- Блюз >Волшебные ритмы соула
- Гармонии для ритм-партии соул-гитары
- Упражнения для соул-гитары:
- Гитарный бой – как играть бой на гитаре
- Виды боя на гитаре
- Виды гитарного боя
- Как играть бой на гитаре
- Бой на гитаре схемы
- Как глушить струны на гитаре
- Глушение струн левой рукой
- Глушение правой рукой
- Прием palm mute
- Бой на гитаре (12 видов)
- Вводная информация
- Бой на гитаре – схемы и виды
- Бои на гитаре для начинающих
- Бой шестерка
- Бой восьмерка
- Бой четверка
- Блатной бой
- Бой Цоя
- Бой Высоцкого
- Испанский бой
- Бой Розенбаума
- Бой регги
- Бой кантри
- Вальсовый бой
- Чеченский бой
- Глушение струн на гитаре
- Переборы на гитаре
- Виды переборов
- Красивые переборы
Блюз >Волшебные ритмы соула
Если вы играете блюз и хотите разнообразить свою игру, попробуйте добавить в нее элементы других жанров. Классический соул шестидесятых годов двадцатого века, со своими мягкими гитарными риффами и мелодичными вставками — отличный вариант! Музыка соул, произошедшая от госпела и ставшая основой для фанка и диско семидесятых годов, пользуется популярностью и сегодня. Такие группы, как Tedeschi Trucks Band (в составе которой играет мастер слайда Дерек Тракс (Derek Trucks), активно поддерживают ее на плаву.
Соул имеет много общего с блюзом, но часто отходит от стандартной двенадцатитактовой формы. Гармония соула выходит за рамки доминантных аккордов, а инструментальные секции можно назвать прямо-таки неземными.
Давайте посмотрим, как можно украсить партии ритм-гитары влиянием соула. Начнем с разбора гармоний.
Гармонии для ритм-партии соул-гитары
В соуле очень часто встречаются аккорды 7sus. По сути, это трезвучие на фоне басовой ноты. Самые распространенные типы таких аккордов — это bVII/I и IV/V. В тональности А это будут аккорды G/A и D/E.
Проанализируем интервальную структуру аккорда G/A: тоника (A), b7 (G), 9 (B) и 11 (D). Видим, что его нельзя назвать чисто мажорным или чисто минорным. Этот аккорд можно брать несколькими способами (см. ниже). Попробуйте представить его как трезвучие G мажор на фоне басовой ноты А.
Чтобы продемонстрировать вам ритм-партии в А, я записал несколько музыкальных примеров, в которых я заменил аккорд 7sus на аккорд V (в нашем случае аккорд Е). Эти ритмы можно играть как в середине, так и в конце композиции.
Упражнения для соул-гитары:
Первый пример ( Пример 1 ) основан на идеях органной музыки и состоит из нескольких трезвучий. Трезвучие C# dim дает нам звучание А7, а во втором такте я играю свой любимый аккорд 7sus с трезвучием D на трех верхних струнах и нотой Е на пятой струне.
Секрет в том, что, благодаря эффективной фразировке, D/E в итоге разрешается в А. Обратите внимание на то, что самая верхняя нота не меняется, а две следующие за ней ноты разрешаются вниз с шагом в целый тон или меньше. Завершим этот пример секстовыми слайдами от терции к тонике.
Пример 2 звучит несколько более джазово, но благодаря шестой ступени вместо пониженной седьмой его гармония производит более плавное впечатление. Аппликатура аккорда 7sus очень проста — баррэ на четырех струнах на седьмом ладу. Такой вариант звучит более плотно, чем предыдущий, ведь он включает две последовательных четвертых ступени. В качестве разрешения сыграем терции слайдами на второй и третьей струнах. Думаю, они отлично подойдут нам в данном случае.
Пример 3 начинается с нескольких плотных 13х аккордов. Они мне очень нравятся, потому что имеют в басу b7, что производит впечатление того, что гитарист действительно знает, что делает! Что касается аккорда 7sus, обратите внимание на следующее. Конечно, можно найти такие аппликатуры, которые содержат трезвучие и басовую ноту, но эта басовая нота нам нужна далеко не всегда, особенно если ее играет басист. В нашем случае мы играем простое трезвучие D на трех верхних струнах, а ноту Е оставляем басисту. В завершение несколько нисходящих секст на первой струне. Такие хроматические ходы делают звучание еще интереснее.
Пример 4 исполняется в нижнем регистре гитары и включает ноты на открытых струнах, давая аккорд А13. Если играть такие фразы, не глуша струны, это создаст очень атмосферное звучание. Не забудем также и аккорд 7sus: открытая шестая струна дает V ступень (нота Е), а аккорд IV (D) смещается вниз и разрешается в аккорд I (A). Фраза завершается дабл-стопами в духе Джерри Рида (Jerry Reed) с блюзовой нотой b5 (Eb) на второй струне.
Наш последний пример ( Пример 5 ) — это шестнадцатитактовый джем на фоне прогрессии в стиле госпел-блюз (A7-B7-D7-A7). Это прогрессия вида I-II-IV-I, и переход от I к II очень украшает ее. Чтобы еще больше приблизиться к соулу, на повторении можно добавить аккорд E7sus (IV/V) в конце, который вновь приведет нас к тонике. Для этого нужно всего лишь немного изменить бас, ведь основой является трезвучие D, а бас смещается к V (Е).
В первых четырех тактах мы играем трезвучия на верхних струнах и сдвигаемся вверх на целый тон: от А к В. На фоне D7 мы играем трезвучия C и D, чтобы наметить звучание D7sus. В заключение исполним несколько нисходящих терций, чтобы сделать звучание еще мелодичнее.
Это действительно помогает почувствовать особенности соул-гитары. Мы играем ритм-партии, но их фразировка интригует. Это не просто аккорды боем — хотя, конечно, можно играть и так, и на записях Motown это встречается постоянно. Чтобы разнообразить звучание, соединим аккорды небольшими вставками из секст и терций.
В такте 5 мы встречаем несколько дабл-стопов, которые дают отличную основу для аккорда B7 (вообще-то, это B9). Так мы приходим к D7, который можно украсить блюзовым дабл-стопом, после чего перейти к E7sus, который мы уже рассматривали выше.
Фигуры в тактах 9-12 напоминают стиль Скотти Андерсона (Scotty Anderson) и его уникальные дабл-стопы. Конечно, сложно сыграть их так же технично и быстро, как сделал бы Скотти, но они в любом случае отлично подходят к нашей идее.
Далее играем несколько терций и секст и переходим к заключительной части. Последние четыре такта основаны на идее аккордов B9 и B7sus. Любой аккорд 9 хорош тем, что если сдвинуть терцию на полтона вверх (к кварте), получится аккорд 7sus, который делает мелодию очень интересной.
Если бы во всех аккордах вы добавляли бы диаграммы аккордов, было бы проще. Я только сейчас узнал, как играется аккорд b7 на гитаре.
Источник
Гитарный бой – как играть бой на гитаре
Формируя аккорд, гитарист зажимает струны на грифе, а другой рукой, в районе корпуса, бьет по ним особенным образом. То, как именно музыкант бьет по струнам, называется гитарным боем. Если ударить по струнам сверху вниз, то это будет звучать несколько иначе, чем если ударить по струнам снизу-вверх, даже в пределах одного аккорда. У многих начинающих гитаристов возникают сложности с тем, как играть бой на гитаре, но разобрав простые схемы и немного потренировавшись, вы освоите основные виды боя на гитаре и сможете продемонстрировать популярные мелодии.
Бой на гитаре является важным изобразительным средством, позволяющий по-разному «произносить» аккорды и отдельные ноты. Выбор вида боя может быть осуществлен как композитором песни, так и её исполнителем, если последний хочет добавить к композиции особый оттенок.
Виды боя на гитаре
Сначала необходимо освоить основные приемы, чтобы на их основе потом сочинять свои композиции. Основные виды боя на гитаре – это шестерка, восьмерка и четверка. Названия определяют количество движений.
Характерное звучание определенных мелодий также выделяют как отдельные виды боя на гитаре, например, популярен испанский бой. Известные исполнители выработали свой стиль игры на гитаре, и их приемы игры стали настолько популярны, что выделяются в отдельные виды гитарного боя. Вы можете подробнее ознакомиться с ними и посмотреть видео, нажав на ссылку ниже.
Виды гитарного боя
Как играть бой на гитаре
В целом, существует три основных удара по струнам: удар вниз, удар вверх и удар с глушением струн.
Любой гитарный бой состоит из комбинации этих движений. Удары производятся расслабленной кистью, с небольшим замахом. У опытных гитаристов этот процесс выглядит легко и естественно.
Удар вниз: гитарист замахивается, смыкая пальцы в кулак, затем ударяет по струнам, распрямляя пальцы. Либо, при ударе большим пальцем, ударяет его подушечкой по струнам с небольшим замахом.
Удар вверх: при движении кисти вверх, удар по струнам осуществляется подушечками указательного и среднего пальцев, как бы загребая струны вверх.
Глушение похоже на удар пальцами вниз, только вместо того, чтобы дать струнам свободно резонировать, сразу после удара они глушатся распрямленной ладонью.
Бой может быть осуществлен как пальцами, так и медиатором. В случае использования последнего звук будет получатся более ярким и насыщенным.
Бой на гитаре схемы
Схемы боя на гитаре обычно изображаются стрелками, показывающими какие удары делать, и в какой последовательности. Стрелка, имеющая рядом с собой символ крестика, обозначает глушение. Рассмотрим основные виды боя на гитаре схемы.
Белые стрелки показывают движение без касания струн. Такие движения называют холостыми.
Бой «шестерка с глушением»
Звездочкой на схеме показывают глушение. Глушение играется с одинаковым ритмом и именно на нем держится ритмическое составляющее.
Играется как вниз, вверх, вниз с глушением и еще раз вверх. Звездочкой на схеме показывают глушение.
Вниз, пауза, вниз, пауза, вверх, вверх, вверх, вниз, пауза, вниз, вверх.
Имейте в виду, что важнее чувствовать различия в интонации ударов по струнам, нежели заучивать определенные движения. Нет никаких правил, которые четко ограничивали бы исполнителя в использовании боя, каждый музыкант может по своему усмотрению и творческой задумке комбинировать удары по струнам, главное, чтобы звучало хорошо.
Как глушить струны на гитаре
Важным приемом игры на гитаре является глушение струн, без которого владение инструментом не будет полноценным. Этот прием помогает акцентировать ритм, добавить в игру перкуссионную составляющую, сосредоточить внимание на отдельных нотах, играя штрихом стаккато.
Существует несколько видов глушения, которые могут быть использованы как вместе, так и по отдельности.
Глушение струн левой рукой
Глушение можно осуществлять просто ослабляя давление пальцев левой руки на струны. Такой метод позволяет не прерывать бой по струнам, извлекая, в периоды глушения, характерные шаркающие звуки, подчеркивающие ритм. Вспомните известное вступление в песни Nirvana – Smells Like Teen Spirit. В нем как раз используется данный метод глушения.
Кроме того, можно глушить только некоторые струны в аккорде, акцентируя на них внимание и не издавая лишних звуков. Таким методом очень часто пользуются в рок музыке, играя только на басовых струнах аккорда. Такой прием используется в песне Blur – Song 2. Либо, как показано на картинке ниже, заглушают ненужную басовую струну, и играют только по нижним.
Глушение правой рукой
Глушение струн правой рукой также отлично работает для создания ритмической составляющей. Для этого музыкант, после извлечения нот или аккорда, кладет пальцы на вибрирующие струны, полностью заглушая их. Таким образом можно играть бой на гитаре как отчетливое стаккато.
Если при глушении палец приложить к струне с большей силой, то вы получите характерный перкуссионный звук удара по струне, тем самым еще больше акцентируя внимание на ритме песни.
Прием palm mute
Этот прием боя на гитаре крайне популярен в блюзе, джазе и рок музыке. Музыкант кладет ребро правой руки на струны, полностью заглушая их, а пальцами правой руки, либо зажатым в них медиатором, извлекает звук из заглушенных струн.
Появляется характерный короткий, пружинящий звук. Ослабляя и усиливая нажим ребра кисти правой руки можно регулировать длину звучания извлекаемых нот, тем самым регулируя динамику песни. Известная композиция с использованием приема palm mute: вступление The Cure – Plastic Passion.
Источник
Бой на гитаре (12 видов)
Вводная информация
Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.
Бой на гитаре – схемы и виды
Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.
Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.
Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.
Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Посмотреть уроки курса
Бои на гитаре для начинающих
Бой шестерка
Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.
Бой восьмерка
Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.
При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.
Бой четверка
Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.
Блатной бой
Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».
Бой Цоя
Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.
Бой Высоцкого
Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.
Испанский бой
Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.
Бой Розенбаума
Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.
Бой регги
А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.
При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.
Бой кантри
Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.
Вальсовый бой
Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.
Чеченский бой
Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.
Глушение струн на гитаре
Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.
Переборы на гитаре
Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.
Виды переборов
Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.
Красивые переборы
Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.
Источник