- Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
- Строение гитары. Общая информация
- Схема строения гитары
- Корпус
- Нижняя дека
- Верхняя дека
- Вырез (катавей)
- Подставка (бридж)
- Канты
- Стреплок
- Обечайка
- Нижний порожек
- Розетка
- Резонаторное отверстие
- Колышки для крепления струн
- Накладка (гольпеадор)
- Накладка на гриф
- Ладовые порожки
- Голова грифа
- Накладка на голову грифа
- Гребень головы
- Колковая механика
- Валики колковой механики на классической гитаре
- Пятка
- Накладка на пятку
- Струны
- Верхний порожек
- Маркеры ладов
- Внутренняя часть
- Система пружин
- Анкерный стержень
- Гайка для регулировки анкера
- Предусилитель
- Звукосниматель
- Разъем типа «Джек»
- Что такое лады, и как я могу их использовать?
Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
Строение гитары. Общая информация
В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.
Схема строения гитары
На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.
Корпус
Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.
Нижняя дека
Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.
Верхняя дека
Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.
Вырез (катавей)
Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.
Подставка (бридж)
Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.
Канты
Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.
Стреплок
Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.
Обечайка
Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.
Нижний порожек
Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.
Розетка
Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.
Резонаторное отверстие
Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.
Колышки для крепления струн
Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».
Накладка (гольпеадор)
Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.
Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.
Накладка на гриф
Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.
Ладовые порожки
Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.
Голова грифа
Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.
Накладка на голову грифа
Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».
Гребень головы
Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.
Колковая механика
Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.
Валики колковой механики на классической гитаре
В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».
Пятка
Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.
Накладка на пятку
Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.
Струны
Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.
Верхний порожек
Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.
Маркеры ладов
Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.
Внутренняя часть
Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.
Система пружин
Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.
Анкерный стержень
Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.
Гайка для регулировки анкера
В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.
Предусилитель
Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.
Звукосниматель
Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).
Разъем типа «Джек»
Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.
Источник
Что такое лады, и как я могу их использовать?
В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.
Лады можно выведести из мажорной гаммы.
В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.
Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.
Как работают лады?
Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада — это теоретический способ ее обозначения:
C ионийский лад (= C мажорная гамма)
Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.
D дорийский лад
1 2 b 3 4 5 6 b 7
Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.
E фригийский лад
1 b 2 b 3 4 5 b 6 b 7
Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.
Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.
Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.
Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.
Далее находится обзор 7-ми гармонических ладов C мажорной гаммы, их формулы и соответствующий им аккорд:
I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7
II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7
III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7
IV Лидийский 1 2 3 #4 5 6 7 F G A B C D E Fmaj7
V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7
VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7
VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5
Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:
I Don’t Play Like My Aunt Lucy ( я не играю как моя тетя Люси ).
Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.
Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.
Черным кругом обозначены прочие ноты лада.
Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.
1. C ионийский лад
Формула: 1 2 3 4 5 6 7
Родственный аккорд: Cmaj7
Используется поверх мажорных аккордов
В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.
2. D дорийский лад
Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7
Родственный аккорд: Dm7
Используется поверх минорных аккордов
Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.
3. E фригийский лад
Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7
Родственный аккорд: Em7
Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)
Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.
4. F лидийский лад
Формула: 1 2 3 #4 5 6 7
Родственный аккорд: Fmaj7
Используется поверх мажорных аккордов
Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.
5. G миксолидийский лад
Формула: 1 2 3 4 5 6 b7
Родственный аккорд: G7
Используется поверх доминантных аккордов
Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.
Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.
6. A эолийский лад
Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7
Родственный аккорд: Am7
Используется поверх минорных аккордов
Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.
7. B локрийский лад
Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7
Родственный аккорд: Bm7b5
Используется поверх полууменьшенных аккордов
Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.
Источник