Гитара черниговской фабрики ссср
Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 10.11.2015, 16:25
Итак, не лепо ли ны бяшеть, братие, начати повести славныя о Черниговском заводе музыкальных инструментов, что во славном городе Чернигове.
Завод музыкальных инструментов имени Павла Постышева был основан в 1933 году, занимался изготовлением струнно-щипковых инструментов, а с 1950-60 годов — еще и пианино (в частности, всем известная «Украина»).
Данная статья призвана ознакомить желающих с видом и хронологией этикеток гитар данного завода, а также собрать о них больше информации, чем я могу сейчас сам отыскать.
После войны до первой половины 1960 годов встречалась этикетка вот такого вида:
Надписи на этикетке гласили: » Управління Мебдеревопапірпром. Чернігівська Музично-меблева фабрика Київського раднаргоспу»
Гитары 6 и 7 струнные выпускались в маломензурном варианте (5/6), при этом дека имела высоту по обечайке всего 8-9см. У основания верхней деки часто встречалась инкрустация треугольничками светлого и темного дерева в виде половинки цветка. Из-за дизайна и размеров данную серию гитар часто именовали «цыганками» — их было удобно носить на шнурке за спиной, вешать на стену, а при необходимости можно было играть, зажав деку под мышкой, таковы были ее габариты.
Колковая механика изготавливалась обычным для Черниговского завода способом, характерной «болячкой» таких колков было выворачивание скобы, на которую опирался червяк, так как изготовлена она из мягкого металла. Спецификация была стандартной: верхняя дека из массива ели, нижняя и обечайка — фанера, переклей хвойных пород и березы или липы, реже бука, кант из пареного бука, гриф бук без накладки, с прогибом и нулевым ладом, крепился на один болт с четырехгранной головкой, профиль грифа был довольно удобным — полукруглый (тогда как, скажем, Свердловск делал прямоугольные в сечении грифы на акустике). Голова грифа вклеена под углом. Характерный косяк головки грифа этого периода — слишком малое расстояние от колка 1 и 6 струны до дерева, поэтому намотать запас длины струны на ось не всегда удавалось.
Примерно с середины 1960 годов стали встречаться более красочные этикетки с изображением веточек каштана и надписью «Черниговская фабрика муз инструментов имени Постышева», вот как тут:
Данные инструменты отличались от более ранних отсутствием инкрустации в основании деки, более толстым массивом дерева на верхней деке и менее качественным ладовым материалом. Если на ранних использовалась относительно твердая бронза, то здесь в ход пошла мягкая латунь, которая, ко всему прочему, со временем начинала вылезать из пазов, лады регулярно терялись. В это время появляются полномензурные инструменты наряду с «цыганками», которые в это время практически выходят из производства. В остальном — все та же замечательная черниговская гитара. Данный логотип печатался до второй половины 1970 годов, когда на смену ему пришел более лаконичный серый листок со значком завода, ТУ, ГОСТом и штампом ОТК с датой выпуска.
Данная этикетка печаталась в 1980-первой половине 1990х годов. Гитары, с некоторыми изменениями, оставались все того же стандартного потребительского качества, прочные, звонкие, без проблем выносящие сырость и мороз.
вот этикетка 1986 года:
1995 год уже на украинском языке, но принципиальных изменений еще нет:
На поздних гитарах середины 90х появляется надпись «Кобза» после названия завода.
Постепенно во второй половине 1990 годов завод стал частным предприятием, несколько изменил свои приоритеты, и этикетка стала более-менее привлекательной. Этикетки эти выпускались с красным, зеленым, голубым и желтым орнаментом. Известно, что с такой же этикеткой с конца 1990 годов выпускались и инструменты Изяславского завода (при этом было написано Черниговский завод — возможно, из-за недостатка типографий, что брались за изготовление этикеток, могли использовать черниговские без изменений), гитары были намного худшего качества, чем черниговские.
Гитары шли с фанерной декой плохого качества, гораздо хуже, чем советского периода или ранние из 1990х, гриф из крашеного бука стал лучше удерживать лады, но добавилось косяков в изготовлении — например, мне попадались экземпляры с совершенно прямоугольным профилем грифа от 1 до 5-6 лада и толщиной дерева около 1,5-2 см. Толщина ладов тоже стала значительно больше — с 2,5-миллиметровых был совершен переход на 3,2мм с круглым (даже не овальным, а именно круглым!) профилем лада.
Вот так выглядит последний вариант логотипа:
На данный момент завод практически не функционирует, из 1600 сотрудников осталось 60, два или три мастера, занимающиеся изготовлением бандур на дому, вроде бы в частных руках работает цех по изготовлению струн, струны ужасного качества, натяжение совершенно дикое, эти струны способны оторвать бридж от деки при строе дроп D.
Завод больше не делает музыкальных инструментов, с 2005 года он занимается изготовлением гробов на экспорт в Италию и другие страны Европы из остатков древесных материалов.
Прошу фото ваших гитар в комментариях, если будут логотипы других видов того же завода, буду очень рад пополнению.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Skyworker79, 10.11.2015, 17:16
Хорошо!Вот еще б фото самих гитар.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Cort, 11.11.2015, 03:43
За последнее время мне в руки попали две черниговские акустики, одна более-менее хорошая, большая, другая — так себе, маленькая. Хорошая сейчас у внука, сфотографировать не смогу, а маленькая стоит в кладовке. Вот она сама, и вот её этикетка
Про Черниговскую фабрику я тоже как-то пытался найти информацию, даже нашёл человека, который на ней работал, правда в механическом цехе, делали, кстати, латунные пикгарды на электрогитары. Вот здесь мой старый материал —
Ну и про фабрику — её сейчас просто нет. Недавно мой друг как переселенец был в Чернигове, уезжал туда от войны к родственникам. На все мои настойчивые просьбы сфотографировать остатки фабрики им.Постышева его родичи ответили, что это невозможно, поскольку на том мнсте стоит супермаркет и всё.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 11.11.2015, 11:56
такс, судя по виду гитары, к примеру, наличию инкрустации на деке и форме бриджа, это 60-70 годы, значит, еще один вид этикеток я пропустил. найти бы полную теперь, чтоб без обрыва.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 11.11.2015, 12:28
Лучшего качества фото добиться не смог.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 11.11.2015, 12:39
Лучшего качества фото добиться не смог.
а даты случайно нет? подозреваю довоенное время, там в зависимости от инструмента — гитара, домра, бандура или балалайка, или еще чего, наклейки отличались. И что за инструмент? судя по фото, снималось через эфу?
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 11.11.2015, 12:50
Ак гавайка.
Да, довоенная. В зависимости от инструмента наклейки не отличались.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 11.11.2015, 13:01
я видел черниговскую домру, там наклейка точно была другого цвета. Может, просто по цвету, тоже ромбик был
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
kurganov, 12.11.2015, 06:15
Господа, добрый день!
Искренне надеюсь, что кто-нибудь меня просветит и поправит. Я несколько раз видел акустические гитары с лейблом Black and White, похоже, что кооперативной эпохи. По стилю сборки и фурнитуре они очень похожи на украинские, не могут ли они иметь какое-либо отношение к черниговской фабрике?
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Cort, 12.11.2015, 06:17
Сходил к внуку, сфотографировал анонсированную вчера черниговку. Вот её этикетка, и она сама. Красавица, что сказать.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Я-Ха, 12.11.2015, 07:32
Вот целая эмблема со скрипичным ключом:
А есть у кого-нибудь крупная эмблема с каштаном?
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 13.11.2015, 09:45
Господа, добрый день!
Искренне надеюсь, что кто-нибудь меня просветит и поправит. Я несколько раз видел акустические гитары с лейблом Black and White, похоже, что кооперативной эпохи. По стилю сборки и фурнитуре они очень похожи на украинские, не могут ли они иметь какое-либо отношение к черниговской фабрике?
это дешевый Китай, фурнитуру они скопировали с черниговской, но она лучше по качеству. Деки шли из самых разных материалов, от массива елки, сосны или, скажем, березы, до трех-пятислойной фанеры и даже прессованной бумаги или МДФ, грифы обычно из китайской березы, есть и буковые, накладка из того же дерева, крашеная. Сейчас аналогичные гитары делают Eurofon и Alice
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
kurganov, 13.11.2015, 11:58
Thomerthu, спасибо!
Те гитары Black and White, которые мне попадались, уж слишком по-советски были сделаны- даже самый китайский Китай типа Eurofon или Alina Pro как-то погламурнее смотрится.Звучали неплохо — негромко, но достаточно приятно. Гриф, насколько я помню, достаточно массивен и грубовато обработан. Если еще попадется такая гитара — рассмотрю поподробнее.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
, 13.11.2015, 15:14
У меня была такая
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 14.11.2015, 09:17
kuznetsoff
похожа на кентавра из житомирского грифа (возможно, что и Чернигов такой формой головы баловался, но я не встречал) и какого-нибудь старого акустического инструмента, не обязательно гитары. Бридж гитарный, похож на артельные довоенных времен, но обратите внимание на след ниже бриджа — там явно что-то было, типа накладного, что ли. В общем, не пощупаешь — не узнаешь. Лично мне кажется, что это было что-то вроде восточных народных инструментов, там грушевидная форма довольно часто встречается. Может быть вполне, что и Чернигов таким баловался, они же не только гитары и мандолины клеили.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 14.11.2015, 09:31
Гриф то как раз кошерный черниговский с фирменой разметкой дотами. Глубоко довоенный.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
, 14.11.2015, 11:15
Это черниговская гитара, внутрях была наклейка. Уехала к реставратору в Чернигов же)
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 15.11.2015, 10:55
и все же мне кажется, что корпус как раз не гитарный. не будем спорить, извращенцев хватало что тогда, что сейчас, могли и «грушу» сделать. Я не встречал таких черниговских грифов (возможно, на 7 струнках такие и были, я с ними дела не имел)
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 15.11.2015, 12:15
Черниговская фабрика, как бы хорошо не были известны её инструменты, всё таки ещё терра инкогнито. По выпуску разнообразия акустических инструментов может смело соперничать с болгарами. То, что у нас мелькало- малая толика произведённого.
Уверен, черниговка ещё подкинет сюрпризов и в электричестве.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Fish, 15.11.2015, 18:41
Груша-полный отпад. «Я обторчался вчерняк!»
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 21.11.2015, 03:36
Ну и такое.
Из нета.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Я-Ха, 21.11.2015, 03:51
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 21.11.2015, 05:07
Хм. Странно.
У меня ассоциации с каштанами или бжолами больше, чем с богоизбранными)))
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Я-Ха, 21.11.2015, 05:30
Блинн, где вы все там каштаны видите? Наркоманы, штоле?
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 21.11.2015, 05:39
)))
Это Я-Ха, тебе питерские дожди разглядеть каштаны мешают)))
Приезжай в мае, всё поймёшь)))
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Я-Ха, 21.11.2015, 05:48
Так это та самая эмблема, о которой мы говорили? Вот ЭТО каштаны? Я думал, там свечечки из маленьких треугольничков сложенные.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 21.11.2015, 08:56
Я-Ха
Да, именно вот то, о чем шла речь, красные, желтые и зеленые треугольнички — это и были каштаны. В чем причина появления киевских каштанов на черниговской гитаре — надо копать дальше, пока инфы ноль.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 21.11.2015, 09:19
С каких пор каштаны стали (только) киевскими?
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Я-Ха, 21.11.2015, 09:49
У нас они тоже растут!
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 21.11.2015, 10:12
У нас они тоже растут!
Ага. Как то угощали меня арбузами, выращенными на даче в Подлипках (Москва, на всякий случай). Поскольку арбузы на стол попали с гордостью (во, и у нас. ), ел, стараясь не кривиться)))
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Skyworker79, 21.11.2015, 17:29
Кстати,каштаны-ладно,но вот почему этикетка на мове?Типа для республиканского рынка?Остальные ярлыки на русском напечатаны,вроде? Или после 60-х стали только на русском писать?По такому-то распоряжению?
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
, 23.11.2015, 12:10
Это ссылка неверующим фомам —
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
shock07, 23.11.2015, 13:25
Кстати,каштаны-ладно,но вот почему этикетка на мове?Типа для республиканского рынка?Остальные ярлыки на русском напечатаны,вроде? Или после 60-х стали только на русском писать?По такому-то распоряжению?
А никто не знает почему-когда-зачем переодически менялись надписи русский/украинский. И не только на черниговской фабрике. Это надо углублено изучать вопрос. Только переодически менялись укр-русс-укр-русс. Кстати, на гитарах той же тбилиской фабрики ни разу не видел надписи по грузински.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
, 27.11.2015, 06:27
Вот еще Черниговская. При желании можно запросить у продавца фото наклейки —
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 06.12.2015, 15:35
встретил еще один вариант наклейки у старого чернигова (с «каштанами», но другого цвета). Пытаюсь выяснить у хозяина, что за год выпуска.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
, 06.12.2015, 15:59
Так это та самая эмблема, о которой мы говорили? Вот ЭТО каштаны? Я думал, там свечечки из маленьких треугольничков сложенные.
так это и есть стилизованные каштановые свечки-многоцветия. их традиционно у нас треугольничками рисуют
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
Я-Ха, 06.12.2015, 23:01
встретил еще один вариант наклейки у старого чернигова (с «каштанами», но другого цвета). Пытаюсь выяснить у хозяина, что за год выпуска.
Во! Вот это — каштаны! Я такую наклейку видел. Но на этой этикетке я вижу и «птичку» в верхнем левом углу. Год выпуска очень интересен.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
thomerthu, 07.12.2015, 09:46
Я-ха,
пытаюсь выяснить у хозяина, обещался среди недели отписаться.
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
, 12.05.2018, 13:12
Этикетка 61-65 г.г. как вставить jpg .
Re: Хронология акустических гитар Черниговского завода муз. инструментов
, 12.05.2018, 13:36
Источник