Гитара чем стучат по струнам

Игра на гитаре боем правой рукой

Те, кто только учится играть на гитаре часто спрашивают, как играть боем правой рукой? Каким боем играть ту или иную песню? Они хотят быстро и самостоятельно освоить аккомпанемент – и это по сути хорошо. Это первый шаг в освоении гитары, но когда-нибудь будет и второй, и третий. А пока. Вот наш неофициальный совет по любительскому исполнению песен.

Предисловие. Читать обязательно!

Данная статья не является ни уроком Академии Гитары, ни даже рекомендацией к обучению. В учебном курсе Академии Гитары аккомпанирование приемом разгеадо (а именно так называется то, что в любительской среде получило название «бой») изучается во втором семестре, только после изучения важных подготовительных аспектов музыкальной теории и приобретения навыков практической игры на гитаре.

Однако мы видим, что на всех гитарных форумах вопросы про «бой» появляются с регулярной частотой. И это хорошо! Значит, люди хотят научиться играть на гитаре. Все начинают с песен, просто некоторые идут дальше и учатся играть по-настоящему. Но это бывает позже.

Плохо лишь, с нашей точки зрения, то, что в ответ на свой вопрос человек слышит, что играть на гитаре проще простого, вот есть «гитарный бой», зажимаешь так аккорды, вот так бьешь по струнам – и все. Это либо объяснение такого же гитариста-любителя, недалеко ушедшего от примитивных аккордов, либо сознательная попытка не слишком затруднять себя обучением настоящей игре на гитаре.

Читайте также:  Венгерская рапсодия ференца листа ноты для

Однако мы понимаем, что все равно будут находиться те, кто хочет освоить игру аккордами «с нуля», и все равно будут те, кто скажет: «Это очень просто. Бери гитару и бей по струнам так. «

Поэтому мы и решили: если уж человек и захочет осваивать гитару сам, и сразу с игры «боем» на гитаре, пусть у него будет хотя бы толковое описание того, как можно научиться играть быстро, здесь и сейчас.

Что ж, отвлечемся от высокого искусства и вернемся к истокам – научимся играть на гитаре боем. Урок-факультатив по дворовому исполнению ваших любимых хитов начинается.

Виды боя и их обозначения

Техника игры ударами по струнам была выработана испанскими гитаристами; правильное название этого приема – «разгеадо». Существует более 100 видов разгеадо, в развитии этого приема игры особо преуспела гитара фламенко. Техника игры разгеадо в классическом ее понимании используется так или иначе почти во всех стилях гитарной музыки.

Например, посмотрите, как использованы удары по струнам приемом разгеадо в превосходном переложении Вячеслава Шувалова музыки из фильма Пираты Карибского моря для фингер-стайл гитары!

Играет Вячеслав Шувалов:

Вы можете так же красиво, эффектно и виртуозно научиться играть на гитаре, если пройдете курс обучения в Национальной Академии Гитары!

Но если Вы пока хотите лишь прикоснуться к азам гитарного искусства и научиться гитарному аккомпанементу аккордовым боем, мы расскажем о том, что это такое и как он играется на гитаре.

Именно в любительской среде возник термин «игра боем», или «гитарный бой». Такое название получило исполнение, при котором правая рука ударяет сверху вниз или снизу вверх по всем или почти всем струнам одновременно. Удары по струнам делаются в определенном ритме. Левая рука при этом «ставит аккорды» на грифе, то есть прижимает струны так, чтобы, когда они звучат все вместе, получался какой-либо аккорд. Потом левая рука ставит следующий аккорд, а правая повторяет тот же «бой», то есть тот же ритмический рисунок из ударов по струнам. Научиться этому не сложно даже тому, кто впервые взял гитару в руки.

Мы разберем только принцип игры правой рукой, и только один вид гитарного «боя», один ритмический рисунок, которым можно сыграть аккомпанемент почти ко всем популярным песням.

Пример ритма в формате mp3: здесь (142 кБ)

Для этого нам нужно будет освоить три отдельных движения правой рукой:

— удар сверху вниз по струнам
— удар сверху вниз с глушением
— удар снизу вверх по струнам

Почему удар сверху вниз обозначили стрелкой вверх? Струны гитары принято изображать в «перевернутом» виде, верхняя струна (шестая, самая толстая) снизу, а нижняя (первая) – сверху. Гитарист, когда держит гитару в руках, или если положит ее на колени, видит ее именно таким образом. Поэтому на рисунках нарисованы шесть «перевернутых» струн гитары, и направление удара по ним. Кстати, аналогично расположены ноты на нотном стане: низкие – внизу, высокие – вверху.

Удар по струнам сверху-вниз

Удар сверху вниз по струнам может исполняться и одним, и несколькими пальцами правой руки. Кисть начинает движение над шестой струной. Старайтесь извлекать звук в основном за счет поворота кисти: в момент соприкосновения с шестой струной кисть слегка отклонена вверх, а после «удара» по струнам направлена вертикально вниз. Рука (предплечье) также движется вниз, помогая извлекать звук, локоть неподвижен.

Удар по струнам сверху-вниз с глушением

Удар сверху вниз по струнам с глушением делается аналогично, только сразу после удара по струнам нужно прижать их ладонью. Движение кистью такое же, как в прошлый раз, в начале звукоизвлечения кисть слегка отклоняется вверх, потом пальцы скользят вниз по струнам, кисть разворачивается вниз и одновременно вы опускаете кисть на струны, практически не давая им звучать. Обратите внимание на положение кисти после удара:

Удар по струнам сниз-вверх

Удар снизу вверх – это даже не удар. Вы возвращаете кисть на место, одновременно проводя подушечками пальцев снизу вверх по струнам. Палец как бы «гладит» струны, двигаясь вверх. При этом все же постарайтесь, чтобы фаланга пальца при скольжении стояла перпендикулярно струнам (или как можно ближе к этому положению), тогда звук будет более акцентированным. При движении вверх не пытайтесь скользить по всем шести струнам, 3-4 нижних струны будет достаточно.

Пример игры боем и его запись

Теперь переходим собственно к «игре боем». Давайте рассмотрим как пример одну схему боя.

Сам ритмический рисунок можно услышать в звуковом файле MP3 (это та же ссылка, что и выше), или вот в этом midi . Не обращайте внимания на конкретные аккорды и ноты, важно уловить сам ритм.

А вот как его играть:

На нашей схеме темно-красные точки снизу грифа – это т.н. «тики», четвертые ноты. Если вы будете отбивать темп ногой, или используете метроном, то каждая точка – это удар метронома или ноги.

Получается такой ритм: вниз – (пауза) – вниз c глушением – вверх – (пауза) – вверх – вниз c глушением – вверх.

Дальше повторяем тот же ритм.

Как я уже писал, с помощью такого нехитрого приема можно сыграть аккомпанемент для большинства песен. Варьируйте ритмический рисунок для разных произведений, попробуйте не глушить струны – получится еще один вариант боя. Попробуйте делать удар вниз большим пальцем, а вверх не «бить» по струнам, а извлекать звук классическим способом, цепляя струны пальцами. Вариантов много. Но все схемы боя построены, в принципе, всего на трех движениях: удар вниз, удар вверх и глушение.

Предвосхищая вопрос о том, каким «боем» играется такая-то песня, отвечаю.

Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют «боем»; по крайней мере не играют так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по струнам гитары от начала композиции и до ее конца.

Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику. Звук от такого «аккомпанемента» вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного «боя». А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь «хрустящий», отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары.

Поэтому на вопрос, каким вариантом гитарного «боя» играть ту или иную песню, ответ простой: слушайте ритм песни, придумывайте «бой» с похожим ритмическим рисунком. Это если хотите сыграть хоть как-то. А если хотите играть хорошо – учитесь музыке, научитесь настоящему гитарному искусству !

Источник

Песни под гитару Дребезжание гитарных струн и дефекты звучания при игре на акустической гитаре.

Аккорды песен под гитару, видео

Дребезжание гитарных струн и дефекты звучания при игре на акустической гитаре.

Дребезжание гитарных струн: распространенные причины и способы их устранения.

Пожалуй, каждый гитарист сталкивался с проблемой дребезжания струн и «левого» звука при игре на гитаре. Это когда струны вперемешку с нормальным звуком начинают издавать противное — постороннее звучание, попросту говоря, струны дребезжат, звенят или имеется дополнительный противный шум.
Гораздо чаще дребезжание происходит с какой-то одной струной, и не факт, что на всех ладах, а на каких-то определенных.
Начинающие гитаристы в таких случаях либо этого не замечают, а если замечают, то начинают жадно искать в сети нужные ответы. Собственно, поэтому я и решил выложить сюда эту статейку. Дело нехитрое.

Шаг — 1. Выясняем, откуда идет посторонний звук:

По личному опыту и по опыту своих знакомых-гитаристов, могу сразу вам подсказать на что следует обратить свое внимание.

1. На первые лады грифа.
Это когда зажатые на первых ладах струны дребезжат, а ближе к корпусу гитары уже звучат нормально. Причина — низкие или неровные лады (1,2). От сюда можно понять, что причина довольно серьезная, и если гитара недавно купленная, то брак заводской на лицо. А если старая, то скорее всего на первом и втором ладах уже появились выемки от многочисленного прижатия струн, тем самым лады фактически стерлись — понизились и струны при зажатии, извлечении звука задевают соседние лады.

2. На последние лады грифа.
Тут получается обратная ситуация. На первых ладах струны звучат чисто, а по мере приближения к корпусу появляется заметное дребезжание. Причина — маленький зазор между 12-м ладом и струнами. То бишь проблема в настройке анкера.

3. На сами струны.
Если не один из вышеописанных причин вами не найдены, то скорее всего дребезжат (звенят) открытые (не зажатые) струны или одна струна. А это уже проблема выбора подходящего комплекта струн, как правило по диаметру.

4. На колки.
Нередкая причина. Это когда дребезжат не сами струны а колки. Поэтому данная проблема следствие нарушения их правильной работы. Какой именно колок шумит, можно узнать так. Брянькаем на гитаре пр. рукой, а левой трогаем колки по очереди. На котором дребезг прекращается, тот и виновник торжества. =)

5. На корпус гитары.
В этом случае дребезжит материал из которого сделан корпус. Узнать это просто. Стучим слегка по корпусу. Если дребезг есть, значит оно самое. Причина — старая гитара, да и скорее всего падала не раз, после чего внутри барабана частично оторвалась деревянная рейка или что-то другое.

Шаг -2 . Устраняем причины:

1. Если гитара новая, и вами обнаружена вышеописанная причина под номером 1, то смело сдаем ее обратно со словами «Положите ее туда откуда достали!» .
А если она старая, то молча меняем первые 2 лада, может быть и 3. Лучше конечно отдать это сделать гитарному мастеру,но можно обойтись и без него. Я сам это делал пару раз на 2-х своих гитарах, когда часто играл на улице. Лады стачивались у меня за пол года как «здрасьте».
Если решились сделать самостоятельно, то идем покупаем комплект подходящих по ширине гитарных ладов. В упаковке они длиньше, чем на грифе. Вынимаем старый лад поддевая его край острым предметом. Новый лад обрезаем по необходимому размеру и ставим на место старого. Если вы подобрали (купили) подходящие лады, то встанут без особых проблем. Края нового лада необходимо заранее округлить напильником и зачистить шкуркой, чтобы струна не цеплялась при игре. После того, как поставите его на место, можно для полной фиксации сильно надавить на него деревянным бруском, но не в коем случае не стучать.

2. Причина под цифрой 2 исправляется гораздо проще и легче. Для этого всего лишь нужно ослабить анкерный болт. Берем шестигранник или отвертку (смотря какой болт) и крутим — делая половина его оборота против часовой стрелки . Ждем 15 минут и измеряем зазор между 12 ладом и струнами (должен быть 4 мм). Это самый легкий и быстрый способ регулировки анкерного стержня гитары.

3. Чтобы не звенели открытые струны (звенят обычно нижние, а верхние при этом дребезжат). Нужно выбирать подходящий комплект струн. Могу сказать только то, что чем больше их диаметр, тем меньше они дают такой дефект. У меня стоит 9-ка. И если чуть по сильнее ударить по струнам, то начинают «шуметь». Ставил как-то 10-ку и проблемы не стало, но аккорды зажимать на таких струнах уже посложнее. Так что приходиться выбирать или- или.
Бывает так, что меняешь комплект струн на тот же диаметр, просто другой фирмы производителя, после чего проблема исчезает. Тут уже нужно прицениваться и заранее спрашивать в муз.магазине.

4. Проблема дребезжащих колков решается куда легче. Если колки дребезжат, значит открутились болтики для крепления червячного механизма или гайка (у акустических гитар типа «Вестерн» и «Джамбо«). Берем отвертку и маленький гаечный ключ (можно и пассатижами). Подтягиваем. Вот и все.

5. В этом случае, либо отдаем гитару мастеру либо снимаем струны и визуально ищем оторванную рейку и т.п. через резонаторное отверстие гитары, при этому постукивая слегка по ее корпусу. По звуку можно быстрее найти проблемное место. Находим ->клеим -> ждем сколько требует клей -> проверяем еще раз-> если все окей, то ставим струны на место.

Источник

Оцените статью