Гитара чем урал лучше чем

Легендарные свердловские бренды: гитара «Урал»

Кадр из клипа «Монархия роз» группы «Ред хот чилли пепперз». В руках гитариста Джоша Клингхофера — «Урал».

  • Содержание цикла:пиво «Исетское» (29 августа 2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал» (21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (4 февраля 2016 года)/шина «Снежинка», «Диск здоровья» (31 марта 2016 года)/синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016)

Когда говорят о советских электрогитарах, то всегда вспоминают «Урал». Между тем модельный ряд электрогитар, производившихся в СССР, включал в себя более сорока наименований! Почему же символом эпохи стал именно свердловский инструмент? Потому, что он был самым массовым: его произвели больше 200 тысяч. А самым массовым он стал потому, что был лучшим… А почему же ещё?

Свердловская фирма «Урал» и по названию, и по основному назначению была фабрикой КЛАВИШНЫХ инструментов. Гитары здесь начали делать только в 1969 году. Сначала это были реплики ленинградской гитары «Ритм-Соло», которая у нас получила название «Тоника». Когда свердловчане, что называется, набили на ней руку, перед ними была поставлена задача наладить выпуск собственной модели. Как следует из хранящейся в Государственном архиве Свердловской области справки «Выполнение социалистических обязательств», предприятие должно было «освоить новый вид электрогитары «соло» «Урал» к 30-летию Победы над Германией и в честь XXV съезда КПСС». То есть — к маю 1975 года.

Читайте также:  Как звучит гитара с одним комбиком

«Разберите. И разберитесь»

Поскольку опыта проектирования гитар ни у кого из работающих на фабрике «Урал» не было, решено было сделать то, что теперь называется «обратный инжиниринг» — то есть скопировать какой-то зарубежный образец.

Закупку поручили осуществить Свердловской железной дороге — одной из самых богатых структур области, которая была в состоянии осуществить валютные траты. СвЖД тогда (как, впрочем, и сейчас) курировала техникум железнодорожного транспорта — вот как бы для ансамбля этого учебного заведения и были закуплены электрогитары японской фирмы «Ямаха» (серия SG). Но в техникум инструменты тогда, разумеется, не попали. Их привезли на фабрику, дали конструкторам и сказали: «Разберите, разберитесь и сделайте похожее». Ну наши и сделали…

Участники гитарных интернет-форумов считают, что по красоте, эргономике и удобству игры «Урал» вчистую обыгрывает свою японскую «маму»

Никого из людей, участвовавших в запуске «Урала», «ОГ» найти не смогла — по полученной нами информации, их уже нет в живых. Но удалось установить имя главного создателя: по воспоминаниям Олега Холуева (мастера экспериментального участка внедрения новой продукции с 1980 по 1981 год), которые мы нашли на сайте Общества коллекционеров советских электрогитар, чертежи для первого, сигнального, образца разрабатывал начальник конструкторского бюро Иван Козленко.

В общем, задача была выполнена. И точно в срок — в 1975 году фабрика выпустила первые 240 гитар.

В отсутствие технологий

Несмотря на принцип «обратного инжиниринга», «Урал» не стал копией «Ямахи» — даже визуально. Чтобы не было явного плагиата, наши конструкторы корпус «отзеркалили» по горизонтали (у японской гитары «рог» внизу, а у нашей — сверху). Это, кстати, пошло «Уралу» в плюс: он намного красивее своей «мамы». Да и эргономика явно улучшилась.

Комментарий

Юрий Мишков, гитарист екатеринбургских групп «Апрельский марш», «Banga Jazz» и «Stambulchik brothers»:

— Я играл на «Урале». Это хороший инструмент начального уровня.

Говорят, что самым большим недостатком этой гитары являются струны. Если их поменять, то она звучит гораздо лучше… Струны вообще не являются частью гитары. Их надо ставить на свой вкус — под свои пальцы и привычки. Это общее правило: купил гитару — смени заводские струны на те, которые тебе нравятся. Так что ругать гитару «Урал» за струны — это последнее дело.

Я не горю желанием что-то в «Урале» критиковать. Да, наверное, это было плохое дерево. Колки слабые… Но это было не важно тогда. Эта гитара дала нам возможность поучиться в детстве и юности. За это ей спасибо. И я преисполнен благодарности к тем, кто всё это дело продвинул.

Хуже получилось с «начинкой»: как рассказал «ОГ» мастер экспериментального участка Эдуард Соколов, который работал на фирме с середины 80-х по 1991 год, у нашего предприятия в 70-х просто не было таких материалов и технологий, как у «Ямахи».

— Первая проблема заключалась в несовершенстве наших станков: изначально они предназначались для обработки деталей танков, а на них делали гитары. Это были фрезерные станки, которые весят несколько тонн, с мощнейшими моторами. А на Западе те же операции уже давно выполняют фрезерные машинки, которые весят несколько сот граммов, — объяснил Эдуард Соколов.

Кроме того, по словам мастера, для производства инструмента применялось неподходящее дерево — на шейку грифа вместо хорошего клёна, дефицита которого в СССР, вроде бы, не наблюдалось, почему-то ставили бук (он гнётся, чего с грифом быть не должно), а для деки использовали ель (при этом в паспорте гитары было написано: «использована высококачественная древесина лиственных пород» ). Для сравнения: у знаменитых американских электрогитар «Фендер» корпус сделан из ясеня или ольхи.

— Но основная проблема была даже не в дереве, а в электронике: она была очень примитивная, — говорит Эдуард Соколов.

Здесь надо заметить, что электронику производила сторонняя организация — военный завод, находившийся в закрытом городе Снежинске (Челябинская область). Звукосниматели и темброблоки приходили оттуда в готовом виде. Как-то повлиять на улучшение их параметров свердловчане не могли.

Не уральскими были и струны — они поставлялись ленинградским объединением «Светлана». Большая часть претензий к звучанию «Урала» — это претензии именно к струнам. Они были реально плохи.

— Струны были с плоской обмоткой и звук давали такой же плоский, однозначный какой-то, — рассказал «ОГ» лидер екатеринбургской группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец. — Поэтому я как-то решил заняться доморощенным апгрейдом: снял обмотку у струн, а под обмоткой оказались рояльные струны, которые вообще не приспособлены для игры руками!

Те же, кто менял ленинградские струны на более качественные, получали звук, который Александр Пантыкин (сам поигравший на «Уралах») назвал в разговоре с «ОГ» «чистым, прозрачным и неповторимым по тембру». Дедушке уральского рока вторит сайт ru-guitar.livejournal.com: «Урал» обладает собственным — и достаточно интересным — звучанием».

Их было две

Под словами «гитара «Урал» обычно понимают шестиструнную соло/ритм-гитару, которая выпускалась в двух версиях — 650 и 650а. Но кроме них, в Свердловске делали и четырёхструнный бас (тоже в двух модификациях — 510г и 510л). Первый из них был очень несбалансированным (один из авторов статьи сам в юности поиграл на таком инструменте): гриф гитары сильно перевешивал, и басистам приходилось левой рукой не только играть, но и удерживать гриф в нужном положении. Рука очень уставала. В модели 510л этот недостаток исправили.

Миф о тяжести «Урала»

МИФ. «Музыка, играемая на «Урале», автоматически становится тяжёлым роком, потому что гитара невероятно тяжёлая».

НА САМОМ ДЕЛЕ. «Урал» весит всего 3,5 кг. Для сравнения: вес легендарного «Фендера стратокастера», сделанного из ольхи, — 3,7 кг. А не менее легендарный «Гибсон Лес Пол Кастом» весит аж 5 кг!

Вне конкуренции

Получить по-настоящему крутой инструмент на уровне мировых стандартов свердловчанам не удалось. Профессиональные музыканты, игравшие в ресторанах и многочисленных советских ВИА, предпочитали «Уралам» выходцев из социалистических стран (чехословацкие «Йоланы», гэдээровские «Музимы»), а группы, показываемые по телевидению, уже тогда обзаводились лучшими западными инструментами — «Гибсонами» да «Фендерами»…

В популярной пародийной интернет-энциклопедии «Луркоморье» есть статья об «Урале», где в качестве доказательства «убожества» свердловской гитары приводится такой пассаж: (лучший, по мнению многих критиков, рок-гитарист России, участник групп «Чёрный кофе» и «Ария») «Сергей Маврин не играет на гитаре «Урал» только потому, что услышав ТАКОГО гитариста с ТАКОЙ гитарой, все музыканты мира повесятся». Самое смешное в этой фразе то, что Сергей Маврин на гитаре «Урал» играет! Более того: для рекламы возможностей российского усилителя «R&R (SOLO)» Маврин использовал отнюдь не «Гибсон» или «Фендер» (которые у него, конечно же, есть), а именно «Урал»! Фото: stukalin.ru

Однако «Урал» оказался настоящей находкой для различных музыкальных кружков при школах и Домах культуры, а их по стране были тысячи. Не будучи абсолютно лучшей советской гитарой в каком-то одном компоненте, по совокупности признаков «свердловчанка» оказалась вне конкуренции. За двадцать с небольшим лет было выпущено — и продано! — более 200 тысяч «Уралов» (примерно столько же реализовали за тот же период лучшие гитарные бренды Запада)! И это при том, что стоила гитара довольно дорого — 185 рублей, то есть на 30 процентов больше средней месячной зарплаты советских граждан.

Последние аккорды

Крах Советского Союза стал крахом и для гитары «Урал». В ноябре 1992 года фабрика стала собственностью коллектива и была преобразована в ТОО «Фирма музыкальных инструментов «Этюд-Урал». Коллектив решил сделать ставку не на музыкальные инструменты, а на производство мебели. Гитары по инерции ещё некоторое время выпускались, но в гораздо более скромных масштабах, а в 1998 году их производство было прекращено. Впрочем, фабрику переориентация не спасла: в 2007 году фирма «Урал-Этюд» прекратила своё существование.

…В этом году гитаре «Урал» исполняется 40 лет. Это давно уже не самая массовая электрогитара страны. Да и вообще не массовая… Интерес к ней сохранился у очень небольшого количества людей, в основном у коллекционеров. Хотя есть и удивительные исключения.

Именно в последние годы «Урал» добился того, о чём в советское время не мог даже мечтать: он пробился не то что на всероссийскую — на мировую сцену! На «Урале», например, играет басист джаз-квартета «Култрейн», который аккомпанирует аргентинской певице Карен Соуза. А гитарист знаменитой американской группы «Ред хот чилли пепперз» Джош Клингхофер три года назад даже снялся с «Уралом» в клипе «Монархия роз» («Monarchy of Roses»). Так что, как написал некто Дмитрий Морозов в комментарии к ролику какого-то заокеанского энтузиаста, который потрясающе красиво играет на «Урале»: «Проходят годы, и понимаешь, что НАШИ тоже умели делать ВЕЩИ. »

Источник

Советские электрогитары, на которых играли все музыканты ушедшей эпохи

Добрый день, дорогие подписчики и гости канала! Спасибо всем за ваши лайки и подписки! Всем добра!

Сегодня у нас публикация об электрогитарах советского производства, на которых играли музыканты ушедшей эпохи . Первой гитарой в списке будет «Аэлита» . У меня такая была. Шесть кнопок , от нажатия которых ничего не менялось и ужасный фон в придачу. Отдавал ее мастеру, он мне вход поменял на современный. Вес был просто огромный у гитары. Устаешь от нее очень быстро. Гитара массово выпускалась МПО «Кавказ» Ростове-на-Дону.

«Урал» — самая распространенная гитара в СССР . В 90-ые годы денег не было, а играть хотелось. Выпускалась гитара на свердловском заводе. Внешне похожа на «Аэлиту» . В свое время довелось и на ней поиграть.

А это гитара «Тоника» . Лично ее не встречал. Не довелось . Выпускалась в Свердловске. Для производства использовались разные породы дерева: ель, сосна, берёза, бук, граб и клён . Выглядит красиво. Какое звучание не могу сказать. Пишите в комментариях у кого был такой экземпляр. Скидывайте фото , если есть. Будет интересно вспомнить и посмотреть на эти уже редкие экспонаты. Особенно в хорошем качестве.

А за этой гитарой гонялись по всему городу . Ее производили в Восточной Германии с 1952 года . Считалось, что у нее звук намного лучше чем у электрогитары «Урал». К сожалению, не играл . Ничего сказать про нее не могу.

Вот такая гитара была у нашего басиста . Если не ошибаюсь, делали их в Болгарии. «Orpheus» и сейчас выглядит впечатляюще. Гитара полуакустическая. Форма очень красивая . Звук был не плохой. Особенно если сравнивать с электрогитарами «Урал» и «Аэлита» .

Это последняя разработка ростовской фабрики. Электрогитара «Стелла». Здесь четыре звукоснимателя и стереофонический выход. Интересно? Какими соображениями руководствовались создатели этих инструментов.

В Москве изготовлением гитар занималась Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии. Фабрика выпускала гитары под названием «Элгава». Существовало два варианта исполнения — с вибрато и без него.

Советские акустические гитары — отдельная история. Уверен, каждый играл на этих «чудных» инструментах. Интересное время было, когда ничего не было. Играли на том, что получалось достать. Кому везло больше, те доставали электрогитары европейского производства .

Благодарю за внимание и не забываем подписываться!

Источник

Это Урал, и это Урал: история Советских электрогитар

Меня немного забавляет, почему все Советские электрогитары по умолчанию называют «Урал»? Потому на обложке и стоит «Тоника» (и вообще басухи), ведь на них редко наносили логотип, потому и их часто постигала данная участь. А вообще было около 40 фирм, которые выпускали электрогитары в Советские времена. Но ясное дело, что самой известной был Урал.

Выпускать его начали аж в 1977 году, что делает его старейшей из всех советских электрух, а тираж в 100000 экземпляров ещё и самой массовой. 3 звукоснимателя, буковый корпус, рычаг тремоло и огромное количество регуляторов (моих любимых крутилок). Достаточно продвинутая штука, но идея далеко не оригинальная.

Да, советские инженеры внаглую спионерили наработку японцев. Но это, как я считаю, абсолютно нормально, ибо когда речь заходит о бюджетных и хороших гитарах, то ваш выбор — либо Yamaha, либо Ibanez. И хорошо что в СССР ориентировались на японцев, а не на американцев со всякими Gibson, Fender или Jackson. Нет, я мало что против этих ребят имею, но их суть, по большому счёту, в бренде, а не в каком-то выдающемся качестве, хотя это предмет для спора и каждому своё. Но давайте далее.

Кроме шуток, советские электрогитары очень прочные, и в интернете шуток на эту тему не меньше чем про легендарную Nokia 3310. Конечно, эти ребята мощные, но жарить на них мясо и забивать ими гвозди — не самая лучшая идея. Хотя, думаю что великий и ужасный Ваганыч поспорил бы со мной.

Да, я в курсе, что веслопата — это Ashtone, а это где-то юго-восточная Азия, где какие-нибудь детишки из Бангладеша за 3 доллара в день клепают для бомжей хреновые гитары (потому что лучше не умеют и винить их не в чем). Просто констатация моего отношения к этой фирме — не более.

Но вот за что обидно, так это за стереотип что советские гитары были такими тяжёлыми, что 20 минут игры и у тебя минус плечо. Наглейшее враньё, что по техническим характеристикам, ведь тот же Урал на 1,5 кило легче чем хвалённый Gibson Les Paul, что по моему опыту. Сравнивая опыт держания в руках гитары Стелла,

Что моего родного любимого Ibanez. Я б даже не сказал что Ibanez легче! Это, конечно, субъективно, но я напряга не чувствовал.

И вообще, советские гитары — это образец качества, но тогда у меня остался один вопрос:

И да, я не говорю про музыку в целом. Просто само качество звучания, особенно электрогитар было ну уж очень плохим, что на студиях, что в записи. И странно получалось: гитары хорошие, музыканты тоже, оборудование для своего времени терпимое, почему же так всрато?! Ответ прост:

Серьёзно, обычно когда я вижу что-то сделанное в СССР, то я понимаю что передо мной качественный продукт, но когда это струны для гитары — я на 100% уверен что передо мной кусок говна. Ну уж извините, здесь даже близко не моя нелюбовь к СССР, иначе я б и гитары не хвалил, просто констатация факта. Струны были очень толстые, что деформировало гриф, особенно учитывая повальную любовь советов к стальным струнам. Вариант добыть нормальные, конечно был.

Старички должны помнить, что в «совке» очень ценилась чешская обувь.

Источник

Оцените статью