Гитара арфа 4с 169
Важное примечание: Статья написана в начале 2000-х. С той поры много чего поменялось, иногда радикально. Читайте с поправкой за этот факт.
На пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от большинства старых фабрик остались только названия, а от других не осталось ничего. Как например от Ивановской гитарной фабрики, от которой не осталось даже стен корпусов — ВСЕ украли.
Мартиролог гитарных фабрик советского музпрома обширный, но чтение его не вызывает исключительно горьких чувств. Все уже было описано классиками в «Вишневом саде» и «Нравах Растеряевой слободы». Невозможно бесконечно всей деревней выкручивать гайки на ж/д полотне. Несмотря на относительную несложность технологий, производство гитар требует высокой квалификации рабочих и мастеров и точное соблюдение этих технологий. Обеспечить такой уровень точности советская промышленность могла только на ниве создания танков и спутников. Гитары проходили по разделу «местная промышленность» и т.п. Отсюда общий уровень оснащения таких фабрик — на уровне совхозной машинно-тракторной станции 50-х годов. В борьбе за рынок совхозы проиграли Гибсону мгновенно, еще до первого выстрела. И ладно бы только Гибсону. Даже дешевейшие китайские картонные гитары оказались востребованы больше, чем продукция уцелевших советских гитарных фабрик. По мере развития рынка процесс выдавливания этих фабрик проявляется все сильнее. В крупных городах магазины отказались от них вовсе, в провинции их гитары еще как-то продаются, но тенденция очевидна.
Судьба гитарного производства в России точно такая, как и у большинства других мелких отраслей. Ситуацию осложняет специфичность и ограниченность рынка музыкальных инструментов. Никто не хочет вкладывать серьезные деньги в их производство. Как ни странно, схожая ситуация на Западе, особенно в Европе, где многие музыкальные фабрики либо вовсе закрылись, либо перенесли производство в страны с дешевой и дисциплинированной рабочей силой — прежде всего в Китай. Нашим фабрикам переносить было нечего, оттого они просто тихо умерли.
Пока все известные нам попытки открыть новое производство гитар в России были либо неуспешными, либо очень малыми по масштабу. Мастерская Шарова в Улан-Удэ, гитары Wanderer из Ижевска, волгоградский Lorance — все это интересно по результату, конкурентно на рынке, но никак не сопоставимо по количеству с импортом. Возможно, так и будет. Т.е. будет как на Западе — местные гитары дорогие и качественные, а дешевые массовые гитары — китайские. Во всяком случае, это лучше, чем квазитабуреточное производство, компрометирующее саму идею качественной гитары из России.
Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов являлось подмосковное Шихово. В конце 90-х там наблюдалось некоторое оживление производства (не без нашего участия). Но потом география победила экономику — Шихово находится под Звенигородом, на берегу Моквы-реки, цена земли там нынче как в Швейцарии. Поэтому нет больше никакой Шиховской фабрики.
Бобровская фабрика. Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только с глубокого бодуна. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур».
Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки.
Ижевская фабрика. Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено.
Самарская фабрика. Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Одно время эта фабрика успешно развивалась и даже ввозила новое оборудование из Кореи. Самарская гитара С-2 была больше всех российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки. Но уже года три, как ничего про эту фабрику не слышно. Возможно, что и нет ее боле.
Кунгурская фабрика. Первоначально кунгурские гитары были страшнее и топорнее всех, хуже ижевских. Но в начале века на фабрике что-то случилось. Что именно, мы не знаем, может метеорит какой упал или кенсе начальство озарило. Но гитары резко поправились. На всех моделях теперь дека из массива, покрашены прилично. Технологически это конечно те самые советские гитары, но пожалуй — из наиболее основательно сделанных. Учитывая их невысокую цену, в провинции они вполне могут сосуществовать с китайскими гитарами и даже слегка теснить их.
Екатеринбургская фабрика «ЭТЮД-УРАЛ». На заре перестройки панки с Запада специально приезжали в СССР за электрогитарами УРАЛ. Акустические гитары там тоже делали, очень специфические гитары с электрогитарным креплением грифа. Но с конца 90-х никаких известий об этой фабрике нет.
Питерская фабрика «АРФА». Бывшая «Луначарка», где делали те самые «ленинградские гитары» — их по сию пору автоматически спрашивают покупатели во всех магазинах страны. Агония этой фабрики была долгой и особенно мучительной. Это была единственная фабрика, где до последнего сохранялись мастера и определенные традиции. Серийные гитары конечно были ужасны. Но процесс пропивания мастерства и проедания наследства занял почти 15 лет. И продолжался бы по сию пору, кабы не расположение фабрики в центре Петербурга. В итоге фабрику ликвидировали. Остатки производства известны под именем «Форест», у них даже сайт есть.
Питерская фабрика «МУЗА». Бывший завод «Муздеталь». Мы это название присвоили, когда фабрика совсем лежала на боку и вроде как не собиралась подниматься. Но потом нашлись добрые люди: подобрали, обогрели, обобрали. т.е. наоборот, инвестировали, извиняюсь за выражение. Даже название сменили, так что мы вроде ничего и не украли.
Исторически на этой фабрике делали гитары с электрогитарным грифом и пластиковым корпусом из полистирола, что-то вроде «овейшна», только явно попроще. Качество этих непотопляемых инструментов прежде было очень хорошее (для той эпохи, разумеется). В начале века фабрика снова легла набок. Но недавно оборудование взяли в аренду некие энтузиасты. И делают там теперь вполне приличные гитары под маркой GMD.
Питерская фабрика «ЛАДА». Появилась как лайт-версия Музы в конце 90-х. Делала похожие гитары с корпусом из АБС. С переменным успехом. Потом начала загибаться. В итоге оборудование отдали в Пензу и теперь Ладу делают там.
Борисовская фабрика. Упоминается для статистики, поскольку белорусских гитар в Москве нет уже очень давно. Была у них всего одна модель, сопоставимая с Самарой, но гриф пожирнее и покривее. По слухам, батька фабрику пока не закрыл.
Львовская фабрика ТРЕМБИТА. Львовские гитары всегда отличались определенной продвинутостью, так что в СССР с ними могла потягаться только «Луначарка». Там делали «вестерны» и вполне приличные 12-струнки. ТРЕМБИТА существует и поныне, ассортиментный ряд у нее обширный. Основу по-прежнему составляют «вестерны» и «джамбо» разного рода, есть и «классика». Несколько лет назад все модели были с резонансной декой, что приводило к огромному проценту брака, ибо дека лопалась там в течение 1-2 месяцев. Сейчас на большинстве гитар на деке стоит еловый ламинат, да и резонансную деку начали сушить несколько лучше. Поэтому в целом качество этих гитар не хуже, чем у АРФЫ или Самары, а внешний вид заметно интереснее. Некоторые модели покрашены в разные кислотные цвета — зеленый, красный, синий. Это особенно популярно в провинции, как и мексиканские сериалы. В целом ТРЕМБИТА — это старая советская фабрика, хотя и с несколько подновленным интерфейсом, она (опять же — в целом) лучше большинства российских фабрик, но ожидать от ее продукции европейского качества нет смысла.
Львовская фабрика РЕНОМЕ. Эта фабрика появилась в 90-е годы и одно время располагалась в старом помещении львовского цирка. Отсюда вероятно и кульбиты судьбы. Первоначально гитары Реноме поразили всех сочетанием очень приличного качества, «западного» дизайна и реальной цены. В середине 90-х это было пожалуй наиболее интересное предложение на русском рынке любительских гитар (куда Реноме просачивались через границу, минуя таможню и прочие условности). Но развить первоначальный успех львовские хлопци не сумели: качество стало падать, нормальные поставки наладить так и не смогли. А к концу 90-х навалился вал китайских гитар, которым Реноме уступали по всем параметрам. Поэтому с начала века встретить эти гитары в продаже в России почти невозможно. В общем жаль.
Черниговская фабрика. В Россию эти гитары совсем не попадают, что очень хорошо. Ибо от Кунгурских или Ижевских эти гитары отличаются незначительно. Очень самостийная конструкция и дизайн, фанера ядреная, весит, как бас-гитара Фендер. Короче, маешь — вещь.
Изяславская фабрика. Есть, есть и такая фабрика. Всего одну гитару видели, выпросили на свою голову у наших киевских партнеров. Потом пришлось ее продать какому-то алкашу за 200 руб. Даже даром на витрину никто не хотел брать. А запах, а цвет.
В заключение следует упомянуть о гитарах с маркой МУЗДЕТАЛЬ. Это сугубо «отверточное» производство, поскольку все наши гитары собираются из комплектующих, сделанных на других фабриках. Однако это немало. Большинство претензий к дешевым гитарам возникает именно из-за неправильной сборки. Плюс возможность фильтрации бракованных комплектующих, что не маловажно.
Источник
Инструменты
      Автор: Игорь Беликов       Дата публикации: 04 мая 1999 г. |
Питерские гитары. Фабрика «Арфа» (быв.»Луначарка»)
Д авний и прочный народный миф. На самом деле качество нынешних гитар из Питера вполне сопоставимо с Бобровом, но цена их значительно выше. Кроме названия, никаких достоинств там не обнаружено.
4с169 – фанера, мензура 650мм. Цена не менее 900 руб.
4с170 – резонанс, гриф на винте. Это прямой потомок той старой “ленинградской гитары”. Стоит этот отпрыск почти 1500 руб.
4с171 –резонанс, “вестерн”. Цена не менее 2000 руб.
4с172 – та самая “ленинградская 12-струнка”. Цена не менее 2800 руб.
Цены на дорогие питерские гитары сопоставимы с массовым импортом, а качество вполне отечественное, т.е. из четырех гитар можно собрать две. Блестящее торжество принципа: “цены мировые, качество советское”.
Питерские гитары. Фабрика «Муза» (быв.»Муздеталь»)
Р еинкарнация «Муздетали» отчасти ослабляет вышеперечисленные упреки. Здесь делают гитары с пластиковым корпусом. Качество вполне сносное, но цена великовата (более 1000 руб.) Надо отметить очень странное «электрогитарное» крепление грифа, что приводит к значительному утяжелению конструкции и ослаблению звука (и без того неважного). Существует несколько артикулов с малосущественными отличиями в форме корпуса. Есть 12-струнная гитара.
Питерские гитары. Фабрика «Лада»
Э то совсем новое производство, отпочковавшееся от «Музы». Соответственно и яблочки похожи. Тоже пластиковые корпуса, подструнники одинаковые. Качество пока очень разное, но в целом сопоставимо с «Музой».
1с6т — гитара с уменьшенным корпусом и нормальной мензурой.
8с6т — предполагается, что из этой гитары со временем вырастет пластиковая «классика».
Борисовские гитары
С уществует только одна модель, номер артикула регулярно изменяется (вместе с ценой) – так белорусы дурят родного “батьку”. Внешне по-своему красивые гитары, но играть на них неудобно из-за немеренной толщины грифа, очень низкого подструнника, скверной ладовой проволоки. Несмотря на механику с пластиком (т.е. под синтетику), синтетические струны эту гитару “раскачать” в принципе не могут, по причине большой массы корпуса и толщины деки. А вот тонкие металлические струны на ней звучат хорошо.
9с69 – резонанс, “классика”.
Ижевские гитары
Д о последнего времени в Москве о них мало кто слышал. Мы очень тесно общаемся с этой фабрикой и по мере сил пытаемся кое-что внушить в умы ее руководителей. Это очень трудный и противоречивый процесс, однако факт, так сказать, на лице — сменилась розетка, доведены «до ума» некоторые модели, появились новые модели. Возможно, мы так же имеем отношение к этим благотворным переменам.
1с1 – мензура 610 мм. Самые приличные из гитар с уменьшенной мензурой. Обладают некоторым звуком (вероятно, из-за большой глубины корпуса).
1с2 – мензура 650 мм. Классика. Отчасти пригодна под синтетические струны.
1с2р — «классика» с резонансной декой и улучшенной (местами) отделкой.
1с4 – корпус “джамбо” (или что-то вроде того).
1с5 — корпус «джамбо» с острым хищным рогом.
Существуют так же 7 и 12-струнные гитары на той же базе.
Самарские гитары
С амое сомнительное в этих гитарах – качество резонанса. Иногда возникает ощущение, что его мастерят из тарной дощечки. Еще поразительнее – окраска и вообще отделка. Описать это трудно. И не очень хочется. Несколько лет назад мы забраковали почти полный «КАМаз», после чего на фабрике очень обиделись, но потом простили и с той поры возят нам что-то больше похожее на гитары. Если решите покупать самарскую гитару самостоятельно, ни за что не берите экземпляр с темной верхней декой — он оттого и темный, что под густой краской таится нечто ужасное.
Самарскую гитару надо выбирать долго и настойчиво, Иногда это может привести к успеху. Следует отметить исключительную (и необъяснимую) прочность этих гитар.
С2 – резонанс, якобы “классика” (во всяком случае подструнник от классики). Теоретически пригодна под синтетические струны.
W6-1 – резонанс, “вестерн” (точнее сказать “истерн”). Огромная широкая гитара с непропорционально узкой обечайкой.
Существует еще ряд артикулов, похожих на перечисленные по виду и по ценам.
Кунгурские гитары
С амые «советские» из всех отечественных гитар. Похоже, что в Кунгуре до сих пор строят коммунизм и выполняют квартальный план. Лучше бы гитары учились делать, а то даже в Боброве смеются. Все модели фанерные. «Цветочки» и здесь фигурируют, но в очень смягченном виде — по-своему органичная розетка получается. Зато есть другая затея, называется «НХ». Это добавление к артикулу означает, что гитара покрашена особым кунгурским образом — в черно-белый или красно-желтый цвет (мы сразу прозвали гитары «нх» зимним и летним камуфляжем). Одна наша знакомая продает их под видом австралийских (!) гитар, мотивируя это схожестью слов «кенгуру» и «кунгуру».
с-1н — полный аналог бобровской 4с2
с-2н — полный аналог бобровской 4с3
с-5н — что-то вроде ижевской 1с4, только в кунгурском исполнении.
Львовские гитары. Фабрика “Трембита”
“Т рембита” бывает разная. Попадаются очень красивые и качественные гитары (примерно одна из двадцати). Иногда эти гитары живут долго, но чаще разваливаюся еще на складе. Все зависит от уровня самостийности в местной “трембитовской” котельной. Если уровень нормальный – гитары нормальные, если самостийность резко возрастает – идет сплошной брак из сырого резонанса. Так же есть проблемы с незалежностью, поэтому иногда гитары бывают столь кислотно-ядовито-зеленого или красного цвета, что для Москвы как-то чересчур. Но в общем это вопрос вкуса. Гриф с анкером, но пользы от этого анкера никакой нет. “Трембита” традиционно выпускает “вестерны” со вклеенным грифом и грифом на винте, 6- и 12-струнные, покрытые различными составами. Цены от 2000 руб.
Львовские гитары. Фабрика “Реноме”
С оздана около пяти лет назад как чешско-украинское СП. Выпускает эстрадные гитары с корпусом “джамбо” 6-, 7- и 12-струнные. Пожалуй, самые приличные массовые гитары в бывшем СССР. Дека из ламината, иногда с резонансом. Гриф с анкером. Гитары различаются в основном формой “рога” (сегмента), но есть и более дорогая модель с акустической линзой на задней деке. Недавно появилась «классика» — с широким грифом — очень удачная модель. По качеству эти гитары не уступают фабричным корейским гитарам, брака почти нет.
Все (или почти все) эти гитары можно приобрести у нас по ценам, близким к заводским (а в ряде случаев и дешевле). Так же вы можете получить консультацию по поводу приобретения и доводки.
Источник