоря уже о качестве игры. Ни о какой лёгкости и комфорте в быстром темпе и речи быть не может при нарушении принципа чередования пальцев.
На начальном этапе обучения мы всегда играем в медленных темпах. Но это не значит, что можно играть одним пальцем. Наоборот, именно на этапе обучения, этот принцип должен соблюдаться особенно строго.
Играя упражнения и произведения в медленных темпах мы приучаем руку играть правильно, и равномерно тренируем все пальцы. Рука запоминает наиболее рациональный способ игры, вырабатываются полезные привычки. В дальнейшем, ускорение темпа не вызовет затруднений, так как заученная аппликатура будет оптимальной. И наоборот, если вы при разборе произведения не продумали аппликатуру, это произведение вы уже не сможете сыграть быстрее.
Это правило касается игры отдельными нотами. Когда пальцы ima играют аккордами по два или три звука одновременно, то, естественно, никакого чередования быть не может. Двойной звук с большим пальцем не считается аккордом, и пальцы ima в этом случае нужно чередовать.
2. Распределение пальцев по струнам
При игре классической техникой, правая рука гитариста играет четырьмя пальцами: p, i, m, a. У каждого пальца есть своя зона действия, в которой он проводит большую часть времени. Зоны действия пальцев определяются анатомическими причинами и логикой игры гитарной фактуры.
На схеме ниже показана зона ответственности каждого пальца.
Из этой схемы мы видим, что по 5 и 6 струне играет только большой палец.
По 4 струне может играть как большой палец, так и палец i.
Пальцы im могут играть по любой из трёх струн без обмотки.
Палец a может играть либо по первой, либо по второй струне, но практически никогда не играет по третьей и выше.
Это базовая схема, которой следует придерживаться в подавляющем большинстве случаев. Но, как и везде, иногда бывают исключения. Эти исключения всегда чем-то обоснованы, есть причина отклонения от нестандартной аппликатуры. Но такие случаи относительно редки.
3. Распределение ролей между пальцами ima.
3.1 Пальцы im
Пальцы im анатомически более развиты и более подвижны чем палец а, поэтому они выполняют основную работу. При этом не имеет значения, в каком порядке они чередуются, и с какого начинать.
Пальцы im играют мелодические ноты следующие одна за другой, а также практически все гармонические.
Пример использования пальцев «im» при игре мелодии:
3.2 Палец a
Палец a используется в роли вспомогательного. Как правило, он играет отдельные звуки на первой или второй струнах в тех случаях, когда пальцы im нужны для игры на других струнах. Не стоит использовать палец а без необходимости, когда то же самое можно сыграть пальцами im.
Палец а играет преимущественно отдельные мелодические ноты крупных длительностей. А также верхние гармонические ноты при игре арпеджио.
Пример использования пальца «а» при игре мелодических звуков:
Пример использования пальца «а» при игре арпеджио:
Помимо разной степени подвижности у каждого пальца есть свой тембр. Ведь пальцы разной длины, у них разное положение относительно струны в пространстве, соответственно и разный тембр звука. Пальцы im наиболее близки по параметрам, и характер звучания между ними ближе. Это ещё одна причина, по которой их следует использовать парой при игре следующих друг за другом нот.
Но не стоит недооценивать роль пальца а. Он хоть и играет относительно реже, но как правило, извлекает особо важные мелодические ноты в фактуре. Обычно это длинные мелодические ноты, на фоне которых пальцы im играют гармоническое заполнение в середине. Также он активно используется в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно правильно чередовать пальцы im, или двух пальцев явно не хватает. Поэтому палец «а» должен быть достаточно развит, чтобы извлекать яркий, красивый звук, способный длиться продолжительное время.
Здесь стоит сказать что существует трёхпальцевая техника игры, в которой пальцы ima равнозначны и чередуются по кругу. Чаще всего в порядке ami-ami-ami-ami, но возможны и другие комбинации. Это более продвинутая техника, которая может применяться как эпизодически, так и постоянно. Начинать обучение именно с неё я не рекомендую. Сначала нужно освоить классическую двухпальцевую технику на хорошем уровне и только потом, если появится необходимость, пробовать трёхпальцевую.
Подводя итог этому разделу, можно сказать, что пальцы im выполняют основную работу. Они играют серии нот, следующие одна за другой, и гармонические ноты в середине. Палец а играет одиночные ноты в тех случаях, когда пальцы im нужны на других струнах, или двух пальцев не хватает по каким-либо причинам.
4. Распределение ролей между пальцами pi на 4-ой струне.
На 4 струне у нас могут быть басовые, гармонические и даже мелодические ноты (при проведении мелодии в среднем или нижнем регистре).
4.1 Если на 4-ой струне басовая нота
Если нота басовая по своей функции в фактуре, то однозначно играем большим пальцем. Тут без вариантов. Большой палец извлекает наиболее мощный, плотный звук, из всех пальцев он самый сильный.
4.2 Если на 4-ой струне гармоническая нота
Если нота гармоническая, то тут возможны два варианта. Либо большим пальцем, либо пальцем i. Здесь трудно вывести какое-то одно универсальное правило на все случаи, каким пальцем и когда играть. Нужно учитывать фактор рациональности, удобства, и звучания в каждом конкретном фрагменте.
У этих двух пальцев изначально разный характер звучания, и это тоже нужно учитывать при выборе.
Большой палец даёт плотный, мягкий по тембру звук. Если он без ногтя, конечно. Я играю без ногтя на большом пальце.
Палец i даёт лёгкий, но более яркий по тембру звук за счёт ногтя. Довольно продолжительное время я вообще избегал играть пальцем i по 4-ой струне из-за характерного скрежета ногтя по обмотке. Потом научился извлекать звук без призвука. Для этого нужно во-первых, убрать скольжение ногтя по струне, а во-вторых, изменить угол срыва ногтя со струны, играть чуть вверх или от себя. Решают буквально миллиметры и доли миллиметров. Тут нужно искать опытным путём.
Гармонические ноты всегда играются тише остальных, и это тоже надо учитывать при выборе пальца. Пальцем i проще всего сыграть с нужной динамикой. А вот большой палец, без осознанной корректировки, даст слишком громкий звук для гармонической ноты. Поэтому при игре гармонических нот большим пальцем нужно сознательно ослабить силу звукоизвлечения, сыграть легче, невесомее, без опоры.
Приведу пару примеров, в каких случаях каким пальцем я предпочитаю играть по 4-ой струне и почему.
Пример использования пальца «p» при игре гармонических нот на 4-ой струне:
Как мы видим, ноты Ми и Ре на 4-ой струне являются гармоническими, и я их предпочитаю играть большим пальцем в данной ситуации. Почему?
Дело в том, что для большого пальца наиболее естественным является исполнение нот при движении вниз по струнам. При игре с опорой, он просто соскальзывает по очереди с каждой из струн, как в первой части такта.
Во второй части такта, хоть большой палец и играет через струну, всё равно это для него естественное движение. В этих случаях я играю бас без опоры. Во второй части такта можно было бы изменить аппликатуру и сыграть ноту Ре на 4 струне пальцем i, а мелодическую ре на 2 струне пальцем а, это не было бы ошибкой. Но я предпочитаю играть подобные места с движением большого пальца вниз.
Пример использования пальца «i» при игре гармонических нот на 4-ой струне:
Когда идёт подобное чередование гармонических нот на 4-ой струне я предпочитаю играть их пальцем i. Указательный палец более подвижный и даёт более лёгкий звук, что и требуется в подобных местах. Если играть такие фрагменты с пальцем p, это перегрузит звучание гармонических нот, да и играть большим пальцем вверх по струнам (на обратном ходу) менее удобно, чем вниз. Сам рисунок фактуры предполагает игру с пальцем i.
Внимательный читатель может возразить, что ведь можно сыграть большим пальцем при движении от баса вниз, а на обратном ходу сыграть указательным пальцем. Действительно можно, но не желательно. По причине разного характера звучания пальцев. В этом случае потеряется однородность гармонического заполнения. Гораздо удобнее, рациональнее и логичнее сыграть сразу с пальцем i, по моему мнению.
Подведём итог вышесказанному. Большим пальцем удобнее и логичнее играть отдельные гармонические ноты на 4-ой струне при движении по струнам вниз. Палец i используем при чередовании гармонических нот на 4-ой струне, и при движении по струнам вверх.
4.3 Если на 4-ой струне мелодическая нота
Если же по 4-ой струне идёт мелодическая линия, то приоритет за пальцем i. Во-первых, большой палец нам наверняка понадобится на басовых струнах, а во-вторых, указательный палец с ногтем даёт более яркий, мелодический тембр.
При игре мелодии по 4-ой струне допускается играть пальцем i без чередования два и более звуков подряд, потому что другие пальцы скорее всего будут заняты на остальных струнах игрой гармонического заполнения. Либо же, если темп подвижный, можно подключить к игре палец m.
5. Принцип анатомического удобства
При выборе порядка чередования пальцев нужно учитывать принцип анатомического удобства. К примеру, если нам надо сыграть сначала вторую струну а потом первую, то наиболее естественно сыграть эти струны пальцами im. Палец i находится выше пальца m, и именно в этом порядке удобнее всего играть сверху вниз по струнам. Порядок пальцев mi будет в этом случае неестественным, менее удобным.
То же самое в обратной ситуации. Если нам нужно сыграть вторую, а затем третью струну, то естественным будет порядок пальцев mi.
Источник
Правая рука на гитаре. Советы по правильному расположению правой руки с фотографиями
Правая рука на гитаре. Общая информация
Правая рука на гитаре важна для тех музыкантов, которые стремятся повысить свой уровень и начать играть более технически сложные произведения. Также верная постановка заметно облегчает исполнение и помогает подружиться с инструментом. Дискомфорт при игре не только замедляет разучивание и даже исключает многие возможности, но и даже отталкивает от занятий и превращает их в неприятную повинность. Поэтому каждый любитель гитары должен знать, как грамотно взаимодействовать со своим любимым инструментом.
Почему важна правильная постановка правой руки
От верной постановки зависят многие факторы. Если человек занимается гитарой на начальном профессиональном или на любительском профессиональном уровне, то неверная позиция может замедлить прогресс или вовсе остановить его в определённой точке. В классической гитаре от этого зависит звукоизвлечение, а также техника правой руки на гитаре, например, тремоло в быстрых темпах. В игре на электрогитаре также важны руки. Это не только сама кисть, но и предплечье, плечо и задняя часть спины. Не поставив руку, можно не только ограничить себя в исполнительских моментах, но и нанести неприятные микротравмы и даже заболевания суставного аппарата.
Общие правила постановки
Расслабленность руки
Важно проследить за своими ощущениями. Прежде чем пробовать на практике, нужно прочувствовать руку без гитары. Лучше всего заниматься на стуле со спинкой или диване, чтобы можно было опереться спиной. Сначала расслабьте руку и опустите её вдоль туловища «как плеть». Мышцы не напряжены, поза максимально естественная. Постарайтесь запомнить эти ощущения. Это пригодится и для левой руки на гитаре . Особенно обратите внимание на плечевой сустав – плечо на выпирает вверх, не «закидывается» назад и не уходит в сторону. Кисть висит «по линии» с остальной рукой и никуда не выгнута. Большой палец также «в линии». Пальцы чуть согнуты, согните их чуть больше, как бы сжимая в кулак. Вместе с большим пальцем они образуют своеобразный замок.
Теперь рассмотрим, как держать руку. Положите предплечье на деку и сделайте несколько маховых движений кистью по струнам (ничего не играя). Нужно, чтобы плечо не напрягалось и не «бегало» во время игры. Это очень важный момент, не соблюдая который будет уставать не только рука, но и спина.
Тоже самое произведите и с локтем. Его движения должны быть сведены к минимуму. Частая проблема гитаристов – игра от локтя. Это в корне неверно, так как добавляет массу ненужных движений. Кроме того, при этом локоть устаёт и даже может начать «ломить» и болеть. Следите, чтобы двигалась кисть и предплечье, старайтесь расслабить плечо и не совершать неестественных движений.
Положение пальцев
Для начала правая рука на гитаре опирается на большой палец. Он как бы «перехватывает тяжесть» предплечья. Обычно опираем на 6 или 5 струну. Этот навык пригодится и при исполнении произведений с элементами тирандо и апояндо. Далее располагаем пальцы каждый согласно своей струны.
I (указательный) – 3;
A (безымянный) – 1.
Пять правил постановки
- Пальцы образуют полукруг, как будто вы хотите взять небольшое яблоко. Это естественное положение, которое пригодится не только в классике, но и когда нужно сыграть бой на гитаре . Это необходимо для обеспечения свободы движения пальцев, т.к. у неопытных новичков они немного поджаты.
- Если смотреть со стороны слушателя (зрителя), то запястье никуда не выгибается – оно прямое и продолжает линию руки. Не следует выгибать его как вниз, так и вверх. Рассмотрим с позиции самого гитариста. Если взглянуть сверху, то кисть либо параллельна, либо чуть выгнута ОТ гитары. Ошибочно, если запястье прижимается к деке (или стремится опереться на неё).
- Ладонь должна быть параллельна гитарной деке. Для проверки можно вытянуть пальцы, не меняя при этом положения ладони. Если она под углом, то это будет сразу видно.
- Большой палец находится чуть ближе к грифу, нежели указательный. «I» не должен «опережать» «P», а наоборот примерно на 1-2 см. правее.
- Из предыдущего правила выходит то, что средний, указательный и безымянный находятся почти под прямым углом по отношению к струнам.
Правая рука на акустической гитаре
Игра боем без медиатора
Игра боем не предполагает какого-то строгого положения. Кисть свободна, а пальцы сжимаются и разжимаются согласно самому произведению. Главное, чтобы они были свободны и не «врезались» в струны. Поэтому держите их примерно на 2-4 см. от самих струн.
Положение с медиатором
На акустике положение достаточно свободное, главное, чтобы руке было удобно. Медиатор можно держать как перпендикулярно деке, так и чуть под углом. Можно, чтобы рука находилась «в воздухе», а также опиралась на подставку. Зависит от того, какие ритмические рисунки вы играете.
При игре перебором
Здесь используется первоначальное положение, когда большой опирается на басовые струны, а остальные пальцы сосредоточены на 1-4. Тот же приём используется, если вы играете щипком .
Правая рука на электрогитаре
Игра с опорой на бридж
Единого совета как играть правой рукой на гитаре нет. Но многие опытные музыканты советуют опирать ладонь ребром на бридж. Это способствует глушению струн и помогает избежать ненужной грязи при извлечении. При этом не нужно давить, а ладонь достаточно расслаблена.
Положение медиатора
Медиатор следует взять большим и указательным пальцами. Сомкните первую фалангу «i» и «p» так, будто вы хотите взять небольшой тонкий предмет вроде иголки. Получится, что большой как бы лежит на «ребре» указательного. Теперь между подушечками можно брать медиатор. Он выступает примерно на 1-1,5 см.
Постановка на бас-гитаре
Этот метод не подразумевает использование медиатора. Три пальца должны опираться на струны (чаще всего это i, m, a). Большой играет 4-ую. Получается более мягкий звук, а также обеспечивается свобода извлечения. Но подходит не для всех жанров. Для того, чтобы добиться динамически ровного и ритмически чёткого звучания, следует использовать упражнения для правой руки на гитаре.
Заключение
Это основные моменты. Во время разучивания произведений всегда могут возникать дополнительные вопросы, так как существуют сотни нюансов в зависимости от сложности и техничности исполняемой песни.
Источник