Гитара бас гитары электрогитары

Разница между бас-гитарой и электрогитарой

Тем, кто просто интересуется музыкой, не требуется ни музыкального слуха, ни специального образования. Но когда ею хочется заняться всерьез, необходимы не только усердные тренировки, но и определенные знания. Новички должны представлять себе, какому инструменту отдать предпочтение и чем собственно они друг от друга отличаются. Ведь желающим играть на бас-гитаре потребуется одно, а адептам электро-примочек совершенно другое. Поэтому в данной статье мы приведем основные отличия бас-гитары от электрогитары.

Определение

Бас-гитара — относится к струнно-щипковым музыкальным инструментам для игры в басовом диапазоне. По сути, это разновидность гитары с более массивным корпусом и с четырьмя струнами (в классическом варианте). Играют на ней пальцами или медиатором. Появилась бас-гитара в шестидесятых годах прошлого века и постепенно вытеснила контрабас, который был в свое время самым крупным акустическим инструментом. Он обладал многими достоинствами, но также и существенными недостатками, которые затрудняли его повсеместное применение для ансамблей. К ним можно отнести большие габариты, особое положение инструмента во время исполнения, значительную массу, отсутствие на грифе ладовых порожков, а также относительно малый уровень громкости, что затрудняло запись звука. Бас-гитара на этом фоне очень аккуратный, легкий, компактный инструмент.

Бас-гитара

Читайте также:  Гражданская оборона моя оборона ноты для скрипки

Электрогитара — также является разновидностью гитары, но здесь имеется звукосниматель, который преобразует колебания струн в электрический ток, а затем в определенный частоты звук. Чаще всего такие инструменты снабжаются шестью струнами. Первый звукосниматель появился в 1924 году, сконструированный Ллойдом Лоэром, гениальным изобретателем, который работал в компании Gibson. В массы продукт поступил только в 1931 году с основанием компании Electro String Company. В последствие применение звукоснимателей стало революционным направлением, во многом изменившим обычные представления об этом инструменте. Считается, что пионером, который ввел это новшество в обиход, стал Лес Пол. С тех пор электрогитара значительно эволюционировала, но, по сути, остается тем старым добрым Gibson`ом.

Электрогитара к содержанию ↑

Сравнение

К наиболее значимому отличию можно отнести наличие на бас-гитаре всего четырех струн. На электро их обычно шесть. С точки зрения конструктивных особенностей это не единственная разница. Сами струны на «басе» значительно толще и поэтому звук получается в более низкой тональности.

Длина грифа бас-гитары значительно больше, нежели у электрогитары. Это заметно невооруженным глазом. Производить короткий гриф просто не имеет смысла, поскольку не будет требуемого звука.

Бас-гитара является прямым наследником контрабаса, а электрогитара произошла от обычной гитары.

Мы не рассматриваем бас-гитары со звукоснимателем, поэтому можно найти еще основное отличие в присутствии этого элемента. В электрогитаре звукосниматель обязательное приспособление, с помощью которого воспроизводится звук, тогда как для бас-гитары это совсем не обязательно. Отдельно выделяется направление электро-бас-гитары, но все равно они массивнее, гриф длиннее, а звук ниже, нежели у обычной электро.

Источник

Электро и бас гитары: характеристики, типы, виды

— Электрогитара. В данную категорию включены электрогитары классической конструкции, имеющие не менее 6 струн (как и на традиционной акустической гитаре, иногда и больше), а также звукосниматели для передачи звука на внешнюю аппаратуру. Ключевым отличием таких моделей от полуакустических гитар является цельный корпус (см. ниже) без каких-либо вырезов; иными словами, за создание звука отвечают только струны, а усиливается звук исключительно электрическим способом — за счёт обработки сигнала со звукоснимателей. Также отметим, что таким инструменты крайне редко используются для извлечения чистого гитарного звука — чаще сигнал обрабатывается различными «примочками», создающими те или иные эффекты звучания. Электрогитары используются в самых разных жанрах музыки, а для рока и метала они вообще считаются своего рода «визитной карточкой».

— Полуакустическая. Разновидность электрогитар, созданная в расчёте на то, чтобы приблизить звучание инструмента к звуку акустической гитары, сделать его более ярким и насыщенным (хотя конкретные оттенки звучания в разных моделях, разумеется, могут быть разными). От обычных электрогитар «полуакустика» отличается полым корпусом, в котором проделаны отверстия-резонаторы — чаще всего в виде двух фигурных вырезов в верхней деке. Встречаются модели и с одним вырезом. Такие гитары принято считать «жанровыми», они популярны в осн . овном в рок-н-ролле, блюзе и джазе. А наличие резонаторов позволяет при необходимости играть на таком инструменте и без подключения — звук будет относительно тихим, но всё же вполне слышимым. Однако не стоит путать полуакустические гитары с электроакустическими: последние представляют собой полноценные акустические инструменты, дополненные установленными внутри корпуса звукоснимателями (которые к тому же отличаются по принципу работы).

— Бас-гитара. Электрогитары, изначально созданные для использования в составе ритм-секции, вместе с ударными; теоретически могут применяться и как сольный инструмент, однако на практике это встречается крайне редко (и всё равно в группе при этом имеется второй бас — классический «ритмовый»). На таком инструменте играют только отдельными нотами, аккорды не используются. Традиционная бас-гитара имеет 4 струны, настроенные на те же ноты, что и нижние (с третьей по шестую) струны обычной гитары, однако на октаву ниже. Впрочем, встречаются и пяти-, и даже шестиструнные басы (подробнее см. «Количество струн»). Также бас-гитары обычно имеют более длинный гриф, чем традиционные электрогитары.

Количество струн

Количество струн, предусмотренное в конструкции гитары. Смысл данного параметра зависит от типа инструмента (см. выше).

Наиболее распространённым на сегодняшний день является испанский (шестиструнный) строй; соответственно, большинство электрогитар и полуакустических инструментов имеет именно 6 струн. Меньшее количество практически не встречается, а вот большее вполне может использоваться — выпускаются модели на 7 и даже на 8 струн. Как правило, они относятся к классу т.н. баритон-гитар, представляющему собой переходной вариант между обычной электрогитарой и басом. Основные 6 струн в «баритонах» настроены несколько ниже обычного, а в дополнение к ним установлены ещё одна или две басовых струны. В сочетании с увеличенной длиной мензуры это позволяет добиться более насыщенного и плотного звучания; оно особенно ценится исполнителями тяжёлых стилей музыки вроде death metal, хотя может применяться и в менее «экстремальных» жанрах.

Что же касается бас-гитар, то в них стандартное число струн — 4, а «расширенные» модели имеют 5, изредка — 6 струн. При этом, в отличие от гитар, дополнительные струны в басах предназначены не для понижения, а для повышения диапазона. Использовать дополнительные «повышенные» струны нередко бывает намного удобнее, че . м зажимать высокие лады.

Для левши

Инструменты, изначально предназначенные для левшей — точнее, для музыкантов, играющих обратным, «леворуким» хватом, когда правая рука зажимает лады, а левая извлекает звук.

Электрогитары обычно имеют асимметричное расположение управляющих элементов (регуляторов темброблока, рычага тремоло и т.п.), а нередко — ещё и асимметричную форму корпуса. Соответственно, для комфортной игры обратным хватом недостаточно переставить струны в обратном порядке и повернуть инструмент грифом вправо — нестандартное расположение корпуса может сделать использование инструмента как минимум неудобным, а то и вовсе невозможным. В свете этого многие производители выпускают специализированные модели для левшей; такие инструменты имеют «зеркальную» компоновку и позволяют полноценно играть леворуким хватом.

Звукосниматели

Тип звукоснимателей, используемых в электрогитаре.

— Пассивные. Пассивными называют звукосниматели, не использующие собственного электропитания. Такие устройства выдают слабый сигнал, поэтому гитары с пассивными звукоснимателями требуют внешнего предусилителя. С точки зрения звучания многие музыканты считают пассивные звукосниматели более «естественными» и динамичными, однако этот момент во многом субъективен. Однозначным же преимуществом данного варианта являются обширные возможности по экспериментированию с техникой звукоизвлечения. Кроме того, пассивные модули значительно проще и дешевле активных, к тому же не требуют собственных источников питания. С другой стороны, такие звукосниматели подвержены эффекту обратной связи, что может создать проблемы в некоторых ситуациях. Да и чувствительность к наводкам (и, соответственно, вероятность возникновения помех) у них существенно выше.

— Активные. Звукосниматели, дополненные встроенными предусилителями для повышения уровня сигнала, подаваемого на выход инструмента. Благодаря дополнительному усилению многие модели имеют уменьшенное, по сравнению с пассивными, число витков в катушках, что снижает уровень помех и обеспечивает более чистый и сбалансированный по частотам сигнал. При этом активный модуль лучше сохраняет верхние частоты; это даёт эффект «яркости», «прозрачности» звука. Правда, встречается мнени . е, что этот звук получается ненатуральным, однако этот момент, опять же, во многом субъективен. А вот из однозначных недостатков активных звукоснимателей можно отметить потребность в собственном источнике питания. Один из наиболее популярных вариантов для этого — батарейка 9 В, устанавливаемая в специальный отсек в корпусе гитары.

Схема звукоснимателей

Схема расположения звукоснимателей электрогитары. Буквы, используемые в данной схеме, обозначают типы звукоснимателей:

— S — сингл (single). Однокатушечный звукосниматель, имеющий вид узкой полоски, нередко с рядом «кнопочек» (магнитов) по количеству струн. Такие модули обеспечивают чистое и звонкое звучание, хорошо подходящее для джаза, блюза и других аналогичных жанров. С другой стороны, насыщенность звука от синглов не очень высока, они плохо совместимы с дисторшном и другими аналогичными эффектами, из-за чего слабо подходят для «тяжёлых» стилей музыки. Кроме того, такие звукосниматели подвержены воздействию внешних магнитных полей, которые могут ухудшить звук.

— H — хамбакер (humbucker). Разновидность звукоснимателей, имеющая две катушки, изначально созданная для компенсации недостатков синглов — в частности, для снижения уровня помех от внешних магнитных наводок. Однако в итоге оказалось, что хамбакеры заметно отличаются по окраске звука: он получается менее выразительным, но более плотным и насыщенным, благодаря чему отлично подходит для игры «на перегрузе» (дисторшн, овердрайв и т.п.). Классический звукосниматель этого типа имеет две катушки, расположенные бок о бок, за счёт чего он заметно шире сингла; а хамбакеры класса Standard вообще выглядят как два сингла, установленные вплотную друг к другу. Однако, помимо этого, встречаются и другие в . арианты конструкции — например, хамканселлер, имеющий катушки «в два этажа» и по ширине сравнимый с синглом. Также отметим, что существуют хамбакеры, способные переключаться в режим сингла (подробнее см. «Отсечка катушки»).

Схема звукоснимателей описывает их типы, количество и взаимное расположение. В нашем каталоге используется обозначение по принципу «от грифа к бриджу»: например, схема S-S-H означает, что гитара оснащена одним хамбакером у самого бриджа и двумя синглами ближе к грифу.

Данный параметр определяет прежде всего общую окраску звука инструмента. Так, в приведённый выше вариант S-S-H будет давать звук достаточно чистый и выразительный и в то же время чуть более плотный и низкий, чем на чисто «сингловой» электрогитаре. Выпускается немало моделей, оснащаемых только одним типом звукоснимателей. При этом чем больше звукоснимателей — тем, как правило, глубже и насыщенней звук. Хотя, помимо всего этого, на звучание инструмента влияет немало других моментов, так что при выборе не стоит смотреть только на схему звукоснимателей.

Отсечка катушки

Возможность отключения одной из катушек в звукоснимателе типа «хамбакер».

Звукосниматели с данной функцией, по сути, являются универсальными модулями, способными работать как в режиме хамбакера, так и в режиме сингла. Подробнее о том и другом см. «Схема звукоснимателей». А возможность переключения между этими режимами позволяет музыканту менять окраску звука, не прибегая к внешним примочкам или смене инструмента. Например, для динамичной композиции с насыщенным перегрузом удобнее использовать хамбакер в классическом виде, а для медленной лирической мелодии достаточно передвинуть переключатель — и можно пользоваться всеми преимуществами сингла.

Тип темброблока, используемого в конструкции электрогитары.

Темброблок — это «посредник» между звукоснимателем и выходом гитары: набор электронных схем, обеспечивающий передачу сигнала, а нередко — также его обработку (регулировку громкости, коррекцию частот, предварительное усиление и т.п.). В современных электрогитарах встречаются такие типы темброблоков:

— Пассивный. Пассивными называют темброблоки, не требующие при работе дополнительных источников питания. Как правило, такие модули имеют простейшую конструкцию и функционал, регулировки ограничиваются изменением громкости, а также коррекцией частот пассивным способом (путём «срезания» нужных частот). В то же время пассивные темброблоки просты, компактны, недороги и не зависят от батареек; а необходимые регулировки можно произвести и на внешнем оборудовании (в любом случае электрогитаре потребуется подключение к нему). Как следствие — большинство современных инструментов оснащается именно данной разновидностью темброблоков.

— Активный. Ключевым отличием пассивного темброблока явлется то, что для работы ему требуется собственный источник питания. Чаще всего эту роль играет батарейка типа «Крона», установленная в специальном гнезде в корпусе электрогитары. Необходимость в питании обусловлена обилием дополнительных функций: активные темброблоки способны усиливать сигнал, поступающий со звукоснимателей, подавлять помехи и . даже согласовывать сопротивление выхода инструмента со входом усилителя. Да и активный способ регулировки тембра является более продвинутым, чем пассивный, он позволяет точнее настраивать соотношение частот. С другой стороны, активные модули заметно дороже, а без батарейки темброблок превращается в набор бесполезных деталей. Впрочем, потребляют такие устройства сравнительно немного энергии, и одного элемента питания хватает на довольно долгий срок.

— Активный/пассивный. Темброблоки, сочетающие возможности двух описанных выше вариантов. При наличии питания такой модуль работает в активном режиме, а если питания нет — превращается в пассивный. Таким образом, музыкант может пользоваться всеми преимуществами активного темброблока и в то же время не переживать, что из-за севшей батарейки инструмент станет полностью бесполезным (хотя, разумеется, в пассивном режиме функционал темброблока получается не столь обширным). В то же время комбинированные модули довольно сложны и дороги, а реальная потребность в подобной универсальности возникает довольно редко. Поэтому и особого распространения данный вариант не получил.

Регуляторы громкости

Количество регуляторов громкости, предусмотренное в электрогитаре.

Если регулятор всего один — это означает, что музыкант может регулировать лишь общую громкость инструмента. Однако встречаются модели, имеющие несколько ручек управления громкостью — обычно их не меньше, чем звукоснимателей (2 или 3), что позволяет отдельно регулировать громкость каждого звукоснимателя. А поскольку особенности звучания зависят от типа используемого звукоснимателя (см. «Схема звукоснимателей») и даже его расположения, то, изменяя взаимную громкость отдельных звукоснимателей, можно добиваться разной окраски звучания. При этом в конструкции может предусматриваться и общий регулятор громкости, позволяющий регулировать её классическим способом и не возиться с настройками каждого звукоснимателя.

Регуляторы тембра

Количество регуляторов тембра, предусмотренное в конструкции электрогитары.

Один регулятор тембра отвечает за звук электрогитары в целом; а вот если таких ручек несколько, они могут иметь разные форматы работы. Так, каждая ручка может отвечать либо за свой звукосниматель, либо за отдельную полосу частот. Во втором случае набор ручек играет роль эквалайзера, позволяющего настраивать звук за счёт изменения громкости низких и высоких (иногда ещё отдельно средних) частот.

В любом случае наличие нескольких регуляторов тембра расширяет возможности по изменению окраски звука средствами самой гитары, без применения дополнительного оборудования.

Переключатель звукоснимателей

Тип переключателя звукоснимателей, используемого в электрогитаре.

Этот переключатель отвечает за включение и отключение отдельных звукоснимателей, а также может управлять отсечкой катушек (см. выше). Соответственно, производитель выбирает его тип прежде всего в зависимости от количества звукоснимателей (см. «Схема звукоснимателей»). Так, 3-позиционные переключатели характерны в основном для моделей с двумя звукоснимателями — они обычно позволяют включать каждый из них по отдельности или использовать оба сразу. 5-позиционные регуляторы характерны для моделей с тремя звукоснимателями, имеющими корпуса типа stratocaster или superstrat (см. «Форма (вид)»). Отметим, что конкретные комбинации звукоснимателей, доступные в таких инструментах, могут быть разными, этот момент не помешает уточнить отдельно. Самый продвинутый вариант — 6-позиционный переключатель — встречается крайне редко, в основном в дорогих инструментах класса custom.

Отдельную разновидность переключателей представляют собой регуляторы баланса, применяемые в основном в бас-гитарах (см. «Тип»). Они отвечают не за отключение отдельных звукоснимателей (их обычно два), а за изменение их громкости относительно друг друга. Грубо говоря, это два регулятора громкости для отдельных звукоснимателей, объединённые в одной ручке (самих звукоснимателей, закономерно, в таких инструментах тоже два). По сути, управление балансом в данном случае обеспечивает ещё и плавное изменение тембра: звукосниматель около . бриджа лучше улавливает высокие частоты, звукосниматель около грифа — более низкие, соответственно и окраска звука меняется в зависимости от того, который из них звучит громче.

Тип корпуса, используемого в электрогитаре.

— Цельный. Корпуса, не имеющие вырезов-резонаторов; в конструкции могут предусматриваться вырезы вспомогательного назначения (например, под батарею активного темброблока или звукоснимателя), однако они не принимают участия в формировании звука и не влияют на его окраску. Такая конструкция используется практически во всех классических, «не-полуакустических» электрогитарах (см. п. «Тип» выше), а также почти во всех басах. При этом, поскольку корпус почти не принимает участия в формировании звука, его форма может быть практически любой, благодаря чему среди цельных корпусов встречаются как классические, так и весьма необычные очертания. Стоит, правда, учитывать, что толщина таких инструментов обычно невелика, и играть на них без ремня (держа на колене) чаще всего неудобно, а то и вообще невозможно.

— Полый. Корпуса, имеющие полости внутри и характерные фигурные вырезы на верхней деке; корпус может быть полностью полым либо иметь цельную середину и отдельные вырезы. Гитары, оснащённые такими корпусами, называют полуакустическими (см. «Тип» выше); встречаются и басы подобной конструкции, но очень редко. Наличие дополнительных резонаторов в корпусе может сделать звук более полным и насыщенным, придать ему приятную окраску, недоступную для инструмента с цельным корпусом; кроме того, на таком инструменте можно играть и без подключения. В то же время упомянутая окраска звука далеко не всегда уместна: она подходит для . отдельных жанров музыки, а в других будет, наоборот, лишней. Да и сами корпуса получаются намного более сложными в производстве и дорогими, чем цельные, а выбор форм ограничен классическими очертаниями — при нестандартной форме крайне трудно (а то и невозможно) добиться нужных акустических характеристик. Как следствие, данный вариант встречается сравнительно редко.

Размер

Общий размер корпуса гитары и, как следствие, инструмента в целом. Выбор по данному параметру зависит в первую очередь от телосложения пользователя: человеку небольшого роста будет неудобно играть на крупном инструменте.

Обозначение 4/4 используется для полноразмерных гитар, рассчитанных на взрослых людей с обычным (либо не сильно отличающимся от обычного) телосложением. Однако, помимо этого, встречаются и уменьшенные размеры — 3/4 или даже 2/3; они рассчитаны в основном для детей и людей с очень миниатюрным телосложением. При этом стоит учитывать, что конкретные габариты корпусов даже среди инструментов одного размера могут быть разными.

Форма (вид)

Общая форма корпуса электрогитары.

Цельному корпусу электрогитары можно придать практически любую форму; полые корпуса такой свободы не дают, однако и среди них варианты по форме могут быть весьма разнообразными. Тем не менее, существуют определённые стандартные формы. Нередко эти формы названы в честь определённой «легендарной» модели гитары — например, «Les Paul» или «Stratocaster» (по одноимённым инструментам от Gibson и Fender соответственно). Описывать каждую стандартную форму нет смысла — проще найти иллюстрацию в нашем каталоге или в Интернете.

Основной, а нередко и единственный момент, на который влияет форма корпуса — это внешний вид гитары. Также от данного параметра до некоторой степени зависит удобство для музыканта — к примеру, одни модели позволяют играть сидя, опирая инструмент на ногу, для других такой способ подходит слабо или не подходит вообще. А вот влияют ли очертания корпуса на звучание электрогитары — вопрос спорный. Однозначная зависимость есть только в полуакустических моделях, а вот для цельных корпусов нет чёткого ответа на этот вопрос: некоторые музыканты утверждают о превосходстве одних форм над другими, но этот момент во многом субъективен. Кроме того, на качество звука сильно влияют другие параметры (типы и количество звукоснимателей, конструкция бриджа и т.п.).

Вырез (cutaway)

Тип выреза, предусмотренного в конструкции корпуса гитары.

Вырез располагается в месте крепления грифа к корпусу и может быть одинарным либо двойным. Одинарный вырез при стандартном удержании гитары находится снизу, под грифом. Он предназначен для того, чтобы музыкант мог комфортно использовать более высокие (близкие к бриджу) лады, чтобы корпус при этом не мешал левой руке (или правой, в инструменте для левши). В моделях с двойным вырезом выемка имеется и над грифом, она может быть меньше нижней. Верхний вырез предусматривается в основном в эстетических целях, для придания инструменту характерного внешнего вида, однако он может пригодиться и на практике — например, если музыкант использует для зажатия ладов большой палец.

Отметим, что некоторые варианты формы корпуса вообще не предусматривают вырезов — это попросту не требуется. В качестве примера можно привести гитары с корпусом типа Flying B («ласточкин хвост»).

Пикгард

Наличие защитной накладки (пикгарда) на корпусе гитары.

Такая накладка располагается на верхней деке, чаще всего выполняется из прочного пластика и заметно отличается по цвету, благодаря чему хорошо заметна. Её основное назначение — предохранять поверхность деки от ударов медиатора (например, при игре динамичным боем), которые могли бы повредить лаковую деревянную поверхность. Конкретная форма и размеры накладки могут быть разными, однако она в любом случае прикрывает как минимум поверхность ниже струн (если смотреть на гитару в рабочем положении), а иногда — под струнами и даже выше них.

Материал корпуса

Материал, из которого выполнен корпус электрогитары. Для моделей с вырезами (полуакустических, см. «Тип») в данном случае может учитываться только материал нижней деки и боковых поверхностей, а данные по верхней деке приводиться отдельно (подробнее см. «Материал крышки деки»).

Сейчас на рынке представлены корпуса из таких деревьев: красное, клен, агатис, ясень, ольха.

Нет смысла подробно останавливаться на каждом из материалов, встречающихся в современных электрогитарах. Их разнообразие весьма велико, однако, в отличие от акустических гитар, корпус в данном случае играет не столь значительную роль при формировании звука, и его материал сравнительно слабо влияет на акустические свойства инструмента (хотя какова конкретная степень такого влияния — вопрос спорный). При желании можно найти подробные данные по тому или иному материалу в специальных источниках, однако на практике имеет смысл смотреть прежде всего на внешний вид инструмента и его ценовую категорию.

Топ корпуса

Материал, из которого выполнена крышка деки — дополнительная накладка на верхнюю деку, играющая прежде всего декоративную роль и придающая инструменту приятный внешний вид. Не стоит путать такую крышку с защитной накладкой (о ней см. выше). А в полуакустических инструментах с полым корпусом (см. «Тип») в данном пункте может указываться материал верхней деки, отдельная крышка как таковая при этом может и отсутствовать.

В целом значение данного параметра аналогично материалу корпуса (см. выше) — с поправкой на то, что крышка деки напрямую определяет ещё и внешний вид электрогитары, а в полуакустических моделях влияет на звук сильнее, чем весь остальной корпус. Впрочем, основным критерием при выборе по данному параметру вполне могут быть эстетические предпочтения музыканта.

Бридж

Тип бриджа, предусмотренного в конструкции гитары.

Под бриджем часто подразумевают деталь, используемую для закрепления струн на корпусе, однако это не совсем верно. Существует немало моделей, где бридж играет исключительно роль порожка (ограничивает длину мензуры), а струна закрепляется в отдельном приспособлении (стоп-баре) или даже в корпусе гитары, сквозным способом (см. ниже).

Все современные бриджи можно разделить на две основные категории. Первая — фиксированные, в которых струны установлены неподвижно, а подтяжку во время игры можно выполнять только левой рукой на грифе. Они несколько ограничивают набор приёмов, доступный музыканту, зато недороги, компактны и не затрудняют настройку гитары. Вторая разновидность — тремоло («машинки»), которые имеют рычаг под правой рукой гитариста, позволяют изменять натяжение всех струн сразу и добиваться интересных эффектов, недоступных при обычной подтяжке. Недостатки «машинок» противоположны достоинствам «фиксов»: тремоло-бриджи дороже, нередко — громоздки, при частом использовании могут быстро расстраивать инструмент, а настройка нередко оказывается довольно сложным делом, требующим специфических навыков и инструментов. Отметим, что тремоло-машинки используются только в электро- и полуакустических гитарах, бас-гитары оснащаются только фиксированными струнодержателями.

Основные типы бриджей, . встречающиеся в современных электрогитарах, таковы:

— Фиксированный. Такое обозначение используется для всех фиксированных бриджей, не относящихся к описанным ниже популярным разновидностям.

— Hardtail (фиксированный). Отличительной чертой «хардтейлов» является металлическая пластина, играющая роль основания для прочей механики. Такая пластина устанавливается на верхней деке; она загнута кверху с дальней (от грифа) стороны, а сёдла для струн крепятся одновременно к основанию и к загнутой части. Крепление струн нередко делается сквозным. Данный тип бриджа позволяет индивидуально регулировать для каждой струны не только длину мензуры, но и высоту над грифом.

— Tune-o-Matic (фиксированный). Бридж в виде планки, на которой закреплены сёдла для струн. При этом струны могут крепиться к корпусу гитары (сквозным способом), к отдельному стоп-бару или в отверстиях на самом бридже (впрочем, последнее встречается редко). Tune-o-Matic позволяет отдельно регулировать мензуру для каждой струны, однако высота над грифом изменяется лишь за счёт изменения высоты и наклона планки (для этого на каждом конце планки предусматривается регулировочный винт).

— Тремоло. Тремоло-машинки, не относящиеся ни к одной из описанных ниже разновидностей; также этот вариант указывается в тех случаях, когда производитель по какой-то причине не уточнил конкретный тип «машинки». В данную категорию входят довольно разнообразные по конструкции и функционалу механизмы, так что особенности такого бриджа в каждом случае стоит уточнять отдельно.

— Vintage Tremolo. Одна из первых разновидностей тремоло-машинок, разработка фирмы Fender. Внешне такое приспособление выглядит как описанный выше Hardtail, дополненный подвижным (поворотным) креплением и рычагом для регулировки натяжения; крепление струн — чаще всего сквозное. Стоит учитывать, что Vintage Tremolo предназначены прежде всего для понижения строя; повышать строй при помощи такой машинки можно лишь слегка, и то для этого потребуются определённые ухищрения. Ещё один недостаток заключается в том, что интенсивное использование рычага тремоло довольно быстро расстраивает гитару — особенно если музыкант пренебрёг правилами настройки, которые для Vintage Tremolo хотя и не сложны, но довольно специфичны. С другой стороны, и стоят «винтажи» недорого, а компенсировать упомянутый недостаток можно, к примеру, применением топ-лока. Классический «винтаж» крепится к корпусу шестью винтами, но есть и двухвинтовые версии — они проще и в то же время дольше держат строй при активном использовании.

— Wilkinson (тремоло). Дальнейшее развитие конструкции описанного выше Vintage Tremolo. Одним из ключевых отличий «вилкинсона» является то, что струны в нём держатся на самом бридже, а не на корпусе гитары. Благодаря этому бриджи этого типа намного лучше держат строй, чем оригинальные «винтажи». Кроме того, рычаг в таких «машинках» крепится без резьбы, благодаря чему вероятность появления люфта сводится к нулю. С другой стороны, стоят бриджи Wilkinson заметно дороже, а основной их функцией осталось понижение строя (хотя, опять же, при некоторых ухищрениях возможно и небольшое повышение).

— Bigsby (тремоло). Ещё один представитель «нестареющей классики», едва ли не первая система тремоло в мире. На сегодняшний день применяется в основном на гитарах в винтажном стиле; особенно хорошо подходит для полуакустических инструментов, т.к. крепится к торцу гитары, а не к тонкой верхней деке, и не создаёт высоких нагрузок на деку. Отличительной особенностью Bigsby является то, что в качестве стоп-бара, к которому крепятся струны, в таких машинках используется круглый стержень, вращающийся от движения рычага и изменяющий таким образом натяжение струн. Благодаря этому подобные бриджи имеют целый ряд достоинств: они могут работать и на понижение, и на повышение, легко настраиваются и хорошо держат строй и реагируют на малейшее движение рычага, позволяя музыканту очень точно управлять звуком. Кроме того, системы Bigsby имеют стильный внешний вид. С другой стороны, они довольно массивны и громоздки, стоят недёшево, а диапазон регулировки получается сравнительно небольшим (меньшим, чем у того же Floyd Rose).

— Floyd Rose (тремоло). Одна из наиболее популярных тремоло-систем, применяемых профессиональными музыкантами. По конструкции схоже с Vintage Tremolo, в частности, также крепится на двух болтах и имеет пружину, компенсирующую натяжение струн. Однако конструкция Floyd Rose позволяет изменять строй как в сторону понижения, так и в сторону повышения (усиливая натяжение), обеспечивая возможности, недоступные при использовании «винтажей» и аналогичных систем; а от Bigsby подобные машинки отличаются более широким диапазоном регулировки. Отметим, что в конструкцию инструментов с такими бриджами обычно входит топ-лок — приспособление, зажимающее струны на грифе у верхнего порожка. Благодаря этому «флойд-роузы» отлично держат строй при активной работе с рычагом. Всё это и обусловило популярность данных систем среди гитаристов. С другой стороны, настройка таких бриджей и уход за ними — дело весьма непростое, кропотливое и деликатное. Так, для установки струн и настройки может потребоваться целый набор ключей; при обрыве струны строй «плывёт», и замена испорченной струны неизбежно связана с перенастройкой всей гитары; мало того, строй может сбиться даже от неаккуратного перемещения инструмента или сильного удара ладонью при глушении струн. Поэтому машинки типа Floyd Rose рекомендуются в основном продвинутым гитаристам, имеющим опыт в обращении с электрогитарами. И даже профессиональные музыканты иногда предпочитают обращаться к мастеру, а не возиться с обслуживанием самостоятельно.

— Kahler (тремоло). Система, аналогичная Floyd Rose, однако не имеющая пружин и закрепляемая непосредственно на корпусе, обычно 4 винтами. Это позволяет несколько увеличить састейн (за счёт улучшенного контакта струн с корпусом). Остальные достоинства и недостатки в большинстве случаев те же, что и Floyd Rose. Впрочем, под брендом Kahler выпускаются и высококлассные решения, стоящие недёшево, однако имеющие усовершенствованную конструкцию и лишённые ряда недостатков — в частности, такие модели нечувствительны к изменению положения инструмента и резком глушению струн ладонью.

— Zero Resistance (тремоло). Ещё одна усовершенствованная версия описанного выше Floyd Rose, отличающаяся наличием блокиратора — приспособления, жёстко фиксирующего бридж. Благодаря этому строй не «плывёт» при обрыве струны, да и настройка гитары заметно упрощается по сравнению с оригинальным «флойд роузом». Недостаток ZR традиционен — высокая цена.

Стоит отметить, что вышеприведённый список включает не конкретные марки бриджей, а лишь их общие типы; в пределах одного типа могут встречаться модели, несколько различающиеся по конструкции и функционалу.

Сквозное крепление струн

Наличие в электрогитаре системы сквозного крепления струн.

В классическом сквозном креплении роль стоп-бара играет сам корпус инструмента — в нём проделываются отверстия, в которых и закрепляются струны (со стороны бриджа). Достоинством такой конструкции является улучшенный контакт струн с корпусом, что позволяет добиться хорошего састейна. Впрочем, в тремоло-машинках (см. «Бридж») встречается и другая разновидность сквозных креплений — когда отверстия располагаются не на корпусе, а на бридже; в частности, именно этот вариант характерен для машинок Vintage Tremolo. В таких случаях само по себе сквозное крепление является лишь конструктивной особенностью бриджа, а контакт струн с корпусом зависит от особенностей крепления «машинки» на корпусе и может быть разным.

Тип крепления

Способ крепления грифа к корпусу, используемый в электрогитаре.

— Болтовой. Самый недорогой и практичный (с точки зрения технологии производства и ремонта) способ крепления: гриф прикручивается к корпусу болтами. Благодаря этому сборка гитары получается предельно простой, а с готового инструмента гриф легко можно снять для ремонта или даже замены на новый. Отметим, что хотя болтовой способ считается «бюджетным» (и встречается в основном в инструментах соответствующего уровня), нельзя сказать, что он однозначно хуже других вариантов: гитары такой конструкции имеют относительно слабый сустейн, зато дают яркий, резкий тон с хорошей атакой. Они могут применяться практически в любом жанре, однако наиболее подходящими считаются всё же для тяжёлой музыки.

— Вклеенный. Гриф, установленный в выемку на корпусе и закреплённый в ней при помощи эпоксидной смолы или другого адгезивного состава. Такая конструкция не позволяет добиться столь мощной атаки, как на болтовых грифах, зато обеспечивает отличный сустейн и приятную окраску звука. Да и в целом клеевое соединение считается более продвинутым, т.к. лучше раскрывает акустические свойства дерева. С другой стороны, такие инструменты сложнее и дороже как в производстве, так и в ремонте, чем «болтовые».

— Сквозной. Название данного способа связано с тем, что гриф проходит через ко . рпус насквозь, до «нижнего» (со стороны бриджа) торца. Многие инструменты такого типа с задней стороны выглядят так, как будто к цельному куску древесины, из которого выточен гриф и средняя часть корпуса, приделали две дополнительных детали для придания корпусу нужной формы и ширины (хотя технология изготовления, разумеется, несколько сложнее). Считается, что сквозное крепление грифа максимально раскрывает возможности дерева и позволяет добиться наиболее качественного звучания, с ровной частотной характеристикой и отличным састейном. Однако и обходятся такие конструкции весьма недёшево, к тому же они требуют крайне аккуратного обращения — тем более что ремонт сквозного грифа в лучшем случае сложен и дорог, а часто вообще невозможен. Отметим, что этот вариант применяется в основном в басах, электрогитары со сквозным способом крепления выпускаются заметно реже.

Количество ладов

Лад — это промежуток между порожками на грифе; каждый такой промежуток отвечает за свою ноту (интервал между ладами — полтона). Соответственно, чем больше ладов, тем больше нот можно взять на одной струне. Однако стоит учитывать, что ширина промежутков между порожками уменьшается по мере приближения к бриджу, и если ладов много, игра на высоких ладах может оказаться непростым делом, требующим очень высокой точности.

Самые популярные на сегодняшний день варианты — 22 или 24 лада, они встречаются в большинстве электрогитар всех типов. В басах встречается и меньшее количество (20 ладов и 21 лад), т.к. расстояние между порожками на таких инструментах больше, и грифы, соответственно, при том же числе ладов получаются более длинными, чем у гитар.

В целом обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего профессиональным музыкантам, которым принципиально важно обширное «пространство для маневра».

Отдельную категорию представляют собой безладовые инструменты, полностью лишённые порожков. Практически все они относятся к бас-гитарам; встречаются и электрогитары без ладов, однако очень редко. В таких инструментах роль порожка играет палец музыканта, прижимающий струну к грифу. Техника игры на безладовых гитарах заметно сложнее: во-первых, для извлечения чист . ых нот необходимо очень точное расположение пальца; во-вторых, такая конструкция снижает громкость звука и длительность састейна, и для получения звука нужной громкости могут потребоваться специальные приёмы игры (а для басов — ещё и более тяжёлые струны). С другой стороны, отсутствие ладов даёт профессиональному музыканту ряд дополнительных возможностей. К примеру, на безладовом грифе можно делать очень плавные слайды, без ступенчатого перехода между нотами, а сам инструмент не привязан к стандартному 12-ступенному строю, что может весьма пригодиться в некоторых областях музыки (экспериментальной, восточной и т.п.). Также отметим, что безладовая бас-гитара и по звучанию, и по технике игры очень близка к классическому контрабасу, что особенно ценят любители джаза и других схожих стилей.

Профиль грифа

Профиль грифа, установленного в электрогитаре.

Профилем грифа называют его форму в разрезе, точнее — форму задней части грифа. На звучание гитары данный параметр практически не влияет, однако напрямую сказывается на удобстве игры. В идеале гриф должен «наполнять» руку, однако и не быть слишком крупным — иначе не получится обхватить его в нужной степени.

Профили обозначают буквами С, D, V и U — в зависимости от того, какую букву напоминает гриф в разрезе. Профиль D — наиболее плоский, C — чуть более выпуклый, с почти равномерной кривизной по всей длине, U — более объёмный, с большей шириной профиля в районе накладки, а профиль V в классическом виде имеет вид угла с закруглённой вершиной. Существуют также модификации этих вариантов — например, «thin», предусматривающая уменьшенную толщину профиля, или «modern», со слегка улучшенной (в теории) эргономикой.

Наиболее популярные виды профиля — C, U и их «современные» (modern) модификации. Профиль C — почти полукруглый, профиль U — более объёмный, у накладки грифа его края почти параллельны и лишь ближе к задней части грифа резко закругляются. Терминами modern C и modern U обозначаются различные улучшенные версии данных профилей, их форма может быть разной.

На практике же выбор профиля грифа зависит искл . ючительно от личных предпочтений гитариста, особенностей его рук и предпочитаемой техники игры. Таким образом, не существует «идеальной» формы профиля — в каждом случае оптимальный выбор будет разным. Идеальный вариант — опробовать несколько типов профиля «вживую», определиться, который из них окажется более удобным, и выбирать инструмент с грифом такого же или схожего по форме профиля.

Ширина у верхнего порожка

Ширина грифа электрогитары в районе верхнего порожка. Ближе к корпусу гриф может несколько расширяться, однако это не обязательно, да и угол расширения может быть разным. Поэтому основным размером считается именно ширина в районе верхнего порожка.

Данный параметр имеет двоякое значение. С одной стороны, широкий гриф неудобен для музыкантов с маленькими руками и короткими пальцами — доставать до дальних струн в таких случаях бывает затруднительно. С другой — большая ширина означает большее расстояние между отдельными струнами, что снижает вероятность задеть соседнюю струну при неточном нажатии и может облегчить игру (особенно если гитарист имеет крупные толстые пальцы). Впрочем, эти моменты не являются абсолютными, и удобство игры — дело весьма субъективное, зависящее от многих особенностей музыканта и используемой им техники. Также не стоит забывать, что грифы могут иметь разный профиль (см. выше), и инструменты с разным профилем грифа будут по-разному ощущаться в руках даже при одинаковой ширине у верхнего порожка. Поэтому самый надёжный метод выбора — опробовать грифы разного размера и профиля «вживую», определиться с оптимальным вариантом и выбирать на основе этого.

Наименьшая ширина грифа у верхнего порожка в современных электрогитарах составляет порядка 39 мм. Такой размер встречается в основном в бас-гитарах (см. «Тип»), имеющих 4 струны и заметно расширяющийся к корпусу гриф (благодаря чему сверху его можно сделать довольно узким, тем более что . при игре на басу ноты редко зажимаются у самого грифа). Электрогитары (включая полуакустические) несколько шире — от 41 мм, показатель в 43 – 48 мм считается средним, а в самых крупных инструментах гриф может иметь в ширину до 55 мм (впрочем, такие размеры характерны в основном для инструментов, имеющих более 6 струн).

Радиус накладки

Радиус кривизны накладки, установленной на грифе электрогитары.

Накладка располагается непосредственно под струнами, именно к ней музыкант прижимает струны при игре. Если посмотреть на гриф в поперечном разрезе, его верхняя часть с накладкой будет иметь форму дуги; радиус этой дуги и подразумевается в данном случае. Чем меньше радиус — тем более выпуклой будет эта дуга, и наоборот, большой радиус будет соответствовать практически плоской поверхности.

В целом считается, что меньший радиус накладки лучше подходит для игры аккордами, а более ровная, плоская поверхность упрощает исполнение техничных пассажей с обилием специальных приёмов вроде подтяжек (бэндов). Средним и, можно сказать, классическим значением диаметра является 12″, это самый популярный вариант среди современных электрогитар. Наименьший показатель — чуть более 7″, он встречается в некоторых гитарах с корпусами типа Stratocaster (как в оригинальных инструментах от Fender, так и в копиях). А наиболее плоские накладки имеют диаметр в 20″ и более.

Отметим, что нередко встречаются инструменты с переменным радиусом накладки — меньшим у головки грифа (где чаще играют аккордами) и большим у корпуса (где играют соло по нотам). В таких случаях указывается радиус у верхнего порожка.

Анкер

Тип анкера, предусмотренного в конструкции грифа электрогитары.

Анкер имеет вид упругого металлического стержня, установленного вдоль грифа и скрытого внутри. Он усиливает конструкцию и предотвращает деформацию грифа от натяжения струн. Анкер может делаться регулируемым, для подстройки под особенности струн и компенсации деформаций, неизбежно возникающим со временем. Виды же данной детали могут быть такими:

— Одинарный. Анкер, состоящий из единственного стержня. Классический вариант, применяемый в большинстве современных электрогитар независимо от ценовой категории. Как правило, прочности и жёсткости даже одного стержня вполне достаточно для нормальных условий применения и использования.

— Двойной. Анкер, состоящий, в соответствии с названием, из двух стержней. Отличается большей прочностью и надёжностью по сравнению с одинарным, в частности, обеспечивает дополнительное сопротивление боковым деформациям. С другой стороны,двойная конструкция обходится заметно дороже.

Мензура

Длина мензуры электрогитары.

Мензурой называют расстояние от верхнего порожка до бриджа; иными словами — это рабочая длина открытой (не прижатой пальцем) струны. Чем больше это расстояние — тем сильнее должны быть натянуты струны для достижения нужной высоты звука и тем большее усилие нужно прилагать для их прижатия к грифу. При этом некоторые гитаристы утверждают, что даже небольшое различие в длине — менее дюйма — уже обеспечивает значительную разницу в ощущениях при игре.

Кроме того, данный параметр влияет и на окраску звука. Большая длина позволяет получать более яркий, звонкий и выразительный звук, а меньшая — более плотный, «тёплый» и сглаженный. Таким образом, при прочих равных для игры аккордами лучше подходит сравнительно короткая мензура, а для достижения нужного звука в соло может понадобиться инструмент подлиннее.

Наиболее популярные варианты по длине мензуры в электрогитарах (не басах) — 23,75″ («гибсоновская») и 25,5″ («фендеровская»). Показатели менее 22″ встречается крайне редко, в основном в инструментах с миниатюрными корпусами 3/4″ (см. «Размер»), а максимальное значение составляет около 28″, более длинные инструменты практически не выпускаются. А вот басы имеют заметно большую длину (иначе струны для них пришлось бы делать слишком толстыми или натягивать слишком слабо): в самых коротких моделях предусматривается мензура на 30″, в самых длинных — порядка 35″.

Отметим, что конструкция бриджа нередко позволяет . изменять фактическую длину мензуры (в т.ч. для каждой струны в отдельности); это делается для того, чтобы инструмент точно строил по ладам. Поэтому в характеристиках принято указывать длину мензуры по умолчанию, без дополнительных подстроек.

Колки

Тип колков, предусмотренных в конструкции электрогитары.

Колки — это установленные на грифе детали, на которых одним концом закрепляются струны. Именно колки обеспечивают необходимую силу натяжения; подкручивая их, музыкант может изменять натяжение струн, за счёт этого осуществляется настройка гитары (точнее, базовая настройка; точную подстройку могут обеспечивать микрометрические винты в бридже). Существуют такие варианты конструкции колков:

— Открытые. Колки, в конструкции которых отсутствуют какие-либо защитные крышки для механизма. Такая фурнитура очень проста в обслуживании: для смазки шестерёнок не нужно совершать никаких «лишних движений» (а смазывать колки желательно регулярно, хотя бы раз в несколько месяцев). С другой стороны, открытая конструкция чувствительна к загрязнениям и другим внешним воздействиям. Поэтому встречается она довольно редко, по ряду причин большинство инструментов с такими колками относятся к бас-гитарам (см. «Тип»).

— Закрытые. В соответствии с названием, в закрытых колках шестерни механизма скрыты под специальной крышкой. Это защищает механизм от загрязнений и, до некоторой степени, от ударов и других неблагоприятных воздействий. Правда, подобные колки более сложны в обслуживании, чем открытые — для смазки конструкцию необходимо разбирать; с другой стороны, и смазывать такую фурниту . ру приходится реже, чем открытую. Благодаря этому именно данный вариант является на сегодняшний день наиболее популярным среди электрогитар.

Материал грифа

Материал, из которого выполнен гриф электрогитары.

Наиболее часто при изготовлении грифа используют красное дерево и клен. В теории акустические свойства инструмента определяются всеми его деталями, и тем более на эти свойства влияет качество грифа. В то же время отметим, что это влияние не так уж сильно по сравнению с другими характеристиками гитары (тип и количество звукоснимателей, размер мензуры, тип корпуса и т.п.). Так что в данном случае нет смысла подробно расписывать каждый тип материала, встречающийся в современных инструментах — тем более что одним и тем же термином (например, «красное дерево») могут обозначаться разные породы древесины, заметно различающиеся по рабочим свойствам и общему качеству. При оценке материала грифа вполне можно исходить из того, что производитель подбирает его в соответствии с ценовой категорией и общей специализацией гитары.

Накладка грифа

Материал, из которого выполнена накладка грифа электрогитары.

Накладка грифа устанавливается под струнами, там, куда струны прижимаются при игре. Необходимость применения накладок связано с тем, что породы древесины, из которых делается сам гриф, нередко бывают недостаточно твёрдыми, и от постоянного контакта со струнами на их поверхности могли бы возникать вмятины. Соответственно, накладки выполняются из более твёрдого материала, сохраняющего форму поверхности даже после многократного прижатия струн. В качестве такого материала могут использоваться как особые породы древесины (черное дерево, палисандр), так и высококачественные феноловые полимеры.

В целом же качество накладки обычно вполне соответствует ценовой категории инструмента, останавливаться же на подробных характеристиках каждого материала навряд ли имеет смысл (они не настолько критичны для нормального использования электрогитары). Отметим только, что материал накладки напрямую влияет ещё и на внешний вид инструмента.

Комбоусилитель

Наличие комбоусилителя в комплекте поставки гитары.

Комбоусилитель, по сути, представляет собой внешнюю акустическую систему для электрогитары. Такое устройство включает в себя собственно усилительные контуры (предусилитель и усилитель мощности), сигнальный процессор для обработки звука и обеспечения различных эффектов, а также динамик для воспроизведения. Напомним, электрогитара изначально не рассчитана на использование без подключения к внешнему оборудованию; комбоусилитель удобен тем, что он сочетает в одном корпусе всё оснащение, необходимое для получения звука нормальной громкости. А комплектные «комбики» хороши тем, что изначально оптимизированы под соответствующую модель электрогитары и избавляют пользователя от хлопот по поиску и подбору (и даже могут обойтись дешевле, чем аналогичные модули, покупаемые отдельно). С другой стороны, в комплект обычно включается простейший комбоусилитель, предназначенный для практики в домашних условиях; для серьёзных задач вроде репетиций и, тем более, концертов в любом случае придётся покупать оборудование отдельно. Как следствие, данный вариант комплектации особого распространения не получил, встречается он в основном среди инструментов для начинающих.

Кейс/чехол

Наличие кейса или чехла в комплекте поставки гитары.

И кейс, и чехол представляют собой футляры из инструмента — с той разницей, что кейсы делаются из твердых материалов и обеспечивают лучшую защиту от ударов, а мягкие чехлы удобнее в транспортировке (особенно на плечах). Как бы то ни было, футляр является крайне желательным для хранения и переноски инструмента. Он как минимум предохраняет гитару от загрязнений, влаги, перепадов температур, ударов и других неблагоприятных воздействий, а при переноске — ещё и обеспечивает дополнительное удобство: в конструкции для этого имеются соответствующие приспособления вроде ручек или ремней. Кроме того, кейсы и чехлы нередко имеют дополнительные отделения для аксессуаров (запасных струн, медиаторов, тетрадей с записями, педалей и т.п.)

Наличие футляра в комплекте избавляет музыканта от необходимости покупать его отдельно — тем более что такой аксессуар оптимально подходит под «родную» модель гитары. Последнее особенно важно для корпусов нестандартной формы, для которых найти отдельно продаваемые чехлы бывает очень непросто. В то же время комплектные кейсы/чехлы могут не обеспечивать нужной степени защиты — нередко это простейшие изделия, рассчитанные в основном на тёплую погоду без осадков. Так что характеристики комплектного футляра не помешает уточнить отдельно.

Ремень

Наличие плечевого ремня в комплекте поставки электрогитары.

Ремень не только позволяет музыканту играть стоя, но может пригодиться и в сидячем положении. Это связано с тем, что электрические гитары (в отличие от акустических) имеют сравнительно небольшую толщину корпуса, а нередко — ещё и специфическую форму; в итоге держать такой инструмент на колене без дополнительной опоры бывает затруднительно, а то и невозможно. И даже для полуакустических инструментов (см. «Тип»), где этот момент не так выражен, дополнительная «подвеска» на плече может оказаться нелишней. Таким образом, ремень для электрогитары в любом случае крайне желателен, и его наличие в комплекте может оказаться весьма удобным — не придётся искать этот аксессуар отдельно. С другой стороны, практически все инструменты используют стандартное крепление для ремней, а комплектный ремень может оказаться неподходящим по длине или особенностям конструкции. Поэтому данный вариант комплектации встречается крайне редко, в основном среди бюджетных моделей — предполагается, что искушённые гитаристы предпочитают подбирать ремень самостоятельно, под собственные предпочтения.

Тюнер

Наличие тюнера в комплекте поставки гитары.

Тюнер представляет собой электронный прибор, применяемый при настройке гитары. Принцип его работы заключается в том, что прибор «слушает» каждую струну и определяет, соответствует ли частота звука эталону или нет. При этом функционал тюнеров может быть разным. Так, одни модели лишь сигнализируют о том, что струна звучит выше или ниже, другие отображают степень отклонения; встречаются приборы со встроенными программами под разные инструменты (гитара, бас), с возможностью работы в нестандартном строе (вплоть до возможности установки другой базовой частоты, отличающейся от обычных 440 Гц) и т.п. Так что возможности комплектного тюнера в любом случае не помешает уточнить перед покупкой. Впрочем, данный вариант комплектации не получил особого распространения — по целому ряду причин (в т.ч. потому, что тюнер без проблем можно купить отдельно, выбрав оптимальный вариант по цене и функционалу).

Медиаторы

Наличие набора медиаторов в комплекте поставки гитары.

Медиатор представляет собой небольшую пластину, используемую при извлечении звука из струн. Использование такой пластины обеспечивает более выраженное, акцентированное звучание, чем игра подушечками пальцев; кроме того, медиатором проще «дозировать» воздействие на струну по силе и резкости. В свете этого данный способ игры используется большинством гитаристов, включая звёзд мирового класса.

Если в комплект поставки включаются медиаторы, то их обычно несколько — разной жёсткости; таким образом, гитарист может выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от собственных предпочтений и особенностей техники. Впрочем, такая комплектация встречается редко и характерна в основном для бюджетных инструментов, рассчитанных на новичков (формата «моя первая электрогитара»). Это связано с тем, что более-менее опытные музыканты нередко предпочитают не полагаться на выбор производителя, а приобретать медиаторы отдельно, в соответствии с собственными критериями.

Источник

Оцените статью