Гитара битлз джордж харрисон

Группы >Акустическая гитара Джорджа Харрисона в творчестве Beatles

Вклад Джорджа Харрисона (George Harrison) в творчество Beatles сложно переоценить. Это и интересные гармонии, и запоминающиеся сольные партии, сыгранные как на акустической, так и на электрогитаре. Источниками вдохновения для Харрисона были многие известные музыканты, как, например, Чет Аткинс (Chet Atkins), Карл Перкинс (Carl Perkins), Боб Дилан (Bob Dylan) и, конечно, The Byrds.

Можно сказать, что Харрисон ввел моду на двенадцатиструнные электрогитары. В таких композициях, как “A Hard Day’s Night” и “Ticket to Ride” он играл на гитаре Rickenbacker 360/12, что открыло новые грани музыки Beatles и наложило отпечаток на рок-музыку шестидесятых годов — вскоре такие коллективы, как The Byrds, Beach Boys и Rolling Stones также стали активно внедрять двенадцатиструнные гитары в свое творчество.

Харрисон всегда отличался особым интересом к индийской культуре и индуизму, и в середине шестидесятых годов это проявилось и в музыке Beatles — в композициях “Norwegian Wood” и “Within You Without You” он играет на ситаре и украшает свои партии весьма экзотическими гаммами. По сути, Харрисон оказал огромное влияние на стилистику музыки Beatles.

Также благодаря ему, появились многие известные композиции группы, львиная доля которых базируется на акустической гитаре (его Gibson J-200). Наш сегодняшний урок мы посвятим интересным ходам и фразам трех популярных композиций, написанных Джорджем Харрисоном для Beatles. Это “Here Comes the Sun,” “While My Guitar Gently Weeps” и “Something”.

Читайте также:  G аккорд с третьего лада

На РИС. 1 мы видим аккорды к “While My Guitar Gently Weeps”. Они играются боем. Главный источник эмоциональной мощи этой композиции — линия баса, основанная на нисходящей хроматической гамме A-G-F#-F (интервал между нотами составляет полтона, то есть один лад). Также интересен тот факт, что соло для этой песни, впоследствии ставшее «классикой жанра», было сыграно самим Эриком Клэптоном (Eric Clapton).

Движение по хроматической гамме характерно для многих композиций Beatles, написанных Харрисоном, среди них и “Something” (см. РИС. 2 ). На альбоме Abbey Road мы слышим версию, сыгранную на электрогитарах (в тональности С), но на оригинальной демо-записи (тональность А) на альбоме The Beatles: Anthology 3 Харрисон играл исключительно на полуакустической гитаре, поэтому эта песня очень подходит к нашей сегодняшней теме. Для аккордов А, Аmaj7 и A7 используйте аппликатуры, указанные в первой строке табулатуры. Также обратите внимание на нисходящую хроматическую линию на третьей струне. Хроматизм четко прослеживается также и при смене аккордов F#m-F#m(maj7)-F#m7.

Без сомнения, самый популярный акустический рифф Beatles — это вступление к “Here Comes the Sun”. Его необычность также и в том, что он играется с каподастром на седьмом ладу. На РИС. 3 показан пассаж, сыгранный «по мотивам» основного риффа песни. Это, главным образом, аккорды D, A7 и G (играть переменным штрихом, начиная с даунстрока).

На РИС. 4 мы видим вариацию аккордов бриджа этой композиции.

Не забывайте подписываться на Гитаршколу, чтобу получать уроки гитары. Так Вы без проблем сможете научиться играть на гитаре.

Один из лучших музыкантов — Харрисон, Битлз благодаря нему записали много успешных треков.

Учу битлз на гитаре, опубликуйте еще пожалуйста уроков с табами и желательно с видео.

Источник

Любимый гитарист Джорджа Харрисона (и это не Эрик Клэптон)

В рамках The Beatles талантливую игру Джорджа Харрисона на гитаре часто упускают из виду. Несмотря на всю его гениальность, игра Харрисона уступает написанию песен. Как и большинство музыкантов, выросших в пятидесятые и шестидесятые годы, Харрисон любил блюз, и его широкий выбор исполнителей был огромен на лондонской сцене.

В то время как гитаристы Эрик Клэптон, Джими Хендрикс и Джимми Пейдж по праву считаются основоположниками рок-музыки в том виде, в каком мы его знаем, а блюзмены вроде Би Би Кинга, Бадди Гая и Мадди Уотерса в равной степени являются неотъемлемой частью их собственного начала, Харрисон своего любимого гитариста обнаружил намного позже.

Гитарист был известным поклонником классических рок-исполнителей, таких как Чак Берри, который, несомненно, оказал влияние на его стиль, а также таких великих джазовых музыкантов, как Чет Аткинс, чье техническое мастерство, вероятно, произвело впечатление на тихого битла. Некоторые шутники даже предполагали, что любимым гитаристом Харрисона является Джордж Формби. Все ведь помнят, что Харрисон является ярым поклонником укулеле . Однако первенство в списке Харрисона отдается покойному великому Гэри Муру.

Гэри Мур является одним из самых известных музыкантов, родившихся в Северной Ирландии. Родился в 1952 году, карьеру начал еще подростком в конце 60-х, когда присоединился к Skid Row, а позже присоединился к Филу Лайнотту в Thin Lizzy на короткое время. Несколько лет спустя он вернется в свою группу.

В ранние годы своей карьеры игра Мура на гитаре сводилась к тяжелому звучанию. Технический блеск в игре на гитаре появится чуть позже. Мура описывали как виртуозного игрока, находящегося под сильным влиянием Питера Грина из Fleetwood Mac и Эрика Клэптона, часто фигурирующих в списке великих игроков. Боб Гелдоф сказал, что «без сомнения, [Мур] был одним из великих ирландских блюзменов».

У Харрисона и у самого была неплохая карьера, и он был назван одним из любимых музыкантов Мура. Харрисон давно покинул The Beatles, когда пригласил Мура стать частью супергруппы всех времен, The Traveling Wilburys, в составе которой были Харрисон, Боб Дилан, Том Петти, Рой Орбисон и Джефф Лин.

Во время записи песни «She’s My Baby» Джордж Харрисон обнаружил, что застрял с гитарным соло. Ничего путного не выходило. Подобно тому, как он поступил, когда пытался сыграть соло для песни The Beatles «While My Guitar Gently Weeps» (соло сыграл Эрик Клэптон), Харрисон пригласил своего друга, гениального Гэри Мура, который в альбоме значится под псевдонимом «Кен Уилбери».

Во время интервью у Харрисона спросили кто же сыграл соло на пластинке. Он ответил: «Это Кен Уилбери, я надеюсь, он нас слушает. Кен Уилбери, ты очень непослушный мальчик, ты не играл на видео, но мы все равно его любим… он отличный гитарист». Восхищение игрой Мура самим битлом это ооочень почетно.

Мур однажды рассказал, как впервые встретил Харрисона: «Я был на вечеринке в доме Элвина Ли. Я играл, а он подошел ко мне и сказал: «Вот так ты и должен играть, если хочешь произвести на меня впечатление». Я играл блюз, очень аккуратно, а не тяжелый рок, которым я был известен. Так я познакомился с Джорджем, иногда заходил к нему домой. Он сказал, что у него есть для меня песня «That Kind of Woman». Я записал вокал у него дома, он играл на гитаре и занимался бэк-вокалом». Этот трек будет представлен наравне с компакт-диском Still Got The Blues .

Мур тяжело перенес распад The Beatles, как и любой фанат. К тому времени, когда они распались в 1970 году, ему было всего 18 лет, поэтому идея работы с Харрисоном, должно быть, много для него значила. В студии Харрисона Гэри Мура окружали памятные вещи Битлз. Вот как об этом вспоминает Мур: «Он позволил мне снять их. У него было все, знаете ли, раскрашенный страт из Magical Mystery Tour, акустика Gibson, Rickenbacker, на котором он играл на Hard Day’s Night. Это была потрясающая комната. Это было похоже на встречу со всеми своими старыми друзьями, которых вы видели в фильмах, когда были ребенком».

После того, как Мур поработал с Харрисоном и The Traveling Wilburys, Джордж заявил, что Мур был одним из «лучших гитаристов мира», знаменитым демоном скорости на грифе. Харрисона впечатлила не скорость, а его острое чувство импровизации и подчеркнутая мелодичность. «Он не вертит нотами, как многие гитаристы», — сказал Харрисон.

Единственный раз, когда дуэт вживую выступал вместе это концерт Харрисона в 1992 году. Именно на этой сцене, кадры из которой вы можете увидеть ниже, дуэт исполняет песню The Beatles «While My Guitar Gently Weeps» с ярким соло Гэри Мура. В кадре вы можете увидеть, насколько Харрисон счастлив, когда рядом с ним его друг и человек, которым он очень восхищается — Гэри Мур.

Источник

Гитары Джорджа Харрисона

Осенью этого года легендарному исполнителю Д. Харрисону, участнику из звездного состава Beatles, исполнилось бы 72 года. И наперекор всему, самой судьбе, его творчество останется в вечности.

Музыкант прожил недолгую жизнь, пусть так, но успел оставить незабываемое музыкальное наследие, которое никогда не сотрется временем в людских сердцах. И если бы жизнь Джорджа продлилась хотя бы на пару десятилетий, то скорее всего, количество популярных синглов пополнилось на добрый десяток.

Разложив творческий путь известной личности, хотелось акцентировать внимание на инструментальном моменте – на гитарах Джорджа Харрисона.

Egmond 105/0 (Toledo) Rosetti 276

Первый инструмент Джорджа, купленный им осенью 1956 года за 3 фунта 10 шиллингов у Реймонда Хьюза. Луиза, мама талантливого мальчика, не задумываясь, рассталась с большими на тот момент деньгами ради желания сына играть. На первоначальном этапе осваивать гитарную науку помог старый друг отца, Лен Хоутон, владелец винной лавки. Именно он показал, как звучат первые аккорды, издаваемые обшарпанной временем 6-струнной акустической моделью.

К сожалению дебютный Эгмонд музыканта не сохранился до настоящего времени в нормальном состоянии. Уже без грифа она «всплывала», то на лондонском аукционе, то в кливлендском Зале Славы. Сегодня первую гитару можно увидеть на стенде музея «Битлз» в Ливерпуле.

Gretsch Duo Jet (G6128T-GH)

Была куплена Харрисоном в 1961 году в Ливерпуле у таксиста Айвана Хейворда, который уже оснастил инструмент тремоло Bigsby. Заявленную продавцом цену в 90 фунтов Джордж «сбил» до 70, правда, оставил расписку на недостающую двадцатку на обратной стороне квитанции из таможни.

Американский гитарный сэконхэнд был дорог музыканту, игру на нем можно услышать на многих записях. Несколько позже Джордж приобрел другие модели Gretsch. А Duo Jet подарил художнику, басисту Клаусу Вурманну. Через двадцать лет инструмент снова оказался в руках прежнего хозяина, который поторопился придать ему «оригинальный» вид.

Gibson SG Standard Electric Guitar

Прослушивая клип на композицию «Lady Madonna», можно увидеть эту гитару в руках Харрисона. Гитарист играл на ней в период с 1966 по 1968 года, а потом подарил другу – Э. Клэптону.

Gibson SG Джорджа был продан на аукционе в 2004 году за 570 тыс. долларов.

Futurama Guitar

Юный Харрисон играл на ней во время концертных выступлений, состоявшихся в Гамбурге. Инструмент родом из старой доброй Чехословакии.

Gibson J-160E 62’

Акустический инструмент, побывавший в руках и Джорджа, и Джона. В конце 1960-х годов его сменил Gibson J200.

Gibson SJ 200 Acoustic Guitar

На снимке, немного скомканном временем, Д. Харрисон исполняет акустическую версию «While my Guitar gently Weeps» 68-го года.

Fender Rosewood Telecaster 68’

Музыкант играл на ней во время записи над альбомными сборниками «Abbey Road» и «Let it Be». Первоначально она была прототипом, пополнившим каталог Fender новой моделью в декабре 68-го года.

Уже в январе Джордж исполнял импровизированный концерт на студийной крыше «Apple», используя новый инструмент. Через год гитара была подарена Д. Брамлетт, которая в 2004 году продала ее на аукционе за 434 тыс. 750 долларов.

Gibson Les Paul Standard 57’

Друзья также не скупились на подарки, в 1968 году Э. Клэптон передал Джорджу гитару «Lucy» – перекрашенный в вишневый цвет Les Paul GoldTop 57-го года.

Факт, что Харрисон долгое время играл на ней в самые последние дни «Beatles», тогда и были записаны сборники «White Album», «Let It Be» и т.д.

Rickenbacker 360 12-String Electric Guitar

Джордж играл и на этой гитаре, ее хорошо слышно в «A Hard Day’s Night».

Epiphone Casino

Харрисон играл на ней во время последнего живого публичного концерта коллектива «Beatles» на стадионе «Кэндлстик-парк», расположенного в Сан-Франциско.

Fender Rocky Stratocaster

Гитара, которую Д. Харрисон использовал в качестве слайд-инструмента во время всех сольных партий.

Источник

Звук Харрисона: величие The Beatles

Чтобы знать многое о характере звучания гитар Джорджа Харрисона (George Harrison, 1943–2001) не нужно быть специалистом ни в области гитарного мастерства, ни даже знатоком рок-музыки вообще. Ведь Джордж был лидер-гитаристом The Beatles с момента обретения величайшей рок-группой всех времён и народов своего имени и до самого официального распада. А раз так – ну кто ж не слышал гитар Джорджа!

По существу, Джордж был первым абсолютно публично известным музыкантом с электрогитарой, который ставил во главу угла не верность определённой марке инструмента и иного оборудования, но собственное умение подбирать нужную модель гитары под настроение, которое требовалось создать в определённой пьесе, в том числе и авторской. Поздний период существования The Beatles доказал это с лёгкостью – и гитарное оборудование усложнилось, и собственные песенные номера у Джорджа стали получаться, как на подбор. Но такова уж была общественная истерика вокруг ливерпульской четвёрки, что и после роспуска группы «самому тихому битлу» приходилось раз за разом, как бы не до середины 70-х, постоянно указывать в интервью: «Нет, я не являюсь лучшим гитаристом мира. И за виртуоза себя тоже не считаю».

А гитары Джорджа – это отдельная легенда, живущая и после безвременной кончины музыканта. Буквально три недели назад на выставке NAMM Show ‘2020 бренд Fender представил в кастомной серии инструмент George Harrison Rocky Stratocaster Custom Shop , являющейся дотошной геометрической копией (вплоть до редкого асимметричного профиля “C” грифа) знаменитой гитары Fender Stratocaster с серийным номером 83840 (1961 год выпуска) со светло-фиолетовой (sonic blue) расцветкой корпуса, приобретённой для Джорджа и Джона Леннона весной 1963 года и в 1967–1969 годах радикально перекрашенной её владельцем, как то можно увидеть в фильме “Magical Mystery Tour”. Считается, что художественное рукоприкладство Джорджа стало руководством к подобным действиям для многих иных звёзд-гитаристов, и в первую очередь – для Эрика Клэптона (Eric Clapton). Эту гитару можно услышать в таких пьесах The Beatles, как “Nowhere Man” (1965) и “All You Need Is Love” (1967), в том числе в её телеверсии в программе “Our World”. Джордж уверял, что очень хотел заиметь Fender Stratocaster в качестве своей первой электрогитары, узрев такой инструмент на обложке дебютного альбома американской группы The Crickets “The ‘Chirping’ Crickets” (1957). Но в Ливерпуле в то время таких инструментов не водилось, и ему пришлось приобрести гитару Resonet Futurama (1958) чехословацкого (!) производства, чрезвычайно неудобную в игре, но верно служившую своему хозяину до 1964 года.

Своей же «первой хорошей американской гитарой» музыкант называл чёрный Gretsch Duo Jet (1957, №21179) с корпусом из красного дерева и установленным предыдущим владельцем тремоло Bigsby, приобретённый в подержанном состоянии летом 1961 года. На ней записывались почти все партии Джорджа на дебютном альбоме The Beatles “Please Please Me” (1963), и в том же году инструмент оказался в руках Клауса Вормана (Klaus Voormann), будущего бас-гитариста Plastic Ono Band, но известного всем как дизайнера битловского альбома “Revolver” (1966). В середине 80-х Джордж забрал гитару назад и вернул инструмент к конфигурации лета-1961 – Клаус успел поменять в ней звукосниматели и электронику. Эту гитару можно увидеть на обложке сольного альбома Джорджа “Cloud Nine” (1987), и на её основе разработан именной инструмент Gretsch G6128T-GH George Harrison Signature Duo Jet.

Говоря о гитарах Джорджа, невозможно не вспомнить 12-струнную Rickenbacker 360/12 (1963, №CM107 – физически второй экземпляр этой модели!), врученную музыканту фактически лично тогдашним владельцем бренда Rickenbacker Фрэнсисом Холлом (Francis C. Hall) в феврале 1964 года, когда The Beatles прибыли в Нью-Йорк для выступления на телешоу The Ed Sullivan Show. Мало того, что эти гитары Джорджа и Джона Леннона (John Lennon) фактически стали секретным звуковым оружием группы – Джордж утверждал, что играл на этом инструменте во все периоды своей карьеры, и никогда не имел с ним никаких проблем. Немаловажно, что звук Rickenbacker 360/12 до сих пор ассоциируется со звучанием ранних The Beatles как единой группы и уж тем более её важнейших хитов 1964–1965 годов. Плюс эта гитара стала настоящей прародительницей всего явления американского кантри-рока: группа The Byrds сочиняла и аранжировала свои ранние хиты с оглядкой на звонкие призвучия 360/12, а там и иные заокеанские поклонники «струнного звона» подтянулись.

Известнейшая акустическая гитара м-ра Харрисона – это Gibson J-160E (1962, №73161), заслужившая славу инструмента, которым музыкант пользовался абсолютно на всех альбомах The Beatles, и даже несколько ранее. Две подобных гитары были приобретены Джорджем и Джоном в сентябре 1962 года по почте, и буквально на следующий день на них записывался материал дебютного сингла группы “Love Me Do”. Годом позже музыканты поменялись гитарами, потом инструмент Джона оказался украден, так что данная гитара переходила из рук в руки. В состоянии поставки она была оснащена звукоснимателем-синглом P-90, установленным у основания грифа из розового дерева. Вскоре Джордж перенёс звукосниматель к бриджу, но к моменту записи альбома “Rubber Soul” (1965) вернул его назад, и на корпусе гитары сохранились следы этой перестановки.

Воистину удивительным инструментом у Джорджа была гитара Fender Telecaster (1968, №235594) с корпусом из розового дерева, оказавшаяся продуктом странного коммерческого замысла Fender по запуску в серию моделей Telecaster и Stratocaster с подобными корпусами. Собственно, в рамках рекламы будущей модели музыкант и получил прототип подобного Telecaster – и успел поработать с ним над материалом альбомов “Let It Be” (1970) и “Abbey Road” (1969). Считается, что практически все партии Джорджа на альбоме “Let It Be” записаны на этой гитаре; её также можно увидеть в «концерте на крыше» “Let It Be”. В декабре 1969 года этот Telecaster был подарен Делани Брэмлету (Delaney Bramlett, 1939–2008), который сошлифовал краску с корпуса и отлакировал его. Также были заменены колки и модифицирована электроника – но сейчас этот у гитары восстановлена исходная комплектация, и она находится во владении фонда Джорджа Харрисона. По словам сына Джорджа, Дани (Dhani Harrison) «это фантастически звучащий инструмент, только он весит раз в семь больше, чем обычный Telecaster».

Несколько менее известны широкой музыкантской общественности и, так сказать, подвергнуты историческим исследованиям иные гитары Джорджа, которыми он начал пользоваться во времена триумфа The Beatles с 1963 по 1968 год. Это, в первую очередь, две гитары Gretsch 6122 Country Gentleman (1962 и 1963) с отделкой корпуса под орех, оснащённые звукоснимателями Filter’Tron и тремоло Gretsch Bigsby – первая из них была разбита в автомобильной аварии в Британии в декабре 1965 года, зато вторая дожила до наших времён и хранится дома у Ринго Старра (Ringo Starr). Как минимум с 1963 по 1967 год музыкант в студии и на сцене много играл на гитаре Gretsch 6119 Tennessean Type 2 (1962 или 1963), которую можно увидеть и в начале фильма “Help!” (1965), но в настоящее время данный инструмент считается утраченным. В числе иных славных гитар Мастера, вошедших в историю рок-н-ролла – Rickenbacker 425 (1962), Epiphone Casino E230TD(V), Gibson SG Standard (1964) вишнёвой расцветки и, наконец, Gibson Les Paul Standard (1957), полученный им от Эрика Клэптона в 1968 году – это тот самый инструмент, на котором Эрик записывал своё соло в номере Джорджа “While My Guitar Gently Weeps” (1968). Из постбитловских гитар музыканта наибольшую известность получил, пожалуй, Fender Stratocaster выпуска 50-х годов с отшлифованным до дерева корпусом, на котором Джордж играл во время благотворительного концерта “Concert for Bangladesh” (1971).

Казалось бы, разнообразие гитар Джорджа требовало и разнообразия усилителей – однако музыкант хранил верность простым решениям своей юности, а именно усилителям брендов Fender и Vox. Усилители Fender – это Double Reverb, Champion и 6G6A/B Bassman , причём последний использовался в ходе мемориального концерта Джорджа “Concert for George” (2002). О роли усилителей Vox в эволюции звука The Beatles и гитариста лично (и наоборот) написано уже много, но отметим ещё раз, что классический усилитель Vox AC30 использовался гитаристом постоянно, так же как и система Vox Super Beatle, то есть комбинация головы и кабинета одной марки AC100, с набором динамиков кабинета 2×15″ + 4×12″. При записи альбомов “Let It Be” и “Abbey Road” музыкант отдал должное моде и работал со специальным гитарным кабинетом Leslie 145 с вращающейся конфигурацией динамиков, что придавало гитаре несколько электроорганное звучание, так хорошо слышимое в сингловой версии номера “Let It Be”. Гитарные обработки всегда были сведены у Джорджа к возможному минимуму, но при этом он стал, вероятно, пионером работы с фузом в Великобритании – в пьесе “Think For Yourself” (1965) он исполнил партии бас-гитары с фузом Maestro Fuzz-Tone. К концу 60-х в арсенале Джорджа также имелись обработки Vox Tonebender и Fuzz Face, а также «квакушка» Vox Wah-Wah с металлическим корпусом. Просто? Очень просто, но к такому набору инструментов и обработок прилагалась вся мощь композиторского гения Джорджа и умения экономичными соло сказать очень многое.

____
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉

Источник

Оцените статью