Гитара брайана мэя история

Внтури Brian May Red Special. Или как получить звук Брайана Мэя?

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

История Red Special

Гитарные фрики знают историю про основную палку Мэя, про то, как он в начале 60х еще будучи ребенком месте с отцом сделал себе гитару. А с тех пор, как он стал играть в Queen, стал собирать стадионы по всему миру и записывать крутые хиты, Red Special был основной его звука. Что же делает эту гитару такой отличной от других?

На борту Red Special стоят три сингла, две регулировки: мастер-громкость и мастер-тон, как на телекастере, а так же индивидуальные кнопки вкл/выкл и фаза/противофаза для каждого звукоснимателя. И как на некоторых старых Danelectro звукосниматели подключены последовательно, а не параллельно, что дает громкий и жирный звук.

Фишка последовательного подключения звукоснимателей в том, что земляной провод одного звукоснимателя соединятся с сигнальным проводом другого. В результате, получается, своего рода, один составной звукосниматель, с одной «землей» и одним сигнальным проводом.

При последовательном подключении импеданс (сопротивление) звукоснимателей складывается, и «выхлоп» получается большой.

Оригинальный Red Special Мэя был сделан из необычных материалов. Дека сделана из дуба и столярного щита, покрытого сверху шпоном из красного дерева. Центральный блок сделан вообще неизвестно из чего, известно только, что дерево было снято с облицовки камина. Накладка на грифа – это тоже дуб. В результате получилась полуакустика, которую практически невозможно повторить. Однако же, обычный страт – это неплохое начало.

Читайте также:  Что ты сделаешь богу распятому ноты для фортепиано

Если вы заинтересовались идеей распаять свой Strat а-ля Брайан Мэй, то но Рисунке 1 приведена схема стокового Red Special. Естественно, что чтобы включать/выключать датчики, а так же переключать фаза/противофаза вы может выбрать переключатели по вкусу, не обязательно кнопки.

В элементах управления тоже ничего необычного. В оригинальном Red Special стоят потенциометры на 220 кОм (обычный номинал для 60х), но вы можете их заменить двумя потенциометрами на 250 кОм. В оригинальной гитаре на потенциометре тона стоит бумажно-масляный конденсатор в железной рубашке на 0,02 мкФ. Такие потенциометры продаются и сейчас, но с номиналом 0,022 мкФ.

Звукосниматели

Значительная часть звука Мэя – это звукосниматели Burns Tri-Sonic, которые стоят на Red Special. Вообще, Tri-Sonic – это синглы, но они несколько шире, чем синглы обычного Страта. Так что, если вы захотите установить их на своем Стратокастере, то придется увеличивать отверстия в пикгарде, а также растачивать углубления под звукосниматели в деке. К счастью, Burns выпускает Tri-Sonic в размере обычного сингла, они называются Mini Tri-Sonic. С такими ничего растачивать не нужно.

У этих звукоснимателей керамических магнит и крышка из хрома, сопротивление постоянному току примерно 7 кОм, а индуктивность в районе 1,9 Гн.

Конструкция Tri-Sonic такова, что они дают более богаты гармониками звук, если сравнивать с обычными стратовскими синглами. На самом деле, чтобы приблизиться к звуку Брайан Мэя можно использовать P-90 в корпусе синглов, но Tri-Sonic звучат более аутентично.

Вместо обычного пятипозиционного переключателя, Мэй использует кнопку вкл/выкл для каждого звукоснимателя. Это дает ему 7 различных комбинаций для 3х звукоснимателей. Кроме всем известных стратовских комбинаций, тут можно включить бридж и нэк в паре, или все 3 звукоснимателя одновременно. На Red Special используются переключатели-слайдеры, но и обычные штырьковые переключатели будут отлично работать.

Фаза/противофаза*

В Red Special на каждый звукосниматель установлен переключатель, которые может переключать фазу звукоснимателя при любой комбинации включенных датчиков. Когда два звукоснимателя включены в фазе, то они работают в паре и усиливают друг друга. Когда же они включены в противофазе, то они работают как бы против друг друга, ослабляя многие частоты. В результате получается звук, который остается после этого вот ослабления.

Прежде чем мы пойдем дальше, давайте поймем две вещи про фазу звукоснимателей. Если на двух звукоснимателя одновременно переключить фазу, то это вернет нас к первоначальному звуку. Так же, как и переключения фазы отдельно звучащего звукоснимателя ничего не даст. Например, включенный сам по себе бриджевый звукосниматель звучит одинаково, независимо от того, в каком положении переключатель фаза/противофаза. Таким образом, понятие в фазе/противофазе имеет смысл для двух звукоснимателей. И тут либо они оба включены в фазе, либо один из них включен в противофазе другому.

Тогда зачем все эти переключатели фазы? Обратите внимание, что есть два способа использования бриджевого и среднего звукоснимателя, когда один из них в противофазе к другому. Бриджевый звукосниматель может быть в фазе, а средний – в противофазе, или наоборот. Каждая конфигурация дает различный окрас звука, что особенно заметно при игре с дисторшном. Эта разница незначительна, но её вполне можно услышать. И Мэй умеет с этим хорошо работать. Это одна из важных частей его узнаваемого звука.

Обычно Мэй играет с сильным дистом, раскачивая усилитель последовательно соединенными Три-Сониками. А его «противофазные звуки» отлично прорезают в миксе. И все это вместе отлично подходит под его стиль игры.

Чтобы приблизиться к звуку Брайана Мэя, нужно обратить внимание еще на пару вещей. Они играет на очень тонких струнах (0,009 – 0,036), а в качестве медиатора использует монетку. Плюс к этому он пропускает гитару через усилитель высоких частот, а затем пускает сигнал на «стену» из VOX AC30. Есть еще некоторые детали, но чтобы звучать, как Мэй без необходимости грабить банк, просто используйте тонкие струны, вместо медиатора – монетку, включайтесь в клон Rangemaster Treble Booster, а затем в VOX. Идеально, конечно, в VOX AC30.

В природе есть подписаной усилитель Brian May VOX VBM-1, который был создан, чтобы повторить студийный звук Мэя. В нем уже встроена цепь усиления ВЧ. Однако, этот усилитель уже не производится, но его иногда можно встретить на eBay.

В сети выложено множество схем и модов для реплик и клонов Red Special, большинство из них заточены на то, чтобы выжать из гитары наибольшее количество звуков. Моя любимая схема приведена на Рисунке 2. Это схема John Hewitt, австролийского гитарного техника, который сделал сайт GuitarNuts. В эту схему включены все переключатели фаза/противофаза для каждого звукоснимателя, также как и вкл/выкл для каждого звучка, т.е. оригинальная схема оставлена без изменений. Единственно, что добавлен общий переключатель последовательно/параллельно. Паралелльное включение звукоснимателей дает нам более традиционный стратовский звук. Если сравнивать с последовательным включением, то тут меньше выход, но звук чище, есть тванг и больше высоких.

Все что нужно для этой схему – это 4PDT-переключатель или слайд-переключатель. Обычный переключаетль 4PDT довольно легко найти, слайд-переключатель – сложнее. Использоать этот переключатель довольно просто. Включите звучки, например, бридж и средний. Вы услышате, как они звучат в последовательном включении (как на стоке). Если же вы захотите более стратовский звук, то просто включите этот новый переключатель и звукосниматели включтся паралелльно. Если снова переключить 4PDT, то вернетесь к стоковому последовательному включению.

Это довольно непростая распайка, так что делайте все методично и не торопитесь. Третие провода от Tri-Sonic (не показан на Рисунке 2) скрутите вместе и припояйте к «земле», как показано на Рисунке 1 (зеленый цвет).

На этом все! До следующих встреч.

От себя добавлю, что моды и паяльник – это отлично, т.к. гитаристу неплохо бы знать и понимать физическую природу звука, но знайте, Мэй будет звучать, как Мэй на любом оборудовании и с любой гитарой.

Похожий звук можно нарулить почти всегда, не «копейка в копейку», но похожий. Но звучать, как Мэй (Гилмор, Петруччи, Вай, Сатриани, Гилберт…нужное подчеркнуть) вы будите лишь тогда, когда разберете, что и как и играет этот гитарист. Его фразы, лики, риффы, то как он делает вибрато, как играет тот или иной прием. Так что снимайте больше и чаще.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Гитара Брайана Мэя – лучшая в мире самоделка

Гитаристов, которые играют на самодельных гитарах, почти что нет. Это и понятно – столярное мастерство, да еще и такое тонкое, требует много времени на освоение, поэтому приходится выбирать что-то одно. Тем не менее, одному гитаристу удалось сделать себе гитару, с которой он заслужил всемирную известность и стал одним из самых оригинальных и узнаваемых музыкантов в истории рок-музыки. Это Брайан Мэй, гитарист группы Queen.

“Красная особа” – так можно перевести название гитары Red Special – прошла с Брайаном путь от начала работы в Queen и никуда не делась от него до их пор. Она стала одним из символов группы вместе с голосом и неподражаемым артистизмом Фредди Меркьюри.

Самое интересное в этой гитаре то, что она – типичная самоделка, сделанная из доступных и дешёвых (для Великобритании, конечно) материалов без использования дорогих компонентов и инструментов. Более того, вся ее конструкция бросает вызов адептам “музыкального дерева” и “звучащей фурнитуры”!

Гриф гитары Мэй сделал из доски красного дерева, которая лет 200 служила каминной полкой в старом доме друга семьи Мэев. Это единственная деревяшка в гитаре Red Special, которую с натяжкой можно считать “гитарным” деревом – всё ж таки краснуха многолетней выдержки, просушенная огнем старинного камина… Несмотря на аристократическое происхождение, доска была изъедена червями и Брайан с отцом потратили много времени, затыкая чревоточины кусочками спичек.

Гриф был вклеен в корпус, причем паз под него был длиною в полкорпуса – очень надежное крепление, не что что эти ваши “лес-полы”. Анкерный стержень был сделан из стального прутка, один его конец был загнут кольцом, которым тот фиксировался внутри грифа, а на другом нарезана резьба. Накладка грифа сделана из дуба – очень необычное дерево для гитары.

Корпус

Конструкция корпуса “Красной особы” приведет в ужас любителя порассуждать о числе кусков в корпусах гитар на форумах. Корпус нашей героини задумывался как полуакустический, Брайан планировал сделать в нем вырезы-эфы, но потом отказался от этой идеи. Мэй хотел, чтобы его гитара легко “заводилась” от усилителя и позволяла играть с обратной связью, как это делал Джефф Бек.

Центральная часть корпуса, несущая бремя струн, сделана также из дубового бруска, который в прошлой жизни был частью обеденного стола. Бока корпуса – внимание всем, кто любит читать про “гитарное” дерево: далее последует жуткая ересь! – так вот, боковины сделаны из самого немузыкального материала: мебельного щита из брусков мягкого дерева с фанерой поверх них!

А сверху этот бутерброд покрыт шпоном красного дерева (который, несомненно, добавил в звук теплоту) и залит лаком Rustins под названием Plastic coating (это именно лак, а не листы пластмассы, как может показаться из-за названия. Он сделал звук более резким в миксе, хе-хе).

Тремоло

Правильнее, конечно, “вибрато”, но так уж сложилось. Тремоло-система Брайана Мэя тоже полностью самодельная и, как и вся гитара, собственной конструкции семейки Мэев. Бридж балансирует на лезвии ножа, закаленного в кухонной духовке, натяжение струн компенсируется пружинами из мотоциклетного мотора 1928 года выпуска – винтаж! Струны опираются на бридж типа tune-o-matic, но седла на нем не закреплены и держатся только силой самих струн. Их Мэй вытачивал сам, использовав электродрель как подобие токарного станка. Во время концертов Брайан держал в кармане несколько запасных штук на случай, если порвется струна и седло потеряется.

Ручка тремоло – в прошлом часть велосипедного багажника, а на ее конец насажен кусочек толстой пластиковой вязальной спицы или коклюшки. Интересно, что на предложения запатентовать его идеи Брайан говорил: “С патентами такой геморрой, я лучше подарю их миру”.

Звукосниматели

Со звукоснимателями отцу и сыну Мэям пришлось повозиться и, в итоге, они стали единственной не-самодельной частью гитары. Поначалу Мэй попытался сделать из сам. Круглые магниты он купил в ближайшем магазине хозтоваров, отец помог ему сделать намоточную машинку со счетчиком витков из велосипедного одометра. Для проверку звукоснимателей их включили в домашний радиоприемник, и они работали!

Но Брайан заметил, что при бендах струны издавали странные звуки из-за того, что они двигались вдоль звукоснимателя. Проблема была в ориентации полюсов магнитов, но распилить их или достать другие Брайан не смог. Поэтому он просто купил три звукоснимателя Burns Tri-Sonic, залил их эпоксидкой для того, чтобы уменьшить микрофонный эффект, и установил в свою гитару. Сами по себе эти звукосниматели, конечно, не очень хороши, но мастерство Мэя и, конечно, шестипенсовая монетка, которую тот использовал как медиатор, заставили самодельную “Красную Особу” петь так, как не поет ни одна гитара.

И что же? Эта самоделка из красного дерева, кусков велосипеда и палок прошла с Брайаном Мэем всю его музыкальную карьеру от “второсортных Led Zeppelin”, как однажды назвали начинающую группу Queen, до супергруппы, собирающей стадионы, чей звук знают во всем мире. Мэй не менял гитару, и играл на ней почти 40 лет, прежде чем решил отдать ее мастеру Грегу Фраеру на реставрацию. Мастер фотографировал гитару и моменты работы с ней, некоторые из этих фотографий использованы в этой статье. Все фотографии можно посмотреть на сайте мастера .

Источник

Гитара брайана мэя история

Не так давно, буквально в статье о Peavey Blazer/Rage, я натуральным образом жаловался и ныл по случаю того, что, дескать очень трудно писать о мелких дешевых транзисторных усилках, которые мало чем различаются от производителя к производителю.

И вот подарок судьбы – сегодня мы говорим об усилителе той же группы, но настолько непохожем на все то, что есть рядом с ним, что писать о нем достаточно приятно.

Итак. Исходные данные очень просты – Vox выпускает новый комбик. Дешевый, маленький, транзисторный комбик. Казалось бы, какая разница – подумаешь полку банальностей прибыло.

Но не все так просто. Ведь на свете так мало именных усилителей – Marshall Slash, Marshall Zakk Wylde, Peavey 5150 (Van Halen), Carvin Legacy (Steve Vai), Crate Blue Voodoo (Marty Friedman) – это вроде как все, что приходит на ум в первые десять секунд. И половина из этого конечно уже снята с производства. Но по любому, все эти именные усилки – это дорогущие, ламповые аппараты громадных размеров и мощности.

А вот Vox Brian May – он не такой. Не дорогущий, не большой и не ламповый. В общем все не как у людей получается в группе Queen. И при этом получается хорошо, стоит отметить.

А теперь для начал краткая история, экскурс в прошлое и все такое. Начнем сначала.

Brian May всегда был извращенцем. Он играл не как все. Он играл на гитаре не у всех. У него было звучание не как у всех. И разумеется с усилителями у него просто не могло быть определению все как у всех. Этот ни на кого непохожий человек (разве что прической с Хендрикса).

Разумеется он всегда на VOX AC30 – знаменитом легендарном усилке, на котором играло куча народу. И ни один из ни не звучал как Brian. Все знали, все видели – эти стены «воксов» на «куиновской» сцене. Но никто не мог звучать как он. Потому что «у моей девочки есть одна маленькая штучка». В общем, все дело было как обычно «в волшебных пузырьках», как говаривает Авдуевский, прислушиваясь к малиновому звону бутылок пива Тинькоф под моим столом.

Дело в том что за сценой у Brian был еще один усилок. Именно в тот усилок May и врубался напрямую и лишь оттуда в эту знаменитую «стену воксов». Именно тот мелкий дебиловатый усилок-уродец выдавал знаментое на весь мир «мэйевское звучание».

Чтоже это было за усилок такой чудесный? Как и многие гениальные вещи это было скопище всякого непонятного дерьма, которое случайным образом соединилось в нечто хорошее. Джон Дикон – басист той же группы Queenмного лет назад взял и собрал своими руками этот усилок из всякого ненужного хлама типа деталей списанного в хлам радиопримника, самопальной педальки бустера самого Brian и еще никому не понятного барахла. Не удивлюсь если в том усилке обнаружат пробки от пива, на манер тех что Zakk Wylde приколачивает гвоздями к своим невероятным лесполам.

В общем на самом деле по барабану чего они там напихали в эту странноватый ящик. Но удивительного ничего нет. Для Brian May – человека который всю жизнь играл на самопальньй гитаре с жутко неудобным грифом (пробовал я тут как-то подписную копию его гитары — проблевался) – такой человек не может играть на обычном усилке как все люди. Не знаю в чем дело, но возможно May – патологически жадным человек, предпочитающий всякое паленое барахло по-дешовке, вместо приличных вещей от раскрученных брендов.

Кстати, эта хрень (они называли ее Deacy в честь басиста-создателя) работала ко всему прочему на батарейках (зацени фотку этого чудовища снизу).

Так вот, фирма Vox решила взять и воссоздать этот самый легендарный звук двух усилков соединенных воедино пуповиной словно эмбрион и беременная женщина. Речь идет о Deacy плюс Vox Ac30.

И тогда на свет появился Vox Brian May Special – чистый белоснежный усилитель, цветом своим символизирующий доброту и красоту всего сущего под луной.

А теперь по делу. Так вот этот мелкий усилок действительно выдает звучание Brian May наиболее близко, в сравнении с чем-либо иным. Можно даже сказать – что это оно и есть – то самое звучание легенды Queen. Хрен ты отличишь этот саунд. Это оно самое и описывать его нет смысла. Другое дело, что там есть еще до фига других фишек и о них по подробнее.

Если честно, то я не воспринимаю этот комбик как именно усилитель. Играя с ним меня не покидало ощущение, что это просто педаль distortion а никакой не усилитель.

Чистый звук у Brian May довольно тухлый. Глухой и совсем не чистый. Он с какой то примесью. Но для этого есть прекрасная отмазка. Обычно когад чистый звук поганенький то всегда можно сказать, что он просто оч «блюзовый звук». Ибо играть грязный древний блюз на таком псевдочистом звуке достаточно приятно – много драматизма и реликтовой натуральности. Рубить чего-нибудь слайдом – одно удовольствие.

Такого рода чистый звук обычно получается если вы врубаетесь в какой нибудь усилок на полном гейне а потом убираете на гитаре громкость до минимума (на гитаре убираете а не на усилке).

В общем типичный блюзовый чистый звук педали перегруза. Но какой педали. С перегрузом в этом комбике все в порядке. И это весьма странно. Ибо ожидать от таких мелких и повторюсь дешевых (по цене обычной примочки) комбиков – сочного мощного музыкального перегруза – это как говорят в рекламе сыра «нет, сынок, это фантастика»

Ручки регулировки этого комбика в точности повторяют ручки какой-нибудь педали distortion (например Boss DS-1) – гейн, громкость и тембр. Ничего лишнего – все ради рубилова. Система гейна и «тяжести» двухступенчатая. Если при максимуме гейна вам хочется еще тяжелее – то Вы нажимаете небольшую кнопочку и гейна становится еще больше.

Характер перегруза очень универсальный – ручкой тембра можно выставить его от достаточно теплого и глубокого до прорезающе-визжащего. Глубина этого перегруза колеблется от среднетяжделой «а ля хард-рок 70-ых» (прямо «may-евский саунд») и вплоть до чего-то невероятно тяжелого, просто брутального (можно запросто колотить риффы slayer или metallica).

Очень непонятно как с таким звуком справляется невероятно маленький динамик всего 6,5 дюйма, но он не «пердит» и доносит все весьма правдиво. Вообще комбик очень маленький и невероятно легкий (что-то около 5 килограмм). Таскать такой усилитель на репетицию или концерт – довольно просто. И это усиливает сходство с примочкой дисторшен.

Кстати у него есть два выхода – один с эмуляцией динамика, другой без. То есть комбик можно использовать как просто примочку и подключать к чему угодно – либо в пульт, либо в другой усилок, либо в кабинет. И звучать оно будет по прежнему хорошо, тяжело, задорно и весело.

Громкостью особой этот усилок не отличается, все таки 10 ватт всего. Но при этом надо сказать, что оглушить соседей или рубить рядом с барабанной установкой при хорошем гейне – это достаточно легко.

Такие вот дела если в кратце.

В общем, Vox удалось сделать отличный аппарат, нечто необычное и выдающееся среди остальных аппаратов аналогичного типа. И можно с уверенностью говорить о том, что этот усилитель заслужил место в пятерке самых интересных и важных событий в гитарном оборудовании в 2003 году.

Источник

Оцените статью