- Как не уставать на гитаре
- Болит левая рука при игре на гитаре? Читерский способ расслабления
- Почему болит левая рука при игре на гитаре? Причина возникновения напряжения
- Устранение боли и напряжения в левой руке при игре на гитаре
- Тренировка пальцев левой руки гитариста
- Гитара и здоровье: какие болезни преследуют гитаристов?
- Вместо вступления
- Заболевания, связанные с игрой на гитаре
- Как уберечь руки гитаристу: основные рекомендации
- Как построить занятия на гитаре
Как не уставать на гитаре
Некоторые гитаристы при игре очень быстро устают. В этой статье хотелось бы обсудить и разобрать некоторые причины почему это происходит.
1. Неудобный инструмент
Первая и основная причина это конечно же неудобный инструмент. Гитара, струны которой расположены слишком далеко от грифа, вследствие чего, при игре это вызывает дополнительную нагрузку на руки. Если у вас неудобный инструмент вам нужно обязательно либо поменять его, либо отнести мастеру.
2. Толстые струны
Как мы знаем, струны бывают разного диаметра. Они измеряются по первой струне. Я бы рекомендовал для акустики струны размером не больше 011. Вот какие струны использую я читать здесь
3. Неправильное распределение нагрузки при игре.
Очень часто гитаристы не замечают что играют напряженными руками. Любой гитарист, да и не только гитарист, но и музыкант играющий на другом музыкальном инструменте, должен в первую очередь научиться распределять нагрузку на руки, мышцы нужно напрягать только тогда, когда это нужно. Необходимо научиться расслабляться при игре, искать моменты отдыха. Это можно сравнить с плаванием. Если в воде постоянно барахтаться, прилагать максимальные усилия, то можно продержаться на плаву, но согласитесь, можно держаться на воде так же если прилагать минимальные усилия, напрягаться только тогда, когда это нужно. Умение расслабляться при игре на музыкальном инструменте – это очень важный аспект которому необходимо уделять особое внимание.
4. Игра приёмом баррэ
Четвертая причина, которую хотелось бы отметить – это постоянно игра приёмом баррэ. К сожалению, играть на гитаре не применяя прием баррэ практически невозможно, но можно сократить применение этого приема. Есть понятие “гитарные тональности, и “не гитарные тональности” Вкратце, “не гитарные тональности” – это тональности, аккорды в которых все играются приемом баррэ. В не гитарных тональностях я бы рекомендовал использовать каподастр. Каподастр позволяет любую тональность превратить в гитарную, сделать ее удобной для игры на этом инструменте.
5. Игра произведений, которые вам не нравятся.
Если вам не нравится то что вы играете, вы не испытываете энтузиазма к этому, вы будете гораздо быстрее уставать. Нужно всегда искать для разучивания те произведения, которые вам по душе. Если вы будете заниматься с желанием, с чувством удовольствия, вы перестанете чувствовать усталость, и вам гораздо легче будет даваться программа занятий.
Итак, подведем итоги. Если вы почувствовали усталость при игре или даже тем более какие-то болезненные ощущения в пальцах или руках, необходимо отложить гитару и дать себе отдохнуть. Чтобы развивать выносливость при игре на инструменте, не делайте больших перерывов в занятиях, и тогда игра на любимой гитаре будет приносить вам много радости и удовлетворения!
Источник
Болит левая рука при игре на гитаре? Читерский способ расслабления
ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Расслабление левой руки при игре на гитаре. Читерский способ»
В этом уроке я расскажу про читерский способ расслабления левой руки. Он достаточно необычен, но в большинстве случаев работает. В свое время он помог мне и многим моим ученикам поймать ощущение расслабления и запомнить его.
Чтобы понять мотив дальнейших действий, нам нужно разобраться с причиной возникновения напряжения и боли в левой руке при игре на гитаре. На самом деле причин много, и я думаю, что мы неоднократно в рамках этого цикла будем обсуждать причины и способы их устранения.
Почему болит левая рука при игре на гитаре? Причина возникновения напряжения
Сейчас рассмотрим наиболее частую причину возникновения напряжения. Это напряжение, возникающее в результате чрезмерного смыкания контура, образованного из прижимных пальцев с одной стороны и большого пальца с другой стороны грифа. Естественно, чтобы зажать струны нужно этот контур замкнуть. Зачастую люди прилагают слишком большое усилие при нажатии. В результате левая рука постепенно напрягается, испытывает боль и дискомфорт, зачастую на растяжке теряет беглость и выносливость при забеге на дальнюю дистанцию. Те же легато или picking оказываются недоступны при таком напряжении. С учетом вышесказанного становится очевидно, что для того, чтобы избавиться от боли в левой руке при игре на гитаре, нам нужно минимизировать напряжение в этом контуре, уменьшив усилие нажатия пальцами.
Устранение боли и напряжения в левой руке при игре на гитаре
Как это делается? Я предлагаю это делать от обратного. Утрируем ситуацию. Пробуем снять большой палец левой руки и прижимать струны к ладам без его помощи с разорванным контуром. Для этого понадобится инвентарь. Тряпочка, носок или шарфик, любое изделие из ткани, выполняющее функцию глушения лишних струн. Обычно по умолчанию эту функцию выполняет указательный палец левой руки или ребро ладони правой. Как это работает можно посмотреть в видеоуроках или в общих уроках в рамках этого цикла.
В данном случае мы вынуждены отказаться от использования правой руки на глушении, чтобы обеспечить некий противовес усилию левой руки. Оно возникает при попытке зажать струну без большого пальца, разомкнув контур между прижимным и большим пальцем. Это и есть усилие, требующее противодействия.
В данном случае мы одним пальцем правой руки нажмем на точку примерно в центре деки. Удержание баланса гитары одним пальцем не позволит чрезмерно прижимать струны пальцами левой руки при разомкнутом контуре. Раз контура нет, значит и напряжения нет.
Можно сказать, что мы сейчас ловим ощущение расслабленности левой руки при игре легато. Еще раз напоминаю, что у нас правая рука выполняет функцию противодействия левой, которая за счет небольшой тяги на себя осуществляет прижим к струнам. Тряпочка выполняет функцию глушения лишних струн. Поиграйте легатные пробежки без большого пальца. Естественно, координация левой руки нарушится, потому что отсутствует ориентир, который выполнял большой палец, находясь с обратной стороны грифа. Но для того, чтобы поймать ощущение расслабленности этого достаточно.
Попробуйте научиться играть любую легатную фразу таким способом относительно стабильно. Т.е. закрыв глаза на звуковые неточности, которые возникают при нарушении координации левой руки. Возможны нарушение динамики, небольшая аритмия, и даже могут звенеть лишние струны под тряпочкой. В данном случае это не важно. В читерском способе мы гонимся не за качеством звукоизвлечения, как мы это делаем обычно в подавляющем большинстве случаев при работе с инструментом, а за ощущениями расслабления левой руки.
Фраза, которую вы будете играть не обязательно должна быть шестиструнная. Она может быть трехструнная или на одной струне. Выбирайте ту, которую вам проще играть на данный момент.
Когда научитесь ее играть относительно стабильно без большого пальца левой руки с обратной стороны грифа, верните его на свое законное место. Ребро ладони правой руки расположите ближе к струнам, как оно обычно расположено при игре на гитаре. И сохраняя ощущение, которое запомнила левая рука, попробуйте поиграть ту же самую фразу. Если ощущение сохранилось, это говорит о том, что вы минимизировали до необходимого значения усилие, которое возникает в этом контуре. Соответственно напряжение уйдет.
Конечно же, надо понимать, что природа напряжения в левой руке может быть достаточно разнообразной, и мы рассмотрели только одну из причин, которая возникает в этом контуре.
В будущем мы также постоянно будем касаться левой руки и обсудим другие причины напряжения и как с ними бороться.
Источник
Тренировка пальцев левой руки гитариста
На сегодняшний день, имея большой педагогический опыт, я очень часто сталкиваюсь с тем, что на начальном этапе обучения игре на гитаре, даже в процессе кратковременных занятий начинает болеть левая рука. Этим вопросом достаточно глубоко занимаются физиологи — музыканты. Очень много на эту тему написано информации и различных заметок, но левой руке от этого легче не становится.
Конечно, можно бесконечно, преодолевая физическую боль, играть на гитаре, но заниматься музыкой лучше с удовольствием, а с удовольствием каждый человек может это делать в том случае, когда получается легко. Но боль все время напоминает о дискомфорте. Что все — таки делать, когда болезненные ощущения становятся явными.
- Ухаживать за своими руками .
— Беречь от переохлаждения и излишнего контакта с водой.
— Соединять руки и делать легкий массаж полностью всех пальцев и отдельно каждой фаланги.
— Очень мягко растягивать пальцы у основания.
Тренировать физический тонус запястья. Работать с тренажерами.
Первый тренажер, который мы рассмотрим — специальный, созданный для музыкантов. Данные тренажеры бывают разных типов и делятся по силе нажима.
Как проходит тренировка? Вы устанавливаете руку на весу, так же, как держали бы гриф гитары. Формируете позицию, устанавливаете каждый палец на отдельную клавишу, и нажимаете на нее определенное количество раз, например, 20. Чем легче вам будет делать это движение, тем лучше ваши мышцы будут развиваться, и как следствие, все меньше вас будет преследовать боль левой руки.
Очень важно! Во время тренировки, когда один палец нажимает на клавишу, остальные пальцы находятся на своих местах, то есть без напряжения, вне воздуха. Когда вы сможете непринужденно работать каждым пальцем отдельно, а это произойдет не сразу: как через несколько дней, так и несколько недель, все очень индивидуально, выберете пары пальцев и целенаправленно тренируйте только их. Например первый — второй, второй — третий, первый четвертый. Или нажимаете неоднократно сразу два. Это уже, как подскажет ваша фантазия. Нужно помнить о том, что это упражнение будет укреплять мышцы только в том случае если неоднократно повторять движение, так же, как в тренажерном зале происходит работа с телом. То есть, если нажать один или два раза, конечно, результата не будет. Желание научиться играть на гитаре сопровождайте позитивным отношением к упражнениям. Терпение и труд все перетрут!
Следующий тренажер о котором мы поговорим:
Гироскопическй. В него вставляется шнур, который проводится через выемку, вы делаете быстрое движение и раскручиваете шар. Он развивает очень большую скорость. Текущий мировой рекорд — скорость в 17 015 оборотов в минуту. В процессе работы кисти нужно быть готовым к тому, что наступает физическая усталость. На весу можно переводить тренажер в другую руку. На мой взгляд, это тренажер вместе с тренировкой руки формирует и дыхание и ритмическое состояние, которое дает работа по сути с инородним предметом, что очень важно для исполнения музыки.
Следующий тренажер, работу с которым мы рассмотрим — эспандер.
Эспандеры тоже отличаются друг от друга диаметром, толщиной и плотностью материала. Чем толще и плотнее материал, тем сложнее его прожимать. Поэтому отмечу, что прежде, чем приступать к тренировке кисти, казалось бы резиновым кружком, нужно очень точно подобрать в соответствии со своими возможностями. Он должен быть удобным!
Как работать с эспандером? Установить его внутри кисти, плотно прижать к поверхности, загадываете число, например 30, и именно такое количество раз мягко, всеми пальцами сжимаете тренажер. В данной работе не преследуется задача обязательно плотно прижать стенки эспандера друг к другу, важно, что мягко и ритмично осуществляется движение. Не менее важно, что как только вы сжали тренажер, тут же расслабляете руку. То есть бесконечно происходит смена сжатия и расслабления.
Когда вы почувствовали, что сжатие у вас получается легко, переносите эспандер на кончики пальцев и таким же мягким движением, например 20 раз, сжимайте тренажер.
И можно продолжить дальше, установить резиновый круг между двумя пальцами, средним и большим, например, и пробовать сжимать определенное количество раз.
Эта информация может способствовать формированию и развитию мышечного тонуса, на начальном этапе обучения игре на гитаре.
Если статья вас заинтересовала, можете посмотреть видео:
Источник
Гитара и здоровье: какие болезни преследуют гитаристов?
В данном материале мы хотим коснуться анатомического аспекта игры на гитаре. Мы постараемся рассказать вам, какие травмы можно получить, играя на любимом инструменте и как их избежать, как сделать занятия максимально полезными и развить функциональность и координацию правой и левой руки.
Вместо вступления
Человеческая рука представляет собой очень сложную механическую систему, основная задача которой состоит в выполнении сложных и точных высокодифференциальных действий. Последовательность движений задается человеческим мозгом: программа формируется в моторной зоне коры головного мозга, после чего по нервным стволам передается в мышцы. А мышцы, которые безостановочно подпитываются питательными веществами и кислородом из кровеносных сосудов, в свою очередь приводят в движения кости и суставы.
Одним из самых важных и сложных отделов человеческой руки является кисть. В основе подвижности и точности движений кисти лежит сочетание нескольких десятков малых костей и мышц, а также наличие специальных слизистых сумок, которые действуют как смазка и делают движения безболезненными и максимально плавными.
Очевидно, что такое описание строения руки и кисти является очень упрощенным. Также очевидно, что игра на гитаре серьезно повышает нагрузку на кисти рук: при неправильном подходе эта нагрузка может привести к различным болезням, которые негативно влияют на строение и мобильность суставов и мышц. По статистике более 85% музыкантов старше 35 лет имеют определенные профессиональные болезни. В следующем пункте мы расскажем об основных из них.
Заболевания, связанные с игрой на гитаре
Пресловутый туннельный синдром (воспаление срединного нерва) – заболевание, возникающее при частом и очень длительном однообразном сгибании и разгибании кисти, сопровождающимся напряжением мышц. Очевидно, что данное заболевание чаще всего преследует барабанщиков, а также гитаристов, постоянно использующих переменный штрих – при этом очень важно отметить, что и те, и другие используют в целом неправильную технику, напрягая мышцы. Основа правильной и быстрой игры: расслабленность мышц.
Профилактика: добиться максимального расслабления кисти при игре, особенно при частых монотонных сгибательно-разгибательных движениях. При появлении легкой боли дайте руке отдохнуть. Если к боли прибавляется еще и покалывание в нервных окончаниях, чувство онемения – возьмите музыкальный «отпуск» на 1-2 недели. Также при сочетании с частой работой за компьютером помогут упражнения на инфографике, представленной ниже.
Остеохондропатии отдельных костей в запястье – разрушение участков костной ткани в результате постоянной нагрузки. Проявляется достаточно редко и при наличии сопутствующих факторов развития (недостаток кальция, нездоровый образ жизни, малая подвижность в целом с частыми и серьезными нагрузками на отдельные зоны, в данном случае – кисти рук).
Профилактика: аналогично прошлому пункту, т.е. чередование периодов нагрузки с отдыхом по мере возникновения чувства усталости, раз в несколько месяцев полный отдых от игры на гитаре не менее 1 недели. Главный симптом остеохондропатии – перманентные боли (даже в период отдыха), сопровождающиеся покраснениями, отеками и неполной подвижностью суставов.
Деформирующий артроз – разрушение суставов вследствие сильных нагрузок. Самые яркие симптомы: изменение формы суставов, снижение их подвижности.
Профилактика: аналогично предыдущему пункту.
Неврит – болезнь нервных стволов, возникающая из-за перенапряжения и сдавливания. Одно из самых неприятных заболеваний, так как в худшем случае может привести к деградации мышц рук и их «усыханию». Возникает в результате игры напряженной рукой с большой амплитудой движения.
Профилактика: аналогично предыдущему пункту + профилактика всех видов инфекционных заболеваний, а также отравлений организма, в том числе алкогольной интоксикации.
Болезнь Рейно – болезнь кровеносных сосудов, которая возникает из-за нарушения их тонуса. Сопровождается приступами онемения кистей рук, побледнением и снижением температуры пальцев рук с параллельным снижением их двигательной функциональности.
Профилактика: общее снижение стресса, переход к здоровому и подвижному образу жизни, сокращение эпизодов отравления организма (курение, употребление алкоголя, наркотиков).
Двигательный невроз – заболевание центральной нервной системы, возникающее на фоне частных монотонных и однообразных практических занятий. Симптомы: постепенная утрата возможности скоординироваться для осуществления отдельных сложных приемов игры.
Профилактика: избегание частых длительных монотонных практических занятий, умение чередовать различные приемы во время игры упражнений.
Также распространенными заболеваниями среди гитаристов являются стенозирующий лигаментит (образование рубцов на связках с ущемлением сосудов и нервных каналов), крепитирующий тендолагинит и плечелучевой бурсит (болезнислизистых сумок, приводящих к сбоям в образовании смазки) и другие: каждое из них сопровождается болевыми ощущениями в кисти, может появляться чувство онемения и покалывания, излишняя усталость кистей. Профилактика осуществляется по схожим с предыдущими заболеваниями направлениям: чередование отдыха и нагрузок, уход от монотонных практических занятий с переходом к занятиям с участием всех групп мышц кистей и рук.
Как уберечь руки гитаристу: основные рекомендации
- Постарайтесь избегать серьезных механических травм: любые удары, вывихи, переломы, повреждения мышц и тканей режущими предметами оставляют след в организме и могут в определенной степени менять структуру костной ткани, сухожилий и суставов, что, конечно же, отразится на технике игры;
- Не переохлаждайте руки: в зимний период носите варежки, так как они удерживают тепло лучше перчаток, никогда не играйте на гитаре замершими руками!
- Из предыдущего пункта вытекает и следующий: не забывайте о разогреве и разминке перед игрой. Хотите узнать, как разогреваются гитарные легенды? Посмотрите школу Джона Петруччи Rock Discipline, в которой он не один десяток минут рассказывает про правильную подготовку к игре.
- Постарайтесь улучшить образ жизни: не увлекайтесь отравляющими организм веществами типа алкоголя или никотина, уж тем более наркотиками. Не забывайте хорошо высыпаться. Станьте более подвижным: больше двигайтесь пешком, три тренировки по 1 часу в неделю будет вполне достаточно для поддержания физического состояния. Если занимаетесь с отягощением в тренажерном зале или на турнике, избегайте сильных нагрузок на суставы рук и особенности кисти. Обязательно разогревайтесь перед силовой тренировкой. Про сочетание идеальной техники игры и «качалки» можете посмотреть в видео-материалах британского шреддера Рика Грэхэма (Rick Graham).
- Внимательно посмотрите на свой рацион питания: постарайтесь сделать его более разнообразным, избавившись от ненужного «мусора» в виде частого употребления фастфуда, газировок, жирной жареной пищи, сдобных булочек и прочего. Обязательно не реже 1-2 раз в год проходите курс приема витаминов и микроэлементов, так или иначе участвующих в поддержании в здоровом состоянии костей, сухожилий и связок (проконсультируйтесь с врачом!)
Как построить занятия на гитаре
ОДНО ПРОСТОЕ ПРАВИЛО: НЕ ПЕРЕТРУЖДАЙТЕСЬ!
Здесь и сейчас вы не станете играть так же быстро и чисто, как Ингви Мальмстин, поэтому в 4-часовой или более длительной пилёжке гамм, хроматик и длительной тренировке переменного штриха нет никакого смысла. Скорее всего вы через несколько месяцев или забросите гитару вовсе, так как из-за монотонности и перетренированности техника не просто не улучшиться – она может даже стать хуже. Самый плохой исход – попадете к врачу.
Намного более грамотный подход – разбивать занятия на блоки не только под разные группы мышц, но и под развитие моста «мозг-мышцы». Немного поясним на примере: как вы думаете, что будет более эффективно и менее травмоопасно
Полугодовая игра по 4 часа в день одинаковых гамм для развития скорости, чистоты и координации при игре переменным штрихом, потом еще полгодика оттачивания отдельных приемов (бенды, вибрато, легато, тэппинг и т.д.), потом еще 6 месяцев импровизации и т.д.
Занятия по 2-3 часа в день, в которые входит:
- 20-30 минут разминки;
- 30-40 минут тренировки правой руки: переменный штрих, гаммы, тремоло и т.д.;
- 30-40 минут тренировки левой руки: легато, растяжка, расширенные аккорды;
- 20-30 минут тренировки особых приемов игры: теппинг, свип и др.;
- 20-30 минут импровизации;
- Отдых на пару минут каждые 20-25 минут занятия.
Вполне очевидно, что второй вариант даст как равномерную нагрузку на мышцы и суставы рук, так и поможет в развитии координации и музыкального мышления. При этом вы едва ли столкнетесь с перетренированностью и эмоциональным «выгоранием», так как не будете заниматься многочасовой монотонной игрой одинаковых пассажей одной и той же техникой.
Если вы все же почувствовали боль или дискомфорт в запястье во время занятий (сейчас мы не говорим о болях на подушечках пальцев у новичков), то дайте рукам отдых не менее 10 минут. Если спустя небольшой отрезок времени в 5-10 минут боль возвращается – перестаньте играть на 1-2 недели. Ваша техника не ухудшится, при этом руки отлично отдохнут.
И не забывайте, что лучше заниматься меньше по времени, но регулярно, чем два раза в неделю, но по 5-6 часов. Берегите себя!
Источник